Снова в плюсе. Социальная направленность бюджетных расходов сохраниться.
Мельникова Н.А.
Интервью.
-- Уже четыре года у нас сохраняется бюджетный профицит. Есть мнение, что когда остаются лишние деньги – это плохо, сумма перебора не идет на финансирование экономики, то есть деньги не работают.
-- Далеко не всегда профицит – это плохо. Оставшиеся деньги можно направить на то, чтобы рассчитаться с государственными кредитами, срок оплаты которых определен, например, на следующий год. Кроме того, за счет излишних средств можно также пополнить резервные бюджетные фонды.
-- Основное правило любого бюджета – сбалансированность. Тем временем, например, Китай закончил прошлый год с дефицитом 184 млрд. долларов, Индия – 103 млрд, Япония – 328 млрд, США – почти 500 млрд. Чем опасен дефицит бюджета и о чем он свидетельствует?
-- Мировой финансовой практикой определен приемлемый уровень бюджетного дефицита около 2-3 процента от ВВП, который неопасен. С «отрицательным» бюджетом живут многие страны. Но важно знать причину возникновения дефицита. Например, в одном случае - это необходимость дополнительного финансирования отдельных отраслей национальной экономики, республиканских и общегосударственных программ и прочее, благодаря чему госбюджет впоследствии получит дополнительные доходы от расширения производства, модернизации и т.д. И совсем другое, если в стране кризисные явления, и при этом происходит неэффективное расходование бюджетных средств. В таком случае достаточно высокая величина бюджетного дефицита может иметь негативные последствия.
-- Накопленные бюджетные дефициты формируют в конечном итоге внешний долг государства. Например, в Японии это 230 процентов, у Греции – 168 процентов. У нас это 17,7 процента ВВП. Почему одним странам удается «оставаться на плаву», другим - нет?
-- Есть различные методы управления государственной задолженностью. Существенным фактором здесь является не только размер долга, но и способы его покрытия, а также поиск источников покрытия дефицита. Источники могут быть внутренними (доходы от приватизации, налоги, доходы от продажи ценных бумаг, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.) и внешними (займы, кредиты).
Например, в Греции были чрезмерно раздуты государственные расходы, исчерпаны внутренние финансовые возможности финансирования расходов. Таким образом, образовался дефицит бюджета, а в результате – огромный долг. Постоянно жить за счет внешних кредитов невозможно. В итоге страна может прийти к дефолту. Если государство берет кредиты, оно должно понимать, за счет каких источников их в последствии погашать.
-- Средняя ставка подоходного налога для физических лиц в мире за семь лет сократилась на 1,24 процента -- до 31,44 процента. В то время как у нас -- 13 процентов. Не значит ли это, что у нас есть резерв роста?
-- Важно учитывать то, что для жителей одних стран подоходный налог в размере 30 процентов – это приемлемо, то для других – нет. В данном случае надо учитывать уровень жизни населения и их доходы. В странах Евразийского союза ставка находится в пределах 13 процентов, если ее повысить в два раза, это приведет к тому, что люди будут активно скрывать свои доходы.
Тем временем, снижение налоговых ставок мотивирует население к тому, чтобы честно платить налоги. В итоге бюджет будет пополняться налоговыми поступлениями в большей степени, чем при более высокой ставке налога. К тому же во многих странах подоходный налог входит в группу основных налоговых платежей, пополняющих бюджет в большей степени.
-- Какие новые источники пополнения государственной казны появляются у нас и в мире?
-- У нас кроме налогов сегодня бюджет пополняется за счет доходов от внешнеэкономической деятельности и от продажи евробонов на внешнем финансовом рынке. Во многих странах сегодня активно используют и различные налоговые инструменты. Вводятся, например, новые виды налогов: налог на богатство (на роскошь), налог на тунеядство, налог на туристов, налог на жирность продуктов и т.д. С точки зрения государства, эти меры достаточно эффективны – они помогают пополнять госбюджет для финансирования социальных и иных расходов.
-- К слову, мы на социальные статьи в расходной части бюджета отводим около половины средств. И социальная направленность – черта, характерная не только для нас, но, и для бюджетов многих государств. Даже медицинское страхование американского образца финансируется все же в конечном счете в большей части государством. Но нынешний год в экономическом плане был непростым, следующий, вероятно, тоже. Удастся ли нашему бюджету сохранить социальную направленность?
-- Сегодня в мире заметны кризисные явления. В этих условиях появляется армия безработных, усиливается проблема неравенство доходов среди населения, расширяется круг малообеспеченных граждан. Поэтому сегодня во многих странах первостепенное значение приобретает социальная функция государства.
У нас социальная поддержка населения – это уже традиция. В 1990-ых поддержка системы социальной защиты населения стала одним из важнейших направлений государственной политики. Поэтому социальная направленность бюджета у нас сохранится и на 2016 год. Сейчас решается, какие конкретно суммы государство сможет выделить на эти статьи расходов. Не исключено, что придется ужиматься. В экономике -- не только у нас, но и у наших соседей -- сложная ситуация. Деньги будут направляться на финансирование действительно эффективных проектов, государственных программ.
Поделитесь с Вашими друзьями: |