Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV видов №1



Скачать 168.82 Kb.
Дата28.04.2016
Размер168.82 Kb.



СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ III-IV ВИДОВ №1




Особенности экологии и биологии каштана конского обыкновенного в парке школы-интерната №1

Авторы:

Андреева Ирина, учащаяся 8 «А» класса

специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы-интерната

III-IV видов №1 г. Москвы
Руководитель Кекнохаева Л.Д.,

учитель биологии и химии
Адрес:. 129626 г. Москва

ул. З-я Мытищинская, дом 5.

г. Москва

Оглавление.
страницы
1. Введение 3 2. Обзор литературы 4

3. Методика работы 8

4. Результаты исследований 10

5. Выводы 12

6. Рекомендации 12

7. Список литературы 13

8. Приложение 14




Введение
Конский каштан обыкновенный – могучее дерево до 30 м высотой с массивным стволом и тяжёлой, густой, широкоокруглой кроной, замечательными крупными соцветиями и очень декоративными плодами.

Заслуженно пользуется славой одного из красивейших парковых деревьев, декоративных в течение всего года: зимой – красивым рисунком мощных ветвей; весной – рано распускающимися, крупными, клейкими зеленовато-розовыми почками, из которых в один из тёплых дней появляются оригинальные морщинистые, сложные, длинночерешковые листья, дающие при полном развитии густую тень.

Наше внимание каштан конский обыкновенный и привлёк необычайно красивым цветением. Нас заинтересовали вопросы об истории появления его в школьном дворе, его возраст и состояние.

Цель нашего исследования: изучение некоторых вопросов биологии и экологии каштана конского обыкновенного в условиях школьного парка.

Задачи исследования:

1. Узнать историю его появления в школьном дворе.

2. Организовать учёт каштана конского обыкновенного и провести наблюдение за развитием каштана в школьном парке.

3. Дать эстетическую оценку деревьям.

4. Определить уровень жизненной устойчивости деревьев.

2. Обзор литературы

Название.

Конский каштан, или жёлудник, или эскулус (лат. Aesculus) – род растений семейства Сапиндовые (Sapindaceae). Старое название рода Hippocastanum, как и название семейства Hippocastanаceae, к которому его ранее относили, собственно, и означает соответственно «конский каштан» и «конскокаштановые». Конским же он был назван с целью отличить его несъедобные плоды от очень похожих на них внешне плодов настоящего (съедобного) каштана Castanea. Другой вариант гласит, что зрелые плоды этого каштана по цвету и блеску якобы напоминают шкуру гнедой лошади.

Современное название рода – Aesculus – в Древнем Риме использовалось для обозначения одного из видов дуба.
Ботаническая характеристика.

Научная классификация:

Царство: Растения

Отдел: Цветковые (Покрытосеменные)

Класс: Двудольные

Порядок: Сапиндоцветные

Семейство: Сапиндовые

Подсемейство: Конскокаштановые

Род: Конский каштан

Вид: Aesculus hippocastanum L. – Конский каштан обыкновенный.


Листопадное дерево, достигающее 30 м, или кустарник высотой 1,5 – 5 см. листья крупные, сложные 5-7 пальчатые, супротивные, с длинными черешками, без прилистников. Образуют плотную крону.

Цветки колокольчатые, до 2-х см диаметром, обоеполые, с косой плоскостью симметрии, проходящей через четвёртый чашелистик. Соцветия большие, в виде пирамидальных прямостоячих кистей. Цветочный покров двойной; зелёная чашечкасостоит из 5 сросшихся у основании чашелистиков; беловатый с розовым основанием венчик состоит из пяти свободных лепестков, из которых один, находящийся между третьим и четвёртым чашелистиками, очень маленький, а иногда его и совсем не бывает; тычинок 7, нити у них длинные и согнутые; пестик один, состоящий из 3-х плодолистиков; завязь верхняя трехгнёздая, в каждом гнезде по 2 семяпочки, из которых одна направлена вверх, а другая вниз; столбик длинный. Цветёт в мае—июне. Нектар цветков каштана содержит 65—75 % сахарозы. Форма конского каштана с махровыми цветками нектара не даёт.

Плод — трёхстворчатая шиповатая коробочка, открывающаяся по створкам, с одним крупным семенем; зародыш согнутый, белка нет.
Распространение и экология.

В естественных условиях представители рода встречаются в Южной Европе, на севере Индии, в Восточной Азии и в Северной Америке. Успешнее всего произрастает в умеренном климате на свежей, рыхлой, плодородной и глубокой почве. Наибольшее видовое разнообразие конского каштана — в Северной Америке.

В доледниковый период в Центральной Европе были распространены рощи конского каштана обыкновенного.

В культуре широко представлены (Европа, Северная Америка, Китай, Япония) около 15 видов, в России — 13 видов.

Конский каштан в 1557 году появился в Константинополе, а в 1588 году был ввезён в Вену. Распространён в парках и садах по всей Европе.

В России в посадках доходит до Москвы и Санкт-Петербурга, где, однако, не достигает больших размеров.

Конские каштаны влаголюбивы и предпочитают суглинистые почвы, содержащие известь. Хорошо переносят городские условия, но в промышленных районах страдают от дыма и газов. Растут медленно, особенно первые десять лет, более интенсивно — в возрасте 10—25 лет. Плодоносить начинают через 15—25 лет. Все виды являются хорошими медоносами и очень декоративны в течение всего периода вегетации.

Размножение


Размножается семенами, почти ежегодно получаемыми в изобилии, и даёт корневые отпрыски и пнёвую поросль, но может быть также разводим черенками и отводками.

Применение


Семена по составу и питательности схожи с хлебными зёрнами, но богаче содержанием воды (49 %), сильно, впрочем, уменьшающимся при высыхании (до 19 %). Вследствие горько-вяжущего вкуса они сначала неохотно съедаются рогатым скотом, потом к ним привыкающим. Лучше всего давать их в виде муки, которой посыпать корм, приготовленный парением или самонагреванием; хорошо также скармливать с корнеплодами.

Из истолчённых семян приготавливают особый нюхательный порошок

Цветки, плоды и кора конского каштана представляют собой ценное сырьё для фармацевтики. Кора (лат. Cortex Hippocastani) стволов и ветвей содержит в изобилии дубильные вещества, гликозид эскулин и сапонин эсцин. Эскулин уменьшает проницаемость капилляров, повышает антитромбическую активность сыворотки крови, увеличивает выработку антитромбина, усиливает кровенаполнение вен; прежде употреблялся иногда вместо хинной корки. Эсцин понижает вязкость крови. Поэтому препараты каштана применяются для лечения сосудистых заболеваний.

В народной медицине применяют цветки, кору ветвей и кожуру семян (но не колючую коробочку, в которой хранятся семена). Сок, выжатый из свежих цветков, применяют внутрь при расширении вен на ногах и при геморрое. Отвар коры ветвей применяют для ванн при геморрое. Спиртовую настойку сухих цветков каштана конского употребляют наружно при ревматических и артрических болях.


Табл. 1 Ориентировочные сроки заготовки лекарственного сырья

Название растения

Вид сырья

Месяцы

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Каштан



Плоды

-

-

-

-

-

+

+

+

Кора

-

+

+

-

-

-

-

-

Листья

-

-

+

-

-

-

-

-

Цветки

-

-

+

-

-

-

-

-

Семена

-

-


-


-


-


-


+


+

Конский каштан в тёплом климате разводят в парках ради великолепной листвы и превосходных цветков, собранных канделябрами.

Растение ценится как ранний медонос. Каштановый мёд жидкий, прозрачный и обычно бесцветный; легко и быстро кристаллизуется, иногда горчит.

Конский каштан — рассеянно-сосудистая спелодревесная порода, его древесина не имеет ярко выраженного ядра. У европейских и североамериканских видов слабоокрашенная древесина: спелая древесина, расположенная в центре ствола, имеет бледно—жёлтую или кремово—белую окраску, которая постепенно переходит в серовато-белую заболонь. Многочисленные мелкие сосуды в основном равномерно распределены в годичных слоях или собраны в небольшие регулярные группы. Годичные слои узкие и слабозаметные на всех разрезах. Сердцевинные лучи на поперечном и радиальном разрезах можно различить только вооружённым глазом. Однако на тангенциальном разрезе заметны тонкие волнистые чёрточки, образованные сердцевинными лучами. Расположение волокон у древесины конского каштана часто бывает волнистым. Текстура невыразительная и однородная. Свежесрубленная древесина отличается неприятным запахом, который исчезает после сушки. Древесина конского каштана коммерческого значения не имеет из-за мягкости и малой биологической стойкости (по биостойкости она является одной из самых низких и сравнима с древесиной липы), к тому же без соответствующей защиты на воздухе она быстро становится грязно-серой, тем не менее, она может применяться для изготовления мебели и дверных полотен, поскольку хорошо принимает и держит крепления (гвозди, шурупы и пр.), отлично склеивается, протравливается и окрашивается. Она хорошо обрабатывается резанием, шлифуется и полируется, обеспечивая отличное качество поверхности, и её зачастую используют для токарных и резных поделок, для мелких предметов домашней утвари, лёгкой ящичной тары (в частности, для хранения табака и сигар). В прошлом её использовали в производстве заурядных музыкальных инструментов (пианино и т. п.), деревянной обуви (например, в Германии) и ортопедических протезов.

Опилки и древесная пыль, появляющиеся при обработке конского каштана, способны вызвать дерматит и аллергические реакции.

Конский каштан ранее применялся как сырьё для древесного угля в производстве пороха.

В старину переплётчики использовали высушенные плоды конского каштана, перемолотые в муку и смешанные с квасцами, для приготовления специального переплётного клея. Книги, переплетённые с использованием такого клея, хранились дольше других.

Порошок из плодов в стоячей воде вызывал отравление рыбы, чем пользовались рыболовы-браконьеры.

Согласно народной примете конский каштан может предсказывать дождь. Если на листьях конского каштана видны «слёзы» (липкие капельки сока), то через сутки или двое выпадет дождь.


3. Методика работы.
Объектом исследования в работе является каштан конский обыкновенный. В качестве основного объекта исследования является количественный учёт каштана конского обыкновенного, произрастающего на территории школы-интерната № 1 г. Москвы, изучение истории их появления, оценка жизненной устойчивости деревьев, их эстетическая оценка.

История создания школьного парка

На первом этапе исследований нами были опрошены сотрудники школы, проработавшие в школе-интернате много лет: Желяцкая Ирина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе (стаж работы – 56 лет), Воробьева Галина Николаевна, учитель биологии (стаж работы – 46 лет), Николаева Валентина Павловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (стаж работы – 33 года) и другие. По воспоминаниям очевидцев была описана история появления школьного парка.


Определение жизненной устойчивости деревьев.

Жизненное состояние деревьев мы оценивали по наличию и степени повреждений, доле сухих ветвей в кроне, степени повреждения листьев, снижению густоты кроны.

По жизненной устойчивости деревья можно отнести к 4 классам.

Первый класс устойчивости (I): деревья совершенно здоровые, с признаками хорошего роста и развития.

Второй класс устойчивости (II): деревья с несколько замедленным приростом по высоте, с единичными сухими сучьями в кроне и с незначительными (по 10-15 см) наружными повреждениями ствола, без образования гнилей.

Третий класс устойчивости (III): деревья явно ослабленные, с изреженной кроной, укороченными побегами, бледной окраской хвои у хвойных, с наличием дупел и стволовых гнилей, морозобойных трещин площадью свыше 150 см2, прекратившимся или слабым приростом по высоте, со значительным количеством сухих сучьев (до 1/3 высоты) или суховершинностью.

Четвёртый класс устойчивости (IV): деревья усыхающие, с наличием сильно распространившихся стволовых гнилей, плодовых тел на стволах, в кроне до 2/3 сухих ветвей, с большими дуплами и сухими вершинами.


Эстетическая оценка каштанов.

Эстетическая оценка каштанов нами проводилась при наружных обследованиях по трехбалльной системе:

1 – дерево имеет высокие декоративные качества; проведение санитарных мероприятий не требуется;

2 – дерево средней декоративности, требуются небольшие работы по лечению ран, обрезке сухих ветвей и сучьев с последующей заделкой и декорированием мест повреждения;

3 – дерево имеет низкие декоративные качества, с засохшими или изломанными стволами и отводится в рубку (класс жизненной устойчивости обычно V).

4. Результаты исследований.
4.1.История создания школьного парка
Каштаны конские во дворе школы-интерната № 1 появились в 1963 году благодаря Тупоногову Борису Константиновичу. Сейчас Борис Константинович - профессор, доктор педагогических наук, работает в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования в Лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения. А с 1962 по 1967 год, в течение 5 лет, Тупоногов Б. К. работал учителем биологии в школе-интернате №1. Тогда она называлась Московской средней общеобразовательной школой-интернатом № 1 для слепых детей.

В октябре 1963 года в питомнике были приобретены саженцы сирени, рябины, клёна для посадки во дворе школы-интерната. Когда Борис Константинович забирал их, то обратил внимание на то, что в питомнике имеются ещё и саженцы каштана конского. И 8 веточек каштана конского оказались и среди саженцев, предназначенных для нашего интерната.

Из 8 саженцев 6 – были высажены во дворе школы-интерната. Высота их тогда составляла 1 – 1,5 метра. Высаживал деревца Борис Константинович с учащимися 6 классов и их родителями. Прижились все деревья. В октябре этого года им исполнилось 47 лет. Каждому из них мы присвоили индивидуальный номер. 4 каштана (№1 – 4) растут перед главным корпусом школы-интерната, 2 (№5, №6) – у спального корпуса.

4.2. Оценка жизненной устойчивости деревьев.


Несмотря на возраст, 4 экземпляра (№1, 2, 4, 6) каштана конского мы отнесли ко второму классу устойчивости. Деревья с отдельными сухими ветками в кроне, с незначительными наружными повреждениями ствола, без образования гнилей.

2 дерева каштана конского (№3, 5) мы отнесли к третьему классу усточивости. Деревья немного ослабленные, с изреженной кроной, укороченными побегами, с наличием дупел, морозобойных трещин


Табл. 2. Оценка жизненной устойчивости деревьев.

дерева

Класс устойчивости

1

2

3

4

1

------

+

------

------

2

------

+

-----

------

3

------

-----

+

------

4

------

+

-----

------

5

------

-----

+

------

6

------

+

-----

------

4.3. Эстетическая оценка деревьев.


Наружные обследования всех шести экземпляров каштана конского позволили нам дать им эстетическую оценку, равную двум баллам. Все деревья имеют среднюю декоративность. Требуется проведение небольших работ по лечению ран, обрезке сухих ветвей и сучьев с последующей заделкой и декорированием мест повреждения;


Табл. 3. Эстетическая оценка деревьев.

дерева

1 балл

2 балла

3 балла

1

------

+

------

2

------

+

------

3

------

+

------

4

------

+

------

5

------

+

------

6

------

+

------


5. Выводы

На территории школы-интерната №1 насчитывается 6 экземпляров каштана конского обыкновенного. Возраст деревьев - 47 лет.

Каштан конский оказывает влияние на изменение микроклиматических условий внешней среды, улучшая температурно-влажностный и радиационный режимы, способствует очистке атмосферного воздуха от загрязнений, благоприятно влияет на организм человека.

Деревья каштана конского, произрастающего перед окнами главного корпуса школы-интерната мощными кронами защищают нас от пыли, газов, ветра и шума.

Наряду с другими видами древесных насаждений, каштан конский занимает достойное место в озеленении территории школы-интерната №1.
6. Рекомендации.
Учитывая высокую декоративность в течение всего года, устойчивость к экологическим и климатическим факторам каштан конский обыкновенный необходимо использовать для озеленения территории школы-интерната.

Необходим систематический уход за древесными насаждениями: лечение ран деревьев, зачистка или заделка сухобочин, снятие плодовых тел или грибной инфекции, пломбирование дупел.

Для сохранения деревьев использовать удобрения, регуляторы роста, внекорневые подкормки.

Для сохранения и продления жизни необходимы обрезка больных и отмирающих ветвей, омолаживание крон.



Список литературы:

1. Артамонов В.Каштан конский. Наука и жизнь. – 1990. - №3 – с. 158-160


2. Комплексная экологическая практика школьников и студентов. Программы. Методики. Оснащение. Под редакцией проф. Л.А. Коробейниковой. – С-Пб.: Крисмас+, 2002. – 266 с.
4. Конский каштан. Дерево.ru. – 2008. - №4 – с. 35-40
5. Мосты в природу. Методические рекомендации по организации и проведению коррекционно-развивающих занятий на природе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Под общей редакцией И.В. Чебаковой. – М. 2007, 144 с.
6. Соколов С.Я., Замотаев И.П.. Справочник по лекарственным растениям. – М.: Медицина, 1985. – 464 с.
7. Солодухин Е.Д. Аптека в лесу. – М.: ВО Агропромиздат, 1989. – 350 с.
8. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Преподавание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008/2009 учебном году. – М. МИОО ОАО «Московские учебники»,2008. – 176 с.

8. Приложения.

Каштаны весной. 17.05.2009 г.




Цветение каштанов. 5 мая 2010 г.



Каштаны цветут.22.05.2010




Каштаны осенью. 25.10.2010


Лист, плоды и семена каштана. Октябрь 2010 г.


Плоды и семена каштана. 08.10.2010г.



Каталог: festival files
festival files -> Экологические проблемы «Влияние Солнечной активности на здоровье человека»
festival files -> Влияние глутамата натрия на организм крыс
festival files -> Устный журнал «ЭкоЕралаш» выходит 1 раз в четверть, имеет экологическую направленность, предназначен для учащихся 5-7 классов, содержит 6 постоянных рубрик, каждая из которых призвана решать определенную педагогическую задачу
festival files -> «Мир комнатных растений»
festival files -> Тема проекта: «Стрелецкая дубрава – памятник природы регионального значения. Адонисы.»

Скачать 168.82 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница