Программа учебной дисциплины (курс лекций) общая психопатология



Скачать 39.91 Kb.
Дата26.04.2016
Размер39.91 Kb.
ТипПрограмма
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(КУРС ЛЕКЦИЙ)

ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

г. Москва

2014
ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ


Ключевые слова на РУССКОМ языке:

Психопатология, психическое здоровье, психическое расстройство, восприятие, мышление, сознание, эмоции, память, личность, невроз, психоз, терапия
Ключевые слова на АНГЛИЙСКОМ языке:

Psychopathology, mental health, mental disorder, perception, thinking, consciousness, emotions, memory, personality, neurosis, psychosis, therapy.
Цели учебной дисциплины

Сформировать у учащихся представление о психиатрии как медицинской области знания, занимающейся изучением этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики и лечения психических болезней. Сформировать у студентов навыки комплексного психологического и психопатологического анализа нарушений психики.


Задачи учебной дисциплины

Ознакомить учащихся с основными этапами развития психиатрии в медицинском, психологическом и социальном аспектах; раскрыть содержание общей и частной психопатологии; рассмотреть основные медицинские и психологические модели анализа психических расстройств; рассмотреть методологические проблемы психиатрической диагностики; сформировать у учащихся представление о выделяемых психопатологией симптомах и синдромах; рассмотреть основные группы психических заболеваний и современные методы их лечения.


Краткое описание программы учебной дисциплины на русском языке

Программа позволяет овладеть понятийным языком психопатологии и сформировать у учащихся рефлексивный взгляд на психиатрию, ее предмет и методы. Программа включает основное содержание общей и частной психопатологии и построена с учетом общепсихологической подготовки студентов. Главной характеристикой программы является систематизация материала на основе комплексного клинико-психопатологического и психологического подхода.


Краткое описание программы учебной дисциплины на английском языке

The program allows students to master the conceptual language of psychopathology and to elaborate reflexive view of psychiatry, its subject and methods. The program includes basics of general and special psychopathology and takes in consideration students’ skills in general psychology. Main characteristic of the program is systematization of the material on the basis of complex clinical-psychopathological and psychological approach.


Сравнительный анализ предлагаемой рабочей программы учебной дисциплины:

1) по сравнению с аналогичными программами Государственного образовательного стандарта второго поколения предлагаемая программа в более полной мере систематизирует знания в области психиатрии, содержит методологические разделы, раскрывающие взаимоотношения между психопатологией как медицинской областью знания и клинической психологией, включает значительное количество проблемных ситуаций, обсуждение которых способствует развитию у учащихся рефлексивного взгляда на психиатрию, ее предмет и методы.

2) по сравнению с программами по данной дисциплине Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения данная программа отличается глубокой методологической и теоретической проработкой и систематизацией учебного материала с опорой на комплексный клинико-психопатологический и психологический подход, а также подачей материала с учетом имеющихся у студентов знаний в области клинической психологии.

3) по сравнению с программами, реализуемыми в ведущих зарубежных университетах, данная программа включает материал отечественных исследований в области психиатрии и клинической психологии, демонстрирует вклад российских ученых в мировую науку.


II. Структура и содержание лекционных занятий
2.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ



п/п




Название лекций

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации




Раздел 1. Методологические проблемы психиатрии






Объект и предмет психиатрии. Психиатрия и психология

Блиц-опрос по темам лекций 1-3, контрольная работа



Проблематизация психиатрического знания



Концептуально-методологический аппарат психиатрии. Классификация психических расстройств




Раздел 2. Общая психопатология






Принципы анализа расстройств перцептивной деятельности

Блиц-опрос по темам лекций 4-12, контрольная работа



Нарушения интенсивности, дискретности и структурности восприятия



Галлюцинаторные расстройства



Расстройства мышления: принципы анализа, классификация, основные нарушения



Психопатология и психология бреда



Расстройства сознания



Нарушения самосознания. Диссоциативные расстройства



Расстройства памяти и интеллекта



Расстройства эмоционально-волевой сферы




Раздел 3. Частная психопатология






Расстройства личности

Блиц-опрос по темам лекций 13-16, итоговый экзамен



Психогенные расстройства



Шизофрения



Органические и экзогенные психические расстройства


2.2. СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

2.2.1. Темы и планы лекционных занятий
Лекция 1. Объект и предмет психиатрии. Психиатрия и психология

Психиатрия как раздел медицины. Общая и частная психиатрия. Объект и предмет психиатрии. Патопсихология и психопатология: различия в предмете и методах. Представления об организации психологической и психиатрической помощи. Проблема институциональной принадлежности психотерапии.


Лекция 2. Проблематизация психиатрического знания

История представлений о душевных болезнях. Медикализация безумия в конце XVIII — начале XIX в. Проблема истерии в психиатрии XIX в. Психоанализ и классическая психиатрия. Психиатрия в XX веке. Антипсихиатрия. Проблемы психиатрической диагностики: монотетическая и политетическая категоризация, понятия прототипа и идеального типа. Проблема универсальности психиатрического диагноза.


Лекция 3. Концептуально-методологический аппарат психиатрии. Классификация психических расстройств

Основные направления исследования психических расстройств. Нозологический и синдромологический подходы в психиатрии. Регистры (уровни) психических расстройств. Негативные и продуктивные симптомы психических расстройств. Основные группы психических болезней. Международная классификация болезней (МКБ). Американская классификация психических болезней (DSM).


Лекция 4. Принципы анализа расстройств перцептивной деятельности

Психология восприятия. Активность и категориальность восприятия. Уровни в системе категорий: допредметный (сенсомоторный), уровень предметных значений и образ мира, уровень вербальных значений и система языка. Взаимодействие между уровнями. Путь «снизу вверх» и «сверху вниз». Клинические иллюстрации: роль опредмечивания тревоги при формировании иллюзий и галлюцинаций, механизм кристаллизации бреда, механизм психологической регрессии. Проблема переживания реальности воспринимаемого: феноменологический и психопатологический аспекты.


Лекция 5. Нарушения интенсивности, дискретности и структурности восприятия

Элементарные расстройства: гипестезия, гиперестезия, парестезии. Дереализация и «предметная насыщенность». Сенестопатии. Проблема структурности восприятия. Расщепление восприятия. Проблема агнозий и роль контекста в предметном восприятии. Патологические иллюзии и ложные узнавания. Качественное изменение восприятия. Психосенсорные расстройства.


Лекция 6. Галлюцинаторные расстройства

Определения галлюцинаций. Галлюцинации и иллюзии: сходства и различия. Проблема связи галлюцинаций с восприятием реальности. Теории галлюцинаций. Функциональные и рефлекторные галлюцинации. Псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации. Основные различия между истинными галлюцинациями и псевдогаллюцинациями. Отрицательные галлюцинации. Проблема нарушения восприятия на уровне образа мира.


Лекция 7. Расстройства мышления: принципы анализа, классификация, основные нарушения

Основные психологические теории мышления. Проблема классификации расстройств мышления. Формальные и содержательные нарушения мышления. Патопсихологическая классификация нарушений мышления. Мотивационные нарушения мышления. Разноплановость, резонерство, паралогическое мышление, разорванное мышление. Проблема целенаправленности и целеобразования. Динамические нарушения мышления. Ускорение мышления и скачка идей. Замедление мышления. Инертность мышления. Персеверации. Обстоятельность мышления. Проблема навязчивых идей. Расстройства субъективности мышления: патологическое отчуждение и присвоение. Сверхценные идеи. Понятие о бредовых идеях.


Лекция 8. Психопатология и психология бреда

Критерии бреда по К. Ясперсу. Бред и культурные нормы. Психоаналитическая трактовка бреда. Два структурных варианта бреда: несистематизированный (параноидный, чувственный) и систематизированный (паранойяльный, интерпретативный). Кристаллизация бреда. Динамика чувственного бреда. Динамика интерпретативного бреда. Основные бредовые синдромы: паранойяльный синдром, параноидные синдромы, синдром Кандинского-Клерамбо, парафренный синдром, синдром Котара.


Лекция 9. Расстройства сознания

Проблема сознания в психологии и психопатологии. Критерии нарушений сознания по К. Ясперсу. Количественные расстройства сознания: оглушенность, сопор, кома. Качественные расстройства сознания: делирий, аменция, сумеречное помрачение, онейроид.


Лекция 10. Нарушения самосознания. Диссоциативные расстройства

Проблема самосознания в психологии и патопсихологии. Критерии нормального самосознания (Декарт, Кант, Ясперс). Понятие о диссоциации. История учения о диссоциации. Диссоциативная амнезия. Диссоциативная фуга. Диссоциативное расстройство идентификации («множественная личность»). Деперсонализационное расстройство (синдром деперсонализации-дереализации). Проблема нозологической специфичности деперсонализации. Аутопсихическая, соматопсихическая, аллопсихическая деперсонализация. Витальная деперсонализация. Небредовая и бредовая деперсонализация. Отличия бредовой деперсонализации от синдрома Кандинского-Клерамбо.


Лекция 11. Расстройства памяти и интеллекта

Психология памяти. Проблема классификации расстройств памяти в патопсихологии, нейропсихологии и психиатрии. Количественные расстройства памяти. Виды амнезий. Гипомнезия. Гипермнезия. Качественные расстройства памяти (парамнезии): конфабуляции, псевдореминисценции, контаминации, криптомнезии. Расстройства интеллекта. Олигофрения. Виды олигофрении. Деменция. Виды деменции. Отличия деменции от олигофрении. Корсаковский синдром. Психоорганический синдром.


Лекция 12. Расстройства эмоционально-волевой сферы

Психология и психопатология эмоций. Сопоставление развития и расстройств эмоциональной сферы. Депрессивный синдром. Триада симптомов депрессии в психопатологии. Когнитивная триада депрессии А. Бека. Маниакальный синдром. Аффективные расстройства в МКБ-10 и DSM-IV. Понятие маниакально-депрессивного психоза. Расстройства воли: гипербулия, гипобулия, абулия, парабулия. Апато-абулический синдром. Основные методы лечения аффективных расстройств.


Лекция 13. Расстройства личности

Понятие личности в психологии. Проблема развития личности. Психопатии и акцентуации характера. История учения о психопатиях. Критерии психопатий по П.Б. Ганнушкину. Основные личностные расстройства в современных классификациях: параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально неустойчивое, истерическое, ананкастное, тревожное расстройство, расстройство типа зависимой личности. Проблема шизотипического расстройства личности. Основные методы психотерапии личностных расстройств.


Лекция 14. Психогенные расстройства

Критерии реактивных состояний. Реактивные состояния невротического и психотического уровня. Понятие о невротической личностной структуре. Невроз навязчивых состояний. Неврастенический невроз. Истерический невроз. Основные методы психотерапии и фармакотерапии неврозов. Аффективно-шоковые реакции. Истерические психозы: псевдодеменция, пуэрилизм, синдром регресса психики. Истерическое сумеречное помрачение сознания. Реактивная депрессия. Реактивный параноид. Острая реакция на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. Расстройство адаптации. Лечение психогенных заболеваний.


Лекция 15. Шизофрения

История представлений о шизофрении (Э. Крепелин, О. Блейлер, К. Шнайдер и др.). Центральный парадокс шизофрении. Гипотеза о связи между шизофренией и языком (Т. Кроу). Негативный симптомокомплекс при шизофрении. Основные продуктивные синдромы при шизофрении. Основные клинические формы шизофрении: параноидная, кататоническая, гебефреническая, простая. Виды течения шизофрении. Приступообразная шизофрения. Рекуррентная шизофрения. Приступообразно-прогредиентная (шубообразная) шизофрения. Виды шизофренического дефекта. Лечение шизофрении: возможности психотерапии, фармакотерапия.


Лекция 16. Органические и экзогенные психические расстройства

Понятие о реакциях экзогенного типа (К. Бонгеффер). Нарушения психических функций при органических заболеваниях мозга. Их диагностика и лечение. Эпилепсия: пароксизмальные и непароксизмальные расстройства, личностные изменения при эпилепсии. Лечение эпилепсии. Алкоголизм: стадии, алкогольное изменение личности, алкогольный делирий, алкогольные психозы. Лечение алкоголизма. Наркомании: виды наркоманий, диагностика и лечение.


2.2.2. Тезаурус (на русском и английском языках)

Раздел 1. Методологические проблемы психиатрии (лекции 1-3)

Психиатрия, психопатология, фармакотерапия, психотерапия, болезнь, симптом, синдром, медикализация безумия, истерия, психоанализ, антипсихиатрия, монотетическая категоризация, политетическая категоризация, прототип, идеальный тип, диагноз, нозологический подход, синдромологический подход, невротический регистр, пограничный регистр, психотический регистр, негативный симптом, продуктивный симптом, эндогенный, эндогенно-органический, экзогенный, экзогенно-органический, соматогенный, психогенный, классификация болезней.


Psychiatry, psychopathology, pharmacological therapy, psychotherapy, disease, sign, syndrome, medicalisation of delusion, hysteria, psychoanalysis, antipsychiatry, monothetic categorization, polythetic categorization, prototype, ideal type, diagnosis, nosological approach, syndromological approach, neurotic register, borderline register, psychotic register, negative symptom, productive symptom, endogenous, endogenous-organic, exogenous, exogenous-organic, somatogenous, psychogenous, classification of diseases.
Раздел 2. Общая психопатология (лекции 4-12)

Восприятие, категоризация, значение, образ мира, гипестезия, гиперестезия, парестезия, дереализация, сенестопатия, структурность, агнозия, иллюзия, галлюцинация, псевдогаллюцинация, мышление, мотив, цель, операция, резонерство, паралогическое мышление, шизофазия, скачка идей, замедление мышления, инертность мышления, персеверация, обстоятельность мышления, обсессии и компульсии, отчуждение, присвоение, сверхценная идея, бред, паранойяльный бред, параноидный бред, парафрения, синдром Кандинского-Клерамбо, сознание, кома, делирий, аменция, сумеречное помрачение сознания, онейроидное помрачение сознания, самосознание, диссоциация, диссоциативная амнезия, диссоциативная фуга, множественная личность, деперсонализация, память, амнезия, гипомнезия, гипермнезия, парамнезия, конфабуляция, псевдореминисценция, криптомнезия, контаминация, интеллект, олигофрения, деменция, корсаковский синдром, психоорганический синдром, эмоция, депрессия, мания, воля, гипербулия, гипобулия, парабулия, абулия.


Perception, categorization, meaning, world image, hypoesthesia, hyperesthesia, paresthesia, derealization, senestopathy, structurality, agnosia, illusion, hallucination, pseudohallucination, thinking, motive, objective, operation, reasoning, paralogic thinking, schizophasia, fuga idearum, slowness of thinking, inertness of thinking, perseveration, circumstantiality of thinking, obsessions and compulsions, alienation, subjectification, delusion, paranoiac delusion, paranoid delusion, paraphrenia, Kandinsky-Clerambault syndrome, consciousness, coma, delirium, amentia, twilight state, oneuroid, self-consciousness, dissociation, dissociative amnesia, dissociative fugue, multiple personality, depersonalization, memory, amnesia, hypomnesia, hypermnesia, paramnesia, confabulation, pseudoreminiscence, cryptanamnesia, contamination, intelligence, oligophrenia, dementia, Korsakov syndrome, psychoorganic syndrome, emotion, depression, mania, will, hyperbulia, hypobulia, parabulia, abulia.
Раздел 3. Частная психопатология (лекции 13-16)

Личность, расстройство личности, параноидное расстройство, шизоидное расстройство, диссоциальное расстройство, эмоционально неустойчивое расстройство, истерическое расстройство, ананкастное расстройство, тревожное расстройство, зависимая личность, шизотипическое расстройство, реактивное состояние, психогенное заболевание, невроз навязчивых состояний, неврастенический невроз, истерический невроз, истерический психоз, реактивная депрессия, реактивный параноид, острая реакция на стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, расстройство адаптации, шизофрения, параноидная шизофрения, кататоническая шизофрения, гебефреническая шизофрения, простая шизофрения, реакция экзогенного типа, эпилепсия, алкоголизм, употребление психоактивных веществ.


Personality, personality disorder, paranoid personality disorder, schizoid personality disorder, dissocial personality disorder, emotionally unstable personality disorder, hystrionic personality disorder, anancastic personality disorder, anxious personality disorder, dependent personality disorder, schizotypal disorder, reactive state, psychogenic disorder, obsessive-compulsive disorder, neurasthenic neurosis, hysteric neurosis, hysteric psychosis, reactive depression, reactive paranoid, acute stress reaction, posttraumatic stress disorder, adjustment disorder, schizophrenia, paranoid schizophrenia, catatonic schizophrenia, hebephrenic schizophrenia, simple schizophrenia, exogenous type reaction, epilepsy, alcoholism, psychoactive substance use.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ ЛЕКЦИЙ В ЦЕЛОМ
Базовые учебники

Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия. М., 2006.

Сметанников П.Г. Психиатрия. СПб., 1996 (или любое другое издание).
Основная литература
Архангельский А.Е. Общая психопатология. СПб., 2004.

Блейлер E. Руководство по психиатрии. М.: Издательство независимой психиатрической ассоциации, 1993.

Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. М., 2007 (или любое другое издание).

Жане П. Психический автоматизм. СПб.: Наука, 2009.

Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2007 (или любое другое издание).

Кандинский В.Х. О псевдогаллюцинациях. М., 1952.

Каннабих Ю.В. История психиатрии. М., 2002. (или любое другое издание)

Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х т. М., 2002 (Либо однотомное издание под ред. Т.Б. Дмитриевой, М., 1998).

Комер Р. Патопсихология поведения. СПб., 2007.

Международная классификация болезней. 10-й пересмотр (МКБ-10). СПб., 1994. 204 с.

Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М., 1974.

Психоаналитическая патопсихология / Под ред. Ж. Бержере. М., 2001.

Сас Т. Миф душевной болезни. М.: Академический проект, 2010.

Снежневский А.В. Общая психопатология. М., 2001.

Фрейд З. Истерия и страх. М., 2006.

Фрейд З. Навязчивость, паранойя и перверсия. М., 2006.

Фуко М. Психиатрическая власть. СПб.: Наука, 2007.

Фуллер Торри Э. Шизофрения. СПб., 1997.

Шизофрения: Мультидисциплинарное исследование / Под ред. Снежневского А.В. — М.: Медицина, 1972.

Шнайдер К. Клиническая психопатология. — Киев: Сфера, 1999.

Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.

Дополнительная литература

Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии разума. Избранные статьи по психиатрии. М.: КомКнига, 2009.

Гиляровский В.А. Учение о галлюцинациях. М., 2003.

Кемпинский А. Психология шизофрении. СПб., 1998.

Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику. М., 2007.

Сас Т. Фабрика безумия. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

Фуко М. Ненормальные. СПб.: Наука, 2004.

Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.
Разработчики курса лекций:

НЦПЗ РАМН ст.научн.сотр. О.Ю.Казьмина



Канд.психол.наук
Каталог: data -> 2014
2014 -> «Реализация национального приоритетного проекта «Здоровье» как часть региональной и социальной политики»
2014 -> Актуальность
2014 -> «Корпоративные практики по поддержке здорового образа жизни и устранению основных факторов риска хронических заболеваний»
2014 -> Разработка маркетинговой стратегии компании на примере ООО «АвтоСпектр нн»
2014 -> Диодные лазеры в медицинской практике
2014 -> Программа «Менеджмент в сми»
2014 -> Программа дисциплины «Социальная история»
2014 -> 1Область применения и нормативные ссылки
2014 -> В последнее время теме мотивации персонала уделяется большое внимание. Теоретики изучают происхождение мотивов и стимулов разного рода, анализируют человеческие потребности и пытаются выстроить их универсальную иерархию
2014 -> Федеральное государственное автономное образовательное

Скачать 39.91 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница