УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ: ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Умственная отсталость характеризуется слабоумием, которое носит врожденный или приобретенный на протяжении первых трех лет жизни характер. Проявляется в недоразвитии психики с ведущими интеллектуальными нарушениями и сложностями процесса адаптации в социуме.
Это нарушение является необратимым.
Умственная отсталость представляет собой патологическое состояние без болезненных проявлений, а также результат воздействия определенных вредных факторов.
Ребенок с таким нарушением развивается только в сильно ограниченных пределах собственных возможностей.
Адаптация в социуме и развитие ребенка-олигофрена в целом зависит от процесса его обучения и воспитания. Такие дети с достаточным успехом овладевают основными действиями (чаще трудового характера) только в ходе обучения.
Способов лечения умственной отсталости не существует. Впрочем, как и не создано препаратов для развития и повышения интеллекта.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ:
Умственная отсталость может быть, как врожденной, так и приобретенной (деменция).
Причины врожденных нарушений в головном мозге ребенка:
-
Разные виды травм, материнский алкоголизм;
-
Внутриутробное инфицирование;
-
Нарушения гормонального фона у будущей мамы (щитовидная железа);
-
Резус-конфликт между кровью матери и будущего малыша;
-
Наследственность.
-
Причины приобретенных нарушений в головном мозге:
-
Родовые травмы, осложненное течение периода перед самими родами;
-
Асфиксия и кислородное голодание головного мозга (гипоксия) у ребенка в процессе родов;
-
Инфекционные заболевания ребенка на протяжении первых 12 месяцев после рождения (краснуха, корь, менингит, грипп, полиомиелит, энцефалит);
-
Плохи е условия семейного воспитания.
Если умственная отсталость имеется у обоих родителей, то в 42% случаев у них рождается малыш с таким же диагнозом. Если же такое нарушение отмечается только у одного родителя, то вероятность появления умственно отсталого малыша составляет около 20%. У абсолютно нормальных родителей дети с умственной отсталостью рождаются в 1% случаев.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ:
-
Бедный словарный запас;
-
Неправильная речь;
-
Слишком замедленная память. Малыш очень быстро забывает;
-
Развитие мышления ребенка находится на очень низком уровне;
-
Частая смена настроения;
-
Низкий уровень интереса ко всему, что окружает малыша;
-
Отсутствие навыков общения. Малыш не нуждается в контакте и общении с посторонними;
-
Излишняя раздражительность, нервозность, резкость в поведении ребенка;
-
Малыш очень ограниченно проявляется свои чувства;
-
Вялость, пассивность;
-
Отсутствие реакции на появление мамы;
-
Малыш не фиксирует взгляд на определенном предмете;
-
Плаксивость;
-
Ребенок поздно начинает удерживать головку, сидеть и ходить;
-
Ребенка не интересуют игрушки. Он бросает и ломает их;
-
Нарушение координации движений, неустойчивая походка.
СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ:
1. Дебильность – это начальная степень умственной отсталости;
2. Имбецильность – глубокие нарушения умственного развития;
3. Идиотия – крайне высокий уровень умственной отсталости.
КАК РАЗВИВАТЬ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО:
-
Простые рекомендации, которые позволят родителям грамотно подойти к вопросам воспитания и развития малышей с умственной отсталостью:
-
Взрослые должны называть все предметы, которые окружают малыша, а также все выполняемые действия;
-
Называйте цвета предметов, которые кроха видит и использует в повседневной жизни;
-
Называйте животных, здания, средства передвижения, которые встречаются во время прогулки;
-
Привлекайте малыша к выполнению трудовых поручений;
-
Рассказывайте о том, что употребляется в пищу;
-
Учите ребенка рассказывать окружающим о то, что он делает (гуляет, трудится, учится);
-
Формируйте у малыша положительную самооценку;
-
Во время общения вызывайте положительные эмоции;
-
Расширяйте круг общения;
-
Учите ребенка рассматривать предметы, сравнивать их, ориентироваться на местности.
ГДЕ ОБУЧАЮТСЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ?
Рекомендации о форме обучения умственно отсталого ребенка дает психолого-медико- педагогическая консультация на основе о его обследования и изучения документации. Обследование проводится психологом, логопедом, врачом, педагогом в присутствии родителей. Комиссия решает, какое образовательное учреждение необходимо посещать этому ребенку.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБКИ!
Не всегда родители после поставленного ПМПК диагноза «умственная отсталость» соглашаются отдать своего ребенка в специальную (коррекционную) школу VIII вида. Тем самым они совершают грубую ошибку.
Оказавшись в массовой школе, такой ребенок автоматически попадает в разряд хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение, вступает в конфликты с одноклассниками либо же становится изгоем в классе. Что в конечном результате отрицательно сказывается на психическом состоянии этого ребенка и может привести к тяжелой душевной и психической травме.
Специализированные учреждения рассчитаны на работу с этими детьми. В такой школе умственно отсталый ребенок будет чувствовать себя гораздо комфортнее, учеба не будет ему в тягость. После окончания специальной (коррекционной) школы VIII вида, умственно отсталые дети могут жить нормальной жизнью среди окружающих их людей.
Поделитесь с Вашими друзьями: |