Методическая разработка
по подготовке и работе на лабораторном занятии №1
для студентов стоматологического факультета.
Тема: Организация бактериологической лаборатории. Микроскопические методы исследования. Микроскопия биологических препаратов с иммерсионной системой микроскопа.
1.1. Актуальность темы. Микробиология – общемедицинская дисциплина, и, потому, необходима врачу любой специальности. Микробы являются возбудителями не только инфекционных болезней, а также многих неинфекционных и их осложнений. Врач на протяжении своей профессиональной деятельности неоднократно сталкивается с ними. Для того, чтобы правильно поставить диагноз болезни, необходимо хорошо знать морфологию микробов, уметь различать их под микроскопом. Каждый врач должен безупречно владеть методом микроскопии, знать строение микроскопа и правила работы с ним.
1.2. Цель изучения темы.
В системе микробиологической диагностической службы лечебных и диагностических учреждений здравоохранения бактериологическая лаборатория является самой важной структурной частью.
1.2.1. Цель общая:
Усвоить основные требования и правила работы в микробиологической лаборатории, изучить технику микроскопирования при исследовании морфологии микроорганизмов.
1.2.2. Цель конкретная:
1. Придерживаться правил поведения и техники безопасности при работе в микробиологической лаборатории.
2. Проводить микроскопию препаратов, используя иммерсионную систему.
3. Определить форму и расположение микроорганизмов в поле зрения.
4. Определить систематическое положение основных групп микроорганизмов.
1.3. Обеспечение исходного уровня знаний-умений:
1. Знать строение оптического микроскопа, принцип его работы.
2. Иметь понятие о преломлении света, оптически однородных и неоднородных средах, показателе преломления среды.
3. Уметь объяснить ход лучей в оптическом микроскопе с сухой и иммерсионной системами, границы разрешающей способности микроскопа (кафедра биофизики).
4. Уметь пользоваться световым микроскопом (кафедры биологии и гистологии).
5. Объяснить систематическое положение основных групп микроорганизмов. Понятия об эукариотах и прокариотах (кафедра биологии).
1.4. Содержание обучения:
1. Микробиологическая лаборатория, оснащение, режим работы, правила поведения.
2. Систематика микроорганизмов.
3. Микроскопы, микроскопический метод исследования.
4. Определение величины и формы микроорганизмов, как этапы микроскопического метода исследования.
1.4.1. Граф логической структуры содержания.
Микробиологическая лаборатория → исследуемый материал → микроскопическое исследование → определение ориентировочного возбудителя.
1.4.2. Перечень теоретических вопросов.
1. Назначение микробиологической лаборатории, оснащение, режим работы в ней.
2. Правила работы в микробиологической лаборатории.
3. Типы современных микроскопов. Техника микроскопии иммерсионной системой биологического светового микроскопа.
4. Возможности использования оптического микроскопа при изучении морфологии основных групп микроорганизмов.
1.4.3. Источника учебной информации.
Литература теоретическая основная:
К.Д. Пяткин, Ю.С. Кривошеин. Микробиология. М. Медицина, 1980, стр.4-23.
В. Д. Тимаков и соавт. Микробиология. М. Медицина 1993. стор. 5-20
Крок-1. Загальна лікарська підготовка. Київ, Медицина 2004
А.А. Воробьев и соавт. Микробиология. М. Медицина, 1994, стр.6-16.
Л.Б. Борисов и соавт. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. М. Медицина, 1994, стр. 6-24.
Г.К. Палій і співавт. Мікробіологія, вірусологія, імунологія, інфекційні хвороби.
Литература теоретическая дополнительная:
А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. М., МИА, 2004, стр.17-28.
А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. С.Петербург. Спецлит., 2002, стр.7-18.
В.И. Покровский. Медицинская микробиология. ГЭОТАР-МЕД, М., 2002, стр. 7-19
И.Л. Дикий и соавт. Микробиология. Харьков, изд. Укр ФА, 1999, стр. 7-16.
А.М. Королюк, В.Б. Сбойчаков. Медицинская микробиология. С.Петербург, 1999, стр. 5-21.
В.И. Покровский, О.К. Поздеев. Медицинская микробиология. ГЭОТАР Медицина, Москва, 1998, стр. 1-14.
З.Н. Кочемасова и соавт. Санитарная микробиология и вирусология. М., Медицина, 1987, стр. 5-15
Литература практическая основная:
Л.Б. Борисов и др. Руководство к практическим занятиям по микробиологии. М., 1984, стр. 5-19.
Литература практическая дополнительная:
М.Н. Лебедева. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. М., Медицина, 1973, стр. 12-22.
В.В. Тец Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. М., Медицина, 2002, стр. 8-16.
Л.Г. Бранцевич и соавт. Микробиология. Практикум. К., Вища школа, 1987, стр. 3-10.
Ф.К. Черкес. Руководство к практическим занятиям по микробиологическим исследованиям. М., Медицина, 1980, стр. 3-14.
К.Д. Пяткин и соавт. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. М., Медицина, 1969, стр. 8-17.
1.5. Ориентировочная основа действия.
Исследуемый материал (мазок) → микроскопическое исследование → выявление микроорганизмов → ориентировочное определение возбудителя за морфологическими признаками
1.7. Короткие методические указания для работы студентов на лабораторном занятии.
Записать правила работы в бактериологической лаборатории. Ознакомиться с формой ведения протокола. Придерживаясь правил работы с иммерсионным микроскопом, промикроскопировать демонстрационный мазок. Зарисовать в протоколе. Сделать выводы.
1.7.1. Методика проведения занятия.
- Провести контроль исходного уровня знаний-умений.
- Ознакомить студентов с формой ведения протокола занятия, провести инструктаж и записать в протокольной тетради правила работы в микробиологической лаборатории. Расписаться в журнале об инструктаже студентов относительно режима и правил работы в микробиологической лаборатории.
- Промикроскопировать окрашенные препараты микроорганизмов, используя сухую и иммерсионную системы. Исследовать возможности иммерсионного микроскопа.
- Зарисовать исследуемые объекты в протоколе.
- Сделать выводы.
Поделитесь с Вашими друзьями: |