Карта знаний-достижений №1
ФИ______________________________________
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
1 вариант
критерии
|
задания
|
самооценка
|
оценка учителя
|
1. Я ЗНАЮ, что такое фольклор
|
Фольклор – это …
а) устное народное творчество;
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.;
в) сказки, придуманные народом;
г) художественные произведения, созданные нашими предками.
|
|
|
2. Я ЗНАЮ, кто является автором фольклорных произведений
|
Кто является автором фольклорных произведений:
а) поэт, б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.
|
|
|
3. Я ЗНАЮ исполнителей фольклорных произведений
|
Кто был исполнителем фольклорных произведений?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
4. Я ЗНАЮ жанры фольклора
|
Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) басня;
б) загадка;
в) прибаутка;
г) колыбельная.
|
|
|
5. Я УМЕЮ определять жанры фольклора
|
Соотнесите.
Баю-баю, баиньки, дуга,
Купим сыну валенки дождя!
Наденем на ноженьки,
солнышка –
Пустим по дороженьке.
|
|
ПРИБАУТКА
|
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
|
|
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
|
Эны-бены,
Рики-факи,
Тобра-орба,
Он дысмаки,
Деус-деус,
Касматэус, Бакс.
|
|
ПЕСТУШКА
|
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху.
|
|
СЧИТАЛКА
|
|
|
|
6. Я УМЕЮ отличать пословицы от поговорок
|
Обведите номера пословиц.
-
Любишь кататься, люби и саночки возить.
-
Надоел, как горькая редька.
-
Поспешишь, людей насмешишь.
-
Окончил дело – гуляй смело.
-
Маленький, да удаленький.
-
Не из храброго десятка.
|
|
|
7. Я УМЕЮ подбирать пословицы в названия произведений
|
Выберите пословицу, которая вероятнее всего могла бы стать названием рассказа, повествующего о торжестве справедливости.
-
У семи нянек дитя без глазу.
-
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
-
Ешь-пей, да дело разумей.
-
Вода и камень точит.
|
|
|
8. Я УМЕЮ отгадывать загадки
|
Отгадайте загадки.
Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
|
|
Кругом вода,
А с питьём беда.
|
|
Белый камень в воде тает.
|
|
Длинная и гибкая
Охотится за рыбками.
|
|
Два братца в воду глядятся,
Век не сойдутся.
|
|
Раскалённая стрела
Дуб свалила у села
|
|
|
|
|
9. Я ЗНАЮ, что такое сказка
|
Сказка (жанровое определение) - это…
а) сказание о богатырях.
б) краткое изречение, содержание правила житейской мудрости.
в) небольшая история фантастического характера.
|
|
|
10. Я УМЕЮ отличать народные сказки от авторских
|
Укажите литературную сказку.
а) «Царевна-лягушка»;
б) «Черная курица, или Подземные жители»;
в) «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»;
г) «Журавль и цапля».
|
|
|
11. Я ЗНАЮ виды сказок
|
Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки:
Волшебные
|
|
цель сказки – весело и поучительно рассказать о проделках животных,
показать пороки и достоинства;
|
Бытовые
|
|
задача сказки – испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами;
|
О животных
|
|
цель сказки – рассказать о необычном происшествии; действие происходит
в обычной обстановке;
|
|
|
|
12. Я УМЕЮ определять вид сказок
|
Определите, к какой группе сказок относятся.
«Сивка-бурка» ____________________________________________________
«Каша из топора» ____________________________________________________
«Заюшкина избушка» ____________________________________________________
|
|
|
13. Я ЗНАЮ композицию русской народной сказки
|
Композиция народной сказки состоит из:
а) присказка, зачин, основная часть, концовка.
б) зачин, основные события, присказка, концовка.
в) зачин, присказка, концовка
|
|
|
14. Я УМЕЮ определять композиционные части сказки
|
Определите композиционные части сказки.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына. ________________________________________________________
Стали жить да быть — на славу всем людям. ________________________________________________________
|
|
|
15. Я ЗНАЮ сказочные формулы
|
Особенностями русской народной сказки являются:
а) постоянные эпитеты, троекратные повторения
б) постоянные эпитеты, повторы, гиперболы, троекратные повторения
в) постоянные эпитеты, повторы, троекратные повторения
|
|
|
16. Я ЗНАЮ всё про положительного героя народных сказок
|
В русских сказках положительные герои, попав в трудную ситуацию,
1) кручинились и ждали, что всё образуется само собой
2) отправлялись за грибами в дремучий лес
3) побеждали злодеев умом и ловкостью
4) уезжали погостить к Бабе-яге
|
|
|
17. Я ЗНАЮ волшебные предметы из народных сказок
|
Перечислите волшебные предметы из народных сказок.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
18. Я ЗНАЮ содержание сказок
|
Какого героя-помощника не было в сказке «Царевна-лягушка»?
а) заяц;
б) лиса;
в) Баба-Яга;
|
|
|
19. Я УМЕЮ определять из какого произведения взят фрагмент
|
Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:
«Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине – кованый ларец».
____________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
20. Я ЗНАЮ, где брать информацию о русских народных сказках
|
Тебе предстоит сделать устное сообщение о русских народных сказках.
В качестве источников информации ты выберешь:
1) «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева
2) «Сказки» А.С. Пушкина
3) «Народные варианты «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»
Е.И. Токаревой
4) Пушкинскую энциклопедию
5) «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца
|
|
|
Карта знаний-достижений №1
ФИ______________________________________
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2 вариант
критерии
|
задания
|
самооценка
|
оценка учителя
|
1. Я ЗНАЮ, что такое фольклор
|
Как переводится слово «фольклор»?
1) индивидуальное поэтическое творчество
2) народное знание, народная мудрость
3) авторское произведение
4) старинное творчество
|
|
|
2. Я ЗНАЮ в чём проблема определения авторства фольклорных произведений
|
Проблема с определением автора фольклорного произведения связана с тем, что:
а) имена авторов до нас не дошли, потому что эти произведения были созданы очень давно;
б) писатели и поэты того времени предпочитали сохранять анонимность;
в) произведения передавались устно от одного человека к другому, и каждый мог добавить что-то своё;
г) фольклорных произведений очень много, они в основном маленькие, поэтому сложно запомнить автора каждого.
|
|
|
3. Я ЗНАЮ исполнителей фольклорных произведений
|
Кто был исполнителем фольклорных произведений?
____________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
4. Я ЗНАЮ жанры фольклора
|
Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) сказка;
б) роман;
в) пословица;
г) закличка.
|
|
|
5. Я УМЕЮ определять жанры фольклора
|
Соотнесите.
Уж ты, котичка-коток,
Котик — серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.
|
|
ПРИГОВОРКА
|
Божья коровка,
Черная головка,
Полети за море!
Там тепленько,
Здесь холодненько.
|
|
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
|
Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.
|
|
ПРИБАУТКА
|
Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.
|
|
ПЕСТУШКА
|
|
|
|
6. Я УМЕЮ отличать пословицы от поговорок
|
Обведите номера поговорок.
-
Труд человека кормит, а лень портит.
-
Чужими руками жар загребать.
-
Легко чужими руками жар загребать.
-
За словом в карман не лезет.
-
Лягушки кричат – пора сеять.
-
Свалился, как снег на голову.
|
|
|
7. Я УМЕЮ подбирать пословицы в названия произведений
|
Выберите пословицу, которая вероятнее всего могла бы стать названием рассказа, повествующего об учёбе.
1. Счастье перед носом вьётся, а в руки не даётся.
2. Муравей невелик, а горы сворачивает.
3. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
4. Мельница живёт водою, а человек едою.
|
|
|
8. Я УМЕЮ отгадывать загадки
|
Отгадайте загадки.
Под водой живёт народ –
Ходит задом наперёд.
|
|
Таять может, да не лёд,
Не фонарь, а свет даёт.
|
|
Без рук, без ног,
А по столу ползёт.
|
|
Белая птица
Над морем кружится.
|
|
Прибежит – и солнце спрячет,
А потом ещё заплачет.
|
|
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
|
|
|
|
|
9. Я ЗНАЮ, что такое сказка
|
Сказка (жанровое определение) - это…
а) сказание о богатырях.
б) краткое изречение, содержание правила житейской мудрости.
в) небольшая история фантастического характера.
|
|
|
10. Я УМЕЮ отличать народные сказки от авторских
|
Какая из перечисленных сказок является народной?
а) «Аленький цветочек»;
б) «Царевна-лягушка»;
в) «Кот в сапогах»;
г) «Спящая царевна».
|
|
|
11. Я ЗНАЮ виды народных сказок
|
Виды народных сказок:
а) волшебные, бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе;
б) волшебные, реалистические, сентиментальные;
в) волшебные, бытовые, о животных.
|
|
|
12. Я УМЕЮ определять вид сказок
|
Определите, к какой группе сказок относятся:
«Волк и лиса» ____________________________________________________
«Гуси - лебеди» ___________________________________________________
«Как мужик гуся делил» ___________________________________________
|
|
|
13. Я ЗНАЮ композицию русской народной сказки
|
Композиция народной сказки состоит из:
а) присказка, зачин, основная часть, концовка.
б) зачин, основные события, присказка, концовка.
в) зачин, присказка, концовка
|
|
|
14. Я УМЕЮ определять композиционные части сказки
|
Определите композиционные части сказки.
Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец ____________________________
Жили-были старик да старуха _______________________________________
|
|
|
15. Я ЗНАЮ сказочные формулы русской народной сказки
|
Особенностями русской народной сказки являются:
а) постоянные эпитеты, троекратные повторения
б) постоянные эпитеты, повторы, гиперболы, троекратные повторения
в) постоянные эпитеты, повторы, троекратные повторения
|
|
|
16. Я ЗНАЮ все виды конфликта в русских народных сказках
|
Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?
а) добро – зло;
б) жизнь – смерть;
в) дом – дорога;
г) природа – цивилизация.
|
|
|
17. Я ЗНАЮ с какими злыми силами борются герои волшебных сказок
|
С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
18. Я ЗНАЮ содержание сказок
|
Какого испытания не было в сказке «Царевна-лягушка»?
а) станцевать на пиру;
б) испечь хлеб;
в) построить дворец;
г) выткать ковёр.
|
|
|
19. Я УМЕЮ определять из какого произведения взят фрагмент
|
Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:
«Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали...»
____________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
20. Я ЗНАЮ талантливых сказочников
|
Каких талантливых сказочников ты знаешь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |