Семейно-бытовые обряды и обычаи башкир Степного Заволжья



Скачать 490.07 Kb.
страница1/3
Дата13.09.2017
Размер490.07 Kb.
ТипДиссертация
  1   2   3

На правах рукописи


Фаттахова Тамара Даяновна

Семейно-бытовые обряды и обычаи башкир Степного Заволжья

(этнографическое исследование башкирских деревень Саратовской области)

Специальность 07.00.07. – этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Санкт-Петербург – 2012


Диссертация выполнена в отделе этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН
Научные руководители: кандидат исторических наук

Юсупов Ринат Мухаметович


кандидат исторических наук, профессор

доктор географических наук, профессор

Псянчин Айбулат Валиевич

Официальные оппоненты: Салмин Антон Кириллович, доктор

исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН


Ильясов Тимур Тагирович, кандидат

исторических наук, ассистент кафедры истории РБ и этнологии исторического факультета ФГБОУ ВПО «БГУ»




Ведущая организация: Учреждение Российской академии наук Институт этнологических исследований

Уфимского научного центра РАН


Защита состоится «_25_» «декабря» 2012 г. в «_14_» часов на заседании диссертационного совета Д 002.123.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 3).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Автореферат разослан ноября 2012 г.

Ученый Секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук: А.И. Терюков



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Настоящее диссертационное исследование посвящено семейно-бытовым обрядам и обычаям саратовских башкир. Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, отсутствием в отечественной историографии комплексных монографических работ по обрядности возрастной инициации среди башкир Заволжья. Во-вторых, саратовские башкиры, несколько обособленно расселенные от основного этнического массива, дольше сохраняли специфические черты традиционной башкирской культуры, обладающей также и региональными особенностями. В-третьих, длительное общение этой группы башкир с другими тюркоязычными (татары, казахи) и монголоязычными (калмыки) народами позволяют провести этнографические параллели по изучаемой теме, выявить универсальные культурные механизмы. В-четвертых, исследование способствует углублению этнографических знаний по обрядам жизненного цикла башкир: рождение, свадьба, похороны человека и имеет практическое значение для развития современной обрядности.

Объектом исследования является башкиры, живущие в Саратовской области Российской Федерации.

Предметом исследования являются семейно-бытовые обряды и обычаи, связанные с рождением, свадьбой и смертью человека.

Хронологические рамки диссертации включают период второй половины XIX-XXI вв., что обусловлено источниковой базой исследования. Материалы полевых исследований, полученные от информаторов, позволяют рассмотреть динамику изменений этнической культуры данного периода диахронно и синхронно. Описание же традиционных семейных обрядов и обычаев башкир Саратовской области в своей основной части дается на середину XX в., в некоторых случаях доводится до наших дней.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию современных Перелюбского и Пугачевского районов Саратовской области Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования – комплексное изучение семейно-бытовых обрядов и обычаев у саратовских башкир в XIX-XX вв., а также выявление тенденций их развития в современный период.

Задачи исследования:

– восстановить традиционную модель обрядов жизненного цикла и реконструировать структуру традиционных родильного, свадебного, похоронно-поминального комплексов башкир Степного Заволжья на основе полевых и опубликованных источников;

– составить по возможности полное описание традиционной обрядности жизненного цикла, знаменующей важнейшие вехи в жизни отдельного человека и семьи в целом;

– выявить степень сохранности и бытования обрядовых комплексов и их трансформацию;

– выявить локальные особенности обрядов жизненного цикла башкир изучаемой группы и установить типологическое сходство с такими же обрядами у других групп башкир, тюркоязычных (казахи, татары) и монголоязычных (калмыки) народов, которые исторически соприкасались с башкирами Степного Заволжья;

– раскрыть семантику обрядов жизненного цикла, определить их функциональную значимость на основе анализа обрядовой лексики.

Методика исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач в диссертации применялся комплексный подход, который позволял значительно расширить и углубить исследование обрядов жизненного цикла у саратовских башкир. Кроме того, в работе использовались сравнительно-функциональный, сравнительно-исторический и типологический методы при рассмотрении отдельных элементов обрядов и их интерпретации. В связи с включением в диссертационную работу широкого круга полевых материалов были применены различные методы их сбора: непосредственное участие, непосредственное наблюдение, открытое глубинное интервью, фото- и видеосъемка. Описательный метод полученных материалов был дополнен системным и семантическим анализом, раскрывающим их содержание. При исследовании лексических материалов применялись лингвистические методы этимологического анализа, а также приемы семантического анализа.

Рассмотрение процессов трансформации, адаптации и включения инноваций в обрядность обусловили применение метода реконструкции.



Теоретические основы исследования. Теоретической базой исследования в методологическом плане стали труды известного американского антрополога К. Гирца и франко-бельгийского фольклориста и этнографа Арнольда ван Геннепа, а также труды видного ученого-востоковеда С.И.Руденко и башкирских этнографов Н.В. Бикбулатова, Ф.Ф. Фатыховой. При интерпретации полученных материалов большое значение имели труды отечественных этнографов: С.М. Абрамзона, С.А. Арутюнова Г.А. Бонч-Осмоловского, Ю.В. Бромлея, Г.П. Снесарева, С.А. Токарева, Н.А. Кислякова, Л.Я. Штернберга и др.

В целях проведения историко-сравнительного и семантического анализов использовались работы А.К. Байбурина, В.Н. Топорова, структурно-типологического – В.Я. Проппа. В качестве сравнительных материалов для семантического анализа были использованы работы ученых о традиционных верованиях и этнической культуре народов, исповедующих христианство: А. Балова, П. Иванова, А.Н. Минха, Н.Я. Никифоровского, Г. Попова, Л.А. Чибирова и др. В качестве сравнительных материалов, а также при выявлении структуры обрядов жизненного цикла и их реконструкции привлекались данные из работ по традиционным верованиям и этнической культуре тюркоязычных и монголоязычных народов Поволжья, Южной Сибири и Центральной Азии: С.Н. Абашина, А.И. Азарова, Н.А. Алексеева, Х.А. Аргынбаева, Г.Н. Ахмерова, В.Н. Басилова, И.В. Белича, В.Б. Богомолова, В.Я. Бутанаева, Т.Ф. Валеева, С.М. Гусевой, Э.М. Гучиновой, Г.И. Зиннатуллиной, Е.Ф. Критска-Ивановой, Н.П. Лобачевой, Ф.Д. Люшкевич, Х.Х. Малкондуева, В.П. Наливкина, М.В. Наливкиной, Л.П. Потапова, М.Р. Рахимова, Н.А. Томилова, Л.Т. Шаргородского, Р.К. Уразмановой, Т.П. Федянович и др.

В целях реконструкции и выявления локальных особенностей обрядов жизненного цикла саратовских башкир были использованы работы ученых по другим группам башкир: Б.М. Юлуева, М. Баишева, М.А. Круковского, М.В. Лоссиевского, С.И. Руденко, Р.Г. Кузеева, Р.З. Янгузина, С.Н. Шитовой, Ф.Ф. Илимбетова, З.З. Нафикова, Н.В. Бикбулатова, Ф.Ф. Фатыховой, Т.Х. Кусимовой, Л.И. Нагаевой, М.В. Мурзабулатова, А.З. Асфандиярова, Г.А. Кинъябаевой, Р.М. Юсупова, З.И. Минибаевой и др.

Источниковая база исследования. Основными источниками, использованными при проведении исследования, стали опубликованные документы, сборники материалов научных экспедиций, этнографические и лингвистические материалы, Коран, справочная литература, а также полевые материалы автора.

Полевые материалы. Автором исследования в течение 2005-2010 гг. собирался и изучался этнографический материал в ходе полевых выездов. Исследованием были охвачены все башкирские населенные пункты Перелюбского и Пугачевского районов Саратовской области. Материал собирался также в некоторых башкирских семьях соседних с ними Озинского, Ивантеевского районов и гг. Саратова, Балаково, Маркса, Энгельса. Опрошено 123 информатора в возрасте от 50 до 100 лет. Автор вела наблюдение и принимала непосредственное участие в основных обрядах жизненного цикла башкир: рождении, свадьбе, похоронах во всех исследованных населенных пунктах.

Опубликованные документы. В XIX в. издавались различные сборники, содержащие систематизированные сведения о населении губерний, по которым отдельно можно выделить данные по численности изучаемой группы башкир. Краевед и этнограф А.Ф.Леопольдов дал одну из первых характеристик Саратовского края: географические условия, национальный состав, занятия, обычаи и фольклор ее населения. Сведения по каждому населенному пункту, их географическому местоположению, числу дворов, жителей мужского и женского пола саратовских башкир можно найти в сборниках: «Списки населенных мест Самарской губернии» [1889, 1910]. Отдельные сведения об экономическом развитии края, об уровне развития образования у изучаемой группы башкир находятся в сборнике «Материалы

для географии и статистики России» [1866].

В XX-XXI вв. издавались сборники материалов научных экспедиций в Степное Заволжье, в которых содержатся отдельные этнографические материалы о башкирах, населяющих Самарскую и Саратовские области РФ.

Справочная литература. Определенную помощь в исследовании оказало обращение к справочному изданию по истории башкирских населенных пунктов Республики Башкортостан и сопредельных территорий А.З. Асфандиярова, К.М. Асфандияровой, где представлен полный список башкирских деревень Саратовской области по VIII ревизии 1834 г. с этнографическим материалом по семейно-брачным отношениям и демографической истории изучаемой группы башкир. При подготовке глоссария к исследованию использованы энциклопедические словари.

Степень изученности темы. В настоящее время тема семейных обрядов башкир Саратовской области практически не исследована. В научной литературе имеются лишь отрывочные сведения, касающиеся нашей проблемы.

Так, впервые в историко-этнографической литературе мы находим сведения об изучаемой группе башкир (заволжских или иргизо-камеликских башкирах) у П.И. Рычкова, который в 1755 г. писал об их расселении по рекам Самаре и Кинелю, заметки о них содержатся в работах И.И. Железнова, А.Ф. Леопольдова, К.П. Медокса. Ценные этнографические сведения об обрядах башкирского населения имеются в работах XVIII в. П.С. Палласа, И.Г. Георги, И.И. Лепехина, которые занимались изучением территории расселения башкир, численности, национального состава края, духовной и материальной культуры проживающих здесь народов. Например, И.И. Лепехиным зафиксированы похоронная процессия башкир-кочевников, способы лечения беременной женщины, башкирские поминки, приезд невесты в дом жениха, собственно свадебное торжество, а также устройство детской колыбели и особенности ее убранства. Исследованиями различных аспектов этнографии башкир в XIX в. занимались П.И. Небольсин (культура и быт башкир), В.М. Черемшанский (подготовка покойника к погребению по мусульманским канонам), А. Малиев (антропологический состав), П.С. Назаров (быт и свадебные обряды), Д.П. Никольский (родильные и свадебные обряды), Н.С. Попов (похоронно-погребальные обряды), В.М. Флоринский (проблемы демографии), А.Е. Алекторов (история, некоторые обряды жизненного цикла), М.В. Лоссиевский (легенды и предания), С.Г. Рыбаков (свадебные обряды), Д.К. Зеленин (об архаичных формах брака (левират) и свадебных торжествах), М.А. Круковский, В.М. Филоненко (народные представления о душе и смерти, примечательные детали погребального обряда), Б.М. Юлуев (помолвка в колыбели, сговор и сватовство, выплата калыма, все ритуалы и церемонии свадьбы), М. Баишев (помолвка в колыбели, приезд сватов, прятание девушки, наречение именем, укладывание в колыбель, обрезание, охрана, погребение покойника), М.И. Уметбаев (плач-причитание невесты перед отъездом из дома родителей, обряд «такия алыу» («снятие девичьего венца»).

В 20-х гг. ХХ в. в связи с намечаемым переселением башкир Пугачевского уезда Самарской губернии в Башкирскую республику, в периодической печати время от времени появлялись публикации с целью ознакомления с историей изучаемой группы башкир. В журнале «Башҡорт аймағы» была опубликована статья башкирского языковеда Г.Я. Давлетшина, посвященная свадебным обрядам заволжских башкир, а именно сватовству, взиманию калыма и умыканию невесты. Публикация в 2007 г. получила второе дыхание после перевода с арабского на башкирский язык. В 60-80-х гг. XX в. при изучении обрядов жизненного цикла у башкир определенное значение имеют материалы исторических исследований, которые помогают составить целостную картину по истории, кочевому образу жизни, этническому своеобразию обрядовых комплексов, материальной и духовной культуре. В этом отношении следует выделить работы академика Р.Г. Кузеева, который изучая особенности материальной и духовной культуры башкирского народа, включил башкир Самарской и Саратовской областей в юго-западную этнографическую группу. Большим вкладом в изучение языка, лингвистики и материальной культуры заволжских башкир стали исследования Т.Г. Баишева, У.Ф. Надергулова, Н.Х. Максютовой, С.Ф. Миржановой, С.Н. Шитовой.

Первым обобщающим историко-этнографическим исследованием по семейной обрядности башкирского народа с начала XIX в. до конца 1980-х гг. стал труд этнографов Н.В. Бикбулатова, Ф.Ф. Фатыховой. На основе полевых материалов, литературных и архивных источников в нем исследуется традиционная семейная обрядность башкир, связанная с заключением брака, рождением, смертью в единой системе. Вопросы общественного и семейного быта башкир, семейно-бытовой обрядности нашли отражение в трудах этнографов – Т.Х. Кусимовой (выбор имени и обряды, связанные с имянаречением), Ф.Ф. Илимбетова (обряд имянаречения, обережные обряды), Л.И. Нагаевой (народные танцы, сопровождающие свадебные обряды), М.В. Мурзабулатова (брачно-семейные отношения), И.Е. Карпухина (свадебные обряды в межэтнических взаимодействиях), Р.А. Султангареевой (семейная обрядность).

На рубеже XX-XXI вв. среди ученых растет интерес к истории формирования, этническому составу, особенностям культуры башкирского населения разных регионов Российской Федерации и за ее пределами: Челябинской, Оренбургской, Курганской, Пермской, Самарской, Саратовской областей.

В 2005, 2010 гг. на территории проживания башкирского населения Саратовской области под научным руководством известного ученого Р.М. Юсупова были проведены комплексные этнографо-антропологические экспедиции ИИЯЛ УНЦ РАН с целью антропологического (дерматоглифика, фотографирование) и этнографического исследований (народная медицина, надмогильные сооружения и эпитафии XVIII-XIX вв., история расселения башкир в заволжских степях, изучение обрядов жизненного цикла). В 2008 г. часть материалов экспедиций была опубликована на башкирском языке, в 2009-2011 гг. – материалы по лечебной и охранительной магии башкир, по лексике родинного обряда башкир, которые оказали практическую помощь при семантическом и этимологическом анализе обрядов жизненного цикла башкир Саратовской области.

Таким образом, исследователями был рассмотрен ряд аспектов, связанных с изучаемой темой. Однако необходимо отметить, что в современном башкироведении отсутствуют комплексные исследования по обрядам жизненного цикла башкир, проживающих в Саратовской области, первые шаги в этом направлении сделаны автором исследования.

Научная новизна исследования:

– диссертация представляет собой первое ареальное и сравнительно-историческое исследование семейно-бытовых обрядов саратовских башкир, позволяющее выявить общие и отличительные черты с подобными обрядами у башкир Башкортостана, а также других народов Саратовской области и сопредельных территорий, их взаимовлияния и взаимопроникновения;

– введен в научный оборот обширный полевой этнографический материал по обрядам жизненного цикла саратовских башкир, выявлена их семантика и локальные особенности.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в качестве сравнительного материала при написании трудов по этнографии других групп башкир, применяться в подготовке специальных лекционных курсов и учебных пособий по истории и этнографии башкир, краеведению, имеют практическое значение для развития современной обрядности.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

– обряды жизненного цикла у башкир Степного Заволжья представляют сложную систему и базируются на разностадиальных мировоззренческих представлениях, отражают жизненный цикл отдельного индивидуума;

– основные черты традиционных обрядовых комплексов у башкир

Степного Заволжья в значительной степени сохранились, но вместе с тем подверглись модернизации и трансформации;

– этническая культура башкир Степного Заволжья, длительное время находящаяся в иноязычном и инокультурном окружении, претерпела изменения и благодаря устойчивости механизма межпоколенной трансмиссии, родовой организации, синкретическому мировоззрению, бытованию обрядов календарного и семейного циклов в советский и постсоветский период сохранила в целом основные черты;

– каждый из комплексов обрядов жизненного цикла призван конституировать иной статус человека в переходный для него период, моделирует символическое пересечение границ разных миров, способствует утверждению в новом статусе и наделяет его новыми атрибутами;

– обрядовая культура башкир Степного Заволжья сохранилась из-за того, что большинство их живет в сельских мононациональных населенных пунктах.

Структура диссертации состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка информаторов, глоссария, приложения с фотографиями автора.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обоснована актуальность темы, определены объект и предмет, цель и задачи, хронологические и территориальные рамки, представлена историография проблемы, методологическая и источниковая база исследования, его научная новизна и практическая значимость.

Первая глава «Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка» состоит из трех параграфов, в них подробно рассматриваются обряды, представления и верования, связанные с появлением человека и включением его в социум. Они носят синкретический характер, сочетая в себе элементы первобытной магии, доисламских верований (тотемизм, анимизм, фетишизм), так и элементы, основанные на практике ислама. Основное назначение этих обычаев и обрядов – благополучные зачатие, вынашивание, роды и нормальное развитие ребенка.

§1. Дородовые обряды. В параграфе рассматриваются представления о бездетности, ее возможные причины и народные методы избавления женщины от бесплодия. Наличие детей у мужчин после вступления в брак укрепляло статус главы семьи, у женщины – определяло отношение родственников мужа и завершало обряды вхождения ее в род мужа. Женщина, имеющая много детей, пользовалась особым уважением и почетом, бездетная женщина теряла свой престиж в глазах родственников и соседей. Муж бездетной женщины имел право жениться вторично, если его супруга не могла родить детей. До начала XX в. бездетность у башкир Степного Заволжья являлась одной из главных причин разводов и редких случаев полигамных браков.

Пытаясь избавиться от бесплодия, женщины обращались с просьбой дать дитя к силам природы – воде, ветру, луне, к Всевышнему, кушали мясо плодовитой птицы (гуся), икру рыбы, совершали подаяние и жертвоприношение по мусульманскому обряду. Совершали магические действия: бесплодная женщина садилась на теплый, еще не мытый послед ребенка, или трижды обносила его вокруг своей поясницы, надеясь, что болезнь (бесплодие) уйдет вместе с последом и, что через послед способность к деторождению магическим путем перейдет к ней. Женщины обращались к местным знахарям, лечение которых заключалось в приготовлении различных отваров, проведении массажа, очистительных обрядов снятия порчи и сглаза. Эффективными методами считались прогревание и распаривание в бане, массаж и поднятие живота, традиционный способ «вправления пупка». Некоторые народные приемы лечения от бесплодия имеют положительный эффект и сохранились по настоящее время.

Наступление беременности у саратовских башкир скрывалось и скрывается в настоящее время, что связано с желанием избежать воздействия вредоносных сил и сглаза, а также обычаем избегания во внутрисемейном быте. Для передачи информации о наступлении беременности и о самой беременности использовалась иносказательная речь с элементами вербальной охранительной магии: «ауырлы» (с тяжестью), «йөгө бар» (с поклажей), «буйында бар» (есть что-то в стане), «буйға калған», «ҡорһаҡ күтәргән» (забеременела), «ҡорһағы моронона еткән» (уст. чрево достает носа), и др. Как правило, будущая мать выполняла ежедневную работу и вела обычный образ жизни. В то же время для беременной женщины существовал ряд привилегий и запретов («тыйыу»): пищевых, поведенческих, вербальных, основанных на принципах контактной и имитативной магии.

Существовал обычай, кормить женщину только честно заработаной пищей, иначе ребенок вырастет лентяем. Запрещалось беременной ходить по гостям, есть чужую еду: ребенок может родиться с дурным нравом. В то же время старались удовлетворить ее пищевые пристрастия.

Существовали и вербальные запреты, связанные с представлениями о том, что какие-то неверные действия, совершаемые женщиной, могут перейти на ребенка. Например, нельзя было прясть, вязать спицами, крючком (носки, варежки, салфетки), так как, по поверью, вязание и завязывание узлов может спровоцировать выкидыш или тугое обвитие пуповины вокруг шеи ребенка, от чего ребенок мог задохнуться. Нельзя было ей пришивать пуговицу на одежде, сидеть сложа ногу на ногу или скрещивать ноги, чтобы не задерживалось отторжение последа после рождения ребенка.

Обычаи и обряды, призванные облегчить состояние беременной в период вынашивания плода, представляли собой комплекс рациональных и магических приемов, охранных мер, основанных на традиционном мировоззрении. Так, башкиры считали причиной болезни беременной женщины – влияние злых духов и нечистой силы. Поэтому в обережных целях использовали амулеты: «бетеү» (бумагу с изречениями из Корана, обшитую тканью или кожей), иногда закапывали под порог дома голову волка или собаки. Болезни беременной женщины объясняли также чрезмерно тяжелой работой, простудой, сильными душевными потрясениями. Если не находили истинных причин заболевания, считали, что в женщину вселился злой дух, который пожирал младенца или вызывал выкидыш («зыяндаш»).

В башкирских населенных пунктах Саратовской области сохранились обычаи и обряды, приметы, связанные с предсказанием пола ребенка. Например, «өлгө бесеу» (кройка выреза платья). Накануне родов свекровь, или мать беременной женщины кроили из ткани вырез платья (горловину), потом эту выкройку складывали пополам и клали под кошму и ждали, кто первым войдет в дом. Если в дом входили сын, племянник, любой мужчина, то родится мальчик, а если войдет женщина, то родится девочка. Хорошим знаком («ырым») был вход в дом маленьких детей – мальчика или девочки,, который означал удачные роды и скорую весть о ребенке.


Каталог: files -> doc
doc -> Антейкер В. В. обвиняется в нанесении побоев и иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 Ук РФ
doc -> Примерная программа профессионального модуля
doc -> Программа «Счастливое материнство с желанным ребёнком»
doc -> Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения
doc -> Порошок для приготовления суспензии для приема внутрь 200 мг/5 мл
doc -> Вильпрафен Солютаб табл дисп. 1000 мг уп. 10 Яманучи Юроп Б. В

Скачать 490.07 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница