Резолюция
Третий Форум-диалог «Промышленная безопасность — ответственность государства, бизнеса и общества» прошел 26 апреля 2017 г. и затронул вопросы обеспечения промышленной безопасности, технологического надзора и перспектив развития оборонно-промышленного комплекса.
Опыт проведения форумов-диалогов доказал их эффективность в качестве площадки для конструктивных дискуссий. В первом и втором форумах-диалогах приняли участие более 1200 представителей органов государственной власти, промышленных предприятий, общественных организаций, отраслевых и профессиональных ассоциаций. Резолюции, принятые участниками форумов-диалогов, служат основанием для поручений Правительства Российской Федерации и поэтапно реализуются Ростехнадзором и другими ведомствами.
Форум-диалог позволил провести эффективное обсуждение задач обеспечения стабильного функционирования и роста промышленного производства организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК), поставленных Правительством Российской Федерации в рамках государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса».
Организаторами третьего Форума-диалога выступили Общественный совет при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, Российская экологическая академия при поддержке Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Государственной корпорации «Ростех».
В мероприятии приняли участие представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации), Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных управлений, Российской академии наук, крупных промышленных корпораций и организаций: Государственной корпорации «Ростех» и ее подведомственных предприятий, Госкорпорации «Роскосмос», АО «Объединенная судостроительная корпорация», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и других предприятий ОПК, Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России», Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности (ОБОРОНПРОФ), Общероссийского движения поддержки флота и других организаций.
В рамках Форума-диалога состоялось пленарное заседание «Промышленная безопасность — ответственность государства, бизнеса и общества», а также проведены три секции:
1. «Обеспечение безопасной эксплуатации энергоустановок на предприятиях оборонно-промышленного комплекса»;
2. «Общие вопросы промышленной безопасности опасных производственных объектов оборонно-промышленного комплекса»;
3. «Специальные вопросы промышленной безопасности для особо опасных объектов оборонно-промышленного комплекса».
На пленарном заседании и заседаниях секций были рассмотрены основные задачи комплексной безопасности ОПК. Участники Форума-диалога подробно обсудили текущее состояние, проблемы и задачи обеспечения промышленной безопасности на предприятиях ОПК.
Участники отметили необходимость внесения изменений в законодательство в области научно обоснованного обеспечения промышленной безопасности, методологию осуществления контрольных функций, предложили новые подходы в создании комплексных систем безопасности, обеспечении кибербезопасности на предприятиях ОПК и дистанционного контроля промышленной безопасности. Одной из важнейших задач в области промышленной безопасности участники Форума-диалога назвали реализацию риск-ориентированного подхода в деятельности контрольных органов и служб предприятий ОПК в рамках обеспечения промышленной безопасности.
В ходе работы секции «Обеспечение безопасной эксплуатации энергоустановок на предприятиях оборонно-промышленного комплекса» участники обсудили изменения законодательства в электро- и теплоэнергетике, новые подходы в осуществлении контрольных функций, состояние энергетической безопасности, аварийность и травматизм на энергоустановках предприятий ОПК, меры по их предупреждению, вопросы энергоснабжения предприятий ОПК электросетевыми компаниями.
В рамках секции «Общие вопросы промышленной безопасности опасных производственных объектов оборонно-промышленного комплекса» были рассмотрены основные проблемы в области контроля промышленной безопасности, возможности и перспективы дистанционного контроля промышленной безопасности, требования регуляторов по обеспечению информационной безопасности с учетом новых законодательных инициатив, вопросы прогнозирования рисков и оперативного обоснования упреждающих контрмер обеспечения комплексной безопасности на основе данных дистанционного контроля и собираемой статистики.
Участники обсудили новые возможности обеспечения кибербезопасности и создание комплексных систем безопасности, включающих аспекты промышленной, физической и информационной безопасности. Отдельно были рассмотрены перспективы внедрения промышленного интернета на предприятиях ОПК и соответствующие риски и угрозы безопасности, а также вопросы экспорта продукции безопасности.
Заседание секции «Специальные вопросы промышленной безопасности для особо опасных объектов оборонно-промышленного комплекса» было посвящено вопросам промышленной безопасности на объектах оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов в современных реалиях, изменения законодательства промышленной безопасности, состоянию промышленной безопасности, аварийности и травматизма на объектах предприятий ОПК мерам по их предупреждению, новым подходам в осуществлении контрольных функций на опасных производственных объектах ОПК, вопросам контроля за технологическими процессами на предприятиях по производству боеприпасов и спецтехники, взаимодействия государства и бизнеса в целях совершенствования системы государственно-частного партнерства в обеспечении промышленной безопасности, импортозамещения, модернизации производственного комплекса, обновления и реконструкции производства, совершенствования технологий, защиты персонала, населения и окружающей среды.
По итогам третьего Форума-диалога «Промышленная безопасность — ответственность государства, бизнеса и общества» его участники отметили:
Необходимость формирования и осуществления единой политики обеспечения комплексной безопасности опасных объектов ОПК, сочетающей системы информационной, антитеррористической и промышленной безопасности.
Актуальность задачи научно обоснованного использования и совершенствования риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, перехода от статической модели контрольно-надзорной деятельности в области промышленной безопасности к динамической риск-ориентированной модели.
Необходимость внедрения современных теорий и методов проактивного управления рисками промышленной безопасности, основанных на использовании систем дистанционного контроля промышленной безопасности опасных производственных объектов ОПК.
Актуальность задач противодействия современным угрозам кибербезопасности в связи со все более широким использованием предприятиями ОПК новых технологий, включая технологии промышленного интернета.
Необходимость внедрения системы профилактических мер при организации контрольно-надзорной деятельности в области промышленной безопасности и охраны труда, основанной на лучших российских и международных практиках, на основе общего информационно-экспертного пространства.
Участники третьего Форума-диалога «Промышленная безопасность — ответственность государства, бизнеса и общества» решили:
1. Признать проведение третьего Форума-диалога «Промышленная безопасность — ответственность государства, бизнеса и общества» успешным.
2. Отметить актуальность ежегодного проведения Форума-диалога «Промышленная безопасность — ответственность государства, бизнеса и общества» и привлечения к участию в нем представителей международного сообщества.
3. Отметить важность задачи совершенствования форм и методов повышения квалификации и периодической проверки знаний персонала с использованием всех современных подходов и электронных средств обучения в целях повышения производственной дисциплины и снижения числа несчастных случаев при эксплуатации опасных производственных объектов.
4. Рекомендовать:
4.1. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации при участии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и предприятиям ОПК:
4.1.1. Обеспечить развитие и внедрение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в целях создания наиболее безопасных и эффективных технологий и типов оборудования по утилизации токсических химикатов или взрывчатых веществ, разработку научно обоснованных методик по оценкам рисков.
4.1.2. Систематизировать риски, связанные с эксплуатацией особо опасных производств взрывчатых материалов и порохов. Предусмотреть мероприятия по реконструкции, модернизации, приведению в соответствие с требованиями законодательства в области промышленной безопасности особо опасных производств.
4.1.3. Обеспечить вывод из эксплуатации опасных производственных объектов по производству токсических химикатов и (или) взрывоопасных веществ по проектной документации на консервацию и ликвидацию объектов в соответствии с требованиями законодательства в области промышленной безопасности и градостроительной деятельности с соблюдением установленных процедур, в том числе с разработкой в необходимых случаях обоснований безопасности и проведением в установленных случаях соответствующих экспертиз.
4.1.4. Обеспечить реализацию комплекса инженерных защитных мероприятий по снижению риска воздействия опасных веществ на население, производственную инфраструктуру и экологическую систему при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации критически важных объектов предприятий ОПК (с учетом опыта эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия).
4.1.5. На основе опыта реальной эксплуатации с учетом аварийности объектов ОПК, анализа имеющейся нормативной документации, регулирующей деятельность отдельных производств специальной продукции, подготовить предложения для разработки нормативно-технических документов, регламентирующих вопросы безопасности отдельных, особо опасных (на основе оценки риска) производственно-технологических процессов и участков.
4.1.6. Считать перспективным выполнение следующих задач в области промышленной безопасности оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов:
постановка, проведение, развитие и внедрение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в целях создания наиболее безопасных и эффективных технологий и типов оборудования по утилизации токсических химикатов или взрывчатых веществ, разработка нормативных правовых документов по безопасности;
модернизация, техническое перевооружение и реконструкция химических производств, а также модернизация и техническое перевооружение объектов промышленной базы, специализирующихся на выпуске современных систем, средств и оборудования, в целях снижения степени опасности объектов производств взрывчатых веществ при реализации технологий с внедрением глубокой механизации и автоматизации в особо опасных технологических процессах;
внедрение инструментов управления рисками и мониторинга негативного воздействия опасных химических факторов на окружающую среду, биосферу и техносферу, систем управления промышленной безопасностью;
перепрофилирование производств и объектов по уничтожению запасов химического оружия, в том числе в целях их дальнейшего использования в сфере ОПК;
рассмотрение вопросов ликвидации (переноса на современные площадки) производств, модернизация которых по экономическим и технологическим критериям является экономически нецелесообразной и неэффективной;
формирование кадровой политики в отношении работников сферы ОПК в целях подготовки профессиональных кадров и восстановления культуры производства;
организация перевода программного обеспечения систем управления производством, технологическими процессами (SCADA, АСУ ТП, MES) предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II класса опасности, на отечественное программное обеспечение, а также создание условий по внедрению отечественной компонентной базы для данных производств.
4.1.7. Признать целесообразными обучение и аттестацию руководителей, технологического персонала предприятий и организаций ОПК на знание правил и норм промышленной безопасности на всех уровнях: от федерального (ведомственного) до уровня предприятий (по каждому опасному производству, цеху, участку).
4.1.8. Рассмотреть предложения отраслевых НИИ по планированию НИОКР в целях технического перевооружения и реконструкции производств предприятий ОПК, необходимых для повышения уровня промышленной безопасности особо опасных производств.
4.2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
в рамках реализации задач экологической безопасности, учитывая многолетний положительный опыт реализации процессов химического разоружения, включая вопросы безопасности, рассмотреть возможность использования производственной и транспортной инфраструктуры, наработанных безопасных и эффективных технологий объектов по уничтожению химического оружия и имеющегося научно-технического и высококвалифицированного кадрового потенциала Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия в целях решения вопросов эффективного обезвреживания и утилизации высокотоксичных и токсичных отходов, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья населения.
4.3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
4.3.1. Разработать проект нормативного правового документа, предусматривающего нормативное регулирование вопросов безопасного содержания зданий (с крышами и кровлями).
4.3.2. В сфере жилищно-коммунального хозяйства обратить внимание на состояние объектов водоочистки с обращением жидкого хлора. Проработать вопросы интенсификации процессов перехода на использование более безопасных реагентов в системах водоочистки городов и населенных пунктов.
4.4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
инициировать проведение совместных с Ростехнадзором мероприятий по проведению тренировок персонала опасных производственных объектов и персонала аварийно-спасательных формирований в рамках отработки планов мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
4.5. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору:
4.5.1. Завершить процесс утверждения Основ государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года.
4.5.2. Продолжить совместно с Российской академией наук совершенствование и внедрение риск-ориентированного подхода при реализации контрольно-надзорных полномочий.
4.5.3. Продолжить работу по оптимизации контрольных функций, исключению избыточных требований, не влияющих на состояние уровня безопасности подконтрольных объектов.
4.5.4. Интенсифицировать процесс внедрения механизмов дистанционного мониторинга состояния поднадзорных объектов.
4.5.5. Обеспечить реализацию мероприятий по совершенствованию, повышению эффективности и результативности постоянного государственного надзора.
4.5.6. Совместно с Минпромторгом России организовать разработку нормативно-технических документов по вопросам безопасности в отношении отдельных, особо опасных производств и процессов производств взрывчатых веществ и порохов.
4.5.7. Обеспечить надзорное сопровождение процессов модернизации, технического перевооружения и реконструкции производств предприятий ОПК, а также модернизации и технического перевооружения объектов промышленной базы и инфраструктуры, специализирующихся на выпуске современных систем, средств и оборудования, в целях снижения степени опасности.
4.5.8. Обеспечить надзорное сопровождение процессов перепрофилирования производств и объектов по уничтожению запасов химического оружия.
4.5.9. Проработать вопрос комплексного нормативно-правового регулирования вопросов проведения технической экспертизы в различных областях, связанных с технологической безопасностью.
4.5.10. Продолжить работу по совершенствованию методологии классификации и идентификации опасных объектов ОПК.
4.5.11. Актуализировать федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденные приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 559.
4.5.12. Актуализировать федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред", утвержденные приказом Ростехнадзора от 20.11.2013 № 554.
4.5.13. Продолжить работу по контролю мероприятий по повышению противоаварийной и антитеррористической защищенности объектов ОПК.
4.5.14. Активизировать профилактическую и разъяснительную работу, оказание методической помощи общественным инспекторам в области промышленной безопасности, назначаемым из числа профсоюзных инспекторов труда в сфере ОПК.
4.5.15. Активизировать работу по повышению квалификации кадров в территориальных органах Ростехнадзора, а также политику, направленную на сохранение и удержание этих кадров.
4.5.16. Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и экспертным сообществом продолжить разработку правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. В рамках проводимой работы предусмотреть сокращение избыточных требований к поднадзорным организациям и персоналу.
4.5.17. Совместно с Министерством энергетики Российской Федерации продолжить разработку нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности и надежности в электроэнергетике.
4.5.18. Продолжить работу по законодательному урегулированию вопросов соблюдения требований охраны труда на объектах, поднадзорных органам Ростехнадзора.
4.5.19. Продолжить работу по законодательному урегулированию полномочий Ростехнадзора по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок.
4.5.20. Обеспечить принятие нормативных правовых актов, регламентирующих внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.
4.5.21. Обеспечить принятие нормативных правовых актов, регламентирующих внедрение риск-ориентированного подхода и переход на использование усовершенствованной системы исследований, экспертизы, лицензирования, обоснования дистанционного контроля (надзора) промышленной безопасности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности.
4.6. Государственной корпорации «Ростех» с привлечением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерства труда и социального развития:
4.6.1. Создать условия для формирования на базе Корпорации Центра компетенции по формированию и объединению экспертной среды для решения задач по обеспечению комплексной безопасности на промышленных предприятиях, входящих в контур управления Корпорации, направленных на устойчивую безопасность производства и достижение целей безаварийной работы и нулевого травматизма.
4.6.2. Государственной корпорации «РОСТЕХ» совместно с Российской академией наук, Ростехнадзором рассмотреть комплекс научно-методических наработок, ФНиП и руководств по промышленной безопасности ОПК в целях возможного дальнейшего внедрения на предприятиях ОПК.
4.7. Организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты:
4.7.1. Продолжить работу по совершенствованию систем управления промышленной безопасностью, разработке стандартов организаций, обеспечивающих безопасность технологических процессов.
4.7.2. Продолжить мероприятия по модернизации технологического оборудования и автоматизации производственных процессов с внедрением программных комплексов, обеспечивающих оценку уровня промышленной безопасности и осуществление дистанционного мониторинга и контроля параметров безопасности.
4.7.3. Усилить взаимодействие с Ростехнадзором в вопросах нормативного правового регулирования в сфере обеспечения безопасности опасных производственных объектов.
4.7.4. Рассмотреть вопрос регулярного проведения технического аудита состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах предприятия, включая аудит систем пожаротушения, с привлечением компетентных специализированных (экспертных) организаций, внедрения высокоэффективных методов неразрушающего и разрушающего контроля для оценки технического состояния оборудования, оценки рисков промышленной безопасности конкретных объектов с последующей выработкой мер, направленных на повышения уровня безопасности ОПО.
4.8. Общественному совету при Ростехнадзоре и Госкорпорации «Ростех»:
4.8.1. Предложить руководству Ростехнадзора и Госкорпорации «Ростех» в октябре–ноябре 2017 г. обсудить вопрос о ходе реализации данной резолюции. Выработанные рекомендации и предложения довести до руководства Ростехнадзора и Госкорпорации «Ростех» для принятия ими соответствующих решений.
4.8.2. Продолжить практику подготовки и проведения форум-диалогов по наиболее актуальным вопросам, в том числе в области промышленной безопасности, при соответствующей поддержке руководства Ростехнадзора и Госкорпорации «Ростех».
Принято единогласно на пленарном заседании Форума-диалога «Промышленная безопасность — ответственность государства, бизнеса и общества» по вопросам обеспечения промышленной безопасности и технологического надзора в ОПК.
Председательствующий на Форуме-диалоге В.А. Грачёв
Поделитесь с Вашими друзьями: |