Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV курса фармацевтического факультета



страница1/8
Дата28.04.2016
Размер3.04 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №3

ПО ФАРМАКОГНОЗИИ

для студентов ІV курса фармацевтического факультета

(заочное отделение)
Учебно-методическое пособие для вузов

Волгоград 2014


Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №3 по фармакогнозии для студентов IV курса фармацевтического факультета (заочное отделение): Методические рекомендации для преподавателей / А. В. Яницкая, О.В. Недилько, В.В. Гукасова – Волгоград: ВолгГМУ, 2014. – 119 с.


Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №3 по фармакогнозии составлены в соответствии с программой по фармакогнозии для студентов IV курса фармацевтического факультета заочного отделения по специальности 060301 «Фармация».

Учебным планом предусмотрено выполнение трех контрольных работ по фармакогнозии.

Данные методические рекомендации включают следующие разделы: фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья; лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие дубильные вещества; лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие кумарины, хромоны и лигнаны; лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие флавоноиды; лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие простые фенолы, фенолгликозиды и антраценпроизводные; ситуационные задачи и тестовые задания.

Волгоградский государственный медицинский университет, 2014



СОДЕРЖАНИЕ
Введение …4

Список рекомендуемой литературы …8

Общие требования к выполнению контрольных работ ..11

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ ..13

Контрольная работа № 3 ..22

Приложение ..99



ВВЕДЕНИЕ

Возрастающая потребность в средствах растительного происхождения и ухудшающаяся экологическая обстановка требуют подготовки компетентных специалистов в области рационального использования ресурсов лекарственных растений и получения высококачественных средств природного происхождения. Большой круг вопросов, связанных с изучением и использованием лекарственных растений решает фармакогнозия.

Фармакогнозия – одна из специальных фармацевтических дисцип­лин, которая вместе с другими фармацевтическими дисциплинами формирует профессиональные знания и умения провизора, как фармацевта высшей квалификации. При ее изучении студент должен применить системный подход и интегри­ровать знания практически всех изучаемых дисциплин фармацевтического и медико-биологического профиля.

Фармакогнозия (от греч. pharmakon – лекарство, яд и gnosis – знание) – наука о лекарственных растениях, лекарственном растительном сырье, продуктах его первичной переработки и некоторых видах лекарственного сырья животного происхождения.



Цели курса: сформировать у студентов знания, умения и практические навыки по вопросам общей и специальной части фармаког­нозии, в основу которых положены вопросы рационального использова­ния ресурсов лекарственных растений с учетом научно-обоснованных ре­комендаций по заготовке, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья, а также путей исполь­зования сырья и применения лекарственных растительных средств в фар­мацевтической практике.

В задачи фармакогнозии входят:

1) изучение лекарственных растений как источников биологически активных веществ. С этой целью изучают химический состав растений, биосинтез важнейших веществ, которые имеют существенное медицинское значение; динамику их накопления в растении; влияние факторов окружающей среды и способов культивирования на изменение их химического состава и т.д.;

2) изучение ресурсов лекарственных растений. Изучают лекарственные растения в природных условиях, выявляют места массового их произрастания, устанавливают размеры зарослей, потенциальные и эксплуатационные запасы используемых частей растений. На основании данных ресурсоведческих исследований разрабатывают научно обоснованные ежегодные и перспективные планы заготовок лекарственного растительного сырья. Знание динамики накопления фармакологически активных веществ дает возможность регламентировать сроки и способы сбора, сушки и хранения лекарственного сырья;

3) нормирование и стандартизация лекарственного сырья. С этой целью разработка и совершенствование методов определения его полезности и качества, составление нормативно-технической документации (проекты государственных стандартов, фармакопейных статей, фармакопейные статьи предприятий, инструкции по заготовке, хранению и сушке и т.д.). В процессе этой работы совершенствуются методы определения подлинности и доброкачественности сырья;

4) изыскание новых лекарственных средств растительного происхождения с целью пополнения и обновления ассортимента лекарственных средств, создания более эффективных лекарственных препаратов.

5) охрана природных растительных ресурсов и их рациональное использование.

Освоив курс фармакогнозии, студент должен знать:



- основные понятия фармакогнозии, задачи фармакогнозии на современном этапе и ее значение для практической деятельности провизора;

- основные этапы развития фармакогнозии, современные направления научных исследований в области лекарственных растений;

- характеристику сырьевой базы лекарственных растений;

- методы ресурсных исследований по установлению природных запасов лекарственного растительного сырья;

- общие принципы рациональной заготовки лекарственного раститель­ного сырья и мероприятий по охране естественных, эксплуатируемых зарос­лей лекарственных растений;

- систему классификации лекарственного растительного сырья (хими­ческая, фармакологическая, ботаническая, морфологическая);

- номенклатуру лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного и животного происхождения, разрешенных для применения в медицинской практике; основные сведения о распространении и ареалах распространения лекарственных растений, применяемых в ме­дицинской практике;

- методы макроскопического и микроскопического анализов цельного и измельченного лекарственного сырья;

- морфолого-анатомические диагностические признаки лекарственного растительного сырья, разрешенного к применению в медицинской практике, возможные примеси;

- основные группы биологически активных соединений природного происхождения и их важнейшие физико-химические свойства, пути биосинтеза основных групп биологически активных веществ;

- методы выделения и очистки, основных биологически активных веществ из лекарственного растительного сырья;

- основные методы качественного и количественного определения био­логически активных веществ в лекарственном растительном сырье, био­логическую стандартизацию лекарственного растительного сырья;

- требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению лекарственного растительного сырья в соответствии с нормативными документами;

- основные пути и формы использования лекарственного растительного сырья в фармацевтической практике и промышленном производстве;

- основные сведения о применении в медицинской практике лекарст­венных средств растительного и животного происхождения;

- права и обязанности специалистов, работающих в области стандартизации, сертификации лекарственного растительного сырья;

- правила техники безопасности при работе с лекарственными растениями и лекарственным сырьем.

В процессе изучения фармакогнозии студент должен следующие умения:

- распознавать лекарственные растения по внешним признакам в природе;

- использовать макроскопический и микроскопический методы анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья;

- определять лекарственное растительное сырье в цельном и измель­ченном виде с помощью соответствующих определителей;

- распознавать примеси посторонних растений при анализе сырья;

- определять запасы и возможные объемы заготовок лекарственного растительного сырья;

- проводить качественные и микрохимические реакции на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, жирные и эфирные масла, витамины, сердечные гли-козиды, сапонины, антраценпроизводные, фенилпропаноиды, кумарины, флавоноиды, дубильные вещества, алкалоиды);

- анализировать по методикам количественного определения, предусмотренным соответствующими нормативными документами, лекарственное растительное сырье на содержание жирных и эфирных масел, сердечных гликозидов, сапонинов, алкалоидов, антраценпроизводных, дубильных ве­ществ, фенилпропаноидов, флавоноидов, кумаринов, витаминов и др.;

- проводить определение основных числовых показателей (влажность, зола, экстрактивные вещества) методами, согласно действующим требовани­ям;

- проводить приемку лекарственного растительного сырья, отбирать пробы, необходимые для его анализа, согласно действующим требованиям;

проводить статистическую обработку и оформление результатов фарм-когностического анализа, делать заключение о доброкачественности лекар­ственного растительного сырья в соответствии согласно действующим тре­бованиям;



и практические навыки:

- навыками идентификации лекарственных растений по внешним признакам в живом и гербаризированном видах;

- техникой приготовления микропрепаратов различных морфологических групп лекарственного растительного сырья;

- техникой проведения качественных и микрохи­мических реакций на основные биологически активные вещества, содер­жащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, эфирные масла, витамины, сердечные гли-козиды, сапонины, антраценпроизводные, кумари-ны, флавоноиды, дубиль­ные вещества, алкалоиды);

- навыками проведения ресурсоведческих исследований;

- навыками интерпретации результатов анализа лекарственных средств для оценки их качества; стандартными операционными процедурами по оп­ределению порядка и оформлению документов для декларации о соответ­ствии готового продукта требованиям нормативных документов;



- техникой использования физико-химических, титриметрических, гравиметрических и хроматографических методов анализа лекарственного рас­тительного сырья;

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:

  1. Фармакогнозия. Лекарственное сырьё растительного и животного происхождения [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. Г. П. Яковлева. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2010. - 863 с.: ил. – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru.

  2. Самылина И.А., Аносова О.Г. Фармакогнозия. Атлас: учебное пособие: в 2-х томах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Т.1. Общая часть. Термины и техника микроскопического анализа в фармакогнозии – 192 с.

  3. Самылина И.А., Аносова О.Г. Фармакогнозия. Атлас: учебное пособие: в 2-х томах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Т.2. Лекарственное растительное сырье. Анатомо-диагностические признаки фармакопейного и нефармакопейного лекарственного растительного сырья – 384 с.

  4. Самылина И.А., Ермакова В.А., Бобкова И.В., Аносова О.Г. Фармакогнозия. Атлас: учебное пособие: в 3-х томах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т.3. Лекарственное растительное сырье, сборы. Растительные порошки. Лекарственные средства на основе измельченного растительного сырья – 488 с.

  5. Самылина И.А. Фармакогнозия [Электронный ресурс]: атлас: в 3 т. / Самылина И.А., Ермакова В.А., Бобкова Н.В. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru.

  6. Фармакогнозия. Тестовые задания и ситуационные задачи: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н.В. Бобкова, И.А. Самылина, Е.В. Сергунова, А.А. Сорокина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 280 с.


Дополнительная литература:

  1. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. – М.: ГУГК, 1983. – 340 с.

  2. Государственная фармакопея СССР. 10-е изд. – М.: Медицина, 1968. – 1080 с.

  3. Государственная фармакопея СССР. – Вып. 1. Общие методы анализа /МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1987. – 336 с.

  4. Государственная фармакопея СССР. – Вып. 2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье/МЗ СССР. – М.; Медицина, 1990. – 400 с.

  5. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ и СР РФФА по здрав. и СР, Фед. служба по надзору в сфере здрав. и СР, ФГУ «НЦ эксперт. средств мед. применения «Росздравнадзора»». – XII-е изд.. – М.: НЦ эксперт. средств мед. применения, 2008. – 696 с.: ил.. – Ч.1. – 2007. – 696 с.: ил.

  6. Гравель И.В. Фармакогнозия. Экотоксиканты в лекарственном растительном сырье: учеб. пособие по спец. 060108.65 «Фармация» дисциплины «Фармакогнозия» / Гравель И.В., Шойхет Я.Н., Яковлев Г.П. и др.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 301 с.: ил.. – Библиогр.: с. 283-301.

  7. Колла В.Э. Растения семейства астровых (Asteraceae). Биологически активные вещества, применение в научной и народной медицине: [монография]: в 2 ч. / Колла В.Э., Сыропятов Б.Я., Петриченко В.М.; под ред. Б.Я. Сыропятова, В.М. Петриченко. – Пермь: ГОУ ВПО ПГФА, 2011. – 294 с.

  8. Куркин В.А. Фармакогнозия: учебник / Куркин В.А.; ВУНМУ, ГОУ ВПО СамГМУ. – Самара: Офорт: СамГМУ, 2004. – 1180 с.: ил.

  9. Муравьева Д.А. Фармакогнозия: с основами биохимии лекарственных веществ.: Учебник для фармац. ин-тов и фармац. фак. мед. ин-тов. / Муравьева Д.А.. – 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 1981. – 657 с.: ил.

  10. Муравьева Д. А. Фармакогнозия [Текст] : учебник для студ. фарм. вузов / Д. А. Муравьева, И. А. Самылина, Г. П. Яковлев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2002. - 656 с.

  11. Пронченко Г.Е. Путешествие в мир фармакогнозии [Электронный ресурс] / Г.Е. Пронченко – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с. : ил. - Режим доступа: https://www.medcollegelib.ru.

  12. Российская энциклопедия биологически активных добавок: учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей / [авт.: В.И. Петров, А.А. Спасов, С.В. Недогода, Н.А. Гурова, И.Н. Иежица, А.В. Степанов, И.В. Ивахненко, А.П. Ефремов]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1052 с.: ил., табл.

  13. Сорокина А.А. Фармакогнозия: понятия и термины: учеб.пособие / Сорокина А.А., Самылина И.А.; ФА по здравосоцразвитию РФ, ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова. – М.: МИА, 2007. – 84 с.

Выполнение учебного плана по фармакогнозии студентами

заочного обучения

План работы студента-заочника делится на 2 периода: заочный и очный.

Заочный период обучения включает в себя 4 этапа.

1. Самостоятельное изучение теоретического курса.

При самостоятельной работе студенты изучают номенклатуру лекар­ственных растений и лекарственного растительного сырья, лекарственные рас­тения, применяемые в гомеопатии и сырье животного происхождения. При са­мостоятельном изучении фармакогнозии необходимо прочитать соответствую­щие разделы программы, прочитать материал в учебнике по данной теме, уяс­нив объем, общий характер содержания, взаимосвязь и последовательность вопросов, входящих в изучаемый раздел. Целесообразно использовать допол­нительную литературу, приведенную в списке литературы, помещенном в конце методических рекомендаций.

При изучении специальной части фармакогнозии необходимо восстано­вить знания основных разделов ботаники, касающиеся морфологии, анатомии растений, характеристики семейств. При разборе химической структуры действующих веществ, методов анализа и биохимических превращений необходимо использовать знания по органической и аналитической химии.



  1. Выполнение контрольных работ.

Студенту необходимо выполнить 3 контрольные работы, по одной в каж­дом учебном семестре. Сроки предоставления контрольных работ по фарма­когнозии согласованы с графиком других кафедр и деканатом.

  1. Выполнение задания кафедры по сбору гербария лекарственных растений и сырья (10 экз. гербария и 3 вида воздушно-сухого лекарственного сырья).

Очная часть обучения студентов-заочников включает несколько видов ра­боты.

  1. Прослушивание обзорных лекций по наиболее важным теоретиче­ским разделам программы.

  2. Выполнение лабораторных работ в период учебно-экзаменационной сессии.

  3. Собеседование в процессе лабораторных занятий по соответствую­щей теме с целью контроля усвоения материала или самостоятельной рабо­ты в заочный период обучения.

  4. Сдача курсового экзамена.

  5. Прохождение учебной практики.

К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, выпол­нившие все контрольные работы. К сдаче курсового экзамена студенты допус­каются после прослушивания лекций и полного выполнения плана лаборатор­ных занятий.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Выполнение контрольных работ требует от студента умения обобщать приобретенные знания, излагать их в лаконической форме и применять для решения профессиональных задач провизора. Последующее рецензирование работ преподавателем дает возможность оценить результаты самостоятельного обучения.

При написании контрольной работы необходимо учитывать:


  • работа выполняется в отдельной тетради с полями шириной 2 см от края тетради (для замечаний преподавателя);

  • работа должна быть написана четко, аккуратно;

  • обязательно приводятся номер и текст вопроса или задания;

  • не допускается вольное сокращение слов;

  • каждый ответ, раздел, новая мысль выделяются абзацем;

  • в конце работы приводится список используемой литературы, где указываются фамилия и инициалы автора, полное без сокращений название, место издания, издательство, том, год выпуска, страницы, использованные при составлении ответа.

При повторном выполнении или исправлении контрольной работы, на титульном листе должна быть пометка «Работа выполняется повторно» или «Исправления и дополнения к контрольной работе». Выполненная контрольная работа направляется в адрес деканата фармацевтического факультета. В случае возникающих неясностей и затруднений при изучении фармакогно­зии студенту следует обратиться на кафедру к преподавателю, ответствен­ному за работу заочного отделения.

При правильном выполнении всех заданий контрольной работы студент получает зачет. Зачтенная работа студенту не возвращается, а хранится на ка­федре. Студент уведомляется о результатах проверки преподавателем выпол­ненной контрольной работы рецензией с указанием результата (зачет) и заме­чаний, при необходимости.

В случае неудовлетворительного выполнения контрольная работа воз­вращается студенту вместе с указанием результатов (незачета) для полной или частичной переработки. Повторно выполненная работа рецензируется только в том случае, если к ней приложена ранее не зачтенная работа.

Студент, выполнивший контрольную работу не по своему варианту (полностью или частично) зачет не получает.

Контрольные работы необходимо выполнять и присылать в соответст­вии со сроками выполнения.

Образец оформления титульного листа


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФАРМАКОГНОЗИИ И БОТАНИКИ

Контрольная работа №

ПО ФАРМАКОГНОЗИИ

Вариант №



Выполнил:

студент _________________группы

_________________________________

«____» _____________ 20_

Волгоград

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Учебным планом по фармакогнозии предусмотрено выполнение 3 контрольных работ, которые включают все разделы программы по фармакогнозии для студентов фармацевтических вузов (факультетов). В осенне-зимнем семестре 4 курса – лекарственному растительному сырью, содержащему фенолгликозиды, антраценпроизводные, флавоноиды, кумарины, хромоны, лигнаны и дубильные вещества (специальная часть) и ресурсоведению лекарственных растений.

Подготовку к контрольной работе следует начать с уяснения темы, ее временных рамок, знакомства с соответствующим разделом (главой) учебника. Второй этап – подбор и изучение имеющейся дополнительной литературы по вопросам задания и написание работы.

Ответы должны быть изложены четко и ясно, и включать в себя все ключевые моменты по рассматриваемой теме. Следует избегать излишнего употребления мелких частных подробностей, фактического материала, дополнительных объяснений, переписанных из учебников, так как это может привести к потере основной мысли изложения. Ответы на теоретические вопросы можно сопровождать рисунками, схемами и таблицами. Это добавляет ответу наглядности и улучшает восприятие.

Каждая контрольная работа включает теоретические вопросы и тестовые задания.

Фармакогностическая характеристика лекарственного растительного сырья включает освещение следующих вопросов:



  1. Русские и латинские названия производящих растений, семейства, сырья.

  2. Ботаническое описание лекарственного растения.

  3. Распространение и местообитание производящих растений.

  4. Особенностями заготовки, сушки, хранения лекарственного расти­тельного сырья (ЛРС). Назовите основные районы заготовки ЛРС.

  5. Укажите возможные примеси к данному лекарственному расти­тельному сырью.

  6. Описание внешних признаков сырья (зарисуйте сырье).

  7. Описание микроскопических признаков сырья (зарисуйте микро­скопические признаки).

  8. Химический состав лекарственного сырья.

  9. Возможные качественные реакции на лекарственное растительное сырье.

  10. Метод количественного определения биологически активных ве­ществ.

  11. Числовые показатели лекарственного растительного сырья.

  12. Укажите фармакологическое действие, медицинское применение и препараты, содержащие извлечения (настойки, экстракты, индивидуальные биологически активные вещества) из ЛРС. Опишите противопоказания к применению ЛРС.

  13. Хранение сырья.

При описании лекарственных растений используют следующий план: жизненная форма, тип подземных органов (корни, корневища, клубни и т.д.), строение стебля (положение в пространстве, ветвление, форма, харак­тер поверхности, опушение и пр.), листорасположение, листья (простые или сложные, форма листовой пластинки, край, жилкование, цвет, размер), со­цветие (тип) или одиночные цветки (строение цветков, окраска, размер), плод (тип, форма, цвет, размер).

При описании внешних признаков и микроскопии лекарственного растительного сырья (ЛРС) рекомендуется использовать схемы, которые да­ны в приложении настоящего пособия. При ответах на вопрос по микроско­пическому анализу необходимо также отметить особенности подготовки сырья для идентификации по микроскопическим признакам, привести ри­сунки основных особенностей анатомического строения и диагностических признаков, обязательно их обозначить. Необходимым является приведение основных гистохимических реакций, позволяющих обнаружить наличие и локализацию веществ.

Описывая качественные реакции, предложите методику выделения биологически активных веществ. Обязательно укажите условия проведения реакций и внешний эффект, которым они сопровождаются.

Обращайте внимание на допустимые и недопустимые примеси к ле­карственному сырью.

Оценку качества ЛРС по количественному содержанию действующих веществ характеризуйте согласно требованиям фармакопейных статей.

При решении ситуационных задач обязательно приводите текст задач, полное решение с формулами и расчетами, сделайте вывод по тесту задачи.
Пример решения задачи:

Рассчитайте объем выборки для проверки соответствия качества сы­рья требованиям нормативно-технической документации, если партия со­стоит из 180 единиц продукции.

Ответ: Объем выборки находят по таблице 1, согласно общей статье ГФ XI издания, т.1 «Правила приема лекарственного растительного сырья и методы отбора проб для анализа». Объем выборки равен 10 % единиц про­дукции, составляющих партию, то есть в задаче 18 единиц.
Каждый тест состоит из вопроса и ряда ответов на выбор. При выполнении тестовых заданий в работе пишется номер вопроса и выбранные Вами один или несколько ответов: 5 – Г; 8 – А, В. В случае если в тестовом задании предполагается установить взаимосвязь или соответствие положений после номера вопроса ответы записываются через тире: 6 – А – Г; Б – В. При ответах на тестовые задания необходимо выбирать наиболее полные правильные ответы.
Перед выполнением контрольных работ внимательно прочитайте раз­делы учебника, посвященные вопросам вашей контрольной работы.

При выполнении контрольных работ обращайте внимание на план изучения общих вопросов и лекарственного растительного сырья.


Оформление контрольной работы.
На титульном листе указывается предмет, учебный семестр, номер контрольной работы, фамилия, имя, отчество студента, номер группы, номер зачетной книжки, вариант задания.

На первой странице приводится план работы. Страницы нумеруются в правом нижнем углу. В конце работы приводится полный список использованной литературы в алфавитном порядке.



  1. Список литературы составляется в алфавитном порядке [ориентируясь на первые буквы фамилий авторов или название]. Сначала приводится перечень библиографии, написанной на кириллице (русский, украинский и др. языки), затем работы – на латинице.

При составлении библиографического описания на книги, журнальные статьи, патенты и другие издания, согласно ГОСТу 7.1-2003, указываются сведения об одном, двух или трех авторах. При наличии информации о 4-х и более авторов ограничиваются указанием первого автора с добавлением в квадратных скобках сокращения [и др.] (и другие).

Книги одного, двух и трех авторов

Беликов, В.Г. Синтетические природные лекарственные средства: крат. справ. / В.Г. Беликов.- М: Высш. шк., 1993.- 630с.

Краснюк, И.И. Фармацевтическая гомеопатия: учеб. пособие / И.И. Краснюк, И.Г. Михайлова; под. ред. Н.А. Замеренова.- М: Академия, 2005.- 272с.

Муравьева, Д.А.Фармакогнозия: учеб. для студ. фармац. вузов / Д.А. Муравьева, И.А. Самылина, Г.П. Яковлев.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2002.- 654с.



Книги четырех и более авторов

Лекарственные растительные сборы / Л.Г. Марченко [и др.].- СПб.: Питер, 1989.-88с.



Многотомное издание

в целом:


Машковский, М.Д. Лекарственные средства: в 2 т. / М.Д. Машковский.- 14-е изд., перераб. и доп.- М.: Новая волна, 2000.- 2 т.

отдельный том:

Машковский, М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т. / М.Д. Машковский.- 14-е изд., перераб. и доп.- М.: Новая волна, 2000.-Т.1.- 540с.

Переводные издания

Гроссе, Э. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты: пер. с нем. / Э. Гроссе, X. Вайсмантель.- 2-е рус. изд.- Л.: Химия, 1985.- 335с.



Книги, материалы, выходящие под общей редакцией

Частная хирургия болезней сердца и сосудов / под. ред. В.И. Бурлаковского, С.А. Колесникова.- М.: Медицина, 1967.- 656с.



Сборники научных трудов

Учение о локализации и организации церебральных функций: сб. науч. тр. / Рос. акад. мед. наук.- М.: Медицина, 1980.- 450с.



Патентные документы

Заявка 4445003 ФРГ, МКИ А61 КЗЗ L15/44 Desighfizierendes Mittel / Kiene G. (ФРГ).-№4445003; заявл. 16.12.94; опубл. 20.09.96.- 2с. // РЖ 19. Химия: свод. т. / ВИНИТИ. -1996.-№12.-С.38.

Пат. 2085217 Российская Федерация, МКИ А61 L15/00 К31/74. Ранозаживляющее покрытие / Н.Д. Сидорова, Е.А. Селиванов (РФ).- №94006811/14; заявл. 22.06.94; опубл. 27.07.97, Бюл. №10.-Зс.

или:


Ранозаживляющее покрытие: пат. 2085217 Рос. Федерация: МКИ А61 L15/00 КЗ 1/74 / Н.Д. Сидорова, Е.А. Селиванов (РФ).- №94006811/14; заявл. 22.06.94; опубл. 27.07.97, Бюл. №10.-Зс.

Статьи из энциклопедии

Гладкова, Н.В. Платан / В.Н. Гладкова // БСЭ- 3-е изд.- М., 1975.- Т. 20.- С.5.



Статьи из журнала

Щукина, М.Н. Синтетические противотуберкулезные препараты / М.Н. Щукина // Хим.- фармац. журн.- 1970.- Т 4, №4.- С.23-28.

Спектрофотометрический анализ теброфена / В.Г. Беликов [и др.] // Хим.- фармац. журн.- 1988.-Т.22,№8.-С.1009-1011.

Статьи из книги

Ирисметов, М.П. 18-дегидроглицирретовая кислота- новое противовоспалительное средство / М.П. Ирисметов // Изучение и использование солодки в народной медицине в народном хозяйстве СССР.- Алма-Ата, 1991.- С.169-170.



Статьи из трудов, материалов конференций, съездов, совещаний, газет

Абдулаев, А.Х. Показатели липидного обмена при атеросклерозе у кроликов / А.Х. Абдулаев // Фитохимическое и фармакологическое изучение лекарственных растений: сб. науч. тр.- Ташкент, 1989.- С.3-5.

Нормирование качества таблеток бромкамфоры рацемической / В.Г. Беликов [и др.] // Человек и лекарство: тез. докл. 6 Рос. нац. конгр. 19-23 апр. 1999 г.- М, 1999.- С.387.

Разработка и изучение гипогликемического фитокомплекса / М.А. Огай [и др.] // Регион, конф. по фармации, фармакологии и подготовке кадров (55; 2000; Пятигорск): материалы...- Пятигорск, 2000.- С.213-214.

Гаврилин, М.В. Оптимизация методики определения α-токоферола в масле калины / М.В. Гаврилин, Е.А. Измайлова // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр.- Пятигорск, 2004.- Вып. 59.- С. 156-157.

Беликов, В.Г. Перспективы феномена «Гость - хозяин» / В.Г. Беликов, Е.В. Компанцева / Мед. газ.- 1994.- 30 марта.- С.7.



Депонированные научные работы

Антонова, Е.Н. Изучение номенклатуры лекарственных средств муниципальной аптеки / Е.Н. Антонова.- Пятигорск, 1996.- 7с- Деп. ВНИИТИРАН 25.12.96, №3766 - в -96.



Неопубликованные работы

Состояние и перспективы развития статистики печати Российской Федерации: отчет о НИР (заключ.): 06-02 / Рос. кн. палата; Рук. Попов В.А.; исполн.: В.П. Смирнова [ и др.].-М., 2000.- 250с- Инв. №756660.



Диссертации

Писарев, Д.И. Фармакогностическое изучение можжевельника длиннохвойного и можжевельника казацкого: дис. ... канд. фармац. наук: 15.00.02 / Писарев Дмитрий Иванович.- Пятигорск, 2005.- 147с.



Авторефераты диссертаций

Габитова, Н. А. Разработка состава и технологии плазмозамещающего раствора комплексного действия: автореф. дис ... канд. фармац. наук: 15.00.01 / Габитова Наталья Александровна.- СПб., 2005.-21с.



Нормативные документы. Стандарты

Суспензии: [фармакоп. ст.] // Государственная фармакопея СССР: в 2 вып: вып. 2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье.- 11-е изд.- М., 1990.- С. 154.

ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила.- Введ. 1995.- 07.01.- М.: Изд-во стандартов, 1995.- 15с.

Законы

запись под заголовком:

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон: принят Гос. Думой 6 марта 1998 г.- М: Ось, 1998.- 46с.

запись под заглавием:

О воинской обязанности и военной службе: закон Рос. Федерации: принят Гос. Думой 6 марта 1998г.- М: Ось. 1998.- 46с.

Электронные ресурсы

Ресурсы локального доступа

под автором:

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг.- Электрон, дан.- М.: АКТ, 1998.-1 электрон, опт. диск (CD - ROM) - (Электронная книга).- Загл. с экрана.

под заглавием:

Бобовые Северной Евразии [Электронный ресурс]: информ. система на компакт, диске / Ю.Р. Росков [и др.] .-Электрон, дан.- СПб.: СПХВА, 1998.- 1 электрон, опт. диск (CD -ROM).- Загл. с экрана.

Ресурсы удаленного доступа.

Российский сводный каталог по НТЛ [Электронный ресурс].- Электрон, дан. (3 файла).- М., 1999.- Режим доступа: http: // www. gpntb. ru / win / search / help / rsk. html. -Загл. с экрана.


При оформлении карточек на иностранный источник литературы ее лицевая сторона заполняется на том языке, на котором опубликована статья. При заполнении карточки из РЖ обязательно следует указать и выходные данные этого журнала.

Hung, C.T. Formulation and characterization of magnetic poiyglutaraldehyde nanoparticles as carriers for polu-l-lysine-methotrexate / C.T Hung [at all]// Drug Dev. and Ind. Pharm. - 1994.- VOl. 16, N 3,- P. 509-521 // РЖ 19.Химия. Свод.т. /ВИНИТИ. - 1994.- N 9.- C. 123.

Kata, M. Spriiheinbettung von Vinpocetin mit b-Cyclodextrin / Kata M., Georgy B. // Pharmazie - 1982.- Bd 37, H.5-3.- S.389-390.
Объем работы: 12-15 листов, т. е. 25-30 страниц ученической тетради. Текст может быть рукописным, выполненным четким разборчивым почерком.
Правила определения варианта контрольных заданий

Номер выполняемого варианта соответст­вует двум последним цифрам № зачетной книжки.

Римскими цифрами обозначены разделы курса (I-VIІІ), каждый из ко­торых включает десять вопросов.

Напротив номера варианта в горизонтальной строке указаны цифры, соответствующие номерам заданий из каждого раздела. Таким образом, ва­риант включает четыре задания. Например, номер зачетной книжки закан­чивается на 6, таким образом, контрольная работа № 3 определяется задани­ем 6 из раздела I, заданием 6 из раздела II, заданием 6 из раздела III, зада­нием 6 из раздела IV, заданием 6 из раздела V, заданием 6 из раздела VI и заданием 6 из раздела VII.






