Тема 18: Личность и творчество З. Фрейда. Психоанализ
Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняет влияние его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.
З. Фрейд назвал свое учение психоанализом – по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, т.к. концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.
Под влиянием Гете и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил 1873 г. В эти годы он работал в физиологической лаборатории доктора Брюке. Эта работа во многом определила уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим параметрам, определяющих бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствии материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работает хирургом, однако прослушав курс по психиатрии, заинтересовывается этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 г. он добивается престижного положения лектора в Венском университете. При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Эта стажировка не только открыла Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и подняла впервые завесу над бессознательным, продемонстрировав роль неосознанных мотивов в поступках человека. Совместно с психиатром Брейером исследуют динамику истерии, но в последствии они расстаются, т.к. Брейер настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Также Брейер не принял и новый, предложенный Фрейдом метод лечения истерии – психоанализ.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 г., а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 г. появилась книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге « Психопаталогия обыденной жизни». Постепенно его теория начинает приобретать признание. В 1910 г. его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей, в который входят К. Юнг, А. Адлер, Ш. Ференчи, О. Ранк, К. Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей – Адлера, Юнга, Ранка.
По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против него. В 1933 году нацисты сожгли книги Фрейда в Берлине. После захвата Австрии положение Фрейда становиться опасным. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда. Он уезжает в Англию, где он умер в 1939 году.
Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, – в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознанно человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.
В бессознательном слое располагается одна из структур личности – Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта.
С
Танатос Я Эрос
Т
Агрессия направленная на других
уществует два основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только тем, что борьба между инстинктами происходит в бессознательном слое, но и тем, что поведение человека вызывается одновременным действием обеих сил. С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, т.к. те желания, которые человек не мог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное.
Вторая структура личности – Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Эго – компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемым внешним миром. Эго заимствует часть энергии от ид для своих нужд. Таким образом, эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма (напр. голодный человек). Эго использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять потребности и желания ид. Эго живет по принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом. Одной из основных целей психоаналитической терапии является высвобождение некоторого количества энергии эго, чтобы стало возможным решение проблем на более высоких уровнях функционирования психики.
Третья структура личности – Супер-Эго – не врожденная; она формируется в процессе жизни. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний («непослушное поведение», за которое ре получает выговор). Эго-идеал формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению высоких стандартов. Супер-Эго пытается убедить в преимуществах идеалистических идей над реалистичными.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие. Инстинкты, содержащиеся в ид, стремятся к удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-эго предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и СуперЭго. Такое состояние делает человека потенциальным невротиком, и Фрейд подчеркивал, что не существует четкой границы между нормой и патологией. Возможность поддерживать свое психологическое здоровье зависит от психологической защиты, помогающие смягчить конфликт между Ид и Супер-эго.
Фрейд утверждал, что поведением людей правят иррациональные психические силы; интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности; индивид и социальная среда находятся между собой в состоянии извечной и тайной войны (опыты с гипнозом (постгипнотического внушения) показали, что чувства и стремления могут направлять поведения субъекта, даже когда они не осознаются им. Так если внушить пациенту, чтобы он по пробуждению от гипнотического сна раскрыл зонтик, то он выполнит эту команду. Однако адекватно объяснить мотив своих действий он не сможет и попытается придумать фиктивную версию.)
Также Фрейд выделял несколько психологических механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Вытеснение является самым неэффективным механизмом, т.к. при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности.
Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, т.к. они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии. При этом регрессия представляет более примитивный выход из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку, стремиться к рискованным ситуациям.
Рационализация связана со стремлением супер-эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей «добропорядочный вид». Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает и объясняет их придуманными, но морально приемлемыми мотивами.
При проекции человек приписывает другим те же чувства и желания, которые испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно.
Наиболее эффективным механизмом является сублимация. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями в другое русло (напр. в худ. дея-сти).
Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера. Фрейд говорил, что при жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. Исходя из этого Фрейд выделял три больших этапа.
Первый этап – либидо-объект – характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до одного года и носит название оральной стадии, т.к. удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания. Для этого типа характерна определенная зависимость, инфальтильность.
Второй этап, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл эту стадию нарциссизмом. У людей у которых произошла фиксация на этой стадии, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний. Этап состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, – анальная, при которой ребенок учится не только правилам туалета, но у него начинает формироваться чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жестокостью, аккуратностью, бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую стадию – фаллическую, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, т.к. они впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. В этот период нарастает напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителями своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Эта напряженность ослабевает к 6 годам, когда наступает латентный период в развитии сексуального инстинкта. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учение, спорт, игры.
В подростковом возрасте дети переходят на третий этап, который также называется либидо-объект, т.к. для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия называется генитальной, т.к. для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества.
Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод – психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает беззаговорочно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется «трансфер». Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку эта терапия связана с внушением, то она была названа диррективной.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры – не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.
Поделитесь с Вашими друзьями: |