Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет Государственного и муниципального управления Кафедра Управления и экономики здравоохранения
ДИССЕРТАЦИЯ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
на тему: Анализ направлений профессионального развития медицинских работников в свете современной политики здравоохранения
Выполнила:
студентка группы № 762,
Погорелова С.А.
Руководитель ВКР:
к.м.н., доцент Боярский С.Г.
Рецензент ВКР:
д.э.н., профессор Шишкин С.В.
Москва, 2014
Содержание
Введение…………………………………….……………………..3 стр.
Глава 1. Анализ действующих условий профессионального развития медицинских кадров в РФ………………………..……….11 стр.
-
Основные определения и инфраструктура профессионального развития медицинских кадров…………………………..………..…….11 стр.
-
Государственное инвестирование в человеческий капитал в системе здравоохранения……………...……………………………….18 стр.
1.3.Качество оказания медицинской помощи и проблемы медицинского образования (по результатам контент-анализа)………20 стр.
-
Государственное регулирование системы образования и развития медицинских кадров………………………..……………….…31 стр.
-
Непрерывное профессиональное развитие медицинского персонала, как основное направление развития кадровой политики…39 стр.
Глава 2. Региональные проблемы и их решения в условиях дефицита медицинских кадров………………………………………50 стр.
2.1. Региональные кадровые проблемы и опыт решения (на примере Нижегородской области) ………….…………………….……………..50 стр.
2.2. Взаимодействие акторов системы здравоохранения на региональном уровне как эффективный механизм развития..……….56 стр.
Глава 3. Отношение практикующих врачей к системе последипломного образования и к самообразованию………..……60 стр.
3.1. Методология исследования……………………………….…61 стр.
3.2. Результаты исследования…………………………………….63 стр.
3.3. Рекомендации и мероприятия по развитию кадровой политики в здравоохранении……………………………………………..……….….78 стр.
Заключение…………………………………………………….…83 стр.
Список литературы…………………………………….…...…88 стр.
Приложения……………………………………………………....97 стр.
Введение
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации целевым ориентиром является достижение такого уровня экономического и социального развития, при котором Россия бы занимала передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивала национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. [1] Поэтому для Российской Федерации, как и для других стран мира, возникает необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики социально-экономического развития.
Сегодня понятно, что профессиональное образование – это ведущая опора социально-экономического развития и конкурентоспособности страны. Между тем, проблема получения высокой квалификации и специализации дополнительного образования для специалистов в России стоит сегодня очень остро. Еще несколько лет назад, российская система профессионального образования с успехом достигала своих целей, выполняла потребности страны. Однако в период глобализации и сильнейших социально-экономических изменений вся система профессионального образования отстала от требований общества, вскрылись ее системные недостатки. Несмотря на отдельные успехи некоторых профессиональных учебных заведений, можно признать, что система профессионального образования в целом оказалось не готова к переменам. В итоге профессиональное образование не справилось с поставленными перед ним задачами и перестало соответствовать общественным ожиданиям. И без радикальных реформ в системе профобразования, без системы критериев качества и эффективности, без гибкости и динамичности, без соответствия рынку труда, в отсутствии всеобщего повышения профессионального уровня населения обеспечение инновационного развития и конкурентоспособности страны сегодня невозможно, точно также как и невозможно обеспечить эффективное функционирование социально-значимых сфер жизни человека.
Вышеупомянутая проблема заслуживает отдельного внимания и изучения в рамках сферы здравоохранения в силу специфики и большого различия процесса профессионального образования медицинских работников от процесса образования специалистов других отраслей. Очевидное отличие медицинского образования от других - его большая продолжительность, а поэтому и значительные экономические издержки, а также постоянная необходимость в дальнейшем обучении, в силу специфики отрасли и проходящих в ней изменений.
На сегодняшний день в Российской Федерации задачи по модернизации и развитию системы здравоохранения являются одними из важнейших государственных приоритетов. Любые инвестиции в здравоохранения сегодня рассматриваются как долгосрочные вложения, в том числе и в человеческий капитал, качество которого будет напрямую определять конкурентоспособность России в мире и уровень национальной безопасности. В связи с этим во многих государственных программах всех уровней, начиная от федерального и заканчивая муниципальным, главной задачей декларируется повышение качества оказываемых услуг населению и формирование системы устойчивого развития здравоохранения как высокотехнологичной отрасли.
Так, говоря о концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, необходимо сразу отметить, что раздел, посвященный развитию здравоохранения, является одним из ключевых. Из концепции следует, что первоочередной задачей для Правительства РФ является повышение качества жизни населения.[1] Параметр качества жизни включается как один из базовых в системообразующую парадигму, определяющую развитие системы отечественного здравоохранения на ближайшую перспективу.
Изучение основных направлений развития медицинских кадров в России является актуальным на сегодняшний день, т.к. основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки».[3] В связи с этим выделяют следующие основные направления развития системы здравоохранения в России: технологическая модернизация, внедрение новых стандартов медицинской помощи, а также повышение уровня квалификации медицинских работников. При этом повышение квалификации медицинских кадров является ключевой задачей. Дело в том, что процесс технологической модернизации в здравоохранении подразумевает закупку нового высокотехнологичного оборудования. Работа на таком оборудовании представляет собой достаточно сложный процесс и требует специальной подготовки, точно также как и новые стандарты оказания медицинской помощи, требуют новых знаний у медицинского персонала. По словам Министра здравоохранения В.И. Скворцовой перспективы развития здравоохранения в стране напрямую зависят от качества подготовки медицинских кадров.
Актуальность темы исследования состоит в острой необходимости выработки новых подходов к управлению развитием кадрового потенциала в условиях глобального реформирования отрасли.
Целью работы является изучение направлений и механизмов развития кадрового потенциала российского здравоохранения.
Объектом исследования в данной работе является совокупность отношений и связей в системе профессиональной подготовки квалифицированных медицинских кадров.
Предметом исследования выступают основные направления, методы, технологии повышения качества медицинской помощи, напрямую связанные с системой и качеством подготовки медицинских кадров.
В качестве гипотез работы выступают следующие предположения:
Гипотеза 1. Использование мирового опыта и передовых методов обучения, в частности непрерывного развития медицинских кадров, может служить эффективным методом решения кадровых проблем современной системы здравоохранения в России.
Гипотеза 2. Учитывая территориальные особенности и в условиях современной политики здравоохранения, при решении вопроса профессионального развития медицинских работников, важно наличие взаимодействия между федеральными и региональными органами власти, медицинскими образовательными и лечебными учреждениями, в том числе и коммерческими.
Гипотеза 3. Система последипломного медицинского образования, в соответствии с которой, контроль над повышением мотивации медицинских кадров к самообразованию осуществляется непосредственно профессиональным медицинским сообществом, позволит решить проблему дефицита квалифицированных медицинских специалистов и кадровых структурных диспропорций.
Для реализации поставленных целей сформулированы следующие задачи исследования:
-
Изучить теоретические материалы по теме подготовки медицинских кадров и понять роль человеческого капитала в системе здравоохранения; изучить условия, в которых сегодня происходит обучение и развитие врачей, выявить особенности российской последипломной системы обучения медицинских кадров;
-
Провести контент-анализ специализированной литературы, на основе которого определить наиболее острые проблемы и выделить эффективные направления подготовки медицинских кадров в современных условиях реформирования и модернизации;
-
Определить особенности управления кадровым потенциалом в здравоохранении с учетом территориальных особенностей РФ; Изучить региональные проблемы в сфере кадрового обеспечения отрасли и рассмотреть пути их решения (на примере Нижегородской области);
-
С помощью социологического опроса определить место и роль самообразования в постдипломной подготовке и в профессиональной деятельности современного врача; изучить текущее отношение медицинских специалистов к существующей системе последипломного развития медицинских кадров.
-
На основе анализа полученных данных и результатов теоретического исследования предложить мероприятия по кадровой политике в области здравоохранения.
Для решения поставленных задач методологической, теоретической и информационной базами исследования послужили труды ведущих специалистов по профессиональной подготовке медицинских работников в системе дипломного и последипломного образования, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ в сфере здравоохранения и образования, данные Федеральной службы государственной статистики, данные отечественных и зарубежных статистических исследований, результаты проведенного автором контент-анализа профессиональной литературы по тематике исследования, а также данные проведенного автором социологического опроса практикующих врачей. В работе были использованы методы системного теоретического анализа; анализ статистических данных и документации; методы сбора фактического материала: наблюдение, интервью, анкетирование, анализ документов; контент-анализ.
Использование различных методов исследования позволило лучше изучить тему, а также выразить некоторые результаты исследования в количественных показателях.
Вопросу профессионального развития персонала посвящено множество работ российских и зарубежных ученых.
Так, подготовке медицинских кадров в России начиная в XIX-XX века, в том числе первым трудам по медицинскому образованию, а также развитию первых медицинских факультетов посвящена докторская диссертация Зимина И.В. [17, 2004]
По общей тематике управления персоналом и дополнительного профессионального образования интересны теоретические работы Кибанова А.Я.[39], Егоршина А.П. [36-38], непрерывность и целостность образовательного процесса раскрывается в работе В.С. Безруковой [34]. Вопрос непрерывного профессионального образования поднимают в своих диссертациях такие исследователи как Филатов С.А. [28, 2005], Рядовой Н.Н. [26, 2011], Черкасова М.А.[31, 2002], Вейс Т.П. [14, 2010] Особенностям развития и образования медицинских кадров также посвящены работы отечественных исследователей. Влияние профессионального последипломного образования на показатели деятельности ЛПУ рассматривается в исследовательской работе Осипенко А.П. [24, 1991], процесс подготовки и повышении квалификации врачей и его технологическое обеспечение исследуется в работах Шестак Н. В.[32, 2010], Шубиной Л.Б [33, 2011]. Управление качеством подготовки в системе медицинского образования рассмотрено в работе Мещеряковой М.А. [23, 2006] Диссертационное исследование Лебедевой Л.А. [22, 2004] посвящено особенностям развития профессионального мышления врача. Вопросу совершенствования организации последипломной подготовки врачей внимание уделено в работах Фоминой Н.А. [30, 2011], Гончар Н.Т. [15, 2012], Тайлашевой М.А. [27, 2002]
Взаимодействие медицинского ВУЗа и органов управления здравоохранение подробно описано в докторской работе Алексеевской Т.И. [12, 2008] Масштабное исследование, посвященное региональной системе здравоохранения провел в своей диссертации Пенкин Н.П. [25, 2006]
Процессу и роли самообразования в работе врача посвящены работы Кирюхиной Т.В. [20, 2009], Коровиной И.А. [21, 2010] Мотивация медицинских кадров к обучению рассматривается в исследованиях Фитьмовой А.А. [29, 2012], Есенковой Н.Ю. [16, 2011] Изучение готовности будущих врачей к использованию современного медицинского оборудования проведено в работе Адыширин-Заде К.А. [11, 2012]
Опыт зарубежных стран изучался на основе материалов и интервью западных экспертов и специалистов сферы здравоохранения.
Особенностью и новизной исследовательской работы является методологический подход, при котором медицинское образование рассматривается в рамках реформ двух социальных сфер: образование и здравоохранение. Такой подход к исследованию актуален, т.к. при реализации задач возникает вопрос о разграничении полномочий и ответственности между государственными и муниципальными органами власти двух озвученных социальных сфер. Актуальность исследования подкрепляется также и сегодняшними условиями одновременного реформирования обоих систем. Кроме того использован системный подход к определению основных тенденций и направлений развития кадрового потенциала, как на федеральном, так и на региональном уровне. Теоретическая и практическая значимость работы указана в заключении.
Структура дипломной работы обусловлена характером и последовательностью поставленных задач. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 11 приложений. Список литературы содержит 75 источников. Общий объем печатного текста работы 75 страниц, без учета рисунков, таблиц, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указывается объект и предмет исследования, описывается теоретическая база исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследуемой проблемы, проанализировано состояние кадрового потенциала в сфере здравоохранения, его роль с точки зрения теории человеческого капитала; рассмотрены современная политика в сфере профессионального развития медицинских работников, изучена действующая система медицинского образования (главным образом последипломного) в России и за рубежом; проведен контент-анализ публикаций профессионального издания врачебной газеты «Медицинский вестник» по вопросу развития медицинских кадров, на основе изучения 127 статей были выделены проблемы и пути их решения, а также направления развития кадрового потенциала в здравоохранении, предлагаемые экспертным сообществом.
Во второй главе уделяется внимание роли регионов в вопросе подготовки медицинских кадров. На примере Нижегородской области описываются проблемы, с которым сегодня сталкиваются регионы в вопросах кадровой политики в сфере здравоохранения. Предлагаются возможные решения, подробно описывается уникальный опыт Нижегородской области в решении медицинских кадровых проблем.
Третья глава посвящена социологическому исследованию. В ней представлены результаты анкетирования 96 практикующих врачей. Цель исследования – понять отношение современных практикующих врачей к существующей системе постдипломного образования, а также изучить роль и место самообразования в профессиональной деятельности современного практикующего врача, понять его мотивацию к обучению.
В заключительной части работы подведены итоги исследования, проведен анализ результатов и даны рекомендации по основным направлениям развития медицинских кадров и кадрового потенциала в здравоохранении.
Глава 1. Анализ действующих условий профессионального развития медицинских работников в РФ
-
Основные определения и структура системы профессионального развития медицинских кадров
В сфере здравоохранения работают люди преимущественно с высшим медицинским или средним специальным медицинским образованием. Говоря о кадровом обеспечении отрасли, безусловно, нельзя забывать об инженерно-техническом и вспомогательном персонале, которые занимаются медицинским оборудованием, а также об административно-управленческих кадрах, наличие которых так остро необходимо сегодня. Среди планов и перспектив развития кадров в здравоохранении мало внимания уделяется организаторам здравоохранения. «Это представляется очевидным просчетом в реализации политики здравоохранения, поскольку именно организаторы здравоохранения по своим должностным обязанностям являются ключевым звеном в процессе воплощения в жизнь решений федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за политику в области охраны здоровья граждан».[35] Однако вышеупомянутые категории выходят за границы данного исследования и требуют отдельной проработки. В рамках данной работы мы будем рассматривать исключительно медицинских работников (преимущественно лиц с высшим медицинским образованием, т.е. врачей).
Итак, обучение кадров – основной путь получения профессионального образования. Обучение - это процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.[37, 14 с.]
Сегодня в силу возрастающего значения профессионального потенциала кадров, во всех сферах жизни человека, одной из главных функций системы управления персоналом является организация профессионального обучения. Инвестиции в сотрудников сегодня нередко приносят большую эффективность в сравнении с альтернативными направлениями вложения финансовых средств. Исключением не является и сфера здравоохранения. Важность инвестиций в кадровый потенциал отрасли подробно рассмотрена в пункте 1.2 настоящей главы.
Ускорение обновления информации (1 раз в 3-5 лет), ее глобализация и ускорение обмена, увеличение числа высокоэффективных лекарств (на сегодняшний день в РФ их более 16 тыс.), появление новых методов лечения, в том числе дорогостоящих и высокотехнологичных, развитие медицинского оборудования, увеличение числа граждан пожилого возраста (к 2020 г. в РФ 24%), [44] повышение информированности пациентов, современные условия политики здравоохранения, о которых также будет сказано, появление новых видов деятельности в медицинских учреждениях, требуют качественного обучения и постоянного развития медицинских кадров.
Перейдем к рассмотрению основных необходимых определений.
Развитие персонала - целенаправленный комплекс информационных, образовательных, которые содействуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами ее развития, потенциалом и склонностями сотрудников. [34, 22 с.]
Профессиональное развитие персонала в системе здравоохранения происходит путем профессионального обучения персонала - процесса совершенствования знаний, умений и компетентности кадров.
Традиционно, в соответствии с теорией управления персоналом выделяют: подготовку персонала (это формирование у человека знаний и навыков в конкретной профессиональной сфере, т.е. обучение людей, которые ранее не имели профессии); переподготовка (или переквалификация – это комплекс мероприятий, направленный на получение новой специальности для лиц, уже имеющих определенную профессию); повышение квалификации персонала (это расширение, дополнение, углубленнее ранее полученных знаний с учетом уже приобретенной специальности для лиц уже имеющих профессию). Повышение квалификации производится с целью обновления теоретических и практических знаний кадров в связи, например, с повышением требований к уровню их квалификации или с необходимостью использования современных методов при решении профессиональных задач.
В медицинском образовании согласно рекомендациям Всемирной федерации медицинского образования, выделяют базовое медицинское образование (преклиника, клиника), последипломное медицинское образование (резидентура или специализация) и непрерывное профессиональное развитие.
Далее необходимо рассмотреть следующие термины:
Образовательная система — это все виды и типы образовательных учреждений с их материально-технической базой, финансами, кадрами, научно-методическим обеспечением. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно своим целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Посредством такого образования идет управление развитием человека. Все образовательные учреждения на определенной территории объединены в единую систему образования. [34, 30 c.]
Самообразование — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.[34, 32 c.]