Контрольная работа №3

№ раздела

№ зачетной книжки



І

ІІ

ІІІ

ІV

V



VІІ

VІІІ



1

20

42

61

86

102

112

133



2

21

43

62

87

103

113

134



3

22

44

63

88

104

114

135



4

23

45

64

89

105

115

136



5

24

46

65

90

106

116

137



6

25

47

66

91

107

117

138



7

26

48

67

92

108

118

139



8

27

49

68

93

109

119

140



9

28

50

69

94

110

120

141



10

29

51

70

95

111

121

142



11

30

52

71

96

102

122

143



12

31

53

72

97

103

123

144



13

32

54

73

98

104

124

145



14

33

55

74

99

105

125

146



15

34

56

75

100

106

126

147



16

35

57

76

101

107

127

148



17

36

58

77

86

108

128

149



18

37

59

78

87

109

129

150



19

38

60

79

88

110

130

151



1

39

42

80

89

111

131

152



2

40

43

81

90

102

132

133



3

41

44

82

91

103

112

134



4

20

45

83

92

104

113

135



5

21

46

84

93

105

114

136



6

22

47

85

94

106

115

137



7

23

48

61

95

107

116

138



8

24

49

62

96

108

117

139



9

25

50

63

97

109

118

140



10

26

51

64

98

110

119

141



11

27

52

65

99

111

120

142



12

28

53

66

100

102

121

143



13

29

54

67

101

103

122

144



14

30

55

68

86

104

123

145



15

31

56

69

87

105

124

146



16

32

57

70

88

106

125

147



17

33

58

71

89

107

126

148



18

34

59

72

90

108

127

149



19

35

60

73

91

109

128

150



1

36

42

74

92

110

129

151



2

37

43

75

93

111

130

152



3

38

44

76

94

102

131

133



4

39

45

77

95

103

132

134



5

40

46

78

96

104

112

135



6

41

47

79

97

105

113

136



7

20

48

80

98

106

114

137



8

21

49

81

99

107

115

138



9

22

50

82

100

108

116

139



10

23

51

83

101

109

117

140



11

24

52

84

86

110

118

141



12

25

53

85

87

111

119

142



13

26

54

61

88

102

120

143



14

27

55

62

89

103

121

144



15

28

56

63

90

104

122

145



16

29

57

64

91

105

123

146



17

30

58

65

92

106

124

147



18

31

59

66

93

107

125

148



19

32

60

67

94

108

126

149



1

33

42

68

95

109

127

150



2

34

43

69

96

110

128

151



3

35

44

70

97

111

129

152



4

36

45

71

98

102

130

133



5

37

46

72

99

103

131

134



6

38

47

73

100

104

132

135



7

39

48

74

101

105

112

136



8

40

49

75

86

106

113

137



9

41

50

76

87

107

114

138



10

20

51

77

88

108

115

139



11

21

52

78

89

109

116

140



12

22

53

79

90

110

117

141



13

23

54

80

91

111

118

142



14

24

55

81

92

102

119

143



15

25

56

82

93

103

120

144



16

26

57

83

94

104

121

145



17

27

58

84

95

105

122

146



18

28

59

85

96

106

123

147



19

29

60

61

97

107

124

148



1

30

42

62

98

108

125

149



2

31

43

63

99

109

126

150



3

32

44

64

100

110

127

151



4

33

45

65

101

111

128

152



5

34

46

66

86

102

129

133



6

35

47

67

87

103

130

134



7

36

48

68

88

104

131

135



8

37

49

69

89

105

132

136



9

38

50

70

90

106

112

137



10

39

51

71

91

107

113

138



11

40

52

72

92

108

114

139



12

41

53

73

93

109

115

140



13

20

54

74

94

110

116

141



14

21

55

75

95

111

117

142



15

22

56

76

96

102

118

143



16

23

57

77

97

103

119

144



17

24

58

78

98

104

120

145



18

25

59

79

99

105

121

146



19

26

60

80

100

106

122

147



1

27

42

81

101

107

123

148



2

28

43

82

86

108

124

149



3

29

44

83

87

109

125

150



4

30

45

84

88

110

126

151



5

31

46

85

89

111

127

152

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Каталог: uploads -> files -> 2014-9
files -> Вопросы к экзамену по нервным болезням, нейрохирургии и медицинской генетике для студентов лечебного факультета
files -> Клинические рекомендации
2014-9 -> Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине по выбору «использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии»
2014-9 -> Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета
2014-9 -> Вопросы для подготовки к собеседованию
2014-9 -> Клинические формы туберкулеза органов дыхания Первичный туберкулезный комплекс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©zodomed.ru 2024


    Главная страница