Экзамен по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала: гигиенист стоматологический
Вопросы для подготовки к собеседованию
-
Особенности анатомического строения головы и шеи.
-
Ткани и органы зубо-челюстной системы.
-
Функции зубо-челюстной системы.
-
Строение и функции ВНЧС.
-
Верхняя челюсть: анатомическое строение, кровоснабжение иннервация.
-
Нижняя челюсть: анатомическое строение, кровоснабжение, иннервация.
-
Мышцы челюстно-лицевой области.
-
Общие принципы регуляции и саморегуляции физиологических функций организма при воздействии факторов внешней среды.
-
Законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию.
-
Основные понятия предмета медицинского права, его задачи, источники.
-
Основные законодательные документы в области здравоохранения.
-
Правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.
-
Структура, принципы организации работы, обеспечение, инструменты и медикаменты отделения/ кабинета терапевтической стоматологии амбулаторно-поликлинических и лечебно-профилактических учреждений различной формы собственности.
-
Структура, принципы организации работы, обеспечение, инструменты и медикаменты отделения/ кабинета ортопедической стоматологии амбулаторно-поликлинических и лечебно-профилактических учреждений различной формы собственности.
-
Структура, принципы организации работы, обеспечение, инструменты и медикаменты отделения/ кабинета хирургической стоматологии амбулаторно-поликлинических и лечебно-профилактических учреждений различной формы собственности.
-
Структура, принципы организации работы, обеспечение, инструменты и медикаменты терапевтического отделения амбулаторно-поликлинических и лечебно-профилактических учреждений различной формы собственности.
-
Структура, принципы организации работы, обеспечение, инструменты и медикаменты кабинета ортодонтии амбулаторно-поликлинических и лечебно-профилактических учреждений различной формы собственности.
-
Санитарно-эпидемиологический и гигиенический режим лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.
-
Санитарно-эпидемиологические требования для организации и оснащения стоматологического кабинета.
-
Организация стоматологической помощи населению.
-
Принципы диспансеризации населения.
-
Цели и задачи эпидемиологического стоматологического обследования населения.
-
Основные группы оборудования стоматологического кабинета, их расположение и назначение.
-
Стоматологическая установка: основные блоки, их назначение.
-
Требования, предъявляемые к медицинской одежде и средствам защиты.
-
Основные принципы оказания первой медицинской помощи.
-
Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации.
-
Стоматологические микромоторы, их виды и принципы работы.
-
Турбинный наконечник, его назначение и принцип работы.
-
Правила эксплуатации и ухода за стоматологическими наконечниками.
-
Стоматологические инструменты для обследования, их назначение.
-
Основные группы боров, их назначение.
-
Инструменты для пломбирования зубов.
-
Стоматологические инструменты, применяемые для финишной отделки пломб.
-
Инструменты для полировки пломб, зубов. Конструктивные особенности, методики применения.
-
Стоматологические инструменты, применяемые для удаления зубных отложений, их конструктивные особенности и показания к применению
-
Дезинфекция и предстерилизационная очистка стоматологического инструментария. Виды и методики.
-
Стерилизация стоматологического инструментария. Этапы, методы, принципы.
-
Стерилизация стоматологического инструментария. Физические методы.
-
Стерилизация стоматологического инструментария. Химические методы.
-
Определение эргономики и работы в четыре руки.
-
Принципы эргономики в организации рабочего пространства стоматологического кабинета. Рабочие зоны врача-стоматолога и ассистента.
-
Порядок и сроки прорезывания молочных зубов.
-
Порядок и сроки прорезывания постоянных зубов.
-
Основные отличия молочных и постоянных зубов.
-
Гистологическое строение, химический состав и функции тканей зуба.
-
Анатомия пародонта.
-
Строение зубных рядов.
-
Прикус. Определение.
-
Виды физиологического прикуса.
-
Виды патологического прикуса.
-
Порядок обследования стоматологического пациента.
-
Основные методы стоматологического обследования.
-
Дополнительные методы исследования.
-
Виды рентгенологических снимков.
-
Методика чтения рентгенограмм.
