Человеческий капитал и потенциал здоровья



Скачать 141.5 Kb.
страница1/3
Дата17.01.2020
Размер141.5 Kb.
  1   2   3

Водогреева Л.В.

к.филос.н., доцент, зав. лабораторией НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением



Полесский В.А.

д.м.н., профессор, зам. директора НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением



Шиленко Ю.В.

к.м.н., с.н.с. НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением


РОЛЬ И МЕСТО ЗДОРОВЬЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Основные положения концепции человеческого капитала были разработаны так называемой «чикагской школой» (Беккер Г., Бовен П., Хансен Э. и др.) в 60-е годы XX века в США.

В современном контексте человеческий капитал принято рассматривать в структурном отношении с точки зрения таких составляющих, как витальный (генный) (V), социальный (S) и духовный (D) капиталы.

Витальный капитал есть врожденная составляющая человеческого капитала, то, что человек получает изначально. Социальный капитал приобретается в течение его жизни, в т. ч. за счет расходов государства на образование, здравоохранение, удовлетворение социальных потребностей и т. п. Формирование духовного капитала происходит через внутреннюю жизнь человека в процессе накопления им духовного опыта и развития как личности. При этом внутренними условиями формирования духовности выступают национальные традиции, этнический архетип и т. д., внешними – воспитание, образование, культурные традиции, идеологические установки.

Расходы на охрану здоровья и образование можно представить в виде инвестиций в будущие способности индивидуумов приносить доход. “Очевидно, что работа, которую научился выполнять здоровый специалист, будет оплачиваться выше заработной платы обычных сотрудников и позволит ему возместить все расходы на образование, принося при этом прибыль, которую, по крайней мере, приносит обычно равноценный капитал. Но это должно быть сделано в разумные сроки, т. к. продолжительность здоровой человеческой жизни неопределенна так же, как не определен и срок службы машины. Разница между заработной платой здорового квалифицированного и обычного сотрудника основана на этом принципе” [1].

«Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем… » и « …создается путем внутренней трансформации самих индивидов, вызываемой их навыками и способностями» [2].

Теория человеческого капитала и потенциала здоровья интенсивно разрабатывается в течение последних десятилетий экономистами и социологами, валеологами и организаторами здравоохранения в странах с эффективной долгосрочной стратегией развития [2, 4]. При этом они руководствуются следующими основными представлениями и соображениями о капитализации национальных ресурсов здоровья.

1. Объектом, критерием и целью стратегического развития общества являются такие базовые компоненты, как человеческий капитал, технологические инновации и разумное освоение природных ресурсов.

2.Расходы на охрану здоровья и медицинскую помощь, на приобретение знаний и навыков для повышения производительности труда схожи с инвестициями в физический капитал.

3. Расходы на здравоохранение и образование, подготовку без отрыва от производства и миграцию рабочей силы рассматриваются как инвестиции, вознаграждаемые в будущем более высокими доходами.

4. Разный уровень инвестиций в человеческий капитал и потенциал здоровья объясняются неодинаковой производительностью разных работников и, следовательно, неодинаковым уровнем оплаты труда.

Решения об инвестициях в человеческий капитал и потенциал здоровья во многих странах принимаются как на уровне государств, так и отдельных лиц. В первую очередь это касается решений правительств о размерах инвестирования в здравоохранение и образование. Одним из обоснований государственного вмешательства выступает выгода, приносимая инвестициями в человеческий капитал для общества в целом. Более образованное и информированное общество способно принимать более рациональные социально-экономические и эколого-правовые решения, а общественные стандарты здравоохранения и его финансирования снижают уровень заболеваемости, инвалидности, смертности.

В западной экономической науке существуют многочисленные подходы к оценке человеческого капитала. Он рассчитывается на основе затрат на охрану здоровья, воспитание, образование, профессиональную подготовку и т. п. Для сопоставления национальных богатств в различных странах человеческий капитал определяется в стоимостном выражении (например, в долларах США) с учетом паритета покупательной способности (ППС) валют.

В таблице 1 представлены данные Всемирного банка о величине национального богатства и его составляющих в разных странах мира [3].

Таблица 1. Национальное богатство стран мира.

Страна

Национальное богатство (трлн. долл.)

Национальное богатство в расчете на одного человека (тыс. долл.)

Человеческий капитал

Природный капитал

Физический капитал

Капитал страны в целом

Мир в целом

550

60

15

15

90

Страны «семерки»

275

280

10

70

360

Страны ОПЕК

95

90

70

30

190

Страны СНГ

80

140

105

30

275

Россия

60

200

100

40

340

Остальные страны мира

100

20

5

5

30

Страны «семерки» по отношению к России (%)

458

140

10

175

106


Между тем, человеческий капитал определяется не просто затратами социума на становление человека (этим определяется лишь его интеллектуальная составляющая), а «запасом устойчивости» человека, его структурной (внутренней) энергией, включая врожденную (витальный капитал) и приобретенные (интеллектуальную и духовную) составляющие.

В существующем на Западе подходе к проблеме человеческого капитала явственно проявляется основной дефект западной светской цивилизации, в которой главным является человек-работник, человек-потребитель, но отнюдь не человек духовный. Для этого общества мало значим и процесс рождения нового человека со своим витальным капиталом.

Еще один недостаток экономического подхода обусловлен пока еще неразработанной методикой квалиметрического учета потенциального вклада здоровья в человеческий капитал. При его оценке обычно рассматривается фактор повышения производительности труда в зависимости от образования, зачастую в отрыве от потенциала здоровья. Результаты сравнительных исследований позволяют определить характер и силу взаимосвязей человеческого капитала с экономическими теориями здоровья и уровнем развития системы здравоохранения. Известные положения психологической теории «социального научения» также неспособны объяснить возрастание дохода в зависимости от уровня индивидуального и популяционного здоровья.

Более глубокое и всестороннее изучение реально существующей положительной связи между повышением уровня национального дохода, с одной стороны, и более высоким уровнем общественного здоровья, с другой, возможно с помощью методов эргодинамической квалиметрии.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Хроническая сердечная недостаточность: определение, классификация, диагностика
2012 -> План: Предмет экологической биохимии
2012 -> Реакция уротелиального эпителия мочевого пузыря при доброкачественной гиперплазии предстательной железы
2012 -> "Иммунопатология"
2012 -> Методическая разработка для ординаторов, обучающихся по специальности «аллергология и иммунология» Тема разработки: Первичные иммунодефициты
2012 -> Учебное пособие для врачей
2012 -> Медико-санитарной помощи в территориальной поликлинике для взрослого населения методические рекомендации
2012 -> Руководство для врачей Москва 2013
2012 -> Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для студентов: по специальности060501 Сестринское дело
2012 -> «Избранные вопросы внутренней медицины» 25-26 февраля 2016 г

Скачать 141.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница