О Т Ч Ё Т
МКОУ СОШ №2 г.п.Нарткала
о реализации антикоррупционной политики
в 2013-2014 учебном году
"Коррупция должна быть не просто незаконной.
Она должна стать неприличной".
Д.А. Медведев, премьер-министр РФ
Деятельность школы по реализации антикоррупционной политики проводится в соответствии с:
-
пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
-
Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. №460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции»;
-
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 19 июня 2007 года №38-РЗ "О профилактике коррупции в Кабардино-Балкарской Республике";
-
Постановлением Правительства КБР от 03.12.2010г. №212-ПП "О республиканской целевой программе «Противодействие коррупции в Кабардино-Балкарской Республике» на 2011 – 2013 годы";
-
Постановлением Местной Администрации Урванского муниципального района КБР от 13.06.2012 г. №372 "О создании межведомственной комиссии по противодействию коррупции в муниципальном образовании";
-
Районной целевой программой "Противодействие коррупции в Урванском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики на 2011-2013 годы".
Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – залог успешности.
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. В докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» был сделан неутешительный вывод: «Школа не дает сегодня необходимого набора гражданских и социальных компетенций».
Поэтому в течение 2013-2014 учебного года на школьных уроках коррупция рассматривается как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; освещается исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, у учащихся целенаправленно формируется негативное отношение к коррупции (также как к наркомании, алкоголизму и т.д.), развиваются навыки антикоррупционного поведения. Стратегия действий учителя опирается на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция малоопасна, а ее размах не зависит от каждого члена общества.
Предлагаемые вопросы и задания, темы творческих работ и др. позволяют углубить и конкретизировать знания в данной области. Учителями они предлагаются при обсуждении на внеклассных занятиях, уроках, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернет и т. д. Учитель расставляет смысловые акценты при изучении ряда тем, выявляет отношение учащихся к проблемам коррупции, вырабатывает установки на антикоррупционное сознание и поведение.
Содержание по антикоррупционной тематике (прежде всего с опорой на принцип доступности для школьников различного возраста) включено в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы.
Приведу примеры некоторых тем и вопросов содержания стандартов, при изучении которых включены сведения и задания по антикоррупционной тематике (что делает уроки более интересными, действенными, воспитывающими).
№
|
Образовательная программа, класс
|
Разделы, темы
|
1
|
История
5 класс
|
Раздел: Древний Египет. Жизнь египетского вельможи.
Тема урока: «Появление бюрократии»
Тема урока: «Коррупция в древнем Египте»
Раздел: Установление империи в Риме.
Тема урока: «Коррупция в Римской империи. Римское право о коррупции»
Раздел: Первые христиане и их учения.
Тема урока: «Христианская этика. Отношение к взяточничеству»
|
История
6 класс
|
Раздел: Русь в IХ – начале ХII века.
Тема урока: «Становление судебной системы на Руси»
Тема урока: «Русские земли и княжества в ХII – ХVI веков».
Тема урока: «Система кормлений, мздоимство, лихоимство, посулы».
|
История
7 класс
|
Раздел: Россия в ХVIII веке.
Тема урока: «Антикоррупционная деятельность Петра I»
Тема урока: «Система «кормления от дел» при Анне Иоанновне»
Тема урока: «Борьба с взяточничеством при Екатерине II»
|
История
8 класс
|
Раздел: Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.
Тема урока: «Борьба с взяточничеством и казнокрадством при Александре I»
Раздел: Внутренняя политика Николая I.
Тема урока: «Борьба с взяточничеством и казнокрадством при Николае I».
Раздел: Либеральные реформы 60-70-х гг. ХIХ в.
Тема урока: «Российское чиновничество»
Всеобщая история: Традиционные общества перед выбором.
Тема урока: «Япония. Китай. Коррупция в колониальном Китае».
|
История
9 класс
|
Раздел: Экономическое развитие страны в начале ХХ в.
Тема урока: «Высокая степень государственного вмешательства в экономику»
Тема урока: «Двойные стандарты в борьбе с коррупцией в России»
Раздел: Экономическая политика в годы Гражданской войны.
Тема урока: «Декрет о взяточничестве 1918 г.»
Раздел: Новая экономическая политика.
Тема урока: «НЭП и коррупция»
Раздел: Политическая система в СССР в 30-е гг XX века.
Тема урока: «Борьба с коррупцией как борьба за устранение политических противников»
Раздел: Ю.В.Андропов.
Тема урока : «Тоталитарная модель борьбы с коррупцией».
Раздел: Россия в 90-х годах XX века.
Тема урока: «Либеральная и олигархическая модели борьбы с коррупцией»
|
2
|
Обществознание
7 класс
|
Раздел: Человек и другие люди.
Тема урока: «Социальные группы».
Раздел: Молодежь и коррупция. Человек и закон.
Тема урока: «Защита правопорядка. Гражданин и коррупция».
|
Обществознание
8 класс
|
Раздел: Экономика.
Тема урока: «Рыночная экономика».
Раздел: Коррупция - "рыночный ответ" на слабость государства.
Тема урока: «Роль государства в экономике».
Раздел: Экономический аспект коррупции.
Тема урока: «Коррупция как стимул "тенезации" экономики».
|
Обществознание
9 класс
|
Раздел: Политическое и социальное управление.
Тема урока: «Политические режимы».
Тема урока: «Участие граждан в политической жизни. Коррупция и
избирательный процесс».
Раздел: Право.
Тема урока: «Система антикоррупционных законов в РФ».
|
3
|
Литература
7 класс
|
Раздел: Произведения русских писателей XIX века.
1.М.Е.Салтыков Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
2.И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника».
«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные
проблемы рассказа.
3.А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков.
4.Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»
|
Литература
8 класс
|
Раздел: Русская литература XIX века.
1.Н.В.Гоголь «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.
2.Хлестаков. «Понятие о миражной интриге». Хлестаковщина как
нравственное явление.
|
Литература
9 класс
|
Раздел: Русская литература XIX-XX веков.
1. Н.В.Гоголь «Мертвые души» . Чичиков как новый герой эпохи
и как антигерой.
2.А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека»
в русской литературе 19 века.
3.А.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира
на современное общество. Сатира на общество Шариковых и Швондеров.
|
Во внеурочное время на классных часах проводились беседы, круглые столы «Что такое коррупция?», «Коррупция: выигрыш или убыток» - 6,7 кл., «Я – гражданин России» - 8-9 кл.
Очень интересно проходил семинар в 9 классе «Причины коррупции и способы борьбы с ней» (учитель Канкулова М.И.).
Учитель изобразительного искусства Пашко Т.В. с ребятами 5-6 классов провела в октябре 2013 года конкурс рисунков «Мы против коррупции!».
П Л А Н
мероприятий по антикоррупционной деятельности
на 2013-2014 учебный год
№
|
Мероприятия
|
Сроки
исполнения
|
1
|
Ознакомление учащихся и их родителей с Уставом учреждения, Правилами внутреннего распорядка, правилами для учащихся
|
сентябрь
|
2
|
Информирование родителей, учащихся, работников о способах подачи сообщений по коррупционным нарушениям (телефоны доверия, закрытый ящик)
|
сентябрь
|
3
|
Внесение элементов антикоррупционного воспитания в образовательные программы
|
август-сентябрь
|
4
|
Встреча учащихся с представителями правоохранительных органов
|
в течение года
|
5
|
Взаимодействие с правоохранительными органами по антикоррупционной работе
|
в течение года
|
6
|
Регулярные (групповые и индивидуальные) профилактические беседы классных руководителей с учащимися и их родителями
|
в течение года
|
7
|
Рассмотрение на родительском собрании вопроса «Негативное влияние коррупции на сферу образования»
|
1 раз в год
|
8
|
Конкурс сочинений и рисунков на антикоррупционную тематику среди учащихся
|
1 раз в год
|
9
|
Организация мероприятий, приуроченных к Международному Дню борьбы с коррупцией
|
1 раз в год
9 декабря 2013 г.
|
10
|
Создание и обеспечение работы по совершенствованию нормативно- правовой базы по антикоррупционной деятельности, по оказанию государственных и образовательных услуг на предмет их доступности и прозрачности
|
в течение года
|
11
|
Проведение внеклассных мероприятий антикоррупционной направленности
|
в течение года
|
12
|
Размещение на школьном сайте информации о реализации планируемых мероприятий
|
в течение года
|
Администрация школы тесно общается с родительскими комитетами, регулярно проводит общешкольные родительские собрания. Они из первых рук получают всю необходимую информацию о проблемах, возникающих в сфере образования.
На школьном сайте https://kbr-nartkala2.narod.ru/anticor.htm имеется информация по антикоррупционной деятельности нашей школы:
-
Информация по внесению элементов антикоррупционного воспитания и образования в образовательные программы.
-
План внеклассных мероприятий антикоррупционной направленности.
-
«Как противостоять коррупции».
В течение года на родительских собраниях широко освещались коррупционные вопросы в сфере образования, проходили беседы на тему «Коррупция: что мы знаем о ней» (Шампарова И.Б.). Разъяснялись права и обязанности родителей (Кармокова М.И.)
С целью повышения уровня антикоррупционного образования родителей оформлены стенды «Я знаю свои права!» с законодательными и иными материалами по вопросам антикоррупционной политики.
Новой формой стало общение администрации школы с гражданами села посредством «Почты доверия»: в специальный Журнал или ящик родители, учащиеся или др.жители села записывают свои просьбы, пожелания или вопросы к администрации школы. Все обращения граждан обязательно в течение 3-5 дней рассматриваются и предоставляется устный ответ.
В целях предупреждения нецелевого использования выделенных средств руководителем школы строго соблюдаются требования, установленные в следующих нормативных документах:
-
Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
-
Приказ МОН КБР от 18.09.2013 года № 997 «О мерах по недопущению незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников образовательных организаций КБР».
Данный вопрос рассматривался на административных совещаниях в течение 2013-2014 учебного года.
В целях повышения уровня антикоррупционного образования педагогов проведены семинары-практикумы, педсоветы по вопросам антикоррупционной направленности (30.08.2013 г./ 09.11.2013 г./ 11.01.2014 г./ 31.03.2014 г./ 23.05.2014 г.).
-
Антикоррупционной линии Главы КБР
|
- 8-866-2 47-17-79,
- 8-866-2-473256;
|
Прокуратуры КБР
|
-8-866-2-40-45-51;
|
Управления Федеральной службы России по КБР
|
-8-866-2-48-15-81;
|
МВД России по КБР
|
-8-866-2-49-53-59,
-8-866-2-49-50-62;
|
Следственного управления РФ по КБР
Телефон доверия «ребенок в опасности»
|
-8-866-2-77-64-22,
-8-866-2-42-35-92,
-8-866-2-77-52-03;
|
Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по КБР
|
-8-866-2-49-21-05;
|
Система антикоррупционного воспитания
в МКОУСОШ № 2 г.Нарткала
- 2013-2014 учебный год -
Возраст учащихся
|
Ведущая воспитательная задача
|
Основное содержание воспитательной деятельности
|
Основные формы воспитательной работы
|
Учащиеся начальных классов
|
Формирование положительного отношения к хранителям порядка, стремление стать хранителем порядка
|
Хранители порядка:
правила охраны порядка, отношения с хранителями
|
Беседы-убеждения,
ролевые игры
|
Учащиеся 5–7-х классов
|
Формирование навыков совместной организации порядка в классе и школе
|
Организаторы порядка
|
Коллективно-творческие дела,
ролевые игры
|
Учащиеся 8–9-х классов
|
Формирование компетентности в решении
жизненных задач по существующим нормам и правилам
|
Успех без нарушений
|
Обучающие практикумы
|
Учащиеся 10–11-х классов
|
Формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения
|
Коррупция как особый вид правонарушения
|
Уроки,
дискуссии
|
Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка на уроках литературного чтения.
Нравственные представления и качества
|
1-й класс
|
2-й класс
|
3-й класс
|
4-й класс
|
Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, добродушие
|
И.А. Крылов. «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой. «Лев и мышь» и др.
|
Н. Артюхова. «Большая береза»,
В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора»,
В. Берестов. «Бабушка Катя» и др.
|
Русские народные сказка «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна лягушка»,
К. Паустовский. «Заячьи лапы» и др.
|
Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка»,
С. Аксаков. «Аленький цветочек»,
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».
|
Долг, ответстве-
ность
|
И. Токмакова. «Это ничья кошка»,
В. Осеева. «Синие листья», «Печенье»,
Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и др.
|
М. Зощенко.
«Не надо врать»,
русские народные сказки «Гуси -лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
Л. Толстой. «Прыжок», «Акула» и др.
|
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»,
А. Платонов. «Неизвестный цветок»,
П. Ершов. «Конек-горбунок» и др.
|
А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц»,
О. Генри. «Дары волхвов»,
А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» и др.
|
Совесть, совестливость
|
Л.Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и козел» и др.
|
Б. Заходер. «Серая Звездочка»,
Н. Артюхова. «Большая береза»,
А. Чехов. «Мальчики» и др.
|
Б. Житков.
«Как я ловил человечков»,
К. Паустовский. «Теплый хлеб», Р. Киплинг. «Маугли» и др.
|
Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога»,
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» и др.
|
Классные часы в начальной школе:
Основная тема года
|
Темы классных часов
|
Родительское собрание
(в дискуссионной форме)
|
1-й класс
«Что такое хорошо, и что такое плохо?»
|
«Что значит любить маму (папу)?»
|
«Неженки и сорванцы»
|
«А если с тобой поступят так же?»
|
Нужны ли в 1-м классе отметки?
(О развитии самосознания ученика-первоклассника)
|
2-й класс
«Добро – для одного, а для других?»
|
«Кого мы называем добрым?»
|
«Подарки и другие способы благодарности»
|
«Деньги: свои и чужие»
|
«Стимулирование школьника: кнут или пряник?»
(Методы педагогического воздействия на ребенка)
|
3-й класс
«Это честно?»
|
«Можно и нельзя»
|
«Как у нас в семье празднуются дни рождения?»
|
«Мои друзья – мое богатство»
|
«Место ребенка в детском коллективе».
(Атмосфера жизни семьи как фактор психического здоровья ребенка)
|
4-й класс
«Что такое справедливость?»
|
«Упорство и упрямство»
|
«Мы все разные, но у нас равные права»
|
«Как прожить без ссор?»
|
«Всегда ли родитель прав?»
(Способы общения в семье)
|
Примерная тематика классных часов в 5–7-х классах:
-
Быть честным.
-
По законам справедливости.
-
Что такое взятка.
-
На страже порядка.
-
Проблема «обходного» пути.
-
Быть представителем власти.
-
Властные полномочия.
-
Когда все в твоих руках.
-
Что такое подкуп?
Тематика классных часов для учащихся 8–9-х классов:
-
Что такое коррупция?
-
Коррупция как противоправное действие.
-
Как решить проблему коррупции?
-
Откуда берется коррупция?
-
Закон и необходимость его соблюдения.
-
Как разрешать противоречия между желанием и требованием?
-
Государство и человек: конфликт интересов.
-
Зачем нужна дисциплина?
-
Преимущество соблюдения законов.
Для учащихся 10–11-х классов:
-
Социальный практикум «Боремся с коррупцией»
-
Поступление в вуз.
-
Сдача экзамена.
-
Несоблюдение правил дорожного движения.
-
Разрешение конфликта.
-
Организация предпринимательской деятельности
Поделитесь с Вашими друзьями: |