Тема 24: Бюджетный дефицит и управление им в Республике Беларусь



Скачать 313.4 Kb.
Pdf просмотр
Дата12.09.2017
Размер313.4 Kb.

Тема 24: Бюджетный дефицит и управление им в Республике
Беларусь

1 Источники финансирования бюджетного дефицита в Республике
Беларусь
2 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета
1 Источники финансирования бюджетного дефицита в РБ
В случае принятия бюджета с дефицитом в законе «О бюджете на очередной финансовый год» указываются источники его финансирования по республиканскому бюджету. Источниками финансирования бюджетного дефицита не могут быть кредиты Национального банка, а также средства, приобретѐнные Национальным банком за счѐт долговых обязательств при их первичном размещении. Источниками финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета являются:
1) государственные займы, кроме гарантий Правительства Республики
Беларусь;
2) средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
3) изменение остатков средств на счетах по учѐту средств республиканского бюджета;
4) иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.
Источники финансирования бюджетного дефицита местных бюджетов:
1) бюджетные кредиты;
2) займы, осуществляемые путѐм выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
3) средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;
4) изменение остатков средств на счетах по учѐту средств соответствующего местного бюджета;
5) иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.
Согласно бюджетной классификации, в Республике Беларусь выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.
Внутреннее финансирование дефицита бюджета включает:
1) средства, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования в основном предоставленные кредиты Национального банка и ценные бумаги;
2) средства, получаемые от коммерческих банков, от имени юридических и физических лиц;
3) средства, получаемые из других секторов государственного управления
– это заемные средства, получаемые из государственных внебюджетных
фондов, а также операции с иностранной валютой;
4) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности.
Внешнее финансирование дефицита бюджета включает:
1) кредиты международных финансовых организаций;
2) кредиты правительств иностранных государств;
3) государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках.
С целью оптимизации источников финансирования дефицита бюджета необходимо:
1) свести к минимуму эмиссионное кредитование Национальным банком дефицита бюджета республики;
2) принять необходимые меры для более динамичного развития рынка государственных ценных бумаг, а именно:
– расширить номенклатуру государственных ценных бумаг;
– разнообразить сроки обращения и выплаты доходов;
3) принять меры для улучшения ликвидности банковской системы, и в первую очередь, отказаться от принуждения банков кредитовать сферу материального производства;
4) улучшение кредитного рейтинга Республики Беларусь для привлечения внешнего финансирования и разработать механизм привлечения иностранных кредитов под залог государственных ценных бумаг.
Кроме того для сокращения бюджетного дефицита могут использоваться различные способы:
1) внутренние и внешние займы;
2) ужесточение налогообложения;
3) денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).
2 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования
бюджета
Концепция сокращения бюджетного дефицита должна исходить из предпосылки, что только динамичное развитие экономики и повышение ее эффективности обеспечивают финансовую устойчивость государства, оздоровление его бюджета.
Недооценка этих условий делает малополезными самые прогрессивные меры.
Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется п а с с и в н а я форма дефицита, которая носит
«потребительский» характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, сфер управления и обороны, а также нерентабельных предприятий государственного сектора. Значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем, сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход к а к т и в н о й форме бюджетного дефицита, означающей избирательное
финансирование только тех расходов, которые способствуют экономическому росту.
Необходимо помнить условия, при которых дефицит становится управляемым:
– соблюдение его предельного размера;
– производительный характер решающей части расходов;
– наличие рационального механизма финансового маневрирования государственными ресурсами.
Программа сокращения бюджетного дефицита должна включать мероприятия, которые, с одной стороны, стимулируют приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой – способствуют сокращению государственных расходов:
– повышение эффективности общественного воспроизводства как условие роста финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета;
– развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ, разгосударствление и приватизация собственности в расчете на то, что рациональное сужение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
– расширение круга плательщиков параллельно с совершенствованием налогового законодательства;
– развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния республиканского бюджета и бюджетов местных органов власти.
Необходимо тщательно проанализировать возможности развития регионов в максимальной степени за счет собственных средств;
– оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета, в первую очередь – направляемых в реальный сектор экономики;
изыскание дополнительных источников финансирование социально- культурных расходов;
– обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, с целью отбора действительно необходимых;
– совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере;
– корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
– реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования. Расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, должны отражаться в бюджете развития и финансироваться в пределах дополнительно полученных доходов, а также из привлеченных безинфляционных источников;

– составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
– развитие рынка государственных ценных бумаг, позволяющее финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
– принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита, перечисленные меры и мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
С целью сбалансирования бюджета, следует составлять бюджет в двух вариантах – текущего бюджета и бюджета развития.
Текущий бюджет формируется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверхпредполагаемых доходов отражаются в бюджете
развития, который будет иметь отрицательное сальдо.
Оба варианта подчинены идее узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить контроль за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.
Переход к частично бездефицитному составлению бюджета требует приведения расходов бюджета в соответствие с прогнозируемыми доходами
(а не наоборот).
Составление сбалансированных по доходам и расходам бюджетов на
2012, 2013 и 2014 гг. – решающий шаг к стабилизации государственных финансов.

Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Значение интерлейкинов в прогрессировании хронической сердечной недостаточности у больных пожилого возраста с ишемической болезнью сердца мохамед Хассан Мохамед Сид Ахмед, асп
123456789 -> Учебное пособие Харьков 2012 министерство здравоохранения украины
123456789 -> Учебное пособие для иностранных студентов высшых фармацевтических учебных заведений и фармацевтических факультетов
123456789 -> Медицинская психология рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов медицинского факультета
123456789 -> Случай абсцедирующего менингоэнцефалита
123456789 -> В., Золотухина Г. А. Облитерирующий бронхиолит у детей
123456789 -> Роль полиморфизма гена Met235Thr ангиотензиногена в патогенезе хронической сердечной недостаточности и ожирения у больных ишемической болезнью сердца
123456789 -> Современные методы и апаратно-программные комплексы для оценки адаптационных возможностей и уровня здоровья организма человека
123456789 -> Учебное пособие для студентов V курса медицинских вузов IV уровня аккредитации Харьков хнму 2009
123456789 -> Практикум по русскому языку для студентов II курса стоматологического факультета

Скачать 313.4 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница