Внеклассное мероприятие для учащихся выпускных классов «Как справиться со стрессом?»



Дата29.04.2016
Размер3.92 Mb.
ТипВнеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие для учащихся выпускных классов «Как справиться со стрессом?»
Авторы-составители: Мосенцева Ольга Николаевна, педагог-психолог; Леус Ирина Романовна, учитель биологии; Кравченко Анжелика Владимировна, учитель технологии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32»


Время проведения: 90 минут

Место проведения: начало занятия в кабинете биологии, окончание в кабинете педагога-психолога (в комнате психологической разгрузки).
Образовательная цель:

  • Углубить знания и повторить материал по анатомии человека;

  • Познакомить учащихся с понятием «стресс»;

  • Познакомить с влиянием стресса и дистресса на организм и психику человека;

  • Показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях.


Развивающая цель:

  • Развитие навыков саморегуляции выпускников во время подготовки сдачи ГИА и ЕГЭ;

  • Развитие творческих способностей;

  • Развитие мелкой моторики руки.


Воспитательная цель:

  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью;

  • Пропаганда здорового образа жизни;

  • Совершенствование навыков практического труда.


Задачи:

  • Повторение материала по анатомии в целях подготовки к экзаменам;

  • Выявить стрессовые ситуации для выпускников;

  • Обучить способам саморегуляции;

  • Изготовить антистрессовую игрушку.


Оборудование:

Мультимедийное оборудование, музыкальный центр, оборудование комнаты психологической разгрузки, интерактивная доска. Раздаточный материал для изготовления игрушки.



Ход урока

Педагогом-психологом создается проблемная ситуация через проведение игры «Стаканчик».

Процедура: психолог ставит на ладонь стаканчик (пластиковый, одноразовый) и говорит учащимся: «Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей в него вы можете положить то, что вы любите и чем очень дорожите».

На протяжении нескольких минут в классе царит молчание, и в неожиданный момент психолог резко сминает этот стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у детей. Важно обсудить, что почувствовали участники, и что им захотелось сделать. Когда возникают такие же чувства? Кто ими управляет? Куда они деваются потом?

Заключительной фразой может быть такая: «То, что вы сейчас пережили, - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблему, которая возникает у вас, в том числе и в общении с другими людьми.

Учитель биологии: Что такое стресс? (приложение 1)

Итак, стресс (давление, нажим, напряжение) - состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

Что значит неспецифическая реакция? Каждое предъявляемое организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично.



Учитель биологии: Что происходит с нами на морозе?

Ученики: На морозе мы дрожим.

Учитель биологии: Что происходит с нашим организмом?

Ученики: Чтобы сохранить больше тепла кровеносные сосуды сужаются, уменьшая потери тепла с поверхности кожи.

Учитель биологии: На солнцепеке мы потеем, что при этом происходит в организме?

Ученики: Происходит испарение пота, который охлаждает нас.

Учитель биологии: Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице, требует дополнительного источника энергии, поэтому учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, улучшая кровоснабжение мышц. Все это специфические реакции организма, позволяющие ему приспособиться (адаптироваться) к изменившимся условиям.

Давайте с вами вспомним, какие две системы осуществляют процесс саморегуляции в нашем организме?



Ученики: нервная и эндокринная система.

Учитель биологии: Назовите механизм, который объединяет работу названных систем.

Ученики: Гипоталамо-гипофизарная система.

Учитель биологии : Вспомним работу этой системы. Функция большинства желез внутренней секреции регулируется гормонами передней доли гипофиза. На высвобождение этих гормонов влияют нейроны гипоталамуса , которые оказывают либо стимулирующее, либо тормозное действие на гипофиз. Гипофиз выделяет гормоны в кровь, которые окажут влияние на железы внутренней секреции. Роль ЦНС заключается в приспособлении этой регуляции к внутренним и внешним потребностям организма. Например, при стрессе возрастает секреция адреналина корой надпочечников, который усиливает работу сердца, расширяет кровеносные сосуды в результате того, что повышается артериальное давление вследствие испуга и организм перестраивается, таким образом, чтобы активизировать работу всех органов. Происходит саморегуляция.



Педагог—психолог:

Юные годы - время нелегкое. Перед вами постоянно стоит проблема выбора, вы по-новому оцениваете себя, других людей. В нашей сегодняшней жизни полно совершенно реальных вещей, которые являются стрессорами. Неспецифическими требованиями является необходимость перестройки, адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. С точки зрения стрессовой ситуации не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся. Существенна лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение о гибели было ложным и сын неожиданно войдет в дом целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Стрессорное действие этих двух событий -неспецифическое требование приспособления к новой ситуации, может быть для организма одинаковым.

Часто путают понятия стресса и дистресса. Селье говорит, что стресса невозможно избежать. Жизнь - это постоянный стресс (т. е. необходимость приспосабливаться). А приспособляемость, по его мнению, - это главная отличительная черта живого существа. Мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. Этот уровень низок в минуты равнодушия или сна, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть).

Дистресс (горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) - это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.

Некоторые эмоциональные факторы превращают стресс в дистресс, а физические усилия в большинстве случаев обладают противоположным действием. (Приложение 2)





Учащиеся: выполняют задания на интерактивной доске.

Учитель биологии: Но что происходит в организме, если он испытывает постоянный стресс? Концепция биологического стресса выделяет три фазы развития стресса:

  1. реакция тревоги;

  2. фаза сопротивления;

  3. фаза истощения.

После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление. Однако, если стрессор оказался слишком сильным или врожденным, приспособляемость организма недостаточна, наступает истощение, могущее привести к болезни или даже летальному исходу

Педагог—психолог: А теперь давайте выясним, каковы главные стрессоры для каждого из вас?

Упражнение “Незаконченные предложения”.

Попробуйте завершить следующую фразу:

“Я переживаю сильный стресс, когда…”



Как справиться со стрессом?

Умение справиться с дистрессом и депрессией особенно полезно, когда необходимо пережить расставание с любимым человеком.

Итак, разрыв, все кончено. В этот момент мы все чувствуем отчаяние. И всех мучают вопросы: почему? За что? Испытав настоящий шок, мы отказываемся верить в происходящее, надолго лишившись способности и чувствовать, и соображать. Шок и потеря ощущения реальности -защитная реакция организма. Разрыв с любимым - это эмоциональный удар такой силы, что разум отказывается его воспринимать. Так что именно заторможенность и спасает в первые дни “синдрома разбитого сердца”, когда все с нетерпением ждут от вас объяснений, как все случилось и почему.

Следующая стадия “синдрома разбитого сердца” - депрессия. Наконец начинает доходить смысл случившегося. Главное - помните: депрессивное состояние в такой момент - абсолютно нормально, это не худший способ справиться с душевными переживаниями. Только, пожалуйста, не замыкайтесь в себе.

Как только начинает казаться, что от горя и отчаянья не спастись, нас вдруг охватывает гнев. Это стадия “синдрома разбитого сердца” вступает в права совершенно без вашего участия. Еще минуту назад вы тяжело горевали и винили в случившемся себя, а сейчас вы кипите от ярости и через несколько мгновений изливаете свой гнев на окружающих. В этот момент вы чувствуете, будто бы пребывали в зимней спячке и только сейчас пробудились от нее.

Что действительно опасно на этой стадии - это жажда мести. Поэтому постарайтесь направить свой гнев в русло позитивное - это поможет вновь обрести вкус к жизни и понять, что она может продолжаться без него или нее. Последняя стадия синдрома - примирение со случившимся – тоже может оказаться нелегкой и порядком терзает вас тоской по минувшему.

Хотите, верьте, хотите, нет, но не вечно вы будете засыпать, видя его или ее светлый образ перед собой, и не будете вечно пробуждаться по утрам с его или ее именем на устах.

И если вдруг произойдет так, что в жизни вам придется столкнуться с “синдромом разбитого сердца”, то постарайтесь вспомнить наш сегодняшний урок и поверить в то, что разрыв пережить можно. Это придаст вам храбрость, необходимую для того, чтобы вновь отважиться полюбить.



Практическая работа.

а) Тест на самооценку стрессоустойчивости личности. (Приложение 3)



б) Обсуждение результатов.

Учитель технологии:

В современном мире существует много способов, которые помогают справиться со стрессом. А я как учитель технологии хочу сказать, что существует очень много антистрессовых игрушек, их конечно можно купить в магазине, но все же лучше изготовить своими руками в домашних условиях. Ребята, я предлагаю вам самостоятельно, своими руками изготовить такую игрушку. Вы можете назвать её как угодно. Самое главное её назначение в стрессовых ситуациях привести вас в состояние покоя, душевного равновесия.

Какова же технология изготовления такой игрушки? (Приложение 4)



  1. Сделать выкройку по выбранному варианту игрушки.

  2. Взять ткань (плотный сатин)

  3. Выкроить с припуском на шов.

  4. Прошить, оставив небольшое отверстие для заполнения игрушки выбранной крупой.

  5. Зашить отверстие потайным швом.

  6. Оформить игрушку по своему желанию.

В целях экономии времени я сама выполнила эти заготовки дома и принесла их вам сегодня. Вы должны на свое усмотрение выбрать крупу (гречка, рис, пшено) наполнить ею заготовку, зашить оставшееся отверстие. А для того чтобы работа считалась оконченной, необходимо нарисовать на кружочках радостный смайлик. Учитывая то, что вы имеете хорошие творческие способности, можете пофантазировать и оформить антистрессовую игрушку по своему желанию. Самое главное, чтобы она помогла вам снять напряжение, успокоиться в любой стрессовой ситуации.

Ученики: Изготавливают антистрессовые игрушки.

Ученики: переходят в комнату психологической разгрузки для знакомства с методами саморегуляции:

  1. Диафрагмально-релаксационное дыхание.

Очень эффективным способом выхода из очень сложных ситуаций путем успокоения и расслабления является диафрагмально-релаксационное дыхание. Этому может научиться практически любой человек.

Примите исходное положение. Вдох делается через нос, без напряжения, комфортно. На вдохе живот надувается как шарик. Выдох через слегка сомкнутые губы – медленно, плавно, спокойно, с полным мышечным расслаблением, брюшная стенка медленно втягивается. На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение.

Одну руку можно положить на грудь, вторую на живот. При вдохе необходимо контролировать, чтобы та рука, которая лежит на животе, двигалась, а та, которая на груди, оставалась в покое. Когда навык дыхания выработается (примерно через 3-5 сеансов) контролировать вдох руками не потребуется и можно будет полностью расслабиться.

Задача в том, что бы с каждым выдохом расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное.

В момент хандры полезно вспоминать высказывание: «Если вы горюете о потере лодки – вспомните о «Титанике», а также четверостишие:

Я был в обиде на Творца,

За то, что не имел сапог.

Пока не встретил молодца,

Который был без ног.

Список использованных источников.




  1. Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова. Психология для старшеклассников. Пособие для педагога. – М,: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2001.-ч.1. Основы психологии.

  2. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс.-М.: Дрофа,210.

  3. А.С. Батуев, И.Д.Кузьмина, А.Д. Ноздрачев. Биология. Человек. Учебник для 9 класса – М.: Дрофа, 1999.

  4. https://bulavochki.ru/?p=17949

  5. https://content-bis.com.ru/neobychnye-antistressovye-igrushki/

Каталог: documents
documents -> Фонограммы как доказательства по гражданским делам
documents -> Примерная программа профессионального модуля
documents -> Умеренные когнитивные нарушения у больных с сосудистым поражением головного мозга 14. 01. 11 нервные болезни
documents -> Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов специальной медицинской группы по освоению теоретического раздела дисциплины «Физическая культура»
documents -> Программа «Счастливое материнство с желанным ребёнком»
documents -> Новая информация из раздела безопасности использования лекарственного средства
documents -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению синдрома зависимости


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница