Тема 24: Бюджетный дефицит и управление им в Республике Беларусь 1 Источники финансирования бюджетного дефицита в Республике Беларусь 2 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета 1 Источники финансирования бюджетного дефицита в РБ В случае принятия бюджета с дефицитом в законе «О бюджете на очередной финансовый год» указываются источники его финансирования по республиканскому бюджету. Источниками финансирования бюджетного дефицита не могут быть кредиты Национального банка, а также средства, приобретѐнные Национальным банком за счѐт долговых обязательств при их первичном размещении. Источниками финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета являются: 1) государственные займы, кроме гарантий Правительства Республики Беларусь; 2) средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством; 3) изменение остатков средств на счетах по учѐту средств республиканского бюджета; 4) иные источники в соответствии с бюджетным законодательством. Источники финансирования бюджетного дефицита местных бюджетов: 1) бюджетные кредиты; 2) займы, осуществляемые путѐм выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами; 3) средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством; 4) изменение остатков средств на счетах по учѐту средств соответствующего местного бюджета; 5) иные источники в соответствии с бюджетным законодательством. Согласно бюджетной классификации, в Республике Беларусь выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета. Внутреннее финансирование дефицита бюджета включает: 1) средства, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования в основном предоставленные кредиты Национального банка и ценные бумаги; 2) средства, получаемые от коммерческих банков, от имени юридических и физических лиц; 3) средства, получаемые из других секторов государственного управления – это заемные средства, получаемые из государственных внебюджетных фондов, а также операции с иностранной валютой; 4) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности. Внешнее финансирование дефицита бюджета включает: 1) кредиты международных финансовых организаций; 2) кредиты правительств иностранных государств; 3) государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках. С целью оптимизации источников финансирования дефицита бюджета необходимо: 1) свести к минимуму эмиссионное кредитование Национальным банком дефицита бюджета республики; 2) принять необходимые меры для более динамичного развития рынка государственных ценных бумаг, а именно: – расширить номенклатуру государственных ценных бумаг; – разнообразить сроки обращения и выплаты доходов; 3) принять меры для улучшения ликвидности банковской системы, и в первую очередь, отказаться от принуждения банков кредитовать сферу материального производства; 4) улучшение кредитного рейтинга Республики Беларусь для привлечения внешнего финансирования и разработать механизм привлечения иностранных кредитов под залог государственных ценных бумаг. Кроме того для сокращения бюджетного дефицита могут использоваться различные способы: 1) внутренние и внешние займы; 2) ужесточение налогообложения; 3) денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета). 2 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета Концепция сокращения бюджетного дефицита должна исходить из предпосылки, что только динамичное развитие экономики и повышение ее эффективности обеспечивают финансовую устойчивость государства, оздоровление его бюджета. Недооценка этих условий делает малополезными самые прогрессивные меры. Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется п а с с и в н а я форма дефицита, которая носит «потребительский» характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, сфер управления и обороны, а также нерентабельных предприятий государственного сектора. Значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем, сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход к а к т и в н о й форме бюджетного дефицита, означающей избирательное финансирование только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Необходимо помнить условия, при которых дефицит становится управляемым: – соблюдение его предельного размера; – производительный характер решающей части расходов; – наличие рационального механизма финансового маневрирования государственными ресурсами. Программа сокращения бюджетного дефицита должна включать мероприятия, которые, с одной стороны, стимулируют приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой – способствуют сокращению государственных расходов: – повышение эффективности общественного воспроизводства как условие роста финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета; – развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ, разгосударствление и приватизация собственности в расчете на то, что рациональное сужение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование; – расширение круга плательщиков параллельно с совершенствованием налогового законодательства; – развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния республиканского бюджета и бюджетов местных органов власти. Необходимо тщательно проанализировать возможности развития регионов в максимальной степени за счет собственных средств; – оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета, в первую очередь – направляемых в реальный сектор экономики; – изыскание дополнительных источников финансирование социально- культурных расходов; – обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, с целью отбора действительно необходимых; – совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере; – корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей; – реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования. Расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, должны отражаться в бюджете развития и финансироваться в пределах дополнительно полученных доходов, а также из привлеченных безинфляционных источников; – составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов; – развитие рынка государственных ценных бумаг, позволяющее финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте; – принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита, перечисленные меры и мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно. С целью сбалансирования бюджета, следует составлять бюджет в двух вариантах – текущего бюджета и бюджета развития. Текущий бюджет формируется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверхпредполагаемых доходов отражаются в бюджете развития, который будет иметь отрицательное сальдо. Оба варианта подчинены идее узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить контроль за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью. Переход к частично бездефицитному составлению бюджета требует приведения расходов бюджета в соответствие с прогнозируемыми доходами (а не наоборот). Составление сбалансированных по доходам и расходам бюджетов на 2012, 2013 и 2014 гг. – решающий шаг к стабилизации государственных финансов.
Поделитесь с Вашими друзьями: |