«Актуальные проблемы российского здравоохранения»
Содержание
Введение 3
Глава I. Основные результаты развития здравоохранения в Российской Федерации 4
Глава II. Главные проблемы в организации оказания медицинской
помощи 14
Глава III. Современные вызовы системе здравоохранения 17
Заключение 23
Список литературы 25
Введение
Уровень здоровья населения является одним из важнейших показателей
благополучия страны. Следовательно, безопасность и укрепление здоровья – один из важнейших приоритетов развития любого цивилизованного государства. Задачей каждой страны является обеспечение доступности квалифицированных специалистов и эффективной медицинской помощи, не зависимо от принципов, регулирующих национальную экономику и финансовую систему, используемую организацией. Из этого следует, что развитие здравоохранения и системы его финансирования является одним из ключевых и актуальных проблем состояния национальной экономики в целом.
На сегодняшний момент в системе здравоохранения Российской Федерации существует множество серьезных проблем, препятствующих решению поставленных задач, направленных на улучшение здоровья населения, повышение качества и увеличения доступности медицинской помощи.
За последнее десятилетие отмечены позитивными изменениями в отношении российских граждан к своему здоровью, активизацией политики государства в сфере охраны здоровья, повышением доступности медицинской помощи и увеличением средней продолжительности жизни. Вместе с тем по основным показателям состояния здоровья граждан мы проигрываем всем развитым странам, а здравоохранение рассматривается гражданами как наиболее ожидаемое направление государственных инвестиций.
Глава I. Основные результаты развития здравоохранения
в Российской Федерации
В последние годы государство весьма последовательно реализует меры по отношению к различным составляющим образа жизни, оказывающим влияние на здоровье российских граждан.
В 2009 г. Правительством Российской Федерации была одобрена «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения», которая в целом достаточно полно реализовывалась в последующие годы. Значительно повышались ставки акцизного налога на алкогольные напитки (в 2011 — 2014 гг.), введена минимальная цена водки, установлен запрет на продажу спиртных напитков в ночные часы, существенно ужесточились наказания за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, а также за употребление алкоголя в общественных местах. Запрещена продажа алкоголя в киосках и других мелких торговых точках. В результате начиная с 2012 г. наблюдается последовательное сокращение продажи спиртных напитков, как в абсолютном выражении, так и в расчете на душу взрослого населения. Так, в 2011 г. средний объем продаж алкоголя в пересчете на чистый спирт составлял 10,6 л на одного взрослого, а в 2016 г. — 8,1 л. В 2011 г. было продано 13,1 л водки и 90 л пива в расчете на одного жителя, а в 2016 г. — 8,0 и 65 л соответственно.
Но некоторые из мер антиалкогольной политики были не слишком удачными: это регулирование минимальной цены водки и регулирование ограничений ночной торговли алкогольными напитками. Минимальная цена несколько раз менялась, но не стала эффективным ограничителем потребления водки. Введенная в 2011 г. федеральная норма, позволяющая торговать спиртным до 23 часов, фактически ухудшила ситуацию в тех регионах, которые до этого прекращали продажи в 21—22 часа.
На протяжении последних 15 лет Россия остается одной из самых курящих стран мира. Негативные тенденции, сформировавшиеся в 1990-е годы, сохранялись и в 2000 - 2013 гг., главным образом за счет роста потребления табака среди молодежи и особенно молодых женщин, снижения среднего возраста начала курения и роста числа выкуриваемых ежедневно сигарет. В эти годы, по разным оценкам, около 40% взрослого населения потребляли табак. На этом фоне все большее распространение получали другие виды табачной продукции, особенно курение кальяна.
В 2013 г. государство начало реализацию целого комплекса мер по сдерживанию табачной эпидемии. Были приняты Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», предусматривающий существенное расширение перечня мест, свободных от табачного дыма, и Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон «О рекламе», запрещающий рекламу табачной продукции и ограничивающий места продажи табачной продукции. Россия последовательно придерживается принятых в рамках Рамочной конвенции по борьбе с табаком (РКБТ) обязательств. Это выражается в принятии необходимого регулирующего законодательства, продвижении на федеральном и региональном уровне идей отказа от курения и приверженности принципам здорового образа жизни, а также регулярном увеличении акцизов на табачную продукцию. Проводимые меры оказались результативными: поданным обследований ВЦИОМ, начиная с 2014 г. доля курящих в России стала постепенно снижаться (35% в 2014 г.; 34% в 2015 г. и 31% в 2016 г.). К очевидным успехам стоит отнести в целом спокойное восприятие внедренных норм населением и бизнес-сообществом.