Итак, рассмотрим систему вузовского медицинского образования в РФ. Сейчас обучение кадров с высшим медицинским и фармацевтическим образованием осуществляется в 47 медицинских вузах, а также на медицинских факультетах государственных университетов. Ежегодно выпускается около 25 000 молодых специалистов. [42] Планированием числа студентов медицинских занимаются территориальные органы управления здравоохранением совместно с Министерством здравоохранения РФ.
Последипломное медицинское образование (система повышения квалификации врачей) осуществляется в 7-ми учреждениях последипломного образования, на факультетах подготовки врачей при медицинских вузах, а также на курсах, базирующихся в научно-исследовательских институтах и крупных учреждениях практического здравоохранения.
Наглядно структура медицинского образования представлена на рис. 1
Рис. 1 Структура медицинского образования в РФ.[49]
Деятельность практикующих врачей регулируется Министерством здравоохранения РФ (Минздрав РФ). Головным учреждением является Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО).
В нашей стране установлены единые требования к организации всех видов последипломного образования, единые сроки периодичности и продолжительности обучения. Используются типовые образовательные программы, утверждены единый порядок проверки знаний и единый образец документов о присвоении квалификации.
Существуют следующие этапы послевузовского профессионального образования: интернатура, ординатура, аспирантура, и дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка и повышение квалификации (1 раз в 5 лет).
В системе Минздрава РФ 607,7 тыс. врачей, из которых более 180 тыс. имеют возможность ежегодно бесплатно повысить квалификацию.[48]
В процессе профессиональной деятельности любой врач может получить новую специальность, предусмотренную номенклатурой специальностей, утверждённой Минздравом РФ. Для этого необходимо пройти переподготовку в установленном порядке.
Сравнивая зарубежную систему подготовки медицинских кадров, нужно заметить, что она схожа с российской системой в том плане, что получение диплома врача, как на Западе, так и в РФ означает только то, что специалист изучил выбранный курс по определенному разделу медицины и самостоятельно имеет право лишь на оказание срочной неотложной медицинской помощи, а также получает право работать под контролем других специалистов. Для получения права самостоятельной работы он должен пройти дополнительные программы обучения и получить сертификат (обязательным условием допуска к самостоятельной практике в США и Канаде является резидентура продолжительностью от 3 до 5 лет, в Англии от 1 до 6 лет в зависимости от специализации). Затем врач на Западе расширяет свои знания, получает допуски к другим видам деятельности в течение своей профессиональной деятельности. Но жесткой системы образовательных циклов, как это принято в РФ там нет. На Западе часть допусков можно получить непосредственно в той больнице, где работает врач (при условии, что там есть специалисты, обладающие соответствующими полномочиями), а часть допусков, которые требуют глубоких теоретических знаний и длительной подготовки врачи получают в университетских центрах либо ведущих государственных или даже частных клиниках. Что важно, прохождение этого обучения ведется за счет самого врача, либо специально выделяемых грантов профессиональных ассоциаций, иногда за счет целевых государственных программ. Интересно, что коммерческие курсы позволяют врачу растягивать обучение и разделять программы на подпрограммы, тем самым самому определять скорость обучения, выбирать удобное время для занятий. Кроме того врач сам для себя решает каким новым функциям и навыкам он хочет научиться, сам составляет себе комбинацию допусков.
Если выпускник желает заниматься научно-исследовательской деятельностью, ему следует закончить магистерскую программу, получить степень магистра и продолжить свою научно-исследовательскую деятельность в выбранной сфере.
Напомним, что в РФ диплом медицинского или фармацевтического вуза не является достаточным условием для начала ведения самостоятельной медицинской деятельности. Выпускник имеет право вести лечебно-профилактическую деятельность только под контролем соответствующих специалистов, он имеет право выполнять научно-исследовательскую работу по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины и занимать врачебные должности, которые не связанны с самостоятельным ведением больных. Чтобы самому стать сертифицированным специалистом и начать работать самостоятельно, требуется закончить еще, как минимум, ординатуру или интернатуру. После перечисленных курсов послевузовского образования, молодой специалист сдает квалификационный экзамен, получает сертификат специалиста и с этого момента имеет право работать самостоятельно.
На основе анализа англосаксонской и германской моделей медицинского образования можно сделать вывод о том, что, несмотря на определенные различия, национальные особенности и разные системы здравоохранения западных стран, в целом в системах медицинского образования прослеживаются схожие черты: в структуре, в продолжительности обучения.
Отличительной особенностью западной системы медицинского образования является отсутствие деления на «высококвалифицированных» и «малоквалифицированных» специалистов. Для европейских врачей было бы странно увидеть инструкцию с указанием их функциональных обязанностей. Каждый врач и каждое медицинское учреждение в совокупности имеют различные комбинации допусков. В одном из исследований экспертов приводится следующий пример: «Если профессор имеет допуск на пересадку сердца, но в отличии от молодого врача может не иметь допуск на удаление обычной папилломы, это ничуть не унижает его достоинства. Также как и если рядовой врач и профессор имеют допуски на неосложненную аппендектомию, это значит, что рядовой врач выполняет эту операцию не хуже профессора, другое дело, что у профессора, в отличии от менее опытного коллеги, набор допусков будет шире, и он имеет допуски на более сложные операции.[43]
Таким образом, системы подготовки медицинских кадров в РФ и в странах Европы имеют совершенно разные составляющие систем. Отличается также и система аттестации персонала (см. Приложение 1)
В РФ квалификационная категория отражает скорее стаж работы, врачи стремятся получить более высокую категорию в основном из-за надбавок к заработной плате, при этом по факту они продолжают делать ту же работу, что и прежде. Категория присваивается по совокупности прошлых заслуг и абсолютно не учитывает текущие достижения специалиста в его деятельности. Более подробно это вопрос также будет рассмотрен в пункте 1.4. Мнение врачей по данному вопросу будет представлено в Главе 3. Интересно то, что в России уже осуществлялся эксперимент с использованием принципа сертификации врачей и отменой квалификационных категорий, а также установления заработной платы с учетом персональных допусков. В результате был зафиксирован положительный социально-экономический эффект. Описание эксперимента подробно описано в работе Н. Мелянченко. [43] Однако результаты эксперимента никак не повлияли на современную кадровую медицинскую политику.
Еще одной проблемой на пути к эффективной аттестации (с 01.01.2016 г. - аккредитации) врачей, которая реально бы способствовала контролю над качеством оказания медицинской помощи и повышению безопасности пациентов, является отсутствие рейтинговых критериев и оценок, а также индивидуального учета стандартизованных критериев для определения качества работы. Таким образом, действующая система в РФ не обеспечивает выявление врачей с недостаточным уровнем подготовки и плохими показателями деятельности. В странах Европы этот вопрос решается с помощью государственной системы контроля и при участии профессиональных сообществ. При этом важно отметить, что подобная система не должна носить карательный характер, а цель ее создания должна быть направлена на содействие профессиональному развитию личности, выявлению сложностей в работе врача и снижению риска для пациентов. Внедрение подобной системы оценки в РФ обязательно столкнется с проблемой доказательной медицины в силу отсутствия научно-доказательных данных об эффективности тех или иных методов лечения, спорных стандартов оказания медицинской помощи. Таким образом, недооценка роли доказательной медицины сегодня является серьезным препятствием на пути реформирования всей системы медицинского образования, и в целом российской медицины. Кроме того, на основе самих медицинских стандартов можно сформировать более высокие требования к материально-техническому и кадровому обеспечению медицинской помощи.
-
Государственное инвестирование в человеческий капитал в системе здравоохранения
Как уже было отмечено в предыдущем пункте, сегодня возрастает значение профессионального потенциала кадров, соответственно и от инвестиций в сотрудников сегодня ждут экономической эффективности.
Инвестиции в образование медицинских кадров – это долгосрочные финансовые вложения. Если рассматривать медицинское образование в контексте теории человеческого капитала, нужно заметить, что его главное отличие от других видов образования – более длительная продолжительность. Это значит, что альтернативные и прямые издержки при прочих равных условиях будут выше. Соответственно и инвестиций по этому направлению образования должно быть больше. Однако, как можно заметить в Табл. 1, отдача от этих инвестиции хоть и положительная, но не так высока, например, как отдача от инвестиций в бизнес-образование.[40]
Таблица 1
Отдача профессионального образования.[40]
|
Бизнес
|
Право
|
Стомато-логия
|
Общая медицина
|
Специализи-
рованная медицина
|
Годовой доход, $
|
135579
|
139616
|
133050
|
132592
|
219733
|
Отработанные часы
|
2448
|
1959
|
1781
|
2565
|
2707
|
Доходность инвестиций %
|
26
|
23
|
22
|
16
|
18
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |