МБОУ «Основная общеобразовательная Каплинская школа»
Классный час по теме
«Полезные свойства молока и молочных продуктов»
Подготовил: кл.рук. 7Б класса
Чуева С.С.
с. Федосеевка
2012
Цель: показать и доказать большое значение молока и молочных продуктов для нормального физического и умственного развития детей и прежде всего подростков, значение рационального питания, как одного из составляющих здорового образа жизни.
Вступительное слово учителя.
Древним римлянам принадлежит мудрое изречение – “Мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть”. Питание – одна из потребностей организма человека, т.к. это процесс поступления в организм веществ, необходимых для роста и развития, построения новых клеток. Сознательное отношение к питанию помогает человеку избежать многих заболеваний.
Родился ребёнок! И добрые, ласковые руки матери прикладывают его к груди. Первое, что получает ребёнок – это материнское молоко. Недаром И.Б. Павлов назвал молоко – пищей, приготовленной самой природой. Молоко – это идеальный продукт для новорождённого.
Сегодня речь пойдёт об удивительном веществе – молоке.
Ученик 1. Вся жизнедеятельность живых организмов связана с белковыми веществами, поэтому наш организм постоянно ощущает потребность в белке. Больше половины человечества не получает с пищей необходимого количества белков. Совсем не безразлично, какие белки употребляются в пищу. Молоко животных отличается по % содержанию различных компонентов. Целебным считается козье молоко, но не менее ценно и коровье молоко.
Белки молока усваиваются на 96%, рыбы – 93%, а хлеба – 62%.
Молоко – самый полноценный наиболее сбалансированный продукт, содержит все необходимые человеку вещества.
В период роста организма в детском и юношеском возрасте синтез белков особенно велик. Суточная потребность человека в белке для взрослого человека 1 г – 1,5 г на 1 кг массы тела (для детей 1,5 – 4 г), т.е. примерно 85 – 100 г.
Молоко – это один из главных источников белка. Дети, которые вскармливаются молоком матери приобретают временный пассивный иммунитет, против инфекционных заболеваний, за счёт антител, выработанных организмом матери и перешедших в молоко. Учёные доказали, что дети, которые питались материнским молоком более успешно учатся. В питании людей умственного труда большое значение имеют продукты, обладающие липотропными и противосклеротическими свойствами. К ним относится творог, сыры и т.д.
Ученик 2. В молоке содержатся все необходимые для роста и развития вещества. В состав молока входят все необходимые аминокислоты. И только молоко может полностью удовлетворить потребности в.
Содержащиеся в молоке жиры делают нашу кожу нежной и гладкой, а волосы – блестящими и здоровыми, потому, что молочный жир участвует в образовании тонкой плёнки, благодаря которой кожа сохраняет влагу и не теряет упругости.
Немаловажную роль в организме имеют витамины. В молоке содержатся витамины всех групп: A, D, E, B, C, PP. Недостаток их приводит к различным заболеваниям. Приводит примеры.
Ученик 3. Минеральные вещества участвуют в многочисленных обменных реакциях и выполняют многообразные физиологические функции. В зависимости от содержания в организме и значимости они делятся на макроэлементы – натрий, калий, кальций, магний, фосфор и др., необходимые в больших количествах и микроэлементы – железо, медь, цинк, йод, фтор и др., необходимые в меньшем количестве.
Например:
– кальций придаёт прочность скелету, повышает возбудимость нервно-мышечного аппарата, способствует свёртываемости крови, участвует в работе мышц сердца
– фосфор необходим для развития костной системы.
Солями кальция и фосфора наиболее богаты – творог, сыр, кефир.
– калий – участвует в обмене белков, углеводов, необходим для сокращения мышц, способствует выделению жидкости из организма.
– натрий – находится во внеклеточной жидкости, которая удерживается в организме, стимулирует активность пищеварительных ферментов.
– магний – успокаивающе действует на нервную систему, стимулирует выделение желчи, усиливает перистальтику кишечника, нормализует работу сердца.
Важная биологическая роль принадлежит многим микроэлементам.
– железо необходимо для нормального кроветворения, т.к. входит в железосодержащие белки, которые выполняют различные функции; гемоглобин переносит О2 от лёгких к тканям всех органов, миоглобин – запасает его в мышцах и т.д.
– марганец и фтор необходимы для формирования костной ткани и зубов.
– цинк входит в состав ферментов и необходим для синтеза белков и нуклеиновых кислот
– медь способствует образованию эритроцитов. При дефиците меди возникают малокровие, эпилепсия.
Давайте, ребята на практике убедимся, что в составе молока имеется ряд элементов.
Учитель Выполняет опыты, доказывающие наличие углерода, азота, серы, белков, лактозы.
Показывает отрицательное влияние на белки – спирта, уксусной кислоты, фенола, кислот, щелочей, солей тяжёлых металлов, которые разрушают белки. Молоко дают пить при отравлениях, т.к. способно связывать эти вещества, защищая наш организм от их разрушающего воздействия.
Ученик 5. Молоко благоприятно действует на секрецию пищеварительных желез и усваивается при минимальном их напряжении (в 3-4 раза меньше затрачивается энергии).
Стакан теплого молока, выпитый на ночь, благотворно действует на рецепторы желудка и оказывает общее успокаивающее действие.
Но нельзя впадать в крайность, если питаться преимущественно молоком и молочными продуктами, то это может привести к различным заболеваниям. Например; если питаться только творогом – это может привести к образованию камней в почках, в молоке не совсем достаточно железа, поэтому это угрожает анемией и т.д.
Поэтому рацион следует разнообразить. Всегда необходимо сочетать менее ценные белки (растительные) с белками молока. Например: более полному усвоению белков способствует сочетание – гречневой каши с молоком, чёрного хлеба с простоквашей, мучных изделий с сыром, творогом, сметаной. Очень полезно в овощные и фруктовые салаты добавлять сметану, йогурты.
Кислое молоко всех видов можно сочетать со сладкими фруктами, ягодами, овощами. Например, в Татарии и Башкирии, чтобы получить высококачественный катык, используют свёклу и вишню. Свеклу варят или пекут в кожуре, мелко нарезают соломкой и кладут в горячее молоко, для заквашивания. У вишен просто удаляют косточки и разминают мякоть (употребляют в первой половине дня).
Творог – это высококонцентрированный продукт, требующий для усвоения большой работы всех органов пищеварения, поэтому рекомендуют его употреблять 2-3 раза в неделю. Он хорошо сочетается с мёдом, любыми фруктами, ягодами, орехами. Творог – это вечерняя еда.
Сыр – как и творог – это белок высокой концентрации. 90 г сыра снабжает организм необходимым кальцием, как 3 л молока. Сыр сочетается с огурцами, салатом, капустой, овощами, а бутерброды рекомендуют делать с ним из хлеба, испечённого из муки грубого помола. Лучше всего употреблять молодые сыры.
Рациональное питание имеет исключительное значение для нормального физического и умственного развития.
Диетологи и те, считают, что молоко занимает большое значение, все-таки, в питании современного человека, поэтому они рекомендуют:
1. Молоко – отдельная еда, а не дополнение к ней. Оно сочетается со сладкими фруктами, ягодами, крахмалистыми овощами. Можно разводить молоко фруктовыми соками (некислыми) и морковным соком.
2. После кислых фруктов и помидоров молоко можно употреблять не менее, чем через полчаса (особенно соблюдать при питании детей).
3. Рекомендуется пить молоко небольшими глотками, подольше задерживая его во рту.
4. При кипячении порошкового молока на дно кастрюли положить нарезанные морковь и свеклу (2-3 см слоем). Молоко станет вкуснее и будет приносить пользу.
5. Так как всякое молоко – очень благоприятная среда для бактерий, то врачи советуют после употребления сырого молока съесть небольшой кусочек какого-нибудь сладкого фрукта.
Заключительное слово: Из всего сказанного можно сделать вывод, что молоко – это незаменимый и очень полезный питательный продукт в любом возрасте. Нельзя из рациона исключать молоко и молочные продукты. С молоком наш организм получает все необходимые питательные вещества для нормального развития организма. Пейте молоко и будете здоровы!
“Быть здоровым, молодым и красивым – это талант! И он есть у каждого, кто понял, что сохранение здоровья – дело рук самого человека”.
Литература:
-
“Всё о пище с точки зрения химика” - И.М. Фкурихин, А.П. Нечаев 1991 г.
-
“Здоровый образ жизни – залог здоровья” - Ф.Г. Мурзакаев Уфа 1987 г.
-
“Три пользы” - И.И. Литвина Москва 1989 г.
-
“Строение и функции белков” - Ю.А.Овчинников, А.Н.Шамин Москва 1983 г.
-
“Овощи и здоровье” А.И.Крылова, А.А. Крылов, Л.А. Авдеева Самарское книжное издательство 1992 г.
-
“Химия белка” - О.С. Комаров, А.А. Терентьев Москва 1984 г.
-
Журнал “Химия в школе” - №5, 7 1997 г.
Поделитесь с Вашими друзьями: |