Современные педагогические технологии в области сбережения здоровья в процессе образовательной деятельности
Педагогическая мастерская
Заседание 2
ноябрь
Здоровый образ жизни — это современный подход и отношение к своему здоровью, здоровью родных и близких, это стиль жизни, когда адекватное поведение поможет принять правильное решение в тех случаях, когда человек окажется в неожиданной ситуации на улице или дома. Особенно важно знать и владеть правилами здорового образа жизни подрастающему поколению. И чем раньше ребенок начнет изучать и применять эти правила, тем больше будет у него шансов вырасти здоровым, целеустремленном и счастливым человеком. Поэтому главной педагогической задачей в настоящее время является не только привитие детям здорового образа жизни, но развитие у них самостоятельности и ответственности по отношению к себе и окружающим людям в плане сохранения здоровья.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровье сберегающего процесса в детском саду.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих технологий:
1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику Центра и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
2) Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов Центра и просвещению родителей.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий
в дошкольном образовании:
1. Медико – профилактические;
2. Физкультурно – оздоровительные;
3. Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;
4. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
5. Технологии просвещения родителей.
6. Технологии здоровьесбережения педагогов.
Современная система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и инноваций.
И. В. Никишина кандидат педагогических наук дает следующее определение: Технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения и усвоение знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология описывает систему работы человека как деятельность к достижению поставленной образовательной цели.
И мы с Вами, уважаемые коллеги, успешно применяем в своей работе различные образовательные технологии, соответствуя современным требованиям к организации педагогического процесса.
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ)
Здоровьесберегающая технология
Технология проектирования
Социоигровая технология
Личностно-ориентированная технология
Понятие “здоровье сберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами по разному. Почему сегодня здоровье сберегающее направление в работе дополнительного образования зачастую рассматривается как инновационное! Ведь ранее в учреждениях дополнительного образования вопросы сбережения здоровья не выделялись в отдельную концепцию. Современные условия требуют пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса. Ключевой момент нового мышления меняет суть и характер процесса, ставя в центр его - здоровье ребенка.
Здоровьесберегающие технологии - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в Центре: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий:
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья обучающемуся, воспитание культуры здорового образа жизни, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, компетентности, позволяющей самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий:
• Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей.
• Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс .
• Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления.
• Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в Центре и семье;
• Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья обучающихся.
В ДОУ разработана «Примерная общеобразовательна прграмма ДОУ», которая позволяет целенаправленно проводить всю физкультурно-оздоровительную работу.
Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ.
В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания, гимнастика для глаз, ритмопластика, лечебно-корригирующая гимнастика.
Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны укрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через лечебно-коррегирующую гимнастику.
В нашей практике мы успешно используем оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки: тактильная гимнастическая дорожка, ребристая дорожка «змейка», дорожка «ножки» с отпечатками стоп, помогающие правильно устанавливать стопу, массажерные мячи различного диаметра.
Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.
Реализация оздоровительной деятельности ДОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.
С целью повышения иммунитета два раза в год все воспитанники получают витамины, витаминизированный компот. Для профилактики инфекционных заболеваний гриппа, ОРВИ используются в пищу лук, чеснок, лимоны, употребление фитонцидов (чесночные бусы).
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа и внедрение современных инновационных технологий позволяет заниматься оздоровлением детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность образовательной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей нашего дошкольного учреждения.
Возрастные аспекты формирования здорового образа жизни
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно - образовательная работа с детьми нередко в большой степени, чем все медико - гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Привычка к здоровому образу жизни-это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребёнку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранить и приумножить своё здоровье. с ранних лет формируется определённая культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Здоровый образ жизни-это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Всё. чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Насыщенная, интересная и увлекательнаядошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения и улучшение здоровья дошкольника.
Тема:"Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. "
"здоровье-бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости. "Так гласит народная мудрость.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений. Шумных праздников и соревнований, интересных игр. в настоящее время одной из задач, стоящих перед педагогом является сохранение и укрепление здоровья детей как необходимое условие их всестороннего развития и обеспечение нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один изсамых ответственных периодов его жизни, необходимо планомерная целенаправленная работа как в дошкольном учреждении так и в семье. (*Зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Родители стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако доя осуществления в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагога с родителями.)
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем актуальную деятельность людей направленную на сохранение и улучшениездоровья. Формирование здорового образа жизни дошкольника должно начинаться уже в ДОУ. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольномучреждении должна быть направлена на сохранениме и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные физкультурные и интегрированные занятия, совместная деятельность педагога и ребенка в течении всего дня.
В детском саду постоянно проводится минутки здоровья. На занятиях, стали традиционными праздники здоровья.
Формирование здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка ДОУ.
Режимные моменты:утренняя гимнастика, проогулка, режим питания, послеобеденный сон.
Учебно-познавательный процесс:учебно-воспитательные занятия, гимнастика, познавательнаячасть, минутказдоровья, физкультминутка, физкультурные занятия, музыкальные занятия, рисование.
Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у воспитанников ДОУ.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, свонвременна и достаточносложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в детском возрасте человек проходит огромный путь развития, не повторяющийся на протяжении последующей жизни. Именно в этот период интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности отношений к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у длетей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой.
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих
Поэтому очень вапжно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного пооцесса по всем направлениям развития ребенка-приобщить к ценностям здорового образа жизни.
Быть здоровым-естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.
Считаю, что важно с саимог детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. только человек живущий в гармонии с собой и с миром будет действительно здоров.
Поделитесь с Вашими друзьями: |