-
Методы защиты пациента и врача при проведении рентгенологических исследований.
-
Правила заполнения истории болезни стоматологического пациента.
-
Зубная формула.
-
Правила заполнения зубной формулы в медицинской карте стоматологического пациента.
-
Определение кариеса. Классификация кариеса.
-
Индексы интенсивности и распространенности кариеса.
-
Виды некариозных поражений зубов.
-
Дифференциальная диагностика кариеса и некариозных поражений зубов.
-
Общие факторы риска возникновения кариеса зубов.
-
Местные факторы риска возникновения кариеса зубов.
-
Факторы риска возникновения некариозных поражений зубов.
-
Эндогенные и экзогенные факторы риска возникновения зубо-челюстных аномалий и деформаций.
-
Этапы лечения кариеса зубов.
-
Методы лечения кариеса зубов.
-
Классификация пломбировочных стоматологических материалов.
-
Классификация заболеваний пародонта.
-
Классификация заболеваний слизистой оболочки полости рта.
-
Факторы риска возникновения заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта и возможности их предотвращения.
-
Проявление венерических и ВИЧ-инфекции в полости рта.
-
Виды обезболивания, применяемые в стоматологии.
-
Классификация местных анестетиков, применяемых в стоматологии.
-
Классификация зубных отложений.
-
Причины образования зубных отложений.
-
Методы и средства удаления зубных отложений.
-
Методы и средства повышения резистентности эмали.
-
Реминерализующая терапия.
-
Оценка гигиенического состояния полости рта.
-
Индексы гигиены.
-
Цели и задачи стоматологического просвещения.
-
Методы и формы стоматологического просвещения.
-
Роль стоматологического просвещения в профилактике стоматологических заболеваний.
-
Особенности проведения стоматологического просвещения среди различных возрастных групп населения.
-
Критерии оценки эффективности стоматологического просвещения.
-
Первичная профилактика стоматологических заболеваний.
-
Вторичная профилактика стоматологических заболеваний.
-
Третичная профилактика стоматологических заболеваний.
-
Коммунальные методы профилактики основных стоматологических заболеваний.
-
Групповые методы профилактики основных стоматологических заболеваний.
-
Индивидуальные методы основных стоматологических заболеваний.
-
Факторы, влияющие на выбор методов профилактики.
-
Цели и задачи гигиены полости рта.
-
Индивидуальные средства гигиены.
-
Правила чистки зубов.
-
Правила подбора индивидуальных средств гигиены.
-
Особенности использования индивидуальных средств гигиены при ортодонтическом лечении с использованием брекет-системы.
-
Профессиональная гигиена полости рта. Определение.
-
Этапы профессиональной гигиены полости рта.
-
Средства профессиональной гигиены полости рта.
-
Назубные отложения, классификация. Пелликула: состав, строение, механизм образования, свойства, выявление, функция по отношению к эмали.
-
Мягкий зубной налет и пищевые остатки. Локализация, состав, строение, свойства мягкого налета, его отличия от зубной бляшки. Значение мягкого налета и пищевых остатков для развития кариеса зубов и заболеваний пародонта.
-
Зубная бляшка: выявление, локализация, состав, строение, механизм образования. Микроорганизмы зубной бляшки в развитии кариеса и заболеваний пародонта.
-
Наддесневой и поддесневой зубной камень. Частота и механизм образования, локализация, выявление, состав, свойства, роль в развитии заболеваний пародонта.
-
Состав и свойства ротовой жидкости, ее роль в процессах созревания эмали, деминерализации и реминерализации.
-
Состав и свойства ротовой жидкости. Значение вязкости, РН, буферной емкости, способности к кристализации и др. для развития кариесогенной ситуации полости рта.
-
Первичная профилактика кариеса зубов. Направления, методы.
-
Коммунальные программы профилактики кариеса зубов. Выбор стратегий. Организация программ.
-
Стоматологическая диспансеризация школьников: цель, этапы проведения, формирование групп, содержание, оценка эффективности.
-
Стоматологическая диспансеризация детей раннего возраста. Цель, задачи, методика проведения, формирование групп, содержание диспансеризации, оценка ее эффективности.
-
Методы исследования стоматологического статуса: изучение лица, регионарных лимфатических узлов, функции дыхания, глотания, речи, жевания, височнонижнечелюстного сустава, слюнных желез. Признаки физиологического и патологического состояния.
-
Профилактическое обследование ребенка у стоматолога. Цель проведения, задачи исследования. Значение анамнеза и катамнеза при проведении профилактического осмотра ребенка.
-
Показатели стоматологического здоровья населения: распространенность и интенсивность заболеваний, прирост и степень активности кариеса, индексы "кп", "КПУ", РМА, СРIТN и другие. Методы расчета показателей, их оценка, значение для стоматологии.
-
Составление плана, методы эпидемиологических исследований, регистрация полученных данных в учетных формах (карта обследования ВОЗ, ММСИ, ВолГМУ и др.), обработка с применением ЭВМ, анализ и оценка результатов.
-
Опыт зарубежных стран (Швейцария, Финляндия, Швеция, США, Канада и др.) в профилактике массовых стоматологических заболеваний. Рекомендации и цели Всемирной организации здравоохранения в профилактике кариеса зубов у народов мира.
-
Ситуационный анализ: определение стоматологических проблем, постановка цели (стратегические и тактические цели, глобальные цели ВОЗ), понятие о цикле планирования профилактических программ.
-
Значение прогнозирования развития кариеса зубов в профилактических программах. Критерии прогнозирования кариеса у населения.
-
Понятие о кариесогенной ситуации и кариесогенных факторах. Значение интенсивности длительности действия кариесогенных факторов, зависимость результата от кариесрезистентности эмали зубов.
-
Местные кариесогенные факторы. Значение в развитии кариесогенной ситуации.
-
Значение нарушений питания (состав, консистенция, наличие консервантов, липкость, легкоусвояемые углеводы, частота приемов и др.) в развитии кариесогенной ситуации в полости рта. Роль недостатка фтора в питьевой воде в развитии кариеса зубов у населения региона.
-
Кариесрезистентность эмали зубов. Влияние химического состава, строения эмали, генетического кода на кариесрезистентность эмали.
-
Выявление назубных отложений: методы, оценка с помощью гигиенических индексов Федорова-Володкиной, Грин-Вермильона. Применение индексов в стоматологии.
-
Методы исследования твердых тканей зуба (осмотр, зондирование, высушивание, витальное окрашивание, трансиллюминационный, люминисцентный, рентгенографический и др.). Запись международной зубной формулы.
-
Пародонт, его строение и функции у детей. Исследование тканей пародонта: визуальное, пальпаторное, инструментальное. Дополнительные методы исследования. Индексы, регистрирующие состояние пародонта (РМА, СРIТN и др.).
-
Профессиональная гигиена полости рта. Значение в профилактике стоматологических заболеваний. Комплекс мероприятий профессиональной гигиены полости рта, персонал и материальное обеспечение.
-
Контролируемая чистка зубов: методика проведения, оценка техники и качества очищения зубов. Применение в стоматологии.
-
Инструментальный и ультразвуковой методы удаления зубного камня. Условия и техника выполнения, преимущества и недостатки методов.
-
Индивидуальная гигиена полости рта, ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Предметы индивидуальной гигиены полости рта.
-
Зубные щетки (обычные, специальные, электрические): строение, свойства, показания к применению. Уход за щеткой.
-
Зубочистки, флоссы, межзубные стимуляторы, ирригаторы полости рта. Их разновидности, строение, свойства, показания и методы применения. Техника флоссинга.
-
Методы чистки зубов (стандартный, Чартера, Басс, Стилмена и др.).
-
Лечебно-профилактические зубные пасты. Классификации. Состав, свойства, показания и методики применения.
-
Противокариозные и противовоспалительные зубные пасты. . Классификации. Состав, свойства, показания и методики применения.
-
Особенности ухода за полостью рта пациентов с зубочелюстными аномалиями, находящихся на ортодонтическом лечении, имеющих зубные протезы, в послеоперационном периоде и др.
-
Санитарное просвещение в стоматологии: цель, объекты, виды, средства, формы, принципы, методы проведения. Значение в профилактике стоматологических заболеваний.
-
Гигиеническое воспитание и обучение населения в области стоматологии. Исполнители и содержание работы в детских дошкольных учреждениях. Методика проведения урока здоровья в детском саду.
-
Роль школы будущих родителей в профилактике стоматологических заболеваний раннего возраста.
-
Гигиеническое воспитание и обучение беременных в области стоматологии. Исполнители и содержание работы в женских консультациях.
-
Значение санитарного просвещения будущих родителей в профилактике зубочелюстных аномалий у детей. Роль нормализации функций смыкания губ, глотания и жевания в предупреждении зубочелюстных аномалий у детей.
-
Вредные привычки у детей как этиологический фактор зубочелюстных аномалий и деформаций. Методы их выявления и способы устранения.
-
Значение своевременной санации полости рта, зева, носоглотки в профилактике зубочелюстных аномалий.
-
Профилактика фиссурного кариеса. Состав, свойства, механизм действия, методики применения материалов для запечатывания и герметизации естественных углублений зубов.
-
Показания, техника выполнения процедуры герметизации, персонал, эффективность герметизации фиссур зубов.
-
Эндогенные кариеспрофилактические препараты: состав, свойства, механизм действия, показания и противопоказания, способы применения. Значение и механизм действия фторидов.
-
Экзогенные средства профилактики кариеса зубов. Преимущества и недостатки местного применения фторидов, сравнительная характеристика органических и неорганических фторидов.
-
Безлекарственная профилактика кариеса зубов: рациональное питание, здоровый образ жизни и другие методы самопомощи.
Литература для подготовки к экзамену
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» от 03.06.2003г. №229 // СПС «Консультант плюс». 2010 г.
2. Приказ № 33 от 06.02.01 г. «О введении специальности стоматология профилактическая» // СПС «Консультант плюс». Версия 2010 г.
3. Проект Приказа Минсоцразвития РФ от 10 февраля 2010 г. «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1157 «О порядке финансового обеспечения в 2010 году мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» // https://www.stomatolog.ru/doctor.asp.
4. СанПиН 2.1.3.2524-09 от 1 октября 2009 г. // СПС «Консультант плюс». Версия: 2010.
5. Акопян А.С. Реорганизация стационарной медицинской помощи — направление реформирования здравоохранения // Дис. док. мед. наук. — М., 2008.
6. Вагнер В.Д., Сахарова Э.Б., Кисельникова Л.П., Кузьмина Э.М. Шевченко О.В., Разживин Д.А., Семернева М.В. Методические рекомендации по вопросам организации и лицензирования лечебно-профилактических учреждений по виду деятельности «Стоматология профилактическая» https://www.stomatolog.ru/attach.asp?a_no=1117
7. Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений // Журнал российского права. — 2006. — № 4.
8. Лившиц С.А. К вопросу о правовом обеспечении деятельности стоматологических лечебных учреждений различных форм собственности // Сборник статей I Всероссийского съезда по медицинскому проблемам. – М., 2003
9. Санитарно-гигиенические требования к организации стоматологических отделений и кабинетов // https://stomklin.ru/2010/11/02/sanitarno-gigienicheskie_trebovaniya _k_organizacii _stomatologicheskih_ otdelenii_i_kabinetov/
10. Сахарова Э.Б. Организация рабочего места гигиениста стоматологического // Экономика и менеджмент. № 3 (8). 2008. С. 14-17. https://www.medicus.ru/mprofilactics/spec/
11. Кузнецов В.В. Менеджмент стоматологической организации. Медицинская литература от издательства: Медицинская книга, 2007.
12. Сумин С.А. Неотложные состояния: Учебное пособие. Медицинская литература от издательства: Медицинское информационное агентство (МИА), 2010.
13. Кузьмина Э.М.: Гигиенист стоматологический. 2005 г.
Поделитесь с Вашими друзьями: |