Законодательство



Скачать 15.79 Kb.
Дата07.01.2020
Размер15.79 Kb.
ТипЗакон

"Медицинское право", 2003, N 3


БИОЭТИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ И РОССИЙСКОЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО <*>
--------------------------------
<*> Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант N 03-03-00121а.
Приведены данные сравнительного анализа основных документов Совета Европы,

регулирующих права человека, и законодательства, регламентирующего охрану здоровья граждан в

РФ. Указано на отсутствие законодательства в области биомедицинских исследований, что не

позволяет в должной мере соблюсти права всех лиц, вовлеченных в эту сферу. При этом особое

внимание обращено на роль этической экспертизы как при законотворческой, так и при

профессиональной деятельности в области медицинской науки и практики.


Россия входит в число государств-членов Совета Европы. Вступая в эту организацию, наша

страна взяла на себя определенные обязательства в области защиты прав человека. С течением

времени все более значительная часть этих обязательств оказывается связанной с биологией и

медициной. Разработкой нормативных документов по этому кругу проблем занимается Руководящий

комитет по биоэтике Совета Европы. Принимаемые им (и в дальнейшем утверждаемые Комитетом

Министров и Парламентской ассамблеей Совета Европы) документы имеют различную

юридическую силу.
Наиболее обязывающим с юридической точки зрения документом Совета Европы в этой

области является Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с

использованием достижений биологии и медицины - Конвенция о правах человека и биомедицине.

Часто ее называют также Конвенцией по биоэтике. Конвенция была принята в 1977 г. в городе

Овьедо (Испания); с тех пор ее подписало более 30 (из общего числа 45) стран-членов Совета

Европы. Государства - члены Совета Европы, подписывая Конвенцию (т.е. присоединяясь к ней),

тем самым берут на себя обязательство привести свое законодательство в соответствие с

требованиями Конвенции.


Дополнительными по отношению к Конвенции (и имеющими такую же юридическую силу)

являются Протоколы, которые посвящены отдельным областям биологии и медицины. К настоящему

времени уже приняты Дополнительный протокол о запрете клонирования человека и

Дополнительный протокол о трансплантации органов и тканей человека. В нынешнем году

планируется завершение работы над еще одним документом - Дополнительным протоколом о

биомедицинских исследованиях. Наряду с этим ведется работа над Протоколом, касающимся

генетики человека.
Кроме того, Руководящий комитет по биоэтике и организованная им рабочая группа на

протяжении ряда лет занимались подготовкой Протокола о защите эмбрионов и зародышей человека.

В настоящее время, впрочем, работа над этим документом зашла в тупик. Причина этого в том, что не

удалось примирить чрезвычайно острые противоречия по вопросу о том, с какого момента

начинается человеческая жизнь, а следовательно, какими правами следует наделять человеческое
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
существо на тех или иных стадиях его предэмбрионального, эмбрионального и зародышевого

развития.


Наша страна до сих пор не вступила в правовое поле, задаваемое Конвенцией и принятыми

Дополнительными протоколами к ней. А это значит, что граждане России не могут получить ту

правовую защиту, которая обеспечивается этими юридическими документами. При этом в отличие от

таких стран, как Германия или Великобритания, которые имеют принципиальные возражения по

поводу отдельных положений Конвенции, ни у одного из наших ведомств нет сколько-нибудь

существенных возражений против подписания Конвенции. Следует отметить и то обстоятельство,

что российское законодательство в области медицины и здравоохранения в общем и целом

согласуется с принципами и нормами Конвенции. Единственной серьезной лакуной является

отсутствие у нас законодательства в области биомедицинских исследований - в этой области, на мой

взгляд (и, насколько я знаю, такую точку зрения разделяют многие специалисты в области биоэтики и

медицинского права), необходимо принятие специального закона.
Если говорить об отечественном законодательстве в данной области, то здесь прежде всего

следует сказать о ст. 21 Конституции РФ, в которой записано, что "... никто не может быть без его

согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам". Помимо этого, имеется ст. 43 "Основ

законодательства РФ об охране здоровья граждан", в которой рассмотрен порядок применения новых

методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических

препаратов и дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследований. Однако статья

эта в значительной мере декларативна: хотя в ней и зафиксированы некоторые права гражданин,

участвующих в биомедицинских исследованиях, она, однако, не содержит каких-либо механизмов

реализации и защиты этих прав. Ничего не говорится в ней о необходимости предварительной

этической экспертизы заявок на проведение исследований.


Наряду с этим статья содержит и одну чересчур жесткую норму, согласно которой дети до 15 лет

могут участвовать в испытаниях новых лекарственных препаратов, методов и т.п. только по

жизненным показаниям. В реальности, конечно, эта норма постоянно нарушается, да иного и быть не

может - в противном случае какой бы то ни было прогресс в области профилактики, диагностики и

лечения детей был бы просто невозможен. Кроме того, ст. 29 "Основ..." запрещает привлекать к

исследованиям арестованных или осужденных, хотя, между прочим, существуют ситуации, когда

сами эти лица могут получать пользу (например терапевтический эффект) от участия в

исследованиях. Международные нормы, замечу, допускают - при определенных, четко

сформулированных условиях, - проведение исследований с участием и этой категории граждан.
Существует, далее, норма, содержащаяся в ст. 5 Закона о психиатрической помощи, в которой

провозглашается право лица, страдающего психическим расстройством, давать согласие или

отказываться от участия в исследованиях (но, между прочим, ничего не говорится о необходимости

при проведении исследований получать такое согласие, т.е. реально обеспечивать это право). И

наконец, следует сказать о Законе о лекарственных средствах, в котором достаточно детализированы

нормы, регулирующие испытания новых лекарственных средств. Закон этот, однако, охватывает

лишь одну, хотя и чрезвычайно важную, - хотя бы в количественном отношении - сферу

биомедицинских исследований.


Необходимо, однако, отметить следующее. Закон, как явствует из его текста, написан исходя из

предположения о том, что каждое исследование предваряется экспертизой, проводимой этическим

комитетом. Однако ни статус, ни полномочия, ни порядок создания и состав этического комитета в

Законе никак не прописаны, что порождает немало конфликтов, и нередко весьма острых. Кроме

того, этот Закон фактически противоречит ст. 16 "Основ...", в которой говорится, что положение о

порядке создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны

здоровья граждан утверждается Госдумой. Насколько я знаю, до сих пор Дума такого положения не
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
принимала; следовательно, ни один из множества действующих в стране этических комитетов не

может считаться законным. Важно сказать о том, что проведение биомедицинских исследований

сегодня фактически стало целой индустрией, в которой пересекаются, а нередко и вступают в

противоречие, интересы самых разных сторон - не только испытуемых и исследователей, но и

производителей медицинской продукции, и тех, кто участвует в деятельности по этической

экспертизе, и тех, кто дает добро на производство и применение новых препаратов, методов и т.п.

Отсутствие надлежащего законодательства, с одной стороны, не позволяет в должной мере защитить

испытуемых и, с другой стороны, делает ненадежными в юридическом отношении и позиции всех

иных лиц, вовлеченных в эту сферу. Далее, получается, что у нас нет надежного законодательного

барьера против "импорта" в Россию таких исследований, которые могут нести угрозу нашим

гражданам. В то же время отсутствие развитых структур и механизмов этической экспертизы

затрудняет продвижение достижений отечественной биомедицины на мировой рынок.


И еще одно замечание. Нередко приходится сталкиваться с такой точкой зрения, что поскольку

наше здравоохранение находится в кризисе, порожденном прежде всего нехваткой финансовых

средств, постольку до тех пор, пока этот кризис не будет преодолен, нет смысла и, более того, даже

вредно отвлекаться на какие-то там вопросы этики. Я, однако, убежден, что для решения многих

этических проблем здравоохранения, в частности для создания такой атмосферы, когда гражданина,

оказавшегося в медицинском учреждении, будут воспринимать и принимать не просто как того, на

кого приходится тратить дефицитные ресурсы, но как личность, обладающую собственными правами

и достоинством и заслуживающую уважения, - для этого не надо каких-то больших денег. Требуется

лишь соответствующее отношение к людям. И до тех пор, пока эти проблемы будут отодвигаться на

задний план, не удастся добиться того, чтобы здравоохранение воспринималось и обществом, и

государством как действительно приоритетная сфера, а значит, не будет сколько-нибудь

существенных подвижек и в решении всех других, включая финансовые, проблем здравоохранения.


Член-корреспондент РАН,
доктор философских наук, профессор,
директор Института человека РАН
Б.Г.ЮДИН
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Каталог: law -> hozjajstvennaja-dejatelnost -> promyshlennost
promyshlennost -> Бобков ю. Г., Бабаян э. А., Машковский м. Д., Обоймакова а. Н., Булаев в. М., Гуськова л. С., Лепахин в. К., Любимов б. И., Натрадзе а. Г
promyshlennost -> Производство инфузий в россии: опасная "игра" по разным
promyshlennost -> Инструкция по определению витамина a и бета-каротина в пищевых продуктах
promyshlennost -> Локализация и механизмы действия лекарственных веществ. "Мишени" для лекарственных веществ
promyshlennost -> Растительное сырье редакционная коллегия государственной фармакопеи СССР
promyshlennost -> Экспериментальное животное: основы правового регулирования

Скачать 15.79 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница