Проблемная группа «Здоровьесберегающие технологии»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от б до .7 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Исследования позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
-перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
-несовершенство учебных программ и технологий;
-авторитарный стиль преподавания;
-отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
-использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
-недостаток двигательной активности учащихся;
-несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
-недостаточное финансирование школы;
-недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
-низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
-слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
-неблагополучное состояние здоровья учителей;
-недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантность, доброжелательность, чувство юмора и др.)
Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.
-
Первый- увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.) Фактическая учебная нагрузка ( по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов, особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах с углубленным изучением ряда предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе- 7,2-8,3 часа в день и в средней школе-8,6-9,2 часа в день Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет -9-10 часов в начальной, 10-12 в основной и 13-15 в средней школе.
-
Другой вариант интенсификации учебного процесса- реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала.
Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развитие нервных, психосоматических и других заболеваний.
«Здоровьесберегающие технологии» интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Комментируя это определение, напомним, что задача школы не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.
Здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Неоспоримо, что основная задача школы - подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребован- ность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.
Понятие "Здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "Здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи -сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1.технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
2.технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.
Поделитесь с Вашими друзьями: |