Медицинская академия им. С.И. Георгиевского Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского
Кафедра педиатрии с курсом детских инфекционных болезней
3.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
УТВЕРЖДАЮ:
|
Зав. кафедрой
|
Д.м.н.,
профессор
|
Н.В. Лагунова
|
(Ф.И.О., звание)
|
|
(подпись)
|
« 29 » августа 2014
|
Тема:
|
Сахарный диабет у детей.
|
Дисциплина:
|
Педиатрия с курсом детских инфекционных болезней
|
Факультет:
|
I, II, международный медицинский
|
Курс:
|
5
|
Семестр:
|
9-10
|
Специальность:
|
Лечебное дело
|
Куратор темы:
|
В.А.Дивинская – доцент кафедры, к.м.н.
|
(Ф.И.О., должность, подпись, дата)
г. Симферополь
1. Актуальность темы.
Сахарный диабет (СД) является одним из самых распространенных эндокринных заболеваний во всем мире. Несмотря на меры по профилактике сахарного диабета, предпринимаемые ВОЗ и правительствами разных государств, распространенность этого заболевания во всем мире продолжает увеличиваться. Ранняя диагностика и своевременное лечение сахарного диабета во многом определяет характер его течения, способствует сохранению трудоспособности, предупреждению развития осложнений, что значительно улучшает качество жизни больных детей.
2. Цель обучения.
2.1. Учебно-целевые задачи.
2.1.1. Студент должен знать:
-
|
Понятие клинико - лабораторной диагностики сахарного диабета у детей
| -
|
Причины, приводящие к заболеванию
| -
|
Новую концепцию патогенеза сахарного диабета
| -
|
Классификацию, клинические проявления сахарного диабета у детей
| -
|
Особенности течения сахарного диабета у детей, дифференциальную диагностику сахарного диабета
| -
|
План обследования больного
| -
|
Лечение ребенка, больного сахарным диабетом
|
-
Студент должен уметь:
-
|
Собрать анамнез у родителей ребенка, больного сахарного диабета
| -
|
Овладеть навыками выявления симптомов сахарного диабета
| -
|
Изучить основные этапы диагностики сахарного диабета
| -
|
Изучить алгоритмы диагностики основных причин сахарного диабета
| -
|
Составить план обследования больного сахарного диабета
| -
|
Провести дифференциальную диагностику
| -
|
Выполнить программу самостоятельной работы во время практического занятия. Решить клинические ситуативные задачи.
|
2.2. Учебно-воспитательные задачи.
-
|
Формирование профессионального долга, совершенствование в области деонтологии.
| -
|
Социальная и психическая реабилитации детей, страдающих сахарным диабетом.
| -
|
Ознакомление с правами инвалидов детства.
|
3. Восстановление базовых знаний по ранее изученным темам и дисциплинам.
Дисциплина
|
Студент должен знать
|
Студент должен уметь
|
Анатомия
|
1) Анатомическое строение поджелудочной железы. Анатомическое расположение.
|
1) Различать виды сосудов, границы поджелудочной железы.
|
Нормальная физиология
|
2) Регуляция секреции инсулина. Механизм действия инсулина.
|
2) Нормальные показатели углеводного и жирового обмена.
|
Патофизиология
|
3) Патогенез развития сахарного диабета.
|
3) Уметь трактовать нарушение нормальной функции поджелудочной железы.
|
Пропедевтика детских болезней
|
4) Возрастные анатомо-физиологические особенности поджелудочной железы.
|
4) Выделить основные симптомы заболеваний.
|
Госпитальная педиатрия
|
5) Этиопатогенез, классификацию, особенности течения, дифференциальную диагностику.
|
5) Обследовать больного, назначить лечение. Дать рекомендации родителям.
|
-
Программа самостоятельной подготовки.
№ п/п
|
Учебные задачи
|
Конкретизация задач
| -
1
|
Изучить этиологию, патогенез сахарного диабета и коматозных состояний у детей
|
-наследственная предрасположенность (поражение короткого плеча 6-ой хромосомы;
-алиментарный фактор;
-перенесенные инфекции (корь, краснуха, грипп, ОРВИ);
-стресс;
- травма области поджелудочной железы;
-аутоиммунные заболевания
| -
|
Изучить клинические признаки сахарного диабета и коматозных состояний
|
-полиурия
-полифагия
-полидипсия
-характерные признаки
-косвенные признаки
| -
|
Изучить дифференциально-диагностические признаки сахарного диабета и коматозных состояний.
|
уровень глюкозы в крови
- рН крови
- наличие ацетона в моче
-оценить показатели: тест толерантности к глюкозе, гликемический профиль, сахарная кривая, гликированный гемоглобин.
|
-
Алгоритм практической работы студентов.
Первый этап
|
Установление клинического диагноза:
-собрать жалобы, выявить факторы, способствующие развитию сахарного диабета;
-выявить клинические признаки заболевания;
-использовать данные лабораторно-инструментальных методов исследования;
сформулировать клинический диагноз согласно классификации
|
Второй этап
|
Назначение лечения:
-необходимо назначить диету, режим, меры, направленные на основные звенья патогенеза
|
Третий этап
|
Назначение комплекса мероприятий, направленных на профилактику осложнений заболевания
|
6. Тесты по теме для контроля знаний, ситуативные задачи - см. в разделе 3.5. “Тесты для текущего контроля уровня знаний студентов по данной дисциплине.
7. Место проведения занятия. РДКБ, нефрологическое отделение
8. Источники информации.
8.1. Основная литература.
№
п/п
|
Автор(ы)
|
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
|
Город,
изд-во
|
Год
издания, том, вып.
|
Кол-во стр.
|
1.
|
Под ред. И.И. Дедова и В.А. Петерковой
|
Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями
|
Москва
|
2014
|
442
| -
|
Баранов А.А.
|
Педиатрия. Национальное руководство
|
М.: ГЭОТАР-Медиа,
|
2014
|
| -
|
Под ред. Шабалова Н.П.
|
Детские болезни. Учебник для вузов в 2х т.
|
СПб.: Питер,
|
2012
|
|
8.2. Дополнительная литература:
№
п/п
|
Автор(ы)
|
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
|
Город,
изд-во
|
Год издания, том, вып.
|
Кол-во стр.
| -
|
Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко
|
Эндокринология: национальное руководство (+СD).
|
ГЭОТАР-Медиа
|
2008
|
| -
|
Берман Р. Э
|
Педиатрия по Нельсону. В 5-ти т. Пер. с англ.
|
М.: Рид Элсивер
|
2009
|
824
| -
|
|
Лекции кафедры по детской эндокринологии
|
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |