И.А.ШАВРАКОВА (г. Барнаул, АКИПКРО)
Валеологический аспект учебно - воспитательной работы с одаренными детьми.
Эффективность педагогического процесса в настоящее время требует качественного скачка в улучшении здоровья и поддержании умственной и творческой работоспособности учителей и учащихся. Это и является приоритетным в организации валеологической работы в школе.
Говоря о работе с одаренными детьми необходимо учитывать и уделять особое внимание такому аспекту валеологизации образовательной среды, как профилактика утомления и повышение работоспособности в ходе учебно-воспитательного процесса. Здесь представляется необходимым сказать несколько слов о трудовой деятельности учащихся.
Труд учащихся относится к умственному и характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием частых стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты, контрольные и т.п.). Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. В начале работы все функции (память, внимание, восприятие) улучшаются, но длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность, вызывая ее утомление, т.е. такое состояние, которое сопровождается чувством усталости, снижением работоспособности и выражается в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.
Утомление возникает часто в случае несоответствия учебной нагрузки индивидуальным особенностям ребенка, причем в случае обучения одаренных детей необходимо учитывать двоякий подход к данному вопросу - здесь очень важно как не передозировать нагрузку, так и она не должна быть заниженной - ведь неинтересная учебная работа не дает возможности в полной мере работать познавательной функции ученика, т.е. не вызывает положительных эмоций и также приводит к утомлению.
В настоящее время психологи задумываются о проблеме прогноза одаренности ребенка и о путях предотвращения так называемого кризиса одаренных детей.
В статье "Проблема диагноза и прогноза одаренности а работе практического психолога" В.Н. Юркевич пишет о необходимости разработки для каждого одаренного ребенка индивидуальной стратегии и тактики направленного обучения и воспитания в целях предотвращения эмоциональных травм и даже патологического изменения личности в случаях неправильного прогноза развития одаренности и утраты этого качества.
Данное явление, к сожалению, может произойти и в случае постоянного утомления и, как его следствия, переутомления. Поэтому на наш взгляд представляется необходимым в программе направленного обучения и воспитания уделять внимание и предусматривать ведение ребенком здорового образа жизни, под которым подразумевается:
-
рациональный режим дня с планированием учебных занятий с учетом биоритмальной активности организма и метким регламентированием учебных нагрузок; с рациональным чередованием труда и отдыха, соблюдающим достаточный ночной сон (для детей и подростков в зависимости от возраста минимум 9-8 часов; с обязательным достаточным пребыванием на открытом воздухе; с рациональным питанием;
-
рациональный режим труда с применением физической культуры для профилактики утомления, т.к. в учебной деятельности детей и подростков преобладает статический компонент, требующий длительно сохраняемой рабочей позы.
В основе производственной физической культуры лежит феномен активного отдыха, описанный И.М. Сеченовым: утомленные мышцы лучше отдыхают, их работоспособность быстрее восстанавливается не при полном покое, а при работе других мышечных групп:
-
вводная гимнастика 5-7 минут по 6-8 упражнений.
-
физкультпаузы - ежедневно по 3 - 5 - 10 минут и 1-2 раза за смену в период начинающегося утомления, после 3 или 4 урока в первую смену и после 2 или 3 урока во вторую.
-
физкультминутки по 1-2-4-5 упражнений по 5-6 раз в течение урока с целью снижения усталости отдельных органов (по мере появления признаков утомления).
Статический компонент в последнее время усиливается все большим распространением в ученической среде компьютеров, при работе с которыми необходимо также учитывать определенные требования, которые сводятся к следующему: если компьютеру уже не один год, лучше оснастить его защитным экраном. Для сохранения зрения необходимо находиться от монитора миниум на 50 см. При этом важно сохранять правильную позу - для профилактики нарушения осанки. Излишняя яркость также способствует быстрому утомлению глаз. Необходимо соблюдать режим работы и отдыха на компьютере. Дозирование работы нормируется специальными санитарными нормами и правилами:одаренный ребенок, в большинстве случаев, больше времени проводит за книгами дома, поэтому ему особенно необходимо специальное рабочее место дома, отвечающее санитарно - гигиеническим требованиям.
Поделитесь с Вашими друзьями: |