Водогреева Л.В.
к.филос.н., доцент, зав. лабораторией НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением
Полесский В.А.
д.м.н., профессор, зам. директора НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением
Шиленко Ю.В.
к.м.н., с.н.с. НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением
РОЛЬ И МЕСТО ЗДОРОВЬЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Основные положения концепции человеческого капитала были разработаны так называемой «чикагской школой» (Беккер Г., Бовен П., Хансен Э. и др.) в 60-е годы XX века в США.
В современном контексте человеческий капитал принято рассматривать в структурном отношении с точки зрения таких составляющих, как витальный (генный) (V), социальный (S) и духовный (D) капиталы.
Витальный капитал есть врожденная составляющая человеческого капитала, то, что человек получает изначально. Социальный капитал приобретается в течение его жизни, в т. ч. за счет расходов государства на образование, здравоохранение, удовлетворение социальных потребностей и т. п. Формирование духовного капитала происходит через внутреннюю жизнь человека в процессе накопления им духовного опыта и развития как личности. При этом внутренними условиями формирования духовности выступают национальные традиции, этнический архетип и т. д., внешними – воспитание, образование, культурные традиции, идеологические установки.
Расходы на охрану здоровья и образование можно представить в виде инвестиций в будущие способности индивидуумов приносить доход. “Очевидно, что работа, которую научился выполнять здоровый специалист, будет оплачиваться выше заработной платы обычных сотрудников и позволит ему возместить все расходы на образование, принося при этом прибыль, которую, по крайней мере, приносит обычно равноценный капитал. Но это должно быть сделано в разумные сроки, т. к. продолжительность здоровой человеческой жизни неопределенна так же, как не определен и срок службы машины. Разница между заработной платой здорового квалифицированного и обычного сотрудника основана на этом принципе” [1].
«Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем… » и « …создается путем внутренней трансформации самих индивидов, вызываемой их навыками и способностями» [2].
Теория человеческого капитала и потенциала здоровья интенсивно разрабатывается в течение последних десятилетий экономистами и социологами, валеологами и организаторами здравоохранения в странах с эффективной долгосрочной стратегией развития [2, 4]. При этом они руководствуются следующими основными представлениями и соображениями о капитализации национальных ресурсов здоровья.
1. Объектом, критерием и целью стратегического развития общества являются такие базовые компоненты, как человеческий капитал, технологические инновации и разумное освоение природных ресурсов.
2.Расходы на охрану здоровья и медицинскую помощь, на приобретение знаний и навыков для повышения производительности труда схожи с инвестициями в физический капитал.
3. Расходы на здравоохранение и образование, подготовку без отрыва от производства и миграцию рабочей силы рассматриваются как инвестиции, вознаграждаемые в будущем более высокими доходами.
4. Разный уровень инвестиций в человеческий капитал и потенциал здоровья объясняются неодинаковой производительностью разных работников и, следовательно, неодинаковым уровнем оплаты труда.
Решения об инвестициях в человеческий капитал и потенциал здоровья во многих странах принимаются как на уровне государств, так и отдельных лиц. В первую очередь это касается решений правительств о размерах инвестирования в здравоохранение и образование. Одним из обоснований государственного вмешательства выступает выгода, приносимая инвестициями в человеческий капитал для общества в целом. Более образованное и информированное общество способно принимать более рациональные социально-экономические и эколого-правовые решения, а общественные стандарты здравоохранения и его финансирования снижают уровень заболеваемости, инвалидности, смертности.
В западной экономической науке существуют многочисленные подходы к оценке человеческого капитала. Он рассчитывается на основе затрат на охрану здоровья, воспитание, образование, профессиональную подготовку и т. п. Для сопоставления национальных богатств в различных странах человеческий капитал определяется в стоимостном выражении (например, в долларах США) с учетом паритета покупательной способности (ППС) валют.
В таблице 1 представлены данные Всемирного банка о величине национального богатства и его составляющих в разных странах мира [3].
Таблица 1. Национальное богатство стран мира.
Страна
|
Национальное богатство (трлн. долл.)
|
Национальное богатство в расчете на одного человека (тыс. долл.)
|
Человеческий капитал
|
Природный капитал
|
Физический капитал
|
Капитал страны в целом
|
Мир в целом
|
550
|
60
|
15
|
15
|
90
|
Страны «семерки»
|
275
|
280
|
10
|
70
|
360
|
Страны ОПЕК
|
95
|
90
|
70
|
30
|
190
|
Страны СНГ
|
80
|
140
|
105
|
30
|
275
|
Россия
|
60
|
200
|
100
|
40
|
340
|
Остальные страны мира
|
100
|
20
|
5
|
5
|
30
|
Страны «семерки» по отношению к России (%)
|
458
|
140
|
10
|
175
|
106
|
Между тем, человеческий капитал определяется не просто затратами социума на становление человека (этим определяется лишь его интеллектуальная составляющая), а «запасом устойчивости» человека, его структурной (внутренней) энергией, включая врожденную (витальный капитал) и приобретенные (интеллектуальную и духовную) составляющие.
В существующем на Западе подходе к проблеме человеческого капитала явственно проявляется основной дефект западной светской цивилизации, в которой главным является человек-работник, человек-потребитель, но отнюдь не человек духовный. Для этого общества мало значим и процесс рождения нового человека со своим витальным капиталом.
Еще один недостаток экономического подхода обусловлен пока еще неразработанной методикой квалиметрического учета потенциального вклада здоровья в человеческий капитал. При его оценке обычно рассматривается фактор повышения производительности труда в зависимости от образования, зачастую в отрыве от потенциала здоровья. Результаты сравнительных исследований позволяют определить характер и силу взаимосвязей человеческого капитала с экономическими теориями здоровья и уровнем развития системы здравоохранения. Известные положения психологической теории «социального научения» также неспособны объяснить возрастание дохода в зависимости от уровня индивидуального и популяционного здоровья.
Более глубокое и всестороннее изучение реально существующей положительной связи между повышением уровня национального дохода, с одной стороны, и более высоким уровнем общественного здоровья, с другой, возможно с помощью методов эргодинамической квалиметрии.
Поделитесь с Вашими друзьями: |