АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Дисциплины «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии»
по специальности «060301 Фармация»
-
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 108 часов – 3 зачетные единицы.
2) Цель учебной дисциплины – подготовка компетентных специалистов, способных применять знания и умения по теоретическим вопросам рационального использования лекарственных растений и их сборов для фитотерапии распространенных заболеваний, составлению лекарственных сборов, а также технологии изготовления лекарственных форм на фармацевтическом производстве и в домашних условиях. Закрепление знаний и практических навыков, полученных при изучении курса фармакогнозии.
3) Задачи дисциплины
-
изучение принципов и правил фитотерапии;
-
изучение современной научной трактовки традиционных подходов к лечению лекарственными растениями с учетом экологических, патогенетических принципов и определением их места в комплексном лечении больных;
-
овладение информацией по фармакологической активности лекарственных растений в зависимости от содержания в них биологически активных веществ и рекомендациям по их применению;
-
научить применять лекарственные растения для профилактики и лечения патологических состояний, для повышения терапевтической активности специфического лечения;
-
изучение методологии выбора лекарственных растений для фитотерапии на основе клинико-фармакологического подхода: зависимость выбора лекарственного растения от особенностей организма конкретного пациента, возраста, характера сопутствующей патологии, аллергологического анамнеза, получаемой им лекарственной терапии, наличия беременности и лактации и других факторов;
-
составление лечебных сборов из лекарственных растений, официально разрешенных к применению в медицинской практике при различных патологических состояниях, учитывая особенности взаимодействия компонентов сбора между собой и фармпрепаратами;
теоретически обоснование выбор технологии изготовления лекарственных форм на основе лекарственного растительного сырья.
4) Содержание разделов учебной программы
-
Основные принципы фитотерапии. Место и роль фитотерапии в современной медицине. Лекарственное растительное сырье, оказывающее воздействие на секрецию пищеварительных желез. Лекарственное растительное сырье противокашлевого и отхаркивающего действия.
-
Лекарственное растительное сырье противомикробного и противопаразитарного действия.
-
Лекарственное растительное сырье седативного и тонизирующего действия.
-
Лекарственное сырье кровоостанавливающего действия.
-
Лекарственное растительное сырье потогонного (противопростудного) действия.
-
Лекарственное растительное сырье противобластомного действия.
-
Лекарственное растительное сырье, применяющееся при бронхиальной астме.
-
Лекарственное сырье кардиотонического действия.
-
Лекарственное растительное сырье гипотензивного действия и улучшающие мозговое кровообращение.
-
Лекарственное растительное сырье антиаритмического, и гипохолестеринемического действия.
-
Лекарственное сырье диуретического действия.
-
Лекарственное сырье, оказывающее воздействие на печень и желчевыводящие пути.
-
Лекарственное сырье слабительного действия.
-
Лекарственное сырье вяжущего действия.
5) В результате освоения дисциплины «Фармакогнозия» студент должен:
Знать:
-
Номенклатуру и характеристику лекарственных растений (химическая структура, фармакологическая активность, биологически активные вещества), официально разрешенных к применению в медицинской практике.
-
Общие принципы фитотерапии и фитопрофилактики и их роль в общем лечебно-профилактическом процессе.
-
Особенности применения и противопоказания лекарственных растений, лекарственного растительного сырья, фитопрепаратов на его основе при наиболее распространенных заболеваниях.
-
Основные принципы рационального использования лекарственных растений (индивидуализированный клинико-фармакологический подход к выбору фитопрепаратов, особенности показаний к стационарному и поликлиническому применению фитотерапии).
-
Правила составления сборов и выбора лекарственных растений для сбора.
-
Номенклатуру сборов для фитотерапии распространенных заболеваний.
-
Технологию изготовления лекарственных форм и препаратов на основе лекарственного растительного сырья.
Уметь:
-
Проводить аналитико-синтетическую обработку информации по вопросам применения лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов и использовать результаты для решения практических задач;
-
Выбрать фитопрепарат и аргументировать лекарственное растительное сырье и фитопрепарат для лечения пациента в зависимости от особенностей его организма, возраста, характера сопутствующей патологии, аллергологического анамнеза, проводимой медикаментозной терапии.
-
Соблюдать правила медицинской этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношениями провизора и больного, провизора и врача.
-
Составлять сборы из лекарственных растений, учитывая особенности взаимодействия компонентов сбора между собой и лекарственными препаратами, получаемыми пациентом;
-
Проводить фармацевтическое консультирование больных по вопросам фитотерапии при распространенных заболеваниях.
-
Обосновать выбор и технологию изготовления рациональной лекарственной формы из лекарственного растительного сырья в зависимости от его морфологической группы и химического состава.
Владеть: принципами, правилами и особенностями применения лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов в монотерапии и в составе комплексной терапии различных нозологических формах, алгоритмом разработки индивидуальных рецептур сборов, основами технологии изготовления рациональной лекарственной формы из лекарственного растительного сырья в зависимости от его морфологической группы и химического состава.
6) Перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:
-
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).
-
способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
-
способностью и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);
-
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
-
способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);
-
способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
-
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
+ ОК-9-15
-
способностью и готовностью к проведению информационно- просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);
-
способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
-
способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49);
-
способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);
в области производственной деятельности:
-
способностью и готовностью принимать участие в организации производственной деятельность фармацевтических предприятий и организаций по изготовлению и производству лекарственных средств (ПК-3);
-
способностью и готовностью организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда (ПК-6);
в области реализации лекарственных средств и других фармацевтических товаров:
-
способностью и готовностью к изучению спроса и потребности на различные группы фармацевтических товаров (ПК-7);
-
способностью и готовностью проводить отпуск лекарственных средств и других фармацевтических товаров оптовым и розничным потребителям, а также льготным категориям граждан (ПК-8);
-
в области организационно-управленческой деятельности:
-
способностью и готовностью к документальному проведению предметно-количественного учета основных групп лекарственных средств (ПК-12);
-
способностью и готовностью к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий и организаций по охране труда и техники безопасности (ПК-21);
-
способностью и готовностью к принятию мер по своевременному выявлению лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств и изъятию их из обращения в целях дальнейшего уничтожения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ПК-22);
-
способностью и готовностью производить изъятие и отправку лекарственных средств, подлежащих уничтожению, на специализированное предприятие, имеющее лицензию на осуществление данного вида деятельности (ПК-23);
-
способностью и готовностью к организации перевозки лекарственных средств с учетом принципов транспортной логистики и соблюдения требований холодовой цепи (ПК-24);
-
способностью и готовностью принимать участие в планировании и анализе деятельности фармацевтических предприятий и организаций по вопросам хранения и перевозки лекарственных средств (ПК-26);
-
способностью и готовностью к обеспечению процесса хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики (ПК-27);
-
в области контрольно-разрешительной деятельности:
-
способностью и готовностью к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов (ПК-28);
-
способностью и готовностью организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организации (ПК-30);
-
способностью и готовностью определить перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества лекарственных средств, в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи и иными нормативными правовыми документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования (ПК-31);
-
способностью и готовностью к участию в организации функционирования аналитической лаборатории (ПК-32);
-
способностью и готовностью определить способы отбора проб для входного контроля лекарственных средств в соответствии с действующими требованиями (ПК-33);
-
способностью и готовностью готовить реактивы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-34);
-
способностью и готовностью проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-35);
-
способностью и готовностью интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36);
-
способностью и готовностью оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и других групп биологически активных веществ) (ПК-38);
-
способностью и готовностью к участию в проведении химико-токсикологического исследования с целью диагностики острых отравлений, наркотических и алкогольных опьянений (ПК-39);
-
способностью и готовностью проводить декларирование качества лекарственных средств (ПК-40);
в области научно-исследовательской и информационно-просветительской деятельности:
-
способностью и готовностью оказать консультативную помощь медицинским работникам и потребителям лекарственных средств и других фармацевтических товаров по правилам хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом их физико-химических свойств (ПК-41);
-
способностью и готовностью оказать консультативную помощь работникам фармацевтических предприятий и организаций по хранению и учету наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ПК-42);
-
способностью и готовностью к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения лекарственных средств, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме (ПК-43);
-
способностью и готовностью к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям (ПК-44);
-
способностью и готовностью оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств и других фармацевтических товаров (ПК-45);
-
способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);
-
способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
-
способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49);
-
в области оказания первой медицинской помощи:
способностью и готовностью принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях (ПК-50).
7) Виды учебной работы: лекция-визуализация, практическое занятие, лабораторно-практическое занятие, семинар.
8) Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
Зав. кафедрой фармакогнозии
и ботаники, доцент Яницкая А.В.
Поделитесь с Вашими друзьями: |