Адаптивная физическая культура как интегративная наука.



Скачать 45.46 Kb.
Дата07.10.2017
Размер45.46 Kb.


Адаптивная физическая культура как интегративная наука.

Подготовила:

Инструктор по ФК

Горбатенко А.Ю

Санкт-Петербург 2014г.
Введение

В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существование самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течении десятилетий, на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно человек со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений. В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличение гласности.

Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.

В России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, это является неверным суждение функций такого емкого и широкого социального феномена, которым является АФК.

Пи этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем АФК приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов - новаторов.

Цель данной работы - обобщить достаточно разрозненные сведения об АФК как важнейшего научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи:

рассмотреть АФК как интегративную науку;

рассмотреть основные концепции теории АФК;

рассмотреть цели и задачи АФК;

рассмотреть компоненты АФК.


1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука

АФК интегрирует в себе как минимум три крупных области знания - физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику - и большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику ФК, теорию и методику отдельных ВС и их групп, теорию и методику ФВ, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д.

Необходимость объединения в единый исследовательский коллектив представителей ФК, медицины, коррекционной педагогике приводит к различным трактовкам сущности АФК, что предопределяет научными предпочтениями научных работников, их предшествующим опытом работы.

Так, например, в среде специалистов и научных работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление о тождественности АФК и ЛФК или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. АФК представляет собой значительно более емкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом эмоциями, чувствами, а не только их лечениес помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ АФК, фундаментализация образования в этой области.

Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по ФК, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; преодолевать так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции конкретных наук.



2. Теория адаптивной физической культуры

Теория АФК как наука исследует содержание, структуру, функции АФК, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (видов) АФК, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Одной из главных проблем теории АФК является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни данной категории населения страны, преодоление психологических комплексов с помощью средств и методов АФК.

Теория АФК должна раскрыть ее сложные взаимосвязи с другими областями науки и практики общества - здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, ФК и др., а также разработать технологии формирования готовности общества к принятию инвалидов как равноправных его членов, обладающих самоценностью и огромным творческим потенциалом в самых различных видах человеческой деятельности.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

2.1 Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры

В связи с многообразием наук, изучающих человека в разных аспектах, необходимо выделить те опорные концепции, которые являются существенными для формирования личности человека с ограниченными возможностями, его духовного и физического развития, социализации и интеграции в обществе.



Цель такого подхода - не собирание фактов из разных областей человеческих знаний, а определение соотносимости теорий, установление базисных, междисциплинарных взаимосвязей в интересах создания теории и методологии дисциплины, носящей полифункциональный характер.

Важнейшими, имеющие определяющие значение ля людей с каким-либо нарушениями и для формирования теории АФК, являются следующие опорные концепции:

·во-первых, утверждение человека как высшей ценности на земле независимо от здоровья; нет ни чего дороже, чем жизнь человека, приоритета человека как высшей ценности образования и культуры;

·во-вторых, понимание человека как целостной неделимой сущности, в которой интегрируется биологическое и духовное, психосоматическое и социокультурное единство;

·в-третьих, признание человека как личности, уникальность которой определяется сплавом врожденных особенностей, влиянием среды обитания, в которой она формируется, своеобразием телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, потребностей, задатков, способностей и т.п.;

·в-четвертых, признание личности как существа свободного, одухотворенного, нравственного, природной основой которого является добро, чувства справедливости, сострадания, милосердия;

·в-пятых, способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству во всех сферах жизни деятельности, в том числе ФК.

2.2 Цели и задачи адаптивной физической культуры

Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…

Цель АФК как вида ФК - максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся - лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.



Вторая группа - образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи - наиболее традиционные для ФК.

2.3 Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
Исходя из потребностей лиц с отклонением в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующие компоненты (виды) адаптивной ФК.

Адаптивное физическое воспитание (образование) -- компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК.

В процессе занятий АФВ у людей с отклонением в состоянии здоровья формируются комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно - перцептивных и тельных умений и навыков; развиваются основные физические и психические качества: повышаются функциональные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.

Основная цель АФВ состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

В процессе АФВ, которое должно начинаться с момента рождения ребенка или с момента обнаружения той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактической работе.

Именно здесь огромное значение приобретают так называемые межпредметные связи, когда в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется освоение умственных, сенсорно-перцептивных, двигательных действий и понятий, происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и другие виды воспитания.

Очень важен этот компонент АФК и в случае приобретенной патологии пли инвалидности, когда человеку приходится заново обучаться жизненно и профессионально важным умениям и навыкам (ходьбе на протезах, пространственной ориентации в случае потери зрения и т.п.).



Адаптивный спорт ~ компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности личности в самоактуалшации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и вообще в социализации.

При многих заболеваниях и вида инвалидности АС является практически единственной возможностью удовлетворения одной из главнейших потребностей человека - потребность в самоактуализации, поскольку профессионально - трудовая, общественно - политическая и другие виды деятельности оказываются недоступными.

Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высшего достижения) направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем.

Сущностную основу АС составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней. достижение максимальных адаптационно – компенсаторных возможностей на доступном биологическом уровне. совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций. Подготовка к соревнованиям рассматривается как врачебно -педагогический процесс, где в оптимальном соотношении •задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализации физического, интеллектуального, эмоционально -психического потенциала спортсмена - инвалида, удовлетворяющие эстетические, этические, духовные потребности, стремление к физическому совершенствованию.

АС в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных паралимпийского, специального олимпийского и сурдлимпийского движения.

Основная цель адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно - историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей ФК.

АС как социальное явление можно сравнить с лакмусовой бумажкой, позволяющей дать объективную оценку реализуемой в обществе аксиологической концепции отношений к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья: действительно ли мы воспринимает их как равных себе, имеющих право на самостоятельный выбор пути развития самореализации или только декларируем это?

 

Адаптивная двигательная реакция – компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

Содержание АДР направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время, какого - либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от АДР, основная идея которая заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная цель АДР состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидов основных приемов и способов рекреации.

Характерными чертами являются свобода выбора средств и партнеров, переключение на другие виды деятельности, широта контактов, самоуправление, игровая деятельность, удовольствие от движения.

Для инвалидов АДР - не только биологически оправданная саморегулированная двигательная активность, поддерживающая эмоциональное состояние, здоровье и работоспособность, но и способ преодоления замкнутого пространства, психическая зашита. возможность общения, удовлетворения личных интересов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий.

В случае приобретенной инвалидности или тяжелого заболевания АДР может и должна стать первым этаном, первым шахом в направлении снятия (преодоления) стресса и приобщении к АФК (адаптивному ФВ, адаптивному спорту и др.).



Адаптивная физическая реабилитация -- компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность инвалида с отклонением в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Основная цель АФР заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (Су - Джок акупунктура и т.п.).

В отдельных нозологических группах инвалидов, преимущественно с поражением опорно-двигательного аппарата, лечение движение не заканчивается в медицинском стационаре, а продолжается всю жизнь на основе самореабилитации.

 

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК --компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

 

Безусловно, творческий аспект присутствует во всех перечисленных компонентах (видах) АФК, однако именно здесь он является главной, ведущей целью, самой сущностью данного вида АФК. Именно в креативных телесно - ориентированных практиках единение духовного и телесного начал человека в процессе занятий ФУ является обязательным, непременным атрибутом деятельности, без которого она в принципе не может существовать.



 

Фрагменты, элементы, а иногда и хорошо научно-методически оформленные системы креативных телесно-ориентированных практик используются:

Сказкотерапии.

Игротерапии.

Формокоррекциопной ритмопластике.

Антистрессовой пластикой гимнастике.

Двигательной пластике.

Психиатрии и психоанализе.

Системе психосоматической саморегуляции, ментального тренинга, нейролингеистического программирования.

В системе целостного движения.

В лечебной релаксационной пластике.

В телесно - ориентированной психотехнике актера.

Психогимнастике.

 

Основная цель креативных (художественно - музыкальных) телесно - ориентированных практик необходимо считать приобщение инвалидов и лиц с отклонением в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творческое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических напряжений («зажимов») и, в конечном счете, вовлечение их в занятия другими видами АФК и в перспективе - в профессионально - трудовую деятельность.



Экстремальные виды двигательной активности -- компоненты (виды) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с откяонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки. Показано, например, что механизмы потребности к получению нового опыта, связанного с риском, угрозой для жизни и т.п., обусловлены потребностью человека в активизации своей эндогенной опиатной системы, выполняющей функции профилактики состояний фрусирации, депрессии.

Дельтапланеризм, парашютный и горный спорт, скалолазание, альпинизм, серфинг, различные виды высотных прыжков и ныряния вызывают «острые» ощущения, связанные с состоянием свободного падения в воздухе, скоростным перемещениям и вращением тела, резким ускорениям и т.п., которые, в свою очередь, активизируют эндогенную опиатную систему, способствуют . выработке так называемых эндорфинов - гормонов «счастья». При этом преодоление чувства страха приводит к значительному повышению у человека чувства самоуважения, личностной самореализации, к ощущению принадлежности к элитарным группам социума.

Основной целью экстремальных видов двигательной активности является преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.); формирование потребности в значительных напряжениях как необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования: профилактика состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов и лиц с отклонением в состоянии здоровья ощущения полноценной, полнокровной жизни.

Перечисленные виды (компонента) АФК, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый из них решает свои задачи, имеет собственную структуру? формы и особенности содержания; с другой, - они тесно взаимосвязаны. Так, в процессе АФВ используются элементы ЛФК с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия - для развития, переключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; спортивные элементарные состязания. Многие спортсмены - инвалиды проходят последовательный путь от физической реабилитации в условиях стационара к рекреативно -оздоровительному спорту и спорту высших достижений.

Если для здорового человека двигательная активность является естественной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида - это способ существования, объективные условия жизнеспособности. Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний, и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повышает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следовательно, открывает возможности позитивного изменения биологическою и социального статуса.

Таким образом, АФК в целом и все ее виды призваны с помощью рационального организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровья, природные ресурсы и духовные силы, максимально реализовать возможности организма и личности для полноценной жизни, самопроявления и творчества, социальной активности и интеграции в общество здоровья людей.

2.4 Функции адаптивной физической культуры

Все функции АФК реализуются через деятельность: движение - двигательные действия (физические упражнения) - двигательная активность - двигательная (физкультурная) деятельность, в основе которой лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы, но ограниченные влиянием той или иной патологии. Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий ФУ, где осуществляются педагогические функции, и вступает в различные социальные отношения с другими институтами, общественными явлениями и процессами, формирующие социальные функции.

Во избежание разномасштабности рассмотрения функций в АФК выделены группы функций: педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий ФУ, и социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениями соцзащиты, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.). При этом выбраны не все известные функции, а лишь те, которые имеют приоритетное значение данной категории лиц.

.Педагогические функции:

Øкоррекционно-компенсаторная;

Øпрофилактическая;

Øобразовательная;

Øразвивающая;

Øвоспитательная;

Øценностно-ориентационная;

Øлечебно-восстановительная;

Øпрофессионально-подготовительная;

Øрекреативно-оздоровительная;

Øгедонистическая;

Øспортивная и соревновательная.



.Социальные функции:

Øгуманистическая;

Øсоциализирующая;

Øинтегративная;

Øкоммуникативная;

Øзрелищная и эстетическая.



2.5 Принципы адаптивной физической культуры

Принципы являются составной частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношение общества к процессу, меру взаимодействия педагога и занимающихся. Принципы служат ориентиром для конструирования практики, профессионального выстраивания технологий в соответствии с целями АФК.

.Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.

·Принцип гуманистической направленности;

·Принцип непрерывности физкультурного образования;

·Принцип социализации;

·Принцип интеграции;

·Принцип приоритетной роли социума.

2.Общеметодические принципы. Процесс неспециального физкультурного образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидов подчинен общим дидактическим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач, воспитания, обучения, развития личности. Успех педагогической деятельности определяется ни только нравственными, правовыми, этическими категориями, но главное - профессиональной компетентностью, научной обоснованностью учебных программ, особенно авторских, которые часто используются в практике АФК.

·Принцип научности;

·Принцип сознательности и активности;

·Принцип наглядности;

·Принцип систематичности и последовательности;

·Принцип прочности.

3.Специально-методические принципы - это принципы АФК на основе интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития. Доминирующим является теоретические концепции специалистов и ученых в области специальной психологии, специальной педагогики и ее разделов: тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии.

·Принцип диагностирования;

·Принцип дифференциации и индивидуализации;

·Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса;

·Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий;

·Принцип учета возрастных особенностей;

·Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий.

Лечебная физическая культура (ЛФK)  метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФK обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.

На отдельных этапах курса лечения ЛФK способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.

Действующим фактором ЛФK являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

Особенностью метода ЛФK является также его естественно-биологическое содержание, так как в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму, — функция движения. Последняя представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и нормирования организма. Любой комплекс ЛФK включает больного в активное участие, в лечебном процессе в противоположность другим лечебным методам, когда больной обычно пассивен и лечебные процедуры выполняет медицинский персонал (например, физиотерапевт).

ЛФK является также методом функциональной терапии. Физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма в итоге приводят к развитию функциональной адаптации больного. Но одновременно необходимо помнить о единстве функционального и морфологического и не ограничивать терапевтическую роль ЛФK рамками функциональных влияний. ЛФK надо считать методом патогенетической терапии. Физические упражнения, влияя на реактивность больного, изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление. Тренировку больного следует рассматривать как процесс систематического и дозированного применения физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения функции того или другого органа, нарушенных болезненным процессом, развития, образования и закрепления моторных (двигательных) навыков и волевых качеств

Kлассификация физических упражнений


  • Идеомоторные

  • Гимнастические

    • Статические (изометрические)

    • Динамические (изотонические)

      • активные, пассивные

    • По анатомическому признаку

      • — для верхних конечностей

      • — для верхних конечностей и плечевого пояса

      • — плечевого пояса

      • — плечевого пояса и спины

      • — шеи

      • — туловища

      • — мышц брюшного пресса

      • — мышц тазового дна

      • — нижних конечностей

    • По характеру

      • — дыхательные статические, динамические

      • — порядковые

      • — подготовительные

      • — корригирующие

      • — упражнения на равновесие

      • — упражнения на координацию

      • — упражнения с сопротивлением

      • — висы и упоры

      • — подскоки и прыжки

      • — упражнения на растягивание

      • — упражнения на расслабление

  • Спортивно-прикладные

      • — ходьба

      • — бег

      • — ходьба на лыжах

      • — плавание

      • — гребля

      • — катание на коньках

      • — езда на велосипеде

      • — метание мячей и др.

      • — лазание и ползание

      • — упражнения трудовые (трудотерапия)

  • Игры

      • — малоподвижные

      • — подвижные

      • — спортивные

  • Упражнения с предметами и снарядами

      • — без предметов и снарядов

      • — с предметами и снарядами

      • — мячи, гантели и др.

      • — на снарядах (в том числе на тренажерах)


Заключение

АФК как новая для России интегративная область образования, науки, культуры, социальной практики имеет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью кардинально изменения ситуации без пересмотра всей политики государства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к ФК, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.

Огромными перспективами научно-исследовательской работы в области АФК, объединяющей в себе такие области знаний, как ФК, медицина, коррекционная педагогика и большое количество других научных дисциплин.

Последние два компонента (вида) АФК самым тесным образом связаны с творчеством человека, нетрадиционными способами ее самоактуализации, с искусством.

Особенно важным направлением развития АФК в Россси является внедрение аксиологической личностно-ориентированной концепции отношения общества к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. А это не возможно без активного участия средств массовой информации и коммуникации, формирования информационного пространства АФК.

Повсеместное внедрение в жизнь россиян АФК как важнейшей области социальной практики позволит поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в обществе. А это, в свою очередь, обеспечит новый уровень качества жизни каждого человека нашей страны.



Библиографический список

1.Теория и организация АФК: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика АФК / Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2005. - 296 с.

2.АФК: Ежеквартальный периодический журнал. - 2000; №№1-2, 3-4. - 2001 и последующие годы: №1, 2, 3, 4.

.Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа ФВ во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1997.

.Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. ФВ в школе глухих и слабослышащих: Учебное издание. - М.: Советский спорт, 1991. - 64 с.

.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Тера-Спорт, 2000. - 166 с.

.Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М.: Аграф, 1997. - 128 с.

.Горская И.Ю., Сунягулова Л.А. Базовые координационные способности школьников с различными уровнями способностей: Монография. - Омск: Изд-во СибГАФК, 2000 - 212 с.

.Григоренко В.Г., Сермеев Б.В. Теория и методика ФВ инвалидов. - Одесса, 1991. - 98 с.

.Дмитриев А.А. ФК в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002. -176 с.



.Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение АФК: Учебное пособие / Под ред. профессора С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2000. - 152 с.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»

Скачать 45.46 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница