Аннотированное содержание программы



Дата23.09.2017
Размер79.5 Kb.

АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Дисциплины «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии»



по специальности «060301 Фармация»


  1. Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 108 часов – 3 зачетные единицы.

2) Цель учебной дисциплины – подготовка компетентных специалистов, способных применять знания и умения по теоретическим вопросам рационального использования лекарственных растений и их сборов для фитотерапии распространенных заболеваний, составлению лекарственных сборов, а также технологии изготовления лекарственных форм на фармацевтическом производстве и в домашних условиях. Закрепление знаний и практических навыков, полученных при изучении курса фармакогнозии.

3) Задачи дисциплины

  • изучение принципов и правил фитотерапии;

  • изучение современной научной трактовки традиционных подходов к лечению лекарственными растениями с учетом экологических, патогенетических принципов и определением их места в комплексном лечении больных;

  • овладение информацией по фармакологической активности лекарственных растений в зависимости от содержания в них биологически активных веществ и рекомендациям по их применению;

  • научить применять лекарственные растения для профилактики и лечения патологических состояний, для повышения терапевтической активности специфического лечения;

  • изучение методологии выбора лекарственных растений для фитотерапии на основе клинико-фармакологического подхода: зависимость выбора лекарственного растения от особенностей организма конкретного пациента, возраста, характера сопутствующей патологии, аллергологического анамнеза, получаемой им лекарственной терапии, наличия беременности и лактации и других факторов;

  • составление лечебных сборов из лекарственных растений, официально разрешенных к применению в медицинской практике при различных патологических состояниях, учитывая особенности взаимодействия компонентов сбора между собой и фармпрепаратами;

теоретически обоснование выбор технологии изготовления лекарственных форм на основе лекарственного растительного сырья.

4) Содержание разделов учебной программы

  1. Основные принципы фитотерапии. Место и роль фитотерапии в современной медицине. Лекарственное растительное сырье, оказывающее воздействие на секрецию пищеварительных желез. Лекарственное растительное сырье противокашлевого и отхаркивающего действия.

  2. Лекарственное растительное сырье противомикробного и противопаразитарного действия.

  3. Лекарственное растительное сырье седативного и тонизирующего действия.

  4. Лекарственное сырье кровоостанавливающего действия.

  5. Лекарственное растительное сырье потогонного (противопростудного) действия.

  6. Лекарственное растительное сырье противобластомного действия.

  7. Лекарственное растительное сырье, применяющееся при бронхиальной астме.

  8. Лекарственное сырье кардиотонического действия.

  9. Лекарственное растительное сырье гипотензивного действия и улучшающие мозговое кровообращение.

  10. Лекарственное растительное сырье антиаритмического, и гипохолестеринемического действия.

  11. Лекарственное сырье диуретического действия.

  12. Лекарственное сырье, оказывающее воздействие на печень и желчевыводящие пути.

  13. Лекарственное сырье слабительного действия.

  14. Лекарственное сырье вяжущего действия.


5) В результате освоения дисциплины «Фармакогнозия» студент должен:

Знать:

  • Номенклатуру и характеристику лекарственных растений (химическая структура, фармакологическая активность, биологически активные вещества), официально разрешенных к применению в медицинской практике.

  • Общие принципы фитотерапии и фитопрофилактики и их роль в общем лечебно-профилактическом процессе.

  • Особенности применения и противопоказания лекарственных растений, лекарственного растительного сырья, фитопрепаратов на его основе при наиболее распространенных заболеваниях.

  • Основные принципы рационального использования лекарственных растений (индивидуализированный клинико-фармакологический подход к выбору фитопрепаратов, особенности показаний к стационарному и поликлиническому применению фитотерапии).

  • Правила составления сборов и выбора лекарственных растений для сбора.

  • Номенклатуру сборов для фитотерапии распространенных заболеваний.

  • Технологию изготовления лекарственных форм и препаратов на основе лекарственного растительного сырья.

Уметь:

  • Проводить аналитико-синтетическую обработку информации по вопросам применения лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов и использовать результаты для решения практических задач;

  • Выбрать фитопрепарат и аргументировать лекарственное растительное сырье и фитопрепарат для лечения пациента в зависимости от особенностей его организма, возраста, характера сопутствующей патологии, аллергологического анамнеза, проводимой медикаментозной терапии.

  • Соблюдать правила медицинской этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношениями провизора и больного, провизора и врача.

  • Составлять сборы из лекарственных растений, учитывая особенности взаимодействия компонентов сбора между собой и лекарственными препаратами, получаемыми пациентом;

  • Проводить фармацевтическое консультирование больных по вопросам фитотерапии при распространенных заболеваниях.

  • Обосновать выбор и технологию изготовления рациональной лекарственной формы из лекарственного растительного сырья в зависимости от его морфологической группы и химического состава.

Владеть: принципами, правилами и особенностями применения лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов в монотерапии и в составе комплексной терапии различных нозологических формах, алгоритмом разработки индивидуальных рецептур сборов, основами технологии изготовления рациональной лекарственной формы из лекарственного растительного сырья в зависимости от его морфологической группы и химического состава.
6) Перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).

  • способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

  • способностью и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

  • способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);

  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).

+ ОК-9-15

  • способностью и готовностью к проведению информационно- просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

  • способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

  • способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49);

  • способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

в области производственной деятельности:

  • способностью и готовностью принимать участие в организации производственной деятельность фармацевтических предприятий и организаций по изготовлению и производству лекарственных средств (ПК-3);

    • способностью и готовностью организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда (ПК-6);

в области реализации лекарственных средств и других фармацевтических товаров:

    • способностью и готовностью к изучению спроса и потребности на различные группы фармацевтических товаров (ПК-7);

  • способностью и готовностью проводить отпуск лекарственных средств и других фармацевтических товаров оптовым и розничным потребителям, а также льготным категориям граждан (ПК-8);

  • в области организационно-управленческой деятельности:

  • способностью и готовностью к документальному проведению предметно-количественного учета основных групп лекарственных средств (ПК-12);

  • способностью и готовностью к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий и организаций по охране труда и техники безопасности (ПК-21);

    • способностью и готовностью к принятию мер по своевременному выявлению лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств и изъятию их из обращения в целях дальнейшего уничтожения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ПК-22);

  • способностью и готовностью производить изъятие и отправку лекарственных средств, подлежащих уничтожению, на специализированное предприятие, имеющее лицензию на осуществление данного вида деятельности (ПК-23);

  • способностью и готовностью к организации перевозки лекарственных средств с учетом принципов транспортной логистики и соблюдения требований холодовой цепи (ПК-24);

  • способностью и готовностью принимать участие в планировании и анализе деятельности фармацевтических предприятий и организаций по вопросам хранения и перевозки лекарственных средств (ПК-26);

  • способностью и готовностью к обеспечению процесса хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики (ПК-27);

  • в области контрольно-разрешительной деятельности:

  • способностью и готовностью к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов (ПК-28);

  • способностью и готовностью организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организации (ПК-30);

    • способностью и готовностью определить перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества лекарственных средств, в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи и иными нормативными правовыми документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования (ПК-31);

  • способностью и готовностью к участию в организации функционирования аналитической лаборатории (ПК-32);

  • способностью и готовностью определить способы отбора проб для входного контроля лекарственных средств в соответствии с действующими требованиями (ПК-33);

  • способностью и готовностью готовить реактивы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-34);

  • способностью и готовностью проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-35);

  • способностью и готовностью интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36);

  • способностью и готовностью оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и других групп биологически активных веществ) (ПК-38);

  • способностью и готовностью к участию в проведении химико-токсикологического исследования с целью диагностики острых отравлений, наркотических и алкогольных опьянений (ПК-39);

  • способностью и готовностью проводить декларирование качества лекарственных средств (ПК-40);

в области научно-исследовательской и информационно-просветительской деятельности:

  • способностью и готовностью оказать консультативную помощь медицинским работникам и потребителям лекарственных средств и других фармацевтических товаров по правилам хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом их физико-химических свойств (ПК-41);

  • способностью и готовностью оказать консультативную помощь работникам фармацевтических предприятий и организаций по хранению и учету наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ПК-42);

  • способностью и готовностью к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения лекарственных средств, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме (ПК-43);

  • способностью и готовностью к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям (ПК-44);

  • способностью и готовностью оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств и других фармацевтических товаров (ПК-45);

  • способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

  • способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

  • способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49);

    • в области оказания первой медицинской помощи:

способностью и готовностью принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях (ПК-50).

7) Виды учебной работы: лекция-визуализация, практическое занятие, лабораторно-практическое занятие, семинар.

8) Изучение дисциплины заканчивается зачетом.


Зав. кафедрой фармакогнозии



и ботаники, доцент Яницкая А.В.


Каталог: uploads -> files -> 2014-4
2014-4 -> Основная профессиональная образовательная программа
2014-4 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Аллергология и иммунология»
2014-4 -> Аннотированное содержание программы
2014-4 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Колопроктология»
2014-4 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Стоматология детская»
2014-4 -> Дисциплины «Травматология, ортопедия. Военно-полевая хирургия»
2014-4 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Сердечно-сосудистая хирургия»
2014-4 -> Рабочей программы по дисциплине «Физиология сенсорных систем»
2014-4 -> Тема занятия 10: Цитологические исследования в лабораторной диагностике


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница