Российской Федерации РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
2) права человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья граждан, гарантии их реализации;
3) полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан;
4) права и обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан;
5) права и обязанности медицинских и фармацевтических работников. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
1) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического, характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, организациями, должностными и иными лицами, гражданами в целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
2) медицинская помощь - медицинская услуга или комплекс медицинских услуг;
3) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс таких вмешательств, которые направлены на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, а также на медицинскую реабилитацию, имеют определенную стоимость и оказываются медицинскими работниками;
4) медицинское вмешательство - любой затрагивающий физическую или психическую сферу человека вид медицинских манипуляций и (или) обследования, которые имеют профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, или вид лечения, выполняемые медицинским работником по отношению к конкретному пациенту;
5) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, включающих формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление заболеваний, причин и условий их возникновения, а также на устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях;
6) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством анализа жалоб пациента, анамнестических данных, данных осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных методов исследований с целью определения диагноза, выбора или контроля мероприятий по лечению;
7) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболеваний или состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
8) пациент - физическое лицо, получающее медицинские услуги или обратившееся за оказанием медицинских услуг независимо от наличия у него состояния или заболевания;
9) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинских услуг, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, а также по заготовке органов и тканей, обращению донорской крови и ее компонентов в медицинских целях;
10) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к ним в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;
11) фармацевтическая организация - организация, осуществляющая фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;
12) медицинский работник - физическое лицо, которое работает в медицинской организации и в трудовые обязанности которого входит выполнение работ, связанных с оказанием медицинской помощи пациенту;
13) фармацевтический работник - физическое лицо, которое работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входит выполнение работ, связанных с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуском, хранением, перевозкой, изготовлением лекарственных препаратов для медицинского применения;
14) лечащий врач - медицинский работник, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период его наблюдения и лечения;
15) заболевание - возникающее в ответ на действие патогенных факторов нарушение жизнедеятельности, работоспособности, способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов;
16) основное заболевание - заболевание или состояние организма пациента, которое само по себе или через свои осложнения вызывает в данное время первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой трудоспособности и жизни или становится непосредственной причиной смерти;
17) сопутствующее заболевание - заболевание или состояние организма пациента, не имеющее причинно-следственной связи с основным заболеванием, не оказывающее существенного влияния на его течение, значительно уступающее ему по степени влияния на трудоспособность и опасность для жизни, по степени необходимости в оказании медицинской помощи и не являющееся причиной смерти;
18) тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющий степень выраженности обусловленных заболеванием или его осложнением поражения органов и систем организма человека либо нарушения их функций. Могут устанавливаться легкая, средняя и тяжелая степени тяжести заболевания или состояния;
19) качество медицинской помощи - уровень соответствия оказываемой медицинской помощи стандартам медицинской помощи. Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан 1. Законодательство об охране здоровья граждан состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
2. Нормы об охране здоровья граждан, содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
3. В случае несоответствия норм об охране здоровья граждан, содержащихся в иных федеральных законах, нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона.
4. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в сфере охраны здоровья граждан, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации Основными принципами охраны здоровья граждан в Российской Федерации являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) доступность медицинской помощи;
3) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
4) соблюдение врачебной тайны;
5) приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан. Статья 5. Соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий 1. Мероприятия по охране здоровья граждан должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
2. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
3. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний или состояний здоровья, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Статья 6. Доступность медицинской помощи 1. Принцип доступности медицинской помощи означает свободный доступ граждан к медицинским услугам независимо от географических, экономических, социальных, организационных или языковых барьеров, а также своевременное оказание медицинской помощи.
2. Доступность медицинской помощи обеспечивается:
1) наличием и квалифицированностью медицинских кадров;
2) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
3) возможностью выбора медицинской организации и врача;
4) транспортной доступностью медицинских организаций (медицинских работников). Статья 7. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи 1. Не допускается отказ в оказании медицинской помощи пациенту при угрожающих его жизни заболеваниях и состояниях либо угрозе обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, медицинской организацией либо медицинским работником, находящимся при исполнении трудовых обязанностей.
2. Медицинская помощь пациенту при угрожающих его жизни заболеваниях и состояниях или угрозе обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, оказывается безотлагательно в объеме, необходимом для устранения угрозы его жизни или угрозы обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, без взимания платы с пациента.
3. Не допускается отказ в безвозмездном предоставлении пациенту медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, участвующей в ее реализации. Статья 8. Соблюдение врачебной тайны 1. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
3. С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, осуществления публикаций в научных изданиях, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 50 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией в медицинских информационных системах и в медицинских организациях в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) при осуществлении контроля в системе обязательного социального страхования;
10) при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статья 9. Приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан реализуется путем разработки и первоочередного осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения заболеваний, их раннее выявление, снижение риска развития заболеваний, причин и условий их возникновения, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, активное формирование здорового образа жизни. Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН Статья 10. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан относятся:
1) разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;
2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан;
3) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, разработка и реализация программ по формированию здорового образа жизни, развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в сфере охраны здоровья граждан;
4) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья граждан;
5) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
6) разработка и утверждение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей базовую программу обязательного медицинского страхования;
7) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;
8) организация, обеспечение и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
9) установление требований к размещению медицинских организаций и иных объектов инфраструктуры в сфере охраны здоровья граждан, исходя из потребности населения Российской Федерации;
10) координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в сфере охраны здоровья граждан;
11) утверждение порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации;
12) утверждение номенклатуры медицинских организаций, номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников, номенклатуры специальностей специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием;
13) утверждение типовых положений об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций;
14) установление общих требований к структуре и штатам медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную систему здравоохранения;
15) организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации;
16) организация оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, и скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи гражданам в федеральных государственных учреждениях;
17) организация медицинской эвакуации граждан федеральными государственными учреждениями, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
18) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными препаратами для медицинского применения, дезинфекционными и иными средствами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 16, 17 и 19 настоящей статьи;
19) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о проводимых мероприятиях на территории Российской Федерации;
20) установление порядка организации и производства медицинских экспертиз;
21) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья граждан, за исключением лицензирования видов деятельности, переданного в соответствии с частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
22) согласование структуры органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданное Российской Федерацией полномочие в сфере охраны здоровья граждан, и кандидатуры его руководителя;
23) утверждение порядка организации и проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий и их государственной регистрации;
24) организация и осуществление государственного контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности, соблюдением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, стандартов качества донорской крови и ее компонентов, требований технических регламентов в сфере охраны здоровья граждан;
25) ведение федеральных информационных систем, баз данных и иных информационных ресурсов в сфере охраны здоровья граждан, включая обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
26) утверждение правил и методик в области статистического учета, отчетности и стандартов информационного обмена в сфере охраны здоровья граждан независимо от организационно-правовой формы медицинских и фармацевтических организаций;
27) организация и осуществление контроля достоверности первичных статистических данных в медицинских организациях;
28) утверждение порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья граждан, унифицированных форм медицинской документации, в том числе в электронном виде;
29) утверждение порядка аттестации специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием для присвоения им квалификационной категории;
30) обеспечение и координация программ научных исследований в сфере охраны здоровья граждан;
31) утверждение порядка направления граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и организация их направления на лечение за пределами территории Российской Федерации;
32) утверждение порядка проведения медицинских осмотров;
33) мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья граждан, при обращении зарегистрированных медицинских изделий;
34) утверждение перечня профессиональных заболеваний;
35) утверждение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов для медицинского применения, форм рецептурных бланков, а также порядка их оформления, учета и хранения. Статья 11. Полномочие Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 1. Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по лицензированию следующих видов деятельности:
1) медицинская деятельность организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);
2) фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);
3) деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).
2. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
3. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочия, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:
1) численности населения;
2) количества аптечных организаций, осуществляющих реализацию населению лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических средств, психотропных веществ;
3) количества медицинских организаций, полномочие по лицензированию медицинской деятельности которых передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Субвенции предоставляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Средства на осуществление указанного в части 1 настоящей статьи полномочия носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
6. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочия, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданного полномочия;
2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации переданного полномочия;
3) устанавливает порядок согласования назначения (освобождения от должности) руководителей, структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданное полномочие;
4) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданного полномочия;
5) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующего полномочия у органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
8. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору в сфере охраны здоровья граждан:
1) осуществляет ведение единого реестра лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданным полномочием, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданного полномочия.
9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, назначает (освобождает) на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданное полномочие;
2) утверждает по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданное полномочие;
3) организует деятельность по осуществлению переданного полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами и иными документами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи;
4) вправе до утверждения регламентов, указанных в пункте 1 части 7 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданного полномочия, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;
5) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, сведений о лицензиях, выданных в соответствии с переданным полномочием, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданного полномочия, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
10. Контроль за расходованием средств на осуществление переданного полномочия осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения и Счетной палатой Российской Федерации. Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;
2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан;
3) разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний, обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, санитарно-гигиенического просвещения населения;
4) разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей территориальную программу обязательного медицинского страхования;
5) формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья граждан, установление порядка их организации и деятельности;
6) организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации;
7) организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;
8) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами медицинских организаций государственной системы здравоохранения, а также медицинских организаций, участвующих в выполнении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
9) осуществление деятельности в сфере охраны здоровья, направленной на формирование здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации;
10) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих острых и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидизации, который утверждается Правительством Российской Федерации;
12) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, субъектов государственной и муниципальной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;
13) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о мероприятиях, проводимых на территории субъекта Российской Федерации;
14) информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе статистических данных по итогам года, а также при угрозе и возникновении эпидемий;
15) предоставление мер социальной поддержки в части оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лекарственного обеспечения указанных лиц;
16) обеспечение и координация региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья граждан.
2. Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, указанные в части 1 настоящей статьи, могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения. Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере охраны здоровья граждан К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья граждан относятся:
1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона;
3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе статистических данных по итогам года, а также при угрозе и возникновении эпидемий;
4) организация санитарно-гигиенического просвещения населения;
5) реализация на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о мероприятиях, проводимых на территории муниципального образования.