Народная медицина башкир Курганской области



страница1/3
Дата28.04.2016
Размер246 Kb.
ТипДиссертация
  1   2   3


На правах рукописи

Минибаева Заря Ибрагимовна



Народная медицина башкир Курганской области
(конец XIX – начало XXI в.)

Специальность:

07.00.07 – этнография, этнология и антропология

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Уфа – 2011

Диссертация выполнена в отделе этнологии Учреждения

Российской академии наук Институт истории, языка и литературы

Уфимского научного центра РАН




Научный руководитель

кандидат исторических наук

Юсупов Ринат Мухаметович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Данилко Елена Сергеевна
кандидат исторических наук.

Мазалова Наталья Евгеньевна

Ведущая организация: Учреждение Российской академии наук

Институт этнологических исследований

Уфимского научного центра РАН

Защита состоится « 25 » апреля 2011 года в 14:00­­­­­ часов на заседании Диссертационного совета Д 002.123.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 3).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Автореферат разослан « 24 » __марта 2011 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат исторических наук А. И. Терюков.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Диссертационное исследование посвящено народной медицине курганских башкир. Эта сфера народных знаний, включающая в себя народные представления о причине и сущности болезней, народную диагностику, целительские средства, лечебную магию и мусульманское врачевание, до сих пор тема не была предметом специального изучения.

Актуальность этнографического изучения народной медицины обуславливается, с одной стороны, усилением процессов размывания специфических особенностей традиционной культуры башкир, и, соответственно, необходимостью скорейшей фиксации уникальных знаний. С другой стороны, налицо возрастание общественного и научного интереса к народной медицине, обнаруживающего ее большой практический потенциал и возможности органического включения ее элементов в профессиональную область.

Курганские башкиры, несколько обособленно расселенные от основного этнического массива, дольше сохраняли специфические черты традиционной башкирской культуры, обладающей также и региональными особенностями. Кроме того, длительное взаимное общение этой группы башкир с другими тюркоязычными народами позволяют провести любопытные этнографические параллели в области народного врачевания, выявить универсальные культурные механизмы.

Объектом исследования диссертационной работы являются башкиры, проживающие в Сафакулевском (дд. Абултаево, Азналино, Бакаево, Белое Озеро, Большое Султаново, Боровичи, Калмык-Абдрашево, Мурзабаево, Сарт-Абдрашево, Сафакулево, Сулейманово), Альменевском (дд. Бухарово, Подъясово, Танрыкулево, Юламаново) и Щучанском (д. Арасланово) районах Курганской области.

Предметом исследования является народная медицина курганских башкир.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX – начало XXI века.

Цель диссертационной работы заключается в составлении комплексной историко-этнографической характеристики народной медицины курганских башкир.

Задачи исследования:

– выявление и описание народных представлений о болезнях и причинах их возникновения;

– классификация основных типов башкирских знахарей;

– характеристика способов народной диагностики болезней;

– рассмотрение народных лечебных средств в комплексе рациональных знаний;

– определение религиозно-магических способов лечения и предупреждения болезней;

– сравнительный анализ медицинских знаний курганских башкир и некоторых тюркских народов Средней Азии, Казахстана и Сибири.

Методология и методика исследования. Теоретико-методологической базой исследования явились труды отечественных ученых С.А. Токарева, Ю.В. Бромлея, М.Д. Торэн, В.И. Харитоновой, С.Г. Аршба, И.В. Ильиной, А.Р. Сабирова, Л.М. Кадыровой и др.

Для достижения цели и решения поставленных задач в диссертации применялся комплексный подход, который позволил значительно расширить и углубить исследование народных медицинских знаний курганских башкир. Основными методами исследования явились этнографическое описание и сравнительно-исторический анализ, что позволило выявить в народной медицине курганских башкир общетюркские черты и локальные особенности. Кроме того, в работе был использован метод исторической реконструкции, системный и типологический методы. Полевые исследования проводились на основе качественной методики (наблюдение, устный опрос, включенное наблюдение).



Основными источниками данного исследования явились полевые этнографические материалы (аудио-, видеозаписи, фотографии) автора, собранные в 1997 и 2003 гг. В работе также использованы фольклорные и лингвистические материалы.

Степень изученности проблемы. Наиболее ранние сведения о народной медицине башкирского народа имеются в трудах известных ученых-путешественников XVIII – XIX вв. И.Г. Георги (1799), И.И. Лепехина (1802), П.С. Палласа (1809), П. Небольсина (1854) И.М. Казанцева (1866) и др. В целом, ранние этнографические источники содержат лишь отрывочные и случайные сведения о башкирской медицине. Однако к концу XIX столетия изучение традиционной медицины башкир вступило в новую стадию, что было связано с деятельностью в губерниях обществ врачей. Собранные земскими врачами В.А. Арнольдовым (1894) и Д.П. Никольским (1899) полевые этнографические материалы послужили хорошим основанием для дальнейшего развития изучения научной медицины.

Применительно к началу ХХ в. некоторая информация о традиционной медицине башкир содержится в работе А. Алимгулова (1915). Значительный вклад в изучение традиционной медицины башкир внес выдающийся ученый С.И. Руденко (1925; 1955). Большую ценность для этнографической науки представляет монография врача В.З. Гумарова «Башкирская народная медицина», изданная в 1985 году, а также словари (1981, 1990) и статьи, посвященные лечебным средствам животного происхождения (1978), народной гигиене и охране здоровья детей (1980), эмпирической физиотерапии (1984) и др. В 1991 году вышла в свет книга Н.В. Бикбулатова, Ф.Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир (XIX–XX вв.)», где затрагиваются вопросы лечения детских и женских болезней.

В 2000 году была издана монография Л.И. Никоновой «Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения», в которой впервые сделана попытка обобщить опыт тюркской народной медицины (татар, башкир, чуваш).

В монографии А.Ф. Илимбетовой, Ф.Ф. Илимбетова «Культ животных у башкир: история и современность» (2009) содержится этнографический материал о народной медицине башкир в контексте их религиозно-мифологических представлений.

Сведения о традиционной медицине башкир имеются также в работах башкирских фольклористов, языковедов, литераторов и ботаников: А.Н. Киреева, Г.С Амантаева, Н. Тагирова, Н.Д. Шункарова, А.М. Сулейманова, Б.С. Баимова, Р.А. Султангареевой, Ф.Г. Хисамитдиновой, Р.Н. Каримовой, Г.Р. Батыршиной, Е.В. Кучерова, Р.Б. Ахметова и др.

Вместе с тем, авторы указанных работ рассматривали народную башкирскую медицину либо в контексте возможного рационального использования (труды земских врачей), либо в контексте мифологических представлений (филологи и фольклористы) или же ограничивались описанием отдельных моментов врачевания (довольно редкие работы этнографов). Кроме того, народная медицина именно курганской группы башкир оказалась практически вне поля зрения исследователей всех областей. Следовательно, необходимость ее комплексного этнографического описания представляется вполне назревшей. Следует отметить, что некоторые шаги в этом направлении были уже сделаны автором диссертации.


Научная новизна исследования:

–диссертация представляет собой первое ареальное и сравнительно-историческое исследование народной медицины башкир, позволяющее выявить их этническую самобытность и культурное взаимодействие с другими тюркскими народами в области народного врачевания; цины башкир,а позволяю

– введен в научный оборот обширный полевой этнографический материал;

– исследованы не рассматривавшиеся ранее методы диагностики болезней (например, по биению пульса), которые свидетельствуют о древнейших этнокультурных контактах региона с народами Востока;



– впервые детально описано башкирское мусульманское врачевание.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в качестве сравнительного материала при написании научных монографий, статей и публикаций, посвященных проблемам народной медицины других этносов. Они могут найти применение в образовательном процессе при разработке лекционных курсов и учебных пособий по истории и этнографии башкир, краеведению, истории медицины. Кроме того, народный опыт врачевания может иметь и практическое значение для современной профессиональной медицины.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены в виде докладов на международных, всероссийских и межрегиональных научных и научно-практических конференциях и отражены в 27 научных публикациях, в том числе по перечню ВАК.

Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Списка использованной литературы. В приложении помещены карты, фотографии, таблица растительных средств лечения болезней и список информаторов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В Введении дается краткая историческая справка о башкирах Курганской области; обосновываются актуальность темы исследования, ее научная новизна и практическая значимость; определяются предмет, цели и задачи, хронологические рамки, методология и методика исследования; характеризуются основные источники и степень изученности проблемы.

В первой главе «Народные представления о болезнях и их причинах» рассматриваются народная медицинская терминология и представления об этиологии заболеваний. Прослеживаются этнографические параллели в народной медицине курганских башкир и некоторых тюркоязычных народов Средней Азии, Казахстана и Сибири.

§ 1. Народная медицинская терминология. На основе полевых, фольклорных и лингвистических источников выявлены термины народных медицинских знаний. Народная медицина курганских башкир называется бағымсылыҡ или им-том, т.е. «традиционно-бытовое лечение». Знахаря, в основном, называют бағымсы, реже – имсе, им-томсо. Традиционные способы лечения болезней обозначаются терминами: бағыу – лечить; имләү/имдәү – лечить («править»). Второй термин чаще употребляется при лечении болезней с помощью какого-либо предмета (например, ячмень на глазу выводится с помощью ячменного зерна). Отсутствие целительских способностей выражается словами име-томо юҡ («нет дара целительства») или им-том белмәй («не знает народного лечения»). При невозможности излечения болезни народными средствами говорят: им табып булмай («невозможно найти средство излечения»). Знахари обычно завершают свои действия словами имең-томоң шул булһын («пусть это будет исцелением»). Считается, что необходимым условием исцеления является вера в него: ышанһаң, им була («поверишь, получишь исцеление»). В древнетюркском словаре ем – переводится как «лечебное средство»; емči – «лекарь», емlä – «лечить, исцелять».

Лечение болезней старинными иррациональными методами называется әмәлләү/әмәлдәү. Это слово употребляется в основном при «переносе» болезней на другие предметы, которые затем выбрасываются подальше от населенного пункта, где проживал больной, чтобы болезнь не пристала к другим людям. Такие места в народе называются әмәл/әләм таштанған ер («место, куда брошены духи болезней»). Считается, что к людям, оказавшимся в этих местах, непременно пристанет болезнь (рәнйеүе һуғыла). Знахаря, лечащего такими старинными методами, и сейчас называют әмәлдәгән кеше; они считаются более опытными. В наших наблюдениях термин әмәлдәү наиболее употребим пожилыми знахарками. При некоторых болезнях (тиф, холера и др.), которые не поддаются лечению народными средствами, говорят: әмәлдәп булмай («вылечить невозможно»).

Традиционно-бытовое лечение у курганских башкир обозначается и другим термином ырым. Если болезнь излечивается, то говорят: ырым килеште («лечение подошло»). Ырымдау означает «знахарский способ лечения».

При приеме и лечении больных иногда употребляется термин ҡарау (букв. осматривать). В случае, когда знахарь отказывается принимать больного, говорят: ҡараманы («не осмотрел»). Реже употребляются термины: дауалау – лечить, дауаланыу – лечиться, дауа лекарство [от араб.دﻮاء (дава‘ун) – «лекарство»].

Более опытных и авторитетных знахарок называют боронғо ҡарсыҡ («древняя старуха»), уҡымышлы ҡарсыҡ («начитанная старуха»), белемсе ҡарсыҡ/әбей – («знающая старуха»). Знахарок, которые принимали роды, обычно называли кендекәй или кендек инәйе (от башк. кендек «пупок», инәй «мать»). Если знахарка по старости прекращает заниматься врачеванием, то она говорит о себе ҡуйғанмын («оставила»).

Болезнь у курганских башкир обозначается общетюркскими терминами ауырыу или рәнйеү. Названия болезней башкир, рассмотренные в сравнении с лексикой тюркоязычных народов Средней Азии, Казахстана и Сибири, свидетельствуют о значительной степени близости, порой однотипности народных знаний в области медицины курганских башкир и других тюркских народов.



§ 2. Демонологические представления о болезнях. Это целый комплекс представлений, толкований, объяснений и связанных с ними магических практик, профилактических мер, норм и табу. Многие составляющие этого комплекса связаны с распространением ислама и слиянием канонических интерпретаций, содержащихся в письменных текстах, с народными верованиями. Демонологические персонажи, насылающие болезнь, нередко обладают различными функциями, т.е. имеют узкую или широкую «специализацию», бывают разного происхождения и обладают способностью менять внешний облик.

Зәхмәт (захмат) – демонологический персонаж, подобный черной тени, имеющий антропоморфный или зооморфный облик; он может заводить семью, иметь детей; обычно обитает в грязных местах: на мусорных свалках, помойках, в кучах золы и в заброшенных постройках. Такие места в народе называются зәхмәтле урындар, т.е. «опасные места», где люди могут подхватить болезнь. Первыми признаками болезни являются головная боль, ощущение тяжести и холода внутри тела; впоследствии человек может превратиться в калеку. Знахари диагностируют состояние больного термином зәхмәт һуғылған (букв. захмат ударил). Термин зәхмәт имеет арабское происхождение: زحمة (захматун) – «давка, стеснение, затруднение»; в древнетюркском словаре: zahmat – «тягость, мука, вред». Аналогии имеются у многих тюркоязычных народов, например, у татар – зәхмәт, у узбеков – захмат, у туркмен – зәхмет и т. д.

Слово зәхмәт у курганских башкир употребляется также в собирательном значении для обозначения всех вредоносных духов. Например, распространено представление о вихре (ҡойон), как о злом духе захмат. По рассказам информаторов, захмат движется вихрем, и таким образом переселяет к себе невесту (зәхмәт килен күсерә). Болезнь, возникшая от «удара вихря» называется ел һуҡкан («ветер ударил») или зәхмәт һуҡҡан («захмат ударил»). Особенно опасно оказаться внутри вихревого столба (человек может лишиться разума).

Захмат отождествляется и с духами ен/жен, пәрей, т.е. с джиннами, которые также антропоморфны, выглядят как тень и наносят такой же вред. Поэтому их часто называют ен/жен-зәхмәт («джинн-захмат»), а выражение ен/жен һуғылыу («удар джинна») отождествляется с выражением зәхмәт һуғылыу («удар захмата»). При «ударе джинна» человек ощущает сильный озноб, головную боль, испытывает боль во всем теле. Джинн может вселиться в человека и поразить его одержимостью; такая болезнь называется енләнеп ауырыу («болезнь от джинна») или припадком. Джинны также могут подселяться к одиноким женщинам, в народе это называется пәрей кейәүләү, т.е. «джинн сватает». По поверьям, джинны-захмат бродят в строго определенное время по своим собственным путям, проходящим через перекрестки дорог. Считается, что демоны особенно активны по четвергам. В этот день к людям чаще пристают болезни, но заниматься врачеванием не рекомендуется. Большинство болезней, по представлениям курганских башкир, пристает к людям на закате.



Иблис имеет антропоморфный облик, он находится рядом с тяжелобольным человеком перед смертью, чтобы влить в рот больного нечистую воду. Проглотивший эту воду человек становится кяфером (неверным) и умирает кяфером, если даже он всю свою жизнь прожил как правоверный мусульманин. Поэтому рядом с умирающим постоянно должен кто-то находиться и периодически мочить его губы водой, произнося молитву.

Шайтан наносящий вред людям джин, имеющий антропоморфный облик. Они обитают повсеместно, могут поселиться в доме, жить и питаться вместе с людьми; сбивают с пути истинного всех людей, побуждают их к совершению грехов. Сохраняется вера о возможной подмене новорожденного ребенка шайтаном. Поэтому его нельзя оставлять одного, пока не состоится обряд наречения имени. Шайтан может подложить свое «некрасивое, бестолковое, глухонемое детя». Представления о джиннах, иблисе и шайтане у курганских башкир распространились вместе с исламом.

Убыр – душа умершего колдуна, летающая в виде огненного шара. Человек, пострадавший от него, может тяжело заболеть. Его знобит, и такая болезнь не поддается лечению. Считается, что при встрече с убыр нужно расстегнуть пуговицу на воротнике.

Бисура – разнополое антропоморфное существо, приходящее ночью к женщинам или мужчинам в образе красивого молодого мужчины или девушки. Человек, вступивший в «близкий контакт» с ним, постепенно угасает, желтеет, теряет жизненную силу, и даже рассудок. Состояние больного диагностируется знахарями как бисура эйәләшкән («сожительство с бисурой»).

Некоторые болезни у курганских башкир имеют конкретный образ. Например, татран является духом, вселяющимся в ухо человека в облике птицы и способствующим появлению гнойного заболевания.

Известны болезни, связанные со «схватыванием» изнутри больного человека необъяснимой силой. К таким болезням относятся припадок (тотанаҡ), судорога (тартышыу), паховая грыжа (бүҫер/ биҫер) и др.

Согласно традиционным представлениям, источником болезней могут служить невидимые черви (ҡорттар), т.е. живые вредоносные существа, появляющиеся под кожей по неизвестным причинам. Болезнь называется сөсө или ҡара сөсө төшөү («черный сëсë завелся») или нәҙек ауырыуы (букв. тонкая болезнь). Эта болезнь приравнивается к раковым заболеваниям, так как сөсө также поедает человеческое тело изнутри.

Наиболее распространенной причиной заболеваний у курганских башкир считается испуг (ҡурҡыу). По сообщениям информаторов, при сильном испуге человека покидает его жизненная сила – ҡот, а на его место вселяется болезнетворный дух ҡурҡ. Впоследствии сердце «выскакивает» с места и «сжимает» дыхание, после этого у больного может начаться удушье, т.е. испуг может перейти в астму (ҡуркыу ҡатмаға әйләна). В качестве сравнительного материала привлекаются представления тюркских народов Сибири, связанные с древнетюркским словом qut, которое встречается в письменных древних и средневековых источниках, в том числе рунических.

§ 3. Духовные и физические причины болезней. По представлениям курганских башкир возникновению многих болезней способствуют различные духовные и физические причины. От состояния души и сердца человека зависит его здоровье, а нарушение общепринятых норм и правил поведения может привести к душевным недугам или физическим болезням. На сохранение здоровья направлены особые запреты и приметы, в основе которых лежит многовековый опыт предотвращения болезней.

Целый ряд болезней воспринимается как наказание человеку за недобрые поступки или помыслы, невыполнение какого-то намерения (ниәтеңде үтәмәү) или обета (нәҙер), а также проклятия (ҡарғыш). Считается, что проклятие делится поровну между проклятым и проклинающим. Оно является мощной таинственной силой, которая ищет виновника и наказывает по справедливости. Если человек проклянет безвинного человека, то проклятие вернется к нему или перейдет к его потомкам. Обида (рәнйеш) обладает такими же свойствами, что и проклятие. Незаслуженная обида может стать наказанием для обидчика в виде долгой мучительной болезни или даже смерти.

Болезни и несчастья могут насылаться также наговорами и сплетнями. Если человек является объектом сплетен, то те «давят» на него (һүҙ баҫа), «кусают» его (тел тештәй), он чувствует себя больным, теряет аппетит, переживает упадок сил. Эта болезнь обозначается термином тел-теш ауырыуы (досл. болезнь языка-зуба).

Особенно осторожное отношение курганских башкир к колдовству (сихыр). Считается грехом даже произношение вслух этого слова, поэтому его заменяют более нейтральным синонимом боҙом эше («порча»). Причиной многих серьезных болезней может стать сглаз.

По традиционным представлениям курганских башкир, несоблюдение семейно-бытовых обычаев и обрядов может привести к болезням или тяжелым последствиям. Например, если беременная женщина не получает желаемое, она может заболеть воспалением груди – ымһын ауырыуы или иҫләнеү («болезнь от соблазна»), а ребенок – родиться с «открытым ртом», т.е. будет плаксивым.

Существует мнение, что на здоровье человека влияет его собственное имя. Если ребенок родится с родинкой (миң) на теле, то нужно давать ему соответствующее имя со словом Миң-: Миңһылыу, Миңлеғәли. Если назовут по-другому, это имя будет ему чужим, а родинка станет расти и беспокоить ребенка. Тогда нужно добавить к прежнему имени Миң- или же совсем заменить его другим. В таких случаях снова приглашают муллу для произнесения Азана.

Исчезновение традиционных элементов в свадебных обрядах (например, отсутствие обряда обвязывания жениха свадебным поясом) может привести к разрушению семейных отношений.

Несоблюдение обычаев, связанных с погребально-поминальными обрядами, также может быть причиной заболевания или несчастного случая.

Таким образом, объяснение причин болезней категориями духовного, нравственного порядка является у курганских башкир довольно распространенным. Однако существуют и объяснения, связанные с естественными, физическими причинами. Болезни, по их мнению, делятся на врожденные (порок сердца), возрастные (глухота), мужские (импотенция), женские (бесплодие), детские (щетина, краснуха), наследственные (псориаз), инфекционные (заразные), профессиональные, неизлечимые, легкие, тяжелые и др.

Во второй главе «Знахари и народная диагностика болезней» характеризуются категории знахарей и их функции, а также рациональные и иррациональные методы диагностики болезней.


Каталог: files -> doc
doc -> Антейкер В. В. обвиняется в нанесении побоев и иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 Ук РФ
doc -> Примерная программа профессионального модуля
doc -> Программа «Счастливое материнство с желанным ребёнком»
doc -> Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения
doc -> Порошок для приготовления суспензии для приема внутрь 200 мг/5 мл
doc -> Вильпрафен Солютаб табл дисп. 1000 мг уп. 10 Яманучи Юроп Б. В


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница