Методическая разработка
Устный журнал «ЭкоЕралаш»
Устный журнал «ЭкоЕралаш» выходит 1 раз в четверть, имеет экологическую направленность, предназначен для учащихся 5-7 классов, содержит 6 постоянных рубрик, каждая из которых призвана решать определенную педагогическую задачу.
В подготовке номера и его представлении участвуют инициативные учащиеся. Они подбирают материал, обрабатывают и представляют его. Координирует работу инициативной группы учитель.
Рубрики журнала
-
Экологический календарь
Задача: познакомить и разъяснить смысл международных
природоохранных акций.
-
Природа глазами писателя
Задача: побудить к чтению произведений литературы (стихи, проза) о природе.
-
Экология в лицах
Задача: рассказать о жизни и деятельности ученых-экологов.
-
По страницам Красной Книги Омской области.
Задача: познакомить с представителями флоры и фауны, занесенными в Красную Книгу Омской области и мерами их охраны.
-
Экологические новости
Задача: обобщить материал СМИ о событиях, затрагивающих экологические проблемы, охрану природы, заострить внимание на более значимых.
-
Экоигротека
Задача: в игровой форме объяснить экологические понятия, законы.
Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Выходят ведущие журнала. Начинается показ презентации.
Добрый день! Мы рады представить вам очередной выпуск устного журнала «ЭкоЕралаш».
Сегодня в номере:
В рубрике «Экологический календарь» представлен Всемирный день окружающей среды.
Рассказ «Гости» Михаила Пришвина – в рубрике «Природа глазами писателя»
Рубрика «Экология в лицах» расскажет о В.Н. Сукачеве – авторе учения о биогеоценозе.
С внешним видом, областью распространения кудрявого пеликана и любки двулистной ознакомит рубрика «По страницам Красной Книги Омской области»
С момента нашей прошлой встречи прошло немало времени. Что же нового в сфере экологии и охраны окружающей среды? Об этом в рубрике «Экологические новости».
Рубрика «Экоигротека» представляет игру «Что такое окружающая среда?»
«Экологический календарь»
5 июня
Всемирный день окружающей среды
15 декабря 1972 года в Стокгольме Генеральной ассамблеей ООН был учрежден Всемирный день окружающей среды, который отмечается 5 июня всем мировым сообществом. Цель этой акции – привлечь внимание к проблемам окружающей среды. Ежегодно на конкурсной основе выбирается место проведения и столица Всемирного дня окружающей среды. Мероприятия, проводимые в рамках данной акции, не носят парадный характер, а нацелены на то, чтобы обострить восприятие существующих специфических проблем региона и страны.
Общий девиз Дня - «За жизнь на Земле!».
В 1998 году такая честь была оказана столице России Москве. Девиз этого года был таким: «Сохраним и приумножим ценности экологической культуры мира».
Давайте окинем мысленно взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи.
Многие серьёзные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение. В опасности «легкие» планеты – леса. Возникла угроза потерять их. «Полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Затуманились глаза Земли – озера, моря и океаны. «Тело» планеты изрыто.
Всемирный день окружающей среды – хороший повод обратить свой взор на экологические проблемы, задуматься о важности и необходимости природоохранных мероприятий, о личном участии каждого из нас в этом первостепенном благородном деле.
«Природа глазами писателей»
(выходят двое учащихся в походной одежде, с рюкзаками на спине, с фотоаппаратами на шее)
«Гости» М. Пришвин
Сегодня с утра стали собираться к нам гости. Первая прибежала трясогузка, просто так, чтобы только на нас посмотреть.
Прилетел к нам в гости журавль и сел на той стороне речки, в жёлтом болоте, среди кочек, и стал там разгуливать.
Ещё скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые, высматривала себе добычу сверху, останавливалась в воздухе для этого и пряла крыльями. Коршун с круглой выемкой на хвосте прилетел и парил высоко.
Прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц. Тогда все трясогузки помчались за ним, как комары. К трясогузкам вскоре присоединились вороны и множество птиц, стерегущих свои гнёзда, где выводились птенцы. У громадного хищника был жалкий вид: экая махина – и улепётывает от птичек во все лопатки.
Неустанно куковала в бору кукушка. Цапля вымахнула из сухих, старых тростников.
Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.
Землеройка пискнула в старой листве.
И когда стало ещё теплее, то листья черёмухи, как птички с зелёными крылышками, тоже, как гости прилетели и сели на голые веточки.
Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.
Гусь запускал свою длинную шею в заводь, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным, как на пружине, хвостом. А когда всё вымыл, всё вычистил, то поднял вверх к солнцу свой серебряный, мокро сверкающий клюв и загоготал.
Гадюка просыхала на камне, свернувшись в колечко.
Лисица лохматая озабоченно мелькнула в тростниках.
И когда мы сняли палатку, в которой у нас была кухня, то на место палатки прилетели овсянки и стали что-то клевать. И это были сегодня наши последние гости.
«Экология в лицах»
В.И. Сукачев – основоположник учения о биогеоценозе
Академик Владимир Николаевич Сукачев – наш соотечественник, ботаник, лесовед и географ. Окончил Петербуржский лесной институт в 1902 году. Всю свою жизнь он посвятил науке.
Интересы ученого были разнообразны: он изучал леса, луга, тундры, степи, пустыни, болота. С этой целью много путешествовал по европейской части России, в Крыму, на Кавказе, в Западной и Восточной Сибири.
В.Н Сукачев разработал учение о растительных сообществах – фитоценозах: их строении, динамике, связях с внешней средой, историей страны; показал принципы их классификации и методы их изучения.
Много нового он внес в изучение происхождения леса, заболачивания таежных лесов и образования болот. Сукачев справедливо считается основоположником научного болотоведения. Обстоятельно изучив болотные массивы в лесной зоне Европы и Азии, он разработал экологическую классификацию болот.
Вершина научного творчества Сукачева – его учение о биогеоценозе. В нем нашла отражение и завершение идея единства и неразрывной связи растительно-животных сообществ с физической средой обитания.
Владимир Николаевич постоянно вел напряженную научно-организаторскую работу: руководил экспедициями, организовывал научные базы и лаборатории, научные сообщества, кафедры в высших учебных заведениях.
«По страницам Красной Книги Омской области»
Пеликан кудрявый
(Класс Птицы, Отряд Веслоногие)
Крупная или серо-белая птица. Концы крыльев серо-бурые. Имеет длину тела до 180 см, весит до 13 кг. Перья на зашейке удлиненные и курчавятся, образуют подобие гривы. 25 лет пеликаны заселяют группу Крутинских озер Салтаим-Тенис – самую северную точку обитания пеликанов. Кудрявый пеликан внесен в Красную книгу Омской области под категорией редкие виды, имеющие малую численность и распространенные на ограниченной территории. На «пеликаньем острове» насчитывается порядка 400 особей, в том числе 100 гнездящихся особей.
Кудрявого пеликана называют еще «баба», «баба-птица», бабуся, «баба-яга», кудрявая «баба», дикуша «кудрявая».
О пеликанах известно немало легенд. В одной из них говорится, что при перелете через пустыню пеликан набирает в запас полный подклювный мешок воды и на отдыхе не только сам из него пьет, но и угощает жаждущих мелких птиц, подставляя им клюв как корытце с водой.
В другой легенде рассказывается, что в своем подклювном мешке пеликаны при перелете несут запас мелкой рыбешки. Уж очень удивлял людей этот огромный «мешок», уж очень хотелось его чем-нибудь нагрузить!
Любка двулистная
(Класс Однодольные, Семейство Ятрышниковые)
Ночная фиалка, кукушница двулистная, бальзамин дикий, полевой жасмин, ночная красавица – все эти названия принадлежат Любке двулистной. Любка в дневное время неприметна, зато вечером и ночью она поистине царствует, так как ее удивительный нежный запах наполняет июньский лес.
У основания стебель растения охвачен широкими черешками двух крупных светло-зеленых удлиненно-овальных листьев, почти лежащих на земле, с блестящей, словно лакированной, поверхностью. Корни в виде двух клубней: один – сморщенный, старый; другой - поменьше и светлее, молодой, в нем накапливаются запасные вещества для развития побегов следующего года. В старину клубни этой орхидеи считались приворотным зельем, отсюда и название «Любка»
Стебель увенчан кистью белоснежных цветков, напоминающих изящных бабочек. Лепестки плотные и сочные, словно фарфоровые; три из них сложены шлемом, два отогнуты в сторону, а один свисает губой, у основания которой длинный и тонкий шпорец.
Размножается Любка вегетативно и семенами. Зацветает на 6-8 год жизни. Цветет в июне-июле. Высота растения 25-60 см. Растет группами или одиночно в сосняках, елово-березовых лесах, на лугах, вырубках, лесных полянах.
«Экологические новости»
-
По информации департамента городского хозяйства администрации Омска, в общегородском субботнике 20 апреля приняли участие 107 тысяч омичей, из них более 46 тысяч — это учащиеся, это почти на 20 тысяч больше, чем в прошлом году. Было задействовано 1245 единиц техники. Вывезено 9557 м3 мусора, газонов очищено на площади 1649 га, высажено 1450 деревьев и кустарников.
Особо можно отметить учреждения образования Омска, а также комитеты территориального общественного самоуправления, которые массово вышли на субботник на свои прилегающие территории.
В целом, по данным департамента городского хозяйства, начиная с 1 апреля, когда в соответствии с постановлением администрации Омска в городе стартовал двухмесячник по санитарной очистке и благоустройству территории, в работах приняли участие около 163 тысяч омичей, вывезено 17,6 тыс. м3 мусора, газонов очищено на площади более 3 тыс. га.
-
В 2013 году будет выполнен основной комплекс работ по обустройству природного парка «Птичья гавань» в Омске. Планируется проложить практически все необходимые коммуникации, соорудить две наблюдательные вышки, построить малоэтажные здания Детского экологического центра, хозяйственного блока и реабилитационного центра для птиц.
Детский экоцентр будет построен и сдан «под ключ» до конца года, два других здания будут выведены на стадию отделочных работ. Предусмотрены особые требования к организации строительства: будет проводиться очистка автомашин от грязи, строго контролироваться вывоз мусора, ужесточатся меры противопожарной безопасности.
В период гнездования на озерах «Птичьей гавани» насчитывается более 3 тысяч особей водоплавающих птиц. По мнению экологов - сохранение заповедной зоны в мегаполисе - непростая задача, требующая немалых средств и особых подходов.
«Экоигротека
Игра «Что такое окружающая среда?»
Количество участников: 20-25
Время: 20-25 мин.
Материалы и оборудование: столы (один на 3-5 участников); стулья (по числу участников; листы бумаги формата А1 (один на 3-5 участников); фломастеры; стенд (доска); несколько картинок (одна на 3-5 участников) с пейзажами, на которых изображены люди или последствия их деятельности; ножницы.
Подготовка: разрезать картинки на 3-5 частей по числу участников, перемешать.
Ход игры: Участникам предлагается выбрать по одному кусочку картинки, собрать их как мозаику и наклеить на лист бумаги. Ребята собравшие картинку, объединяются в рабочую группу.
Задание группам: в режиме мозгового штурма (5-7 мин.) сформулировать и записать на листе вопросы, которые у них возникают при рассмотрении картинки; вопросы, которые помогли бы как можно больше выяснить об изображаемом фрагменте окружающей среды.
По окончании этой работы каждая группа по очереди демонстрирует свою картинку и зачитывает сформулированные вопросы.
Ведущий рисует на доске круг, разделенный линиями на три равных сектора, и фиксирует в нем задаваемые вопросы. В левый сектор он записывает вопросы, относящиеся к природным компонентам окружающей среды (погода, растения, животные), в правый – к экономическим (деньги, цены, затраты, ресурсы), в нижний – к социальным компонентам (люди, социальные группы и отношения, нормы поведения, моральные ценности). Принцип записи участники не знают – им предлагается его определить.
В ходе обсуждения обращается внимание на то, что, говоря о проблемах окружающей среды, мы чаще всего имеем в виду только природу, хотя не менее важными компонентами являются общество и экономика.
Информационные ресурсы
Литература:
-
Энциклопедический словарь юного биолога. /Сост. М.Е. Аспиз. –М.: Педагогика, 1986. –352 с., ил.
-
Кулев А.В. Интерактивные упражнения по экологии.//Биология в школе, 2006, №7
-
Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления) /авт.-сост. Г.А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2006. -123 с.
-
По страница Красной книги: Растения: Популярный энциклопедический справочник. – Минск: БелСЭ, 1987. -248с.: ил.
-
Пришвин М.М. Гости. - М.: Малыш, 1986. - 14 с., ил.
-
Розовые чайки и черные журавли: Книга о редких и исчезающих птицах. /Сост. Н. Сладков. – Л.: Детская литература, 1985. – 206 с., ил.
-
Сулимов А.Д. Красная Книга Омского Прииртышья. – Омск: Омское книжное издательство, 1982.- 72 с., ил.
Интернет-ресурсы:
-
Постановление Правительства Омской области от 06.07.2005 №76-П «Об утверждении порядка ведения Красной Книги Омской области и перечней редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную Книгу Омской области
https://zakon.law7.ru/base85/part3/d85ru3793.htm
-
Статья «В общегородском субботнике приняли участие 107 тысяч омичей»
https://www.omsk.ru/news/v-obshhegorodskom-subbotnike-prinyali-uchastie-107-tyisyach-omichey
-
Статья «Птичья гавань получила 137 млн. рублей»
https://www.gorod55.ru/news/article/show/?rubric=4&id=19659
Поделитесь с Вашими друзьями: |