В 2009 г. правительством были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» и «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». В составе реализуемых мер особое место отводится поэтапному введению в 2014—2017 гг. Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
За прошедшие 15 лет доля россиян, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, выросла почти втрое и приблизилась к 30%. Но она все еще остается существенно ниже уровня развитых стран (40—60%). Нарастает проблема малоподвижного образа жизни детей, подростков и молодежи, стимулируемая в том числе широкой популярностью электронных гаджетов в детской и молодежной среде, значительным времяпрепровождением за компьютером, а также смещением приоритетов в пользу компьютерных, а не подвижных и спортивных игр. Более 20% студентов занимаются физическими упражнениями реже одного раза в неделю. Особое беспокойство вызывает низкая физическая активность пожилых людей. По экспертным оценкам, лишь 17% российских пенсионеров занимаются физкультурой и спортом.
Государственное финансирование здравоохранения выросло в период 2000—2012 гг. в 2,3 раза в реальном выражении. Дополнительные средства позволили реализовать ряд масштабных государственных программ: дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий населения (с 2005 г.), приоритетный национальный проект «Здоровье» (2006—2013 гг.), региональные программы модернизации здравоохранения (2011—2013 гг.).
Модернизации подверглась система обязательного медицинского страхования (ОМС), созданная в начале 1990-х годов как дополнение к системе бюджетного финансирования. С 2015 г. оказание населению почти всех видов медицинской помощи, гарантируемых государством, полностью финансируется из средств ОМС. Обновленная система ОМС позволила существенно уменьшить неравенство в размерах финансового обеспечения медицинской помощи гражданам в разных регионах: различия в размерах доходов территориальных фондов ОМС в расчете на одного жителя, достигавшие в 2010 г. 4,2 раза, составили в 2014 г. 1,9 раза. Если же рассматривать финансовое обеспечение базовой программы ОМС, то территориальных различий здесь больше нет. Реально расширены возможности для граждан получения бесплатной медицинской помощи за пределами своего региона, выбора медицинской организации, врача. Участниками ОМС стало большое количество негосударственных медицинских организаций.
Основная часть российских граждан получает медицинскую помощь бесплатно. Так, по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, в 2015 г. 87% граждан, обращавшихся за амбулаторной помощью, получили ее без какой-либо оплаты, а 74% пациентов стационаров лечились в них полностью бесплатно. За счет роста государственного финансирования значительно увеличены объемы бесплатной профилактической и высокотехнологичной медицинской помощи: численность населения, прошедшего диспансеризацию, выросла за период с 2008 по 2015 г. в 3,9 раза (с 5,8 млн до 22,5 млн чел. в 2015 г.); число больных, получивших высокотехнологическую медицинскую помощь, возросло за период с 2005 по 2015 г. в 13,7 раза (с 60 тыс. до 823,3 тыс. чел.).
Вместе с тем сохраняется низкая доля государственного финансирования здравоохранения в ВВП по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, при том, что гарантии сопоставимы по охвату населения и видов медицинской помощи. Доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП России составила в 2014 г. 3,7%, в то время как в странах ОЭСР - 6,5%, а в странах Западной Европы - 7,9%. Государственные расходы на здравоохранение на душу населения у нас в 3,2 раза меньше, чем в западноевропейских странах (соответственно 958 и 3100 долл, по паритету покупательной способности в 2014 г.).
Применяемые простейшие формы сочетания государственного и частного финансирования здравоохранения слабо способствуют привлечению в эту сферу дополнительных ресурсов и их эффективному использованию. Добровольное медицинское страхование оказалось недоступным для основной части среднего класса (им охвачено всего 6% населения). Политика, проводимая по отношению к благотворительным организациям, обусловливает недостаточное применение этого способа привлечения средств для оказания дорогостоящей медицинской помощи малоимущим гражданам.
Государственные гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи декларируются как права на неограниченные объемы помощи, а способы ее рационирования почти всегда имплицитны. Очевидна коллизия между ригидностью государственных гарантий и развитием практик оплаты населением медицинской помощи, которая включена в государственные гарантии. Из-за недофинансирования здравоохранения возможности получения качественной медицинской помощи существенно различаются для жителей разных российских регионов и разных типов населенных пунктов. Это имеет следствием неформальное рационирование гарантированного набора бесплатных медицинских услуг их поставщиками.
Формы финансового обеспечения медицинских организаций сильно изменились в последние годы. Внедрены новые методы оплаты амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи. Но определение размеров финансирования конкретных учреждений происходит, как правило, от достигнутого уровня, как и четверть века назад. Сравнительная оценка клинико-экономической эффективности оказания различных видов медицинской помощи в разных организациях не проводится.
Стоимость (тарифы оплаты) медицинских услуг в ОМС устанавливается не столько на основе анализа и обоснования состава необходимых затрат, сколько на основе сложившегося объема их финансирования. При этом фактические затраты на лечение одних и тех же заболеваний в разных регионах и в разных учреждениях в одном регионе различаются в разы. Для обоснования стоимости реализуемых программ пока не создано ни информационной, ни методической основы достоверной оценки допустимых различий в затратах. Отсутствие достоверных данных о реально необходимых затратах на оказание различных видов медицинской помощи в разных медицинских организациях и регионах делает проблематичным сравнение их эффективности и препятствует возможному внедрению конкурсного финансирования и развития конкуренции.
Особенностью российской системы ОМС является участие в ней множества негосударственных страховых медицинских организаций (СМО). Изначально их участие обосновывалось декларируемым намерением создать страховую, конкурентную модель финансирования здравоохранения с разделением рисков между государством и страховщиками. Но на практике государство отвело им роль финансового посредника в движении средств между фондами ОМС и медицинскими организациями. Посредника, чья полезность и результативность работы по сравнению с затратами (15,1 млрд руб. в 2015 г.) оказалась неочевидной для остальных участников системы ОМС. Конкуренция между страховыми компаниями, предметом которой выступали бы надежная защита прав застрахованных и более эффективное использование ресурсов системы здравоохранения, так и не возникла.
В новой модели ОМС была сделана попытка ввести правила, экономически стимулирующие СМО к более эффективному расходованию средств ОМС. СМО отреагировали не совсем так, как ожидалось, они стали активно штрафовать медицинские организации, прежде всего за ошибки в оформлении медицинских и платежных документов. Вместо продолжения работы по тонкой настройке новых правил их стали, по сути, демонтировать, а СМО заставили проводить более активную работу с застрахованными. Опыт двух прошедших десятилетий не продемонстрировал достаточной заинтересованности и способности государственных органов выстроить в нашей стране конкурентную (рисковую) модель ОМС с не вызывающим сомнения эффективным участием частных страховщиков.
В целом приходится констатировать, что изменения в механизмах финансирования здравоохранения, которые произошли за последние четверть века, не привели к формированию у основных акторов этой системы (органов управления здравоохранением, фондов ОМС, страховых медицинских организаций, государственных медицинских учреждений) достаточной мотивации к повышению эффективности использования ресурсов.
С 2005 г. развивается льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет федерального бюджета в рамках государственной социальной помощи, обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей. За счет региональных бюджетов осуществляется лекарственное обеспечение больных жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни или инвалидности.
Вместе с тем обязательства по лекарственному обеспечению не сбалансированы с доступными ресурсами. Об этом свидетельствуют многочисленные судебные решения в пользу пациентов по их искам к органам власти по поводу необеспечения пациентов дорогостоящими лекарственными препаратами. Права различных категорий граждан на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение реализуются ситуативно в зависимости не столько от нуждаемости в соответствующих препаратах для поддержания здоровья, сколько от фактических размеров средств, выделяемых на эти цели из федерального и региональных бюджетов.
Введение в 2011 г. механизма регистрации цен на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, позволило существенно сдерживать рост цен на эти препараты по сравнению с ценами на лекарства, не включенные в указанный перечень. Но применяемый механизм регулирования цен на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, после девальвации рубля в 2015 г. стал давать сбои в выполнении функции инструмента обеспечения доступности лекарств для населения: из аптек стали исчезать лекарства низкого ценового сегмента рынка. Изъяны механизмов ценообразования на лекарственные средства проявляются также в том, что не происходит значительного снижения цен на воспроизведенные препараты (дженерики) по отношению к референтным (брендовым). Это обусловлено порядком формирования предельных отпускных цен на лекарственные препараты: при регистрации установлен очень высокий порог допустимого соотношения цены воспроизведенного лекарственного препарата и референтного препарата — 80%.
Неоднократные обращения экспертного сообщества, заявления экспертов и публикации в прессе побуждают к выводу, что перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и льготные перечни лекарственных препаратов содержат в том числе значительное число продуктов с недоказанной клинической эффективностью, что ведет к сомнительным с точки зрения эффективности государственным расходам на их закупки. Главная причина такого явления состоит в том, что независимая оценка технологий в здравоохранении пока систематически не проводится.
Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г., принятой Минздравом России в 2013 г., предусматривалась реализация до конца 2016 г. в субъектах Российской Федерации пилотного проекта по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные препараты на основе формирования системы референтных цен. Планировалась также реализация пилотного проекта по модернизации системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан бесплатно или со скидкой за счет средств федерального и региональных бюджетов. Ожидалось, что содержанием последнего проекта будет внедрение модели организации лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении при софинансировании государства. Повышение таким способом доступности лекарств при лечении некоторых наиболее распространенных заболеваний (гипертония, астма и др.) снижает риски их обострений и, соответственно, объемы необходимой медицинской помощи. Однако к концу 2016 г. указанные пилотные проекты не были начаты.
Реализация Национального проекта «Здоровье» и региональных программ модернизации здравоохранения позволили обеспечить медицинские учреждения современным оборудованием, В 2011—2013 гг. поставлено в государственные и муниципальные медицинские учреждения 389,7 тыс. ед. медицинского оборудования, в результате чего в 2013 г. фондооснащенность учреждений здравоохранения увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 2011 г. и составила 19,0 тыс. руб. на 1 кв. м против 7,7 тыс. руб. Обеспечено довольно широкое внедрение в организациях здравоохранения медицинских информационных систем, началось развитие интернет-сервисов для пациентов (в большинстве регионов созданы системы онлайн-записи на прием), стремительно развиваются региональные медицинские информационные системы.
Однако основные фонды медицинских организаций после проведенной в 2011—2013 гг. модернизации уже начинают изнашиваться, и к концу текущего десятилетия возникнет необходимость замены значительной их части.
Проведена реорганизация систем оказания специализированной медицинской помощи при заболеваниях, вносящих наибольший вклад в показатели смертности. Так, в рамках программы борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями создана система региональных сосудистых центров (их число достигло 128 в 2015 г.) и первичных сосудистых отделений (415 в 2015 г.). Уровень смертности от болезней системы кровообращения уменьшился за период с 2007 по 2015 г. в 1,3 раза. В 2012-2015 гг. осуществлено развертывание трехуровневой системы травмоцентров вдоль федеральных и региональных автодорог (их число составило 1501 в 2015 г.). Уровень смертности от дорожно-транспортных происшествий уменьшился за период с 2007 по 2015 г. в 1,5 раза. Большие усилия были направлены на совершенствование службы родовспоможения. В 2008—2012 гг. построено 23 перинатальных центра, ведется строительство еще 32. Младенческая смертность уменьшилась за период с 2012 по 2015 г. в 1,3 раза. С 2006 г. происходит снижение показателей смертности, с 2009 г. наблюдается стабилизация показателей заболеваемости населения.
Лечение в нашей стране становится привлекательным для иностранцев: в 2015—2016 гг. численность граждан других стран, приехавших за получением медицинской помощи в российские клиники, выросла на 87%. Но потенциал развития медицинского туризма в нашей стране гораздо выше и недоиспользуется.
В 2012 г. Президентом Российской Федерации принято решение о повышении размеров оплаты труда врачей к 2018 г. до 200% от средней заработной платы по экономике региона (в 2012 г. это соотношение составило 125%), а размеров оплаты труда среднего и младшего медицинского персонала — до 100% от средней зарплаты по экономике региона (в 2012 г. — 73 и 48% соответственно). С 2012 по 2016 г. средняя заработная плата врачей в номинальном выражении выросла в 1,54 раза, среднего медицинского персонала — в 1,45 раза, младшего медицинского персонала — в 1,44 раза. В реальном выражении, с учетом индекса роста потребительских цен, увеличение зарплаты было более скромным: у врачей — на 8%, у среднего медицинского персонала — на 3%, у младшего — на 2%. Таким образом, намеченное повышение оплаты труда медиков позволило на деле лишь сохранить их реальный уровень доходов в условиях экономического кризиса. Следует, впрочем, учитывать, что для населения в целом последние годы стали периодом снижения уровня жизни, так что медики оказались в данном случае в относительно лучшем положении.
По данным мониторинга условий работы и оплаты труда медицинских работников происходящие изменения в организации оплаты труда медицинских работников ведут к тому, что растущее их число начинают чувствовать связь между качеством своей работы и получаемыми деньгами. Однако во многих медицинских учреждениях возобладала установка на уравнительность распределения денежных средств между медиками безотносительно к реальным различиям в результативности. Введение эффективного контракта для весьма значительного числа медиков не выполняет пока функции стимулирования повышения профессиональной отдачи и качества оказываемой медицинской помощи.
II. Главные проблемы в организации оказания
медицинской помощи
Отмечая позитивные изменения в сфере здравоохранения, следует констатировать, что они оказались недостаточными для разрешения или ощутимого ослабления целого ряда проблем, копившихся в течение долгого времени.
Наиболее острой является проблема доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Измеренный по 25 показателям уровень развития участковой службы в России заметно ниже, чем во всех постсоветских странах Европы. Соответственно в России относительно выше показатели уровня госпитализации, числа проведенных койко-дней на одного жителя, объемы скорой медицинской помощи.
В последнее десятилетие шло сокращение кадров первичного звена, прежде всего в участковой службе. Национальный проект «Здоровье» посредством денежных надбавок приостановил в 2005—2007 гг. исход кадров из участковой службы, но он продолжился с 2008 г., и численность участковых врачей уменьшилась к 2013 г. на 14%. Программа «Земский доктор» содействует привлечению кадров в сельскую местность, но ее инструментов явно не хватает для преодоления кадрового дефицита. По экспертной оценке, дефицит участковых терапевтов составляет 30%, участковых педиатров — 10%. Во многих регионах две трети участковых врачей составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста. Если им на смену через 5— 10 лет не придут молодые врачи, работа участковой службы будет необратимо деградировать.
Сохраняется дефицит узких специалистов в амбулаторнополиклинических учреждениях, в частности гематологов — 14%, проктологов — 31%, ревматологов — 69%. В больницах не хватает хирургов, анестезиологов, всех оперирующих специалистов. Сокращается врачебный персонал медицинских учреждений, работающих в малых городах. Молодежь не идет обучаться и работать по медицинским профессиям с высоким уровнем риска. Насыщение больниц оборудованием и аппаратурой перестает решать проблему качества и доступности медицинской помощи в условиях отсутствия или дефицита квалифицированных кадров.
Улучшения в организации специализированной амбулаторно-поликлинической помощи недостаточны для преодоления обозначившейся тенденции к росту хронизации заболеваний: отношение общей заболеваемости к первичной заболеваемости увеличилось с 1,81 в 2005 г. до 2,04 в 2014 г.
Продуктивное время работы медицинского персонала сокращается из-за растущего избыточного делопроизводства, составления многочисленных отчетов.
Эффективность использования дорогостоящего медицинского оборудования ниже, чем за рубежом. Число исследований на один компьютерный/магнитно-резонансный томограф на 10—30% меньше, чем в странах ОЭСР. И это при том, что обеспеченность томографами у нас в 2 раза меньше и, следовательно, размер неудовлетворенной потребности в такой диагностике выше. Использование современных медицинских технологий тормозится недостаточным текущим финансированием (не хватает средств на приобретение необходимых для проведения исследований расходных материалов) и неполноценной подготовкой работников (не хватает квалифицированных кадров, способных продуктивно работать на новом оборудовании).
Результативность лечения снижается из-за недостатка кооперации между разными звеньями оказания медицинской помощи: диагностическими центрами, поликлиниками, больницами, реабилитационными службами.
Среди структурных проблем оказания медицинской помощи необходимо выделить недостаточные в сравнении с имеющимися потребностями уровни развития геронтологической, реабилитационной, медико-социальной помощи, лабораторно-диагностической службы.
Неоправданные барьеры существуют между системой здравоохранения и системой социального обеспечения. Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан» (2013 г.) медицинская деятельность исключена из перечня услуг организаций социального обслуживания. Это ограничивает возможности расширения доступа к услугам здравоохранения по месту жительства.
Для российских граждан характерна неудовлетворенность квалификацией медицинских кадров, которые оказывают им помощь. По данным сравнительного межстранового исследования представлений населения о профессионализме и мотивации медицинских работников, проведенного в 2008 г. в рамках Международной программы социальных исследований (ISSP), в России большинство населения считают, что профессиональные навыки врачей ниже, чем требуется, в то время как в двух десятках других стран, принявших участие в исследовании, примерно две трети населения оценивают профессиональные навыки врачей как достаточные. Опросы населения в 2014 и 2017 гг., показывают, что доля российских граждан, согласных с такими оценками, растет.
Это связано с целым рядом причин как объективного, так и субъективного характера. По-видимому, одной из них является сокращение возможностей обучения студентов в режиме участия в оказании реальной медицинской помощи. В регионах происходит выдавливание кафедр медицинских вузов из медицинских организаций, и студенты теряют доступ к больным. В структуре подготовки специалистов для медицины имеются большие лакуны: практически не ведется подготовка специалистов по техническому обеспечению медицины, недостаточны размеры подготовки кадров лабораторной службы, способных работать с новыми медицинскими технологиями, например, медико-генетическими.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в развитых странах подготовка для работы в первичной медицинской помощи (поликлинике) продолжается 2-5 лет, а в России врачи допускаются к работе сразу после окончания вуза. В странах с передовой медициной к работе по сложным специальностям (кардиохирургия, анестезиология и т.п.) после вуза готовят 5—8 лет, а в России такая квалификация присваивается после 2—3 лет подготовки.
III. Современные вызовы системе здравоохранения
Состояние здравоохранения вызывает усиливающуюся тревогу в российском обществе. По данным социологических исследований, оно оценивается российскими гражданами как одна из трех наиболее острых проблем страны, причем доля граждан, которые считают проблемы здравоохранения наиболее значимыми в масштабах страны, растет в последние годы самыми высокими темпами (увеличение в 2,4 раза за прошедший год).
Российские граждане ждут от государства большего сосредоточения сил в первую очередь именно в здравоохранении. По данным социологического опроса взрослого населения страны в 2016 г. на вопрос о том, на что в первую очередь государство должно направлять больше средств, чем сейчас, респонденты на первое место поставили развитие больниц и поликлиник, повышение зарплат медицинскому персоналу.
Здравоохранение - на первом месте среди задач, на решение которых, по мнению наших граждан, должны нацелить свои
усилия организации, осуществляющие общественный контроль, в частности, Общероссийский народный фронт.
Адекватный и понятный населению ответ на этот запрос - одно из наиболее важных условий социально-политической стабильности.
Озабоченность населения состоянием здравоохранения имеет объективные основания: несмотря на то, что последнее десятилетие характеризуется активизацией политики государства в сфере охраны здоровья, повышением доступности медицинской помощи и увеличением средней продолжительности ожидаемой жизни при рождении (за последнее десятилетие она выросла на 6 лет — с 65,4 года в 2005 г. до 70,4 года в 2015 г.), сохраняется значительный разрыв между показателями состояния здоровья российских граждан и населения западных стран. По показателю ожидаемой продолжительности жизни Россия занимает 110-е место в мире, а разрыв со странами ЕС (80,9 года в 2014 г.) составляет 10,5 года. Особенно тревожна ситуация со смертностью мужчин в трудоспособном возрасте. По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель вероятности умереть для мужчин в возрасте от 15 до 60 лет в России почти в 2 раза превышает среднеевропейский показатель (325 и 168 на 1000 чел. соответственно, в 2015 г.). Лишь в 18африканских странах и воюющей Сирии этот показатель выше, чем в России. Менее половины взрослых российских граждан оценивают состояние своего здоровья как хорошее или очень хорошее (44,4% в 2014 г.), в то время как среди граждан ЕС доля таких оценок составляет две трети (66,9% в 2015 г.).
Ориентация на решительный положительный сдвиг в состоянии здравоохранения — это политический, социальный и экономический императив. Сегодня добиться результата в этом направлении развития лишь за счет расширения существующих практик невозможно: в системе охраны здоровья необходимы технологические и организационно-экономические инновации.
Помимо социальной значимости, в настоящее время при прогнозируемом сокращении численности населения в трудоспособном возрасте сбережение трудоспособного населения настоятельно требуется для обеспечения необходимых темпов экономического роста. Российское здравоохранение должно способствовать повышению отдачи от человеческого капитала посредством увеличения продолжительности активной трудовой жизни, уменьшения периодов временной нетрудоспособности, реабилитации, сокращения инвалидности.
Налицо углубляющееся технологическое отставание российского здравоохранения от здравоохранения западных стран. В странах с современной медициной общераспространенной практикой лечения инфаркта миокарда уже стали тромболизис и стентирование сосудов, а у нас это вошло в массовую практику только в Москве в последние 2 года и до сих пор не стало доступным вмешательством при инфаркте в регионах. В отечественной онкологии все еще доминируют хирургические вмешательства, а современная точно направленная радиотерапия под компьютерным управлением доступна лишь в нескольких регионах. Во многих регионах радиотерапия недоступна или выполняется на устаревших малопроизводительных устройствах. Большинство онкологических больных не получают помощи по современным протоколам, прежде всего из-за недоступности современных лекарств и сопутствующих технологий. Обеспеченность пациентов современными таргетными препаратами, при использовании которых точно поражаются клетки опухоли и практически не страдают окружающие ткани, составляет у нас 2—5 %. Для правильного применения многих современных лекарств необходима лабораторная диагностика, часть из которой недоступна в нашей стране даже применительно к такому распространенному раку, как рак молочной железы.
Глобальный вызов системе здравоохранения предъявляют появление новых технологий и рост индустрии здоровья. Новые медицинские и информационные технологии (молекулярно-генетическая диагностика, биоинформационный анализ геномных и биомар- керных данных, генная терапия, регенеративная медицина, клеточная инженерия, создание биопрепаратов, генно-инженерных вакцин и таргетных лекарственных средств, неинвазивная персональная телемедицина, системы поддержки принятия медицинских решений и др.) создают новые рынки продуктов и услуг индустрии здоровья. Наблюдается быстрый рост оказания дистанционных информационных медицинских услуг через устройства видеоконференцсвязи с применением смартфонов, планшетов, компьютеров, средств mHealth и Интернета вещей (1оТ). На основе информационных технологий открываются новые рынки продуктов и услуг индустрии здоровья. По данным наукометрических показателей, услуги биомедицины вместе с IT-индустрией стали лидерами развития технологий экономики знаний и становятся драйверами экономического роста.
Формируется новый дизайн модели и целеполагание системы общественного здравоохранения как динамичной, инновационной, информационной, высококонкурирующей среды общественной и деловой активности. Университетские клиники, группы крупных медицинских центров, страховых, фармацевтических и IT-компаний, отдельные высокоспециализированные центры предлагают все больше трансграничных оздоровительных, медицинских (в том числе высокотехнологичных) услуг, сервисов по обслуживанию и сопровождению пациентов. Высокими темпами растут масштабы медицинского туризма, импорта медицинских услуг, консультирования и лечения за рубежом, производства услуг и товаров здорового образа жизни. Развивается специализация стран по профилям оказания медицинской помощи. Глобальные рыночные игроки из прочих секторов экономики (1Т-корпо- рации) уже вторгаются за рубежом на традиционные поля индустрии здоровья, в систему традиционного общественного здравоохранения, и в перспективе будут поглощать ее. Взрывной рост информационных технологий и персональных средств связи порождает новые проблемы для системы здравоохранения:
широкая доступность информации предъявляет особые требования к ее качеству, достоверности, актуальности и безвредности;
глобальный охват общества социальными сетями привел к небывалой публичности медицинской деятельности и формированию новых типов сетевых взаимоотношений в системе «врач — пациент»;
широкое проникновение в сферу биомедицины и здравоохранения непрофессионалов (начиная от стартап-разработчиков «медицинских» устройств и заканчивая шоуменами — ведущими «медицинских» передач и блогов).
Новые технологии приведут к необходимости кардинальных изменений в организации медицинской помощи: ее концентрации в крупных специализированных клинических центрах и многопрофильных медицинских центрах, формированию виртуальных медицинских организаций, замещению многих традиционных медицинских учреждений медицинскими информационными и мониторинговыми системами. Новые технологии приведут к формированию новых организационных структур и экономических отношений в индустрии здоровья.
Новая реальность диктует чрезвычайно высокие квалификационные требования к медицинскому персоналу, менеджерам, организаторам здравоохранения, к квалификации лиц, производящих новые востребованные знания. Необходимым условием их профессиональной деятельности станет постоянное и непрерывное повышение квалификационного уровня, расширение кругозора, междисциплинарность знаний.
Эти мировые процессы неизбежно будут распространяться и на нашу страну. Развитие мировой индустрии здоровья создаст новые возможности ведения здорового образа жизни и получения медицинской помощи для российских граждан и одновременно будет оказывать сильное конкурентное воздействие на отечественные медицинские организации. В последние годы более 100 тыс. российских граждан предпочитали получать современную медицинскую помощь за рубежом, и только в 2015—2016 гг. их число сократилось из-за экономического кризиса и падения курса рубля.
В ближайшей перспективе реальна угроза укрепления в качестве ведущих поставщиков медицинских услуг на российском рынке * глобальных рыночных медицинских и IT-корпораций. Перед политикой в сфере здравоохранения встает дилемма: обеспечить технологический прорыв в развитии отечественной системы здравоохранения и стать полноправными участниками глобальной конкуренции за лидерство в медицинских технологиях или оставаться в роли только потребителя достижений мировой индустрии здоровья и смириться с «музеефикацией» отечественных медицинских учреждений.
Технологическое отставание также недопустимо в условиях, когда сфера здравоохранения быстро замещает военную сферу в качестве главной площадки технического прогресса в мире и превращается в крупнейшую отрасль наиболее развитых экономик.
Объем ресурсов, направляемых в сферу здравоохранения в развитых экономиках, превышает половину доли всей промышленности в ВВП16. Ускоренное развитие индустрии здоровья становится ведущим трендом экономики XXI в. Можно уверенно утверждать, что сдвиг ядра экономики от промышленности к здравоохранению, образованию и науке сыграет в XXI в. точно такую же роль, которую в XIX в. сыграл сдвиг от аграрного сектора к индустриальному. Пропустить этот сдвиг, промедлив с необходимыми технологическими и организационными изменениями, означало бы обречь страну на утрату положения великой державы. Прорыв, а не просто частичное улучшение положения дел в здравоохранении, как и в образовании, абсолютно необходим.
Заключение
Таким образом, наряду с имеющимися положительными тенденциями отечественной системы здравоохранения выявляется ряд направлений требующих детального анализа и принятия управленческих решений.
Во-первых, особенностью нашей страны является низкая вовлеченность населения в охрану и сбережение собственного здоровья,в том числе за счет двигательной активности, использования верифицированных источников сетевой информации, применения персональных устройств мониторинга состояния здоровья и т.д. Большинство граждан имеют слабую заинтересованность в укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Во-вторых, старение населения выступает в качестве долгосрочного фактора усложнения патологий, развития множественных хронических заболеваний и соответствующего роста спроса на услуги здравоохранения. Согласно демографическим прогнозам, наша страна, в отличие от большинства европейских государств, только входит в период ускоренного роста доли и численности пожилых, и за период с 2015 по 2027 г. численность населения в возрасте старше трудоспособного увеличится на 7,2 млн чел.
В-третьих, главными препятствиями для адекватного ответа российского здравоохранения на стоящие перед ним вызовы являются недостаточность ресурсного обеспечения в сочетании с нереализованностью многочисленных резервов повышения эффективности использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В-четвертых, формальные правила оказания и финансирования медицинской помощи в значительной степени дополняются неформальными отношениями и теневыми потоками средств. В сфере здравоохранения все еще широко представлены недостаточно четкие правила распределения ресурсов и обеспечения доступа к ним пациентов. Вокруг неформальных практик сложились довольно устойчивые конфигурации интересов, препятствующих позитивным изменениям.
Отсутствуют надежные стимулы, которые побуждали бы большинство медиков к заинтересованности в реальной оценке качества их работы, изживанию неформальных практик и обеспечению полной прозрачности финансово-экономических отношений в отрасли. Медицинские организации и страховщики слабо мотивированы к повышению эффективности использования ресурсов.
Список литературы
Караева О.С. Представления о справедливости и эффективности в системах здравоохранения различных стран (по данным ISSP) // Вестник общественного мнения. 2014. № 1—2(117). С. 50—65.
О врачах и качестве медицинской помощи: как оцениваются доступность медпомощи, квалификация врачей и оснащенность медучреждений? // Фонд общественного мнения. 13 окт. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/Zdorove-i-sport/12346 (дата обращения: 01.09.2019).
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2415011 (дата обращения: 13.03.2016).
Bloomberg: аналитич. агентство [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/ (дата обращения: 27.08.2019).
Государственная кадровая политика в сфере здравоохранении. Научное издание / Общ. ред. Костина А.А., Пономаренко Б.Т. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2015. 96 с.
Совершенствование кадровых процессов как условие модернизации кадровой политики в системе здравоохранения / А.Д. Каприн [и др.] // Исследования и практика в медицине. 2015. № 2 (2). С. 92-96.
Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://apps.who.int/gho/ data/node.main.688?lang=en (дата обращения: 07.09.2019).
Поделитесь с Вашими друзьями: |