Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета
«ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА»
Лычагина Ольга Владимировна, МБДОУ №129 «Высотка», учитель-логопед, высшей категории, обладатель гранта мэра в номинации «Образование», г.Астрахань
Аннотация
Статья призывает взрослых, работающих и занимающихся с дошкольниками развивать мелкую моторику ребенка, косвенным образом оказывая влияние на развитие речи, обосновывая связь с точки зрения анатомических связей.
Большинство детей дошкольного возраста в той или иной степени имеют несформированность тонкой моторики рук, что отрицательно сказывается на развитии речевой функции. Это в свою очередь отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии , на формировании психики и личности ребенка в целом, затрудняет его социальную адаптацию.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе этого ученые выявили закономерность:
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме;
Если же развитие движений пальцев от возрастной нормы отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть не нарушена.
М.М. Кольцова заключила, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен учитываться при работе с любыми детьми, а уж тем более там, где присутствуют речевые нарушения.
Согласно учению И.П. Павлова, речь представляет собой психофизическую функцию мозга, вторую сигнальную систему, являясь сигналом сигналов. Первая сигнальная система (условные рефлексы) и вторая (безусловные рефлексы) сигнальная система тесно связаны между собой. Вторая сигнальная система формируется на основе первой. Но в последствии появляется регулирующее влияние на первую сигнальную систему со стороны второй. Слово является сигналом особого свойства, орудием общения, абстрагирования. Учет сложных взаимодействий первой и второй сигнальной систем позволяет более эффективно строить коррекционную работу.
Особенно интересными представляются механизмы интеграции, обеспечивающие целостную деятельность мозга. Большое значение имеет анализ роли двигательного анализатора в функциональном развитии мозга ребенка.
По показаниям экспериментальных данных, речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности (теоретической и практической, коллективной и индивидуальной). При участии речи человек приобретает сведения об окружающем мире, овладевает знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.
В нервной системе человека выделяют два больших отдела – центральная и периферическая нервные системы. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом, периферическая – нервами и нервными узлами, находящимися за пределами центральной нервной системы. В свою очередь ЦНС делится на: соматическую (телесную), управляющую двигательными функциями тела, и вегетативную, контролирующую работу внутренних органов.
Нас интересует соматическая центральная нервная система, представленная головным мозгом. Головной мозг человека – два полушария (большой мозг), мозжечок (малый мозг), ствол мозга. Оба полушария мозга не существуют отдельно друг от друга, они объединены мозолистым телом (спайкой). Поверхность каждого полушария покрыта большим количеством борозд, между которыми проходят извилины мозга. В каждом полушарии есть лобная, теменная, затылочная и височная доли. 30 % всей поверхности мозга приходится на лобную долю, которая контролирует произвольность всех движений. Лобная доля отделяется от теменной центральной Роландовой бороздой, а лобная и теменная доли отделяются от височной боковой Сильвиевой бороздой. Теменная от затылочной не отделяется четкой бороздой по наружной боковой поверхности, но имеет теменно-затылочную борозду по внутренней поверхности полушария мозга. Каждое полушарие имеет верхнебоковую выпуклую поверхность, внутреннюю и нижнюю базальную поверхность. 2/3 коры больших полушарий находятся в глубине борозд.
Итак, за исполнение двигательной функции отвечает (по природе) – лобная доля мозга (см. схему "Человечек Перфилда"); височная доля – за восприятие слуховых ощущений и восприятие речи, восприятие звуков и тонов и вторичные обонятельные образования; теменная – за ощущения, память и воображение; и затылочная - восприятие и переработку зрительной информации.
Периферический отдел нервной системы представлен 12 парами черепно-мозговых нервов, из которых 3, 4, 6, 7, 11, 12 пары – двигательные, а остальные – чувствительные и смешанные.
Учитывая то, что человеческий мозг это не твердое тело, а некая электрическая импульсная субстанция, не имеющая между отделами и извилинами четких и твердых граней, можно сказать, что, возбуждая работу одного участка коры мозга, мы импульсивно и интегрировано влияем на работу соседних участков мозга, побуждая их тем к собственным действиям.
Двигательные пути иннервации лучше отслеживать сверху, от коры головного мозга. От передней центральной извилины, с ее самых нижних отделов, где проецируется язык, двигательные волокна вместе с остальным пучком пирамидного пути выходят из серого вещества мозга и проходят весь длинный путь по стволу до продолговатого мозга, где пересекаются и выходят в ядра, соединяющие центральную и периферическую нервные системы. Так как двигательные проекции руки и речи находятся в непосредственной близости одна от другой, то и иннервация одной вызывает интегрированную иннервацию другой. Так возникший импульс движения руки по восходящим двигательным путям поднимается и перерабатывается в лобной передней центральной извилине, возбуждая соседние участки (слуховой центр, речедвигательный, теменной (чувствительный)), затем возвращается по нисходящим путям обратно к рецептору (руке).
Учитывая то, что самые простейшие упражнения для развития мелкой моторики рук сопровождаются небольшими и легкими в плане запоминания стихотворными текстами, можно говорить о том, что развитие мелкой моторики способно положительно влиять на развитие речи, внимания, памяти и ощущений от движений.
Проследим этот же путь иннервации, но от речевого центра Брокка. Мы сказали слово. Этот импульс от рецептора (языка) пошел по восходящим путям к стволу головного мозга, прошел сложный путь по мозговой структуре и попал в речедвигательный центр. Там, возбудив к работе необходимые клетки речедвигательного центра, конвективно импульс затронул соседние участки, в том числе и двигательный центр руки. Снаружи это можно заметить так: когда мы говорим и испытываем некоторые затруднения в речи, нам обязательно хочется сопроводить некоторые слова и фразы рефлекторным движением рук, как бы дополняя рассказ. Тем самым мы движениями рук даем дополнительные импульсы в речевой центр коры головного мозга, еще более активизируя его работу.
У детей мозговая структура развивается неравномерно и, учитывая возможность косвенного влияния развития одной области мозговой структуры на другую, последовательно формирующиеся умения и навыки можно сблизить во времени. Физиологическое созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти заканчивается к 6-7 годам.
Развивая руку ребенка в наиболее сенситивный (благоприятный) период дошкольного детства, можно повысить уровень развития работоспособности отдела его головного мозга, отвечающего за развитие речи.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Учителя отмечают, что ребенок с неразвитой моторикой рук испытывает серьезные трудности в овладении навыком письма, а ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, мышление, внимание и связная речь. Умение выполнять мелкую работу с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте (аппликация, вырезывание, рисование, лепка мелких деталей). Поэтому и работа по развитию мелкой моторики рук должна выполняться задолго до поступления в школу.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание развитию мелкой мускулатуры рук детей-дошкольников, решают сразу две глобальные задачи:
Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
Готовят руку ребенка к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих школьных проблем.
Поделитесь с Вашими друзьями: |