Утверждаю:
Приказ № от 57/2 11.11.2011г.
Директор школы _________М.А. Овчинникова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
М КОУ Курловская средняя общеобразовательная школа№2
г. Курлово
2011г
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Курловской СОШ №2 Гусь- Хрустального района Владимирской области (далее - Образовательная программа) является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в МКОУ Курловской СОШ №2 Гусь- Хрустального района Владимирской области. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Образовательная программа разработана педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) обучающихся с учётом:
-
типа и вида образовательного учреждения;
-
потребностей и запросов обучающихся;
-
концептуальных положений УМК «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования;
-
требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы;
-
особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
-
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
-
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
-
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
-
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
-
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
-
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования:
-
словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
-
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований
познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
Целью реализации образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В качестве дополнительной составляющей целевого компонента программы (с учетом особенностей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Школа России») необходимо назвать оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.
К числу планируемых результатов освоения образовательной программы отнесены:
-
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Уточняя и дополняя планируемые результаты освоения образовательной программы, необходимо отметить, что средствами УМК «Школа России» отнесены:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.
В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
-
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
-
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
-
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
-
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
-
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Образовательная программа предназначена для обучающихся 1 - 4 классов, 179 обучающихся. Программа предусматривает различные степени готовности детей к ее освоению. Школа принимает детей в 1 – 4 классы по желанию родителей (законных представителей). В 1 класс принимаются дети с 6,5 лет. Во 2 – 4 классы принимаются дети по желанию родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест на основании документов:
-
заявление родителей (законных представителей);
-
медицинская карта;
-
личное дело обучающегося в случае перевода из общеобразовательного учреждения посёлка или переезда в город;
-
копия свидетельства о рождении ребенка;
-
копия страхового свидетельства ребёнка;
-
согласие родителей на обработку персональных данных ребёнка;
МКОУ Курловская СОШ №2 осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования. I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года).
Образовательный процесс на 1 ступени строится на следующих принципах:
-
ориентация школьного образования на достижение выпускниками 4 класса требований стандарта начального общего образования;
-
реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его способностей, уровня развития, прилежания;
-
преемственность со ступенями дошкольного и основного общего образования.
Начальное образование является базой для получения основного общего образования.
Цели образовательного процесса в 1 – 4 классах:
-
Обеспечить усвоение обучающимися обязательного минимума содержания начального общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта.
-
Сформировать положительную мотивацию учащихся к обучению на основе личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми.
-
Гарантировать преемственность образовательных программ между первой и второй ступенями образования.
-
Создание предметно-пространственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка
-
Обеспечить социально-педагогические условия, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.
-
Воспитание и формирование общей культуры личности ученика.
Модельная характеристика выпускника начальной школы:
-
владеет чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля;
-
имеет коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности;
-
любознательный, инициативный, активный во всех сферах школьной жизни, заинтересованный в своей успешности в учении;
-
владеет культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Организационно – педагогические условия образовательного процесса:
-
Права и обязанности участников образовательного процесса, порядок приема, перевода, отчисления обучающихся, отношения школы, обучающихся и их родителей (законных представителей) регламентируются Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения МКОУ Курловская СОШ №2
-
Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. В 1 классе – 33 недели.
-
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.
-
Для обучающихся в 1 классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы в 3 четверти.
-
Обучающиеся 1 классов занимаются в режиме 5-дневной учебной недели согласно учебного плана, 2-4 классы в режиме дневной учебной недели согласно учебного плана.
-
Занятия проводятся в две смены. Начало занятий в 8.00, окончание - в зависимости от расписания уроков.
-
Продолжительность урока в 1 – х классах согласно САНПину, 2-4 классах- 40 минут.
-
Количество обучающихся в классе – до 25 человек.
-
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
Педагогические кадры начальной школы.
№
|
Фамилия, имя, отчество
|
Образование
|
Специальность по диплому
|
Квалификац категория
|
Пед. стаж
|
Стаж по преподав дисц.
|
Повышение квалификации
|
1.
|
Пьянова Алла Юрьевна
|
Высшее педагогическое
|
учитель начальных классов
|
1 кв .кат.
|
24
|
24
|
образовательные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии», ………….
|
2.
|
Квасова Татьяна Сергеевна
|
среднее специальное,
|
учитель начальных классов,
|
2 кв.кат.
|
20
|
20
|
образовательные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии»,
|
3.
|
Малашкина Елена Геннадьевна
|
Высшее педагогическое
|
учитель начальных классов,
|
1 кв .кат
|
20
|
20
|
« Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС»
|
4.
|
Касаткина Марина Владимировна
|
Высшее педагогическое
|
учитель начальных классов,
|
2 кв. кат
|
15
|
15
|
образовательные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии», ………….
|
5.
|
Сидорова Наталья Витальевна
|
Высшее педагогическое
|
учитель начальных классов,
|
1 кв .кат
|
20
|
20
|
образовательные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии», ………….
|
6.
|
Осипова Наталья Викторовна
|
Высшее педагогическое
|
учитель начальных классов,
|
1 кв .кат
|
24
|
24
|
« Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС»
|
7.
|
Епифанова Елена Петровна
|
среднее специальное,
|
учитель начальных классов,
|
1 кв.кат
|
25
|
25
|
образовательные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии», ………….
|
8.
|
Агафонова
Лидия
Юрьевна
|
Высшее педагогическое
|
Учитель начальных классов
|
1 кв. кат
|
24
|
24
|
образовательные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии», ………….
|
С обучающимися 1 – 4 классов работают администрация школы, учителя, педагог – организатор.
Кабинетов начальных классов – 4( 2 приспособлены)
Библиотека -1
Компьютерный класс – 1
Медицинское обслуживание осуществляет мед. Сестра Макарова Галина Валентиновна, работник МУЗ Курловская ГБ .Охрана здоровья обучающихся осуществляется через организацию лечебно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенического режима в соответствии в СанПиН, правил пожарной безопасности, правил техники безопасности.
Обучающиеся 1 – 4 классов обеспечены горячим бесплатным питанием в школьной столовой.
Педагогический коллектив начальной школы ведет методическую работу, связанную с овладением и внедрением в практику работы современных личностно-ориентированных технологий обучения в рамках ОЭР школы. Ведущими образовательными технологиями, обеспечивающими реализацию образовательной программы, являются:
-
традиционное обучение;
-
педагогика сотрудничества;
-
игровые технологии;
-
технология проблемного обучения;
-
технология уровневой дифференциации;
-
технология индивидуализации обучения;
-
технология развивающего обучения;
-
технология проектной деятельности
-
технология группового обучения;
-
информационные технологии.
Психолого - педагогическое сопровождение в школе – особая культура поддержки и помощи ребенку и семье в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
-
защита прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическая поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
-
комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка;
-
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушение эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
-
психологическое обеспечение образовательных программ;
-
формирование установок на здоровый образ жизни;
-
профилактика вредных привычек, заболеваний, школьного и дорожного травматизма;
-
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей.
В соответствии с Уставом и Лицензий в школе реализуется образовательная программа начального общего образования. Согласно ст. 29 Типового положения об образовательном учреждении, ст. 9 Закона РФ «Об образовании» реализуется образовательная программа начального общего образования:
-
программа базового уровня «Школа Росиии» .Выбор обусловлен концепцией системы обучения, отраженной в структуре и содержании УМК. Для авторского коллектива УМК «Школа России», в составе ученых, чьи имена известны всем, кто работает системе начального образованияВ.Г. Горецкого, М.И. Моро, А.А. Плешакова, Л.Ф. Климановой, В.П. Канакиной, Л.М.Зелениной, Л.А. Виноградской и др. всегда было и есть приоритетным вектором развития – его соответствие запросам текущего времени в сочетании с сохранением лучших традиций российского образования, что соответствует важнейшей идеологической
составляющей ФГОС. .
|
Образовательные предметы
|
Класс
|
Автор, название, выходные данные
|
Программа
|
Кол-во уч-ся
|
Наличие учебников
|
Ск-ко требуется приобрести
|
в библиотечном фонде
|
в личном пользовании
|
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
|
|
Русский язык
|
1
|
Канакина В.П. Горецкий В.Г
2011г
|
|
48
|
43
|
|
|
Литературное чтение
|
Климанова Л.Ф Горецкий В.Г Голованова М.В
2012
|
43
|
|
|
Математика
|
Моро М.И. Степанова С.В
Волкова С.И
2011
|
43
|
|
|
Окружающий мир
|
Плешаков А.А.
2011
|
43
|
|
|
Музыка
|
Критская Е.Д.
Сергеева Г.П.
Шмагина Т.С
2011
|
|
31
|
|
13
|
Изобразительное искусство
|
Неменская Л.А.
2011
|
|
44
|
|
12
|
Технология
|
Роговцева Н.И. Богданова Н.В
Фрейгат И.П
2012
|
|
44
|
|
|
|
Русский язык
|
2
|
Канакина В.П. Горецкий В.Г
2011г
|
|
44
|
44
|
|
|
Литературное чтение
|
Климанова Л.Ф Горецкий В.Г Голованова М.В
2011
|
|
44
|
|
|
Математика
|
Моро М.И.
Бантова М.А.
Бетюлькова Г.В
2011
|
44
|
|
|
Английский язык
|
Кузовлев В.П Перегудова Э.Ш
Пастухова С.А
2011
|
|
44
|
-
|
-
|
Окружающий мир
|
Плешаков А.А.
2011
|
|
44
|
|
|
Музыка
|
Критская Е.Д.
Сергеева Г.П.
Шмагина Т.С
2011
|
|
44
|
|
|
Изобразительное искусство
|
Неменская Л.А
2011
|
|
44
|
|
|
Физическая культура
|
Лях.В.И
2011
|
|
44
|
|
|
Технология
|
Роговцева Н.И. Богданова Н.В
Добромыслова Н.В.
2011
|
|
44
|
|
|
|
Русский язык
|
3
|
Канакина В.П. Горецкий В.Г
2013
|
|
37
|
|
|
|
|
Литературное чтение
|
|
Климанова Л.Ф Горецкий В.Г Голованова М.В
2013
|
|
|
|
|
|
|
Математика
|
|
Моро М.И.
Бантова М.А.
Бетюлькова Г.В
2013
|
|
|
|
|
|
|
Английский язык
|
|
Кузовлев В.П Перегудова Э.Ш
Пастухова С.А
2013
|
|
|
|
|
|
|
Окружающий мир
|
|
Плешаков А.А.
2012
|
|
|
|
|
|
|
Музыка
|
|
Критская Е.Д.
Сергеева Г.П.
Шмагина Т.С
2013
|
|
|
|
|
|
|
Изобразительное искусство
|
|
Горяева( под редакциейНеменской Л.А)
2013
|
|
|
|
|
|
|
Физическая культура
|
|
Лях.В.И
2012
|
|
|
|
|
|
|
Технология
|
|
Роговцева Н.И. Богданова Н.В
Добромыслова Н.В.
2013
|
|
|
|
|
|
Коррективы по УМК «Школа России» на 2014-2015 учебный год по 4 классу будут внесены в 2014году.
По состоянию здоровья ребенок может усваивать программу начального общего образования на дому на индивидуальном обучении. Ученик выводится на индивидуальное обучение на основании заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Образовательная программа индивидуального обучения составляется и реализуется школой самостоятельно с учетом заболевания ребенка. Организация надомного, индивидуального обучения регламентируется учебным планом и расписанием занятий, разрабатываемыми школой на основании Письма Министерства образования от 14.11.1988г. «Об индивидуальном обучении больных детей». Индивидуальный учебный план в 1 – 4 классах составляет 8 часов в неделю.
Организация внеурочной деятельности. Она ориентирована на создание условий для неформального общения детей, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность:
-
обеспечивает развитие общекультурных интересов школьников;
-
способствует решению задач воспитания;
-
ориентирует школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей.
Организация внеурочной деятельности строится по двум направлениям – внутри школы и вне школы.
Социокультурные и учебные связи школы. Учреждения, организации, формы взаимодействия:
-
Центр дополнительного образования детей (ЦДОД)( творческие конкурсы, смотры, выставки)
-
Городская библиотека, ДК (встречи – беседы, тематические конкурсы, информатизация учебного процесса, выставки новинок)
-
Производственные предприятия и учреждения города (учебные и познавательные экскурсии, встречи – беседы, профориентация, сбор материала по краеведению).
Формы контроля и учета достижений учащихся начальной школы
Контроль и учет достижений обучающихся направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы расширенного начального образования.
В школе действует система показателей (измерителей) реализации образовательной программы. Цели её:
-
эффективность реализации образовательной программы;
-
определение достижения уровня заявленных целей и задач образовательной программы.
Система показателей включает:
-
текущую успеваемость обучающихся;
-
проверочные, контрольные работы;
-
срезовые (диагностические ) работы;
-
промежуточную аттестацию обучающихся;
-
итоговую аттестацию за учебный год;
-
результат участия в школьных и районных олимпиадах;
-
результат участия в конкурсах.
В 1-2х классах действует безотметочная система обучения на протяжении всего учебного года. С 3 по 4 класс – четырёхбальная система оценивания (отметки «2», «3», «4», «5»)
Текущая промежуточная аттестация учащихся 1 – 4 классов проводится по четвертям. На основании промежуточной аттестации определяется уровень обученности обучающихся по предметам, проводится сравнительный анализ, анализируется качество знаний по каждому предмету.
Итоговая аттестация всех классов проводится по окончании учебного года на основании итоговых контрольных работ и с учетом четвертных оценок по изучаемым предметам результатам комплексной работы.
Обучающиеся 1 – 4 классов по состоянию здоровья могут быть освобождены от уроков физической культуры, трудового обучения на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии.
Обучающиеся 1 – 4 классов переводятся в следующий класс и на вторую ступень обучения решением педагогического совета школы.
Основными результатами образования в начальной школе являются:
-
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе
-
воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
-
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:
-
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
-
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
-
инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
-
математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения;
Достижение указанных результатов обеспечивает возможность продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывного образования.
Возможные варианты выбора образовательного маршрута:
-
успешное овладение образовательной программой расширенного начального образования дает возможность продолжить обучение по образовательной программе на 2 ступени обучения;
-
объективные затруднения в овладении образовательной программой начального общего образования (состояние здоровья, медицинские показания, изменившиеся планы родителей (законных представителей) и др.) позволяют продолжить обучение в другом общеобразовательном или специальном учреждении).
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:
-
Целевой раздел, включающий:
-
пояснительную записку;
-
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
-
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
-
Содержательный раздел, включающий:
-
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
-
программы отдельных учебных предметов, курсов;
-
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
-
программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;
-
Организационный раздел, включающий:
-
учебный план начального общего образования;
-
план внеурочной деятельности;
-
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
-
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает
определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:
• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;
• определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;
• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.
Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?»
Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся.
Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.
Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
• двух междисциплинарных программ — «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;
• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура» « Основы духовно- нравственной культуры»
1.2.1.Формирование универсальных учебных действий
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
1.2.2. Личностные универсальные учебные действия у выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
(Личностные универсальные учебные действия:
-
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, курловчанина, любящего свою малую родину, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России и своей родины – Владимирской области, Гусь- Хрустального района, г. Курлово
-
Формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой, в том числе литературой Владимирского края, творчеством владимирцев:
-
писателей, художников и музыкантов Владимирского края.
1.2.3.. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
1.2.4. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
1.2.5.Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
метапредметные и личностные , предметные результаты
1.2.6. Русский язык. Родной язык
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени начального общего образования:
• научится осознавать безошибочное письмо как одно из
проявлений собственного уровня культуры;
• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
• получит первоначальные представления о системе и
структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
Содержательная линия «Система языка»
Поделитесь с Вашими друзьями: |