Новые принципы
Главная цель государственной политики в сфере охраны здоровья граждан – повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни граждан
Министр здравоохранения Республики Башкортостан
Георгий Шебаев
В последнее время в республике благодаря принятию ряда комплексных мер создана полноценная система здравоохранения, снижена предотвратимая смертность населения и стабилизировалась демографическая ситуация. Проработана необходимая правовая основа для охраны здоровья населения, укрепляется материально-техническая база, кадровый потенциал, внедряются современные организационные и лечебно-диагностические технологии. Успешно реализуются республиканские и федеральные целевые программы. Проводятся планомерная реорганизация коечного фонда лечебно-профилактических учреждений и развитие стационарозамещающих и ресурсосберегающих технологий.
Активно проводятся мероприятия, направленные на предотвращение смертности от наиболее распространенных факторов, составляющих основную причину смертности.
Реализация мер, направленных на совершенствование кардиологической службы, в том числе создание регионального сосудистого центра и трех сосудистых отделений, где применяются мультидисциплинарный подход и малоинвазивные методы лечения, привела к положительным результатам. Только за 2011 год летальность от инфаркта миокарда снизилась на 8,1%, от острого нарушения мозгового кровообращения – на 5,0%. У большинства пациентов предотвращена стойкая утрата трудоспособности. Объем специализированной кардиохирургической высокотехнологичной медицинской помощи возрос в два раза.
На федеральных автомобильных трассах М-5 «Урал» и М-7 «Волга» создана база по оказанию экстренной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Центры оснащены высокотехнологичным медицинским оборудованием, аппаратно-программными комплексами для очных и заочных телемедицинских консультаций, обучены необходимые специалисты.
Обеспечение оказания скорой медицинской помощи уже в первые минуты после аварий позволило уменьшить количество погибших на 13,2% и существенно снизить инвалидизацию пострадавших.
Медицинское оборудование, поставленное в республику в 2010–2011 годах в рамках реализации мероприятий нацпроекта «Здоровье», Программы модернизации здравоохранения, позволило обеспечить доступность лечебно-диагностической онкологической помощи в муниципальных образованиях, оптимизировать лечебно-диагностический процесс в ГУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер», поднять на новый уровень качество проведения диагностических мероприятий по выявлению онкологических заболеваний.
За счет средств федерального бюджета ФМБА России произведена поставка в нашу республику медицинского и информационного оборудования для оснащения ГУЗ «Республиканская станция переливания крови по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови».
Дальнейшие шаги
Оценка динамики демографических процессов в Республике Башкортостан и детальное изучение причин, определяющих высокие показатели смертности населения, превышающие среднероссийские показатели заболеваемости по отдельным классам болезней, определяют выбор профилей оказания медицинской помощи, нуждающихся в дальнейшей модернизации. Это совершенствование медицинской помощи больным по следующим профилям: онкология, кардиология, неврология, нейрохирургия, травматология, акушерство и гинекология, неонатология, педиатрия, гематология, гастроэнтерология, развитие службы крови.
Основной целью дальнейшей модернизации отрасли является максимальное приближение первичного звена здравоохранения к каждому жителю республики, вне зависимости от того, где он проживает – в городе или отдаленном селе, и оптимизация оказания специализированной помощи населению путем концентрации высокотехнологического оборудования и кадрового потенциала на базах межрайонных специализированных центров.
Межмуниципальные медицинские центры
С целью оказания специализированной помощи населению в рамках «Программы модернизации здравоохранения на 2011–2012 годы» на базах крупных многопрофильных городских и центральных районных больниц республики организовано девять окружных межмуниципальных медицинских центров.
Данные центры в режиме круглосуточной работы осуществляют специализированную медицинскую помощь по разным направлениям, пациенты доставляются бригадами скорой медицинской помощи и специалистами Центра медицины катастроф. В дальнейшем они будут доукомплектовываться кадрами, дооснастятся необходимым оборудованием, что позволит внедрить оказание медицинской помощи в соответствие с порядками и стандартами в полном объеме.
Кадровый ресурс
Наиболее актуальной для всех этапов оказания медицинской помощи в Республике Башкортостан является проблема кадрового обеспечения лечебно-профилактических учреждений.
По состоянию на 31 января 2011 года в государственных и муниципальных учреждениях РБ работали 15 856 врачей и 41 403 работника со средним специальным медицинским образованием.
Подготовка специалистов со средним медицинским образованием в Республике Башкортостан осуществляется в 8 медицинских колледжах. По итогам Всероссийского конкурса «Лучший медицинский колледж 2012 года» ГАОУ СПО РБ Башкирский медицинский колледж занял 1-е место и признан лучшим в России.
В муниципальных учреждениях здравоохранения заняты 77,6% всех врачей и 83,4% среднего медицинского персонала. Численность врачей по сравнению с 2007 годом увеличилась на 531 человек.
Одним из важнейших направлений деятельности, влияющих на сохранение и успешное восполнение медицинских кадров, является дальнейшее улучшение социально-экономического положения и уровня жизни работников здравоохранения.
Необходимым условием повышения мотивации специалистов к качественному результату труда и привлечения высококвалифицированных кадров должно рассматриваться улучшение качества рабочей среды, включающей в себя вопросы заработной платы, создания соответствующих условий труда и использования рабочего времени.
Так, в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан для улучшения кадровой ситуации предусматривается ежегодно направлять в районы более 300 выпускников медицинских образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым будут производиться выплаты единовременного пособия в размере 100 тысяч рублей.
Значительно укрепит кадровый потенциал сельских учреждений здравоохранения инициатива партии «Единая Россия» «Земский доктор», которая направлена на повышение качественного уровня сельской медицины.
Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012 году предусмотрено осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011–2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, в размере одного миллиона рублей.
Из Федерального бюджета на осуществление единовременной компенсационной выплаты республике выделено 553 млн рублей. Это самая большая сумма среди всех субъектов РФ.
Приоритетные направления
Дальнейшая модернизация системы оказания медицинской помощи населению республики до 2020 года включает в себя:
– приоритетное развитие амбулаторно-поликлинической помощи, модернизацию стационарной медицинской помощи;
– совершенствование системы оказания скорой медицинской помощи,
– формирование здорового образа жизни;
– управление качеством медицинской помощи;
– развитие медицинской реабилитации в стационарных и амбулаторных условиях, в условиях санаторно-курортных учреждений;
– развитие государственно-частного партнерства в первичной сети;
– совершенствование системы подготовки кадров для медицинских учреждений и кадровой политики;
– дальнейшее укрепление материально-технической базы здравоохранения.
В совершенствовании организации оказания медицинской помощи остаются приоритетными развитие первичной медико-санитарной помощи, выведение части объемов помощи из стационарного на амбулаторный уровень.
Планируется завершить реорганизацию участковых больниц во врачебные амбулатории в радиусе до 80–100 км от центральной районной больницы. В оставшихся участковых больницах предполагается развернуть не более 15 круглосуточных стационарных коек общего профиля, а для их функционирования необходимо наличие не менее двух врачей, имеющих сертификат врача общей практики.
Создание отделений общей врачебной практики будет осуществляться на основе действующей сети учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, в том числе на базе крупных фельдшерско-акушерских пунктов. Планируется развитие частных офисов общей врачебной практики.
В поликлиниках и амбулаториях для взрослых постепенно вместо участковых терапевтов будут вводиться ставки врачей общей врачебной практики. Также планируется формирование системы непрерывной массовой переквалификации участковых врачей на врачей общей практики с использованием очно-заочной формы обучения.
Основой приоритетного развития амбулаторно-поликлинической помощи является экономическая мотивация руководителей и персонала: переход к структурному подушевому финансированию; внедрение систем оплаты труда, исходя из численности и структуры обслуживаемого населения, с учетом показателей здоровья населения, выполнения объема профилактических мероприятий, достижения четко обозначенных показателей деятельности.
С 2013 года финансирование службы скорой медицинской помощи будет осуществляться через Фонд обязательного медицинского страхования.
Планируется постепенное увеличение объемов оказанной амбулаторной медицинской помощи в основном за счет посещений с профилактической целью, что будет способствовать развитию первичной профилактики заболеваний.
В целях доступности оказания неотложной помощи при внезапных заболеваниях и состояниях в амбулаторно-поликлинических учреждениях развернуты отделения неотложной помощи, работающие во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи.
В рамках программы модернизации с целью доступности оказания медицинской помощи и информационного сообщения и связи с консультантами, электронной записи и ведения медицинской документации начата работа по оснащению компьютерами фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий и скорой медицинской помощи.
Фельдшерско-акушерские пункты
Важным разделом работы по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельским жителям является укрепление доврачебной помощи, оказываемой в ФАПах. Большинство зданий фельдшерско-акушерских пунктов построены более полувека назад, в данное время многие ФАПы не соответствуют действующим санитарным нормам и правилам, размещены в приспособленных зданиях и оснащены устаревшим медицинским оборудованием и инвентарем. Всего на территории республики за период 2012–2016 годов планируется выполнить в рамках обновления материально-технической базы строительство 500 модульных ФАПов.
Расставляя акценты
Целевыми показателями работы амбулаторно-поликлинических учреждений будут являться доля здоровых людей всех возрастных групп из общего числа прикрепленного населения и процент ранних стадий заболеваний среди всех впервые выявленных. Акцент на профилактической работе позволит перейти от многокомпонентного тарифа оплаты труда медицинских работников (по видам услуг) к «подушевому» тарифу (по количеству прикрепленного населения).
Ключевую роль в повышении доступности и качества оказания медицинских услуг населению обеспечит создание поликлиники нового типа с инновационными организационными подходами. Такая поликлиника должна играть роль координатора всех этапов оказания медицинской помощи. На ее базе будут созданы амбулаторные медицинские центры. Развитие профилактической направленности амбулаторно-поликлинической помощи путем проведения диспансеризаций населения, проведение скрининговых осмотров граждан для выявления групп риска и заболеваний, имеющих лидирующие показатели в общей смертности, включая смертность трудоспособного возраста.
Сформированные регистры пациентов по нозологиям позволят обеспечить оптимальную для пациента маршрутизацию между лечебно-профилактическими учреждениями. Эффективным инструментом для решения данных вопросов станет служба единой регистратуры, которая распределит потоки пациентов как в стационар, так и в другие многофункциональные медицинские центры, диагностический центр или иные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь.
Информатизация поликлиники позволит снизить очередность в лечебных учреждениях. Обеспечит запись на прием к врачу, включая консультации специалистов, оказывающих специализированную медицинскую помощь, формирование листа ожидания плановой госпитализации во все лечебно-профилактические учреждения республики.
В рамках реализации стратегии увеличится доступность специализированной медицинской помощи, которая обеспечит равные возможности для всех жителей. Будут внедрены новые методы диагностики и лечения, которые должны привести к изменению подхода к собственному здоровью граждан, профилактической направленности медицины региона.
Для полноценного функционирования поликлиники нового типа предполагается:
– внедрить интенсивные формы работы – от двух-, трехсменного графика работы до поликлиник выходного дня;
– продолжить развитие стационарозамещающих технологий, дневного стационара, стационаров одного дня, включая малоинвазивные хирургические вмешательства, стационаров на дому;
– продолжить информатизацию лечебно-профилактических учреждений (создание локальной сети, запись через удаленную IP-регистратуру, создание единой информационной сети между поликлиникой и ее подразделениями (СВА, офисы ВОП, СУБ, ФАПы) и стационаром, в которую включены автоматизированные рабочие места отделений и научных сотрудников с подключением диагностического и другого медицинского оборудования, внедрение электронной амбулаторной карты), что позволит повысить доступность специализированной медицинской помощи;
– развитие материально-технической базы должно осуществляться с учетом необходимости дальнейшего развития существующих межмуниципальных медицинских центров и оснащения недостающим медицинским оборудованием в соответствии со стандартами оснащения;
– предполагается дооснащение оборудованием, повышающим диагностические возможности диагностических отделений;
– создание новых и развитие имеющихся отделений восстановительного лечения, реабилитации на базе санаториев Республики Башкортостан, а также внедрение методов ранней реабилитации в лечебных учреждениях по заболеваниям, приводящим к хронизации и инвалидизации.
Данные мероприятия позволят существенно улучшить условия пребывания больных, привести материально-техническую базу в соответствие с действующими требованиями, будут способствовать повышению качества оказания специализированной медицинской помощи и обеспечивать оптимальные сроки получения первичной медико-санитарной помощи.
Служба детства и родовспоможения
Несмотря на некоторый рост рождаемости, в Республике Башкортостан необходимо стабилизировать показатели младенческой и материнской смертности.
В связи с переходом с 2012 года к рекомендованным ВОЗ критериям живорождения становится приоритетным направлением совершенствование акушерско-гинекологической помощи и медицинской помощи детям в Республике Башкортостан.
На протяжении последних двух лет в Республике Башкортостан проведена работа по реорганизации и оснащению акушерско-гинекологической службы.
Вместе с тем основными проблемами службы детства и родовспоможения остаются слабая материально-техническая база амбулаторно-поликлинического звена, недостаточные оснащенность учреждений здравоохранения, укомплектованность учреждений здравоохранения медицинскими кадрами и уровень их квалификации.
Медицинскую помощь в родах женщинам республики оказывают 63 лечебно-профилактических учреждения. В республике в 2011 году принято 54 887 родов. Прогнозируемое число родов в 2012 году – 52 112, с учетом деятельности федеральных учреждений – более 56 000.
В 2011 году функционировало 3926 акушерско-гинекологических коек республиканского и муниципального подчинения.
Обеспеченность акушерскими койками составила 21,9 на 10 тысяч женщин фертильного возраста, обеспеченность гинекологическими койками – 7,6 на 10 тысяч женского населения.
Стационарная медицинская помощь
Модернизация стационарной медицинской помощи предусматривает следующий комплекс мероприятий:
– разработка и реализация Порядка отбора пациентов для стационарного лечения, квотирование мест с целью равной доступности в стационарах третьего уровня для жителей муниципальных образований;
– приведение коечного фонда стационаров в соответствие с расчетными нормативами;
– развитие специализированных видов медицинской помощи с учетом численности и структуры заболеваемости населения каждого муниципального образования, в первую очередь путем концентрации специализированной медицинской помощи в межмуниципальных центрах, создаваемых на базе наиболее крупных центральных районных (городских) больниц;
– реорганизация маломощных больничных учреждений путем их слияния в крупные многопрофильные центры;
– внедрение эффективных диагностических и лечебных технологий на основе доказательной медицины;
– дифференциация медицинских учреждений и их подразделений по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса, формирование подразделений для долечивания пациентов, сестринского ухода, оказания медико-социальной помощи.
Будет продолжена оптимизация структуры коечного фонда стационаров в первую очередь за счет сокращения длительности госпитального этапа. Обеспеченность круглосуточными стационарными койками в расчете на 10 тысяч населения по муниципальному району с населением до 30 тысяч человек составит не более 30 коек, по муниципальному району с населением с 31–80 тысяч населения – 40 коек (в том числе с учетом межмуниципальных центров и отделений), по муниципальному району или городскому округу с населением более 81 тысяч человек – 50 коек (в том числе с учетом межмуниципальных центров и отделений) и по республике – не более 70 коек.
При численности населения до 30 тысяч человек рекомендуется развертывание коек только по четырем профилям: терапия, хирургия, педиатрия и акушерство-гинекология. Предполагается объединить отделения скорой медицинской помощи и приемные отделения ЦРБ. В организации медицинской помощи во главу угла будет поставлена проблема экстренной медицинской помощи при заболеваниях и травмах, которые формируют высокие уровни смертности населения (инсульт, инфаркт, онкология, травмы и отравления). Предстоит организовать незамедлительную доставку больного скорой помощью в специализированные медицинские центры и отделения, минуя все остальные этапы оказания медицинской помощи. Необходимо создать условия предоставления максимально возможных объемов медицинской помощи, в том числе реанимационного и противошокового, скорой медицинской помощью и приемными отделениями стационаров.
В республике активно развиваются стационарозамещающие технологии, достигнут федеральный стандарт доступности этого вида медицинской помощи. В целях приближения медицинской помощи жителям муниципальных районов в дальнейшем планируется развивать стационары на дому. В целях активной профилактики и своевременного лечения хирургических больных, повышения доступности за счет рационального использования коечного фонда, внедрения в практику современных методов диагностики и лечения планируется увеличение объемов догоспитальной медицинской помощи больным хирургического профиля в дневных стационарах амбулаторно-поликлинических учреждений при межрайонных специализированных медицинских центрах путем открытия коек малоинвазивного хирургического вмешательства.
Оптимизация структуры коечного фонда стационаров в первую очередь будет осуществляться за счет сокращения длительности госпитального этапа, которое будет обеспечено за счет развития и совершенствования медицинской реабилитации как на базе стационаров, так и с привлечением коек санаторно-курортных учреждений республики.
Медицинская реабилитация
С 2013 года медицинская реабилитация будет финансироваться через систему Фонда обязательного медицинского страхования.
Приоритетным направлением в медицинской реабилитации будут заболевания, которые формируют высокий уровень смертности, а также влияющие на высокий уровень инвалидизации населения.
В рамках амбулаторного этапа медицинской реабилитации с 2012 года расширяется сеть кабинетов ЛВК в межмуниципальных центрах, лечебно-физкультурных отделений.
В межмуниципальных центрах с 2013 года продолжится расширение и укрепление базы по оказанию паллиативной помощи.
В перспективе в Республике Башкортостан медицинская реабилитация будет оказываться с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Профилактические мероприятия
Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы по воспитанию у населения личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательного отказа от вредных привычек.
Координирующим центром развития профилактического звена здравоохранения должна явиться сеть центров здоровья, кабинетов профилактики и кабинетов здорового ребенка.
Планируется выполнение следующих мероприятий:
– развитие центров здоровья, в том числе для детей, увеличения их численности до 50;
– формирование здорового образа жизни путем просвещения и информирования населения об основных факторах риска развития заболеваний, о вреде употребления табака и алкоголя;
– проведение мониторинга распространенности вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя, токсических и наркотических средств) среди обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
С 2013 года служба медпрофилактики также будет финансироваться через систему Фонда обязательного медицинского страхования. В каждой центральной районной больнице будут организованы кабинеты медицинской профилактики, а в межмуниципальных центрах – отделения.
Подводя итоги
Таким образом, ключевыми направлениями развития здравоохранения Республики Башкортостан на период до 2020 года являются:
– формирование регистров больных для оказания плановой специализированной медицинской помощи;
– создание поликлиник нового типа, где ключевое место отводится вопросам профилактики заболеваний;
– внедрение интенсивных форм работы: двухсменный режим, видеонаблюдений за холлам и работой регистратуры, видео (скайп)-конференц-связь;
– развитие стационарозамещающих технологий, дневных стационаров, включая стационары на дому;
– организация и интенсификация работ многопрофильных межмуниципальных медицинских центров;
– реализация мероприятий, направленных на создание систем восстановительного лечения и медицинской реабилитации;
– развитие материально-технической базы;
– внедрение современных форм финансовых взаимоотношений между лечебно-профилактическими учреждениями республики;
– профессиональная подготовка врачебного и сестринского персонала;
– создание мобильных диагностических бригад для отбора больных с первичного звена здравоохранения на дообследование и плановую госпитализацию в медицинские центры;
– развитие высокотехнологичной медицинской помощи, включая трансплантацию органов и тканей.
Главным же результатом проводимых преобразований станут снижение показателя смертности, увеличение средней продолжительности жизни, что в конечном итоге закрепит тенденции стабилизации численности населения и создаст предпосылки для ее роста.
Служба родовспоможения Республики Башкортостан
За 6 лет существования системы мониторинга беременных в республике создана уникальная в Российской Федерации база данных о 330 тысячах завершенных беременностей
Как и на всей территории Российской Федерации, служба родовспоможения Республики Башкортостан представляет собой поэтапную трехуровневую систему, которая предусматривает четкое распределение беременных по уровням лечебно-профилактических учреждений в зависимости от имеющихся экстрагенитальной и гинекологической патологий, возникших акушерских осложнений, состояния внутриутробного плода, планируемого метода и срока родоразрешения, необходимости выхаживания новорожденного.
Поэтапная и многокомпонентная структура в службе родовспоможения в первую очередь требует наличия отлаженной системы оперативного обмена объективной информацией между всеми участниками, единых параметров оценки предполагаемых рисков и степени тяжести патологических состояний, стандартных алгоритмов диагностических, тактических и лечебных мероприятий во всех лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих помощь в период беременности и родоразрешения.
В республике с 2006 года внедрена в службу родовспоможения автоматизированная информационная система «Мониторинг беременных», в которой непрерывно наблюдаются все беременные региона. На каждую беременную в скрининговые сроки – в момент постановки на учет, на сроке беременности 20–24 и 30–34 недели, по факту исхода беременности – вводится информация по 180 параметрам. Данные вводятся по разделам: социально-биологические факторы; акушерско-гинекологический анамнез; экстрагенитальная патология; осложнения текущей беременности и родов; состояние плода, новорожденного. Медицинской основой системы является «Шкала мониторинга беременных женщин групп риска», позволяющая оценить индивидуальную степень риска возникновения возможных осложнений гестационного периода и предстоящих родов. Система в автоматическом режиме не только относит беременную к определенной группе риска, но и формирует рекомендации в соответствии с нормативными документами службы родовспоможения. Специалисты межрайонных и республиканского перинатальных центров в режиме реального времени анализируют доступную информацию, проводят дистанционное консультирование врачей женских консультаций по каждой беременной высокой степени риска, контролируют выполнение указаний специалистами на местах.
Основное назначение информационной системы «Мониторинг беременных» – прогнозирование возникновения возможных осложнений на основании анализа информационной базы, гибкая система автоматических рекомендаций с учетом региональных особенностей и индивидуальных консультаций по своевременной адекватной коррекции выявленных отклонений, позволяющих оптимизировать тактику ведения беременности и родоразрешения. Кроме того, учитывая все многообразие лечебно-профилактических учреждений иных профилей, специалисты которых привлекаются к консультативно-диагностическому и лечебному процессу женщин в период гестации, особо актуальной стала возможность своевременного обмена информацией в режиме реального времени между всеми участниками многокомпонентной системы, формирования и анализа компьютерной базы данных беременных, проведение перинатального аудита.
Результат впечатляет
Анализ эксплуатации в Республике Башкортостан системы мониторинга беременных доказывает ее эффективность.
Необходимо отметить, что в республике с 2006 по 2011 год достигнуты снижение показателей материнской смертности на 78% (с 25,3 до 5,4), перинатальной смертности – на 21% (с 8,5 до 6,7), младенческой смертности – на 21% (с 9,8 до 7,6), общей смертности – на 3% (с 13,6 до 13,4), повышение показателя рождаемости на 24% (с 11,1 до 13,8).
Опыт применения информационной системы мониторинга беременных Республики Башкортостан в лечебно-профилактических учреждениях службы родовспоможения показал, что web-технологии позволяют с максимальной эффективностью использовать средства, вложенные в современный уровень оснащенности службы родовспоможения, Созданная в Республике Башкортостан система сбора, обмена информации и получения отчетности по ведению беременных удостоена звания «Лучшие товары Башкортостана – 2009», является дипломантом конкурса «Сто лучших товаров России – 2009» и позволяет стать основой для разработки и успешного внедрения других программ регионального уровня.
Демографическая обстановка
В Республике Башкортостан рождаемость выше, чем по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу. С 2009 года отмечается естественный прирост населения.
Этому способствует реализация мероприятий по улучшению медицинского обеспечения населения, осуществление мер социальной поддержки.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на 14 октября 2010 года в Республике Башкортостан проживало 843,9 тысячи детей в возрасте до 17 лет включительно. Общая численность детского населения за 5 лет сократилась на 30,9 тысячи. Удельный вес детей в возрасте до 17 лет в общей численности населения уменьшился с 21,6 до 20,7%. Рост численности детей первого года жизни составил 25,9%.
Охрана материнства и детства
Улучшается материально-техническая база учреждений детства и родовспоможения. В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, модернизации здравоохранения, Выездных советов республики по здравоохранению, республиканских и ведомственных целевых программ в области охраны материнства и детства проводится оснащение лечебно-профилактических учреждений всех уровней (центральных и городских районных больниц, детских поликлиник, детских поликлинических отделений, родильных домов, межрайонных диагностических центров, республиканских учреждений) современным диагностическим, лечебным оборудованием, лекарственными препаратами, вычислительной техникой, автотранспортом.
Осуществляется строительство современного акушерско-гинекологического корпуса Республиканской клинической больницы им. Г.Г. Куватова, начаты работы по строительству родильных отделений в городах Бирске, Октябрьском, селе Месягутово Дуванского района с ориентировочной сдачей объектов в 2013 году.
Начата реконструкция в Республиканской детской клинической больнице – строительство современного диагностического центра, реорганизация неонатального центра с учетом современных требований, ремонт отделений.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 августа 2009 года № 893-р утвержден План мероприятий по снижению младенческой смертности в Республике Башкортостан на 2009–2012 годы. Реализуется утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2010 года № 425-р «Об утверждении Плана мероприятий по улучшению состояния здоровья детского населения Республики Башкортостан на 2011–2015 годы».
В республике внедрены современные лечебно-диагностические технологии в целях раннего выявления отклонений в состоянии здоровья женщин и детей. Внедряются новые методы диагностики, протоколы и стандарты лечения больных. Активно внедряются автоматизированные программы: «Талоны», «Вакцинопрофилактика», «Родовые сертификаты», «Диспансеризация детей», «Дети-инвалиды», «Диспансеризация детей-сирот», интернет-система мониторинга беременных. В соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи объемы стационарной помощи при беременности и родах приведены в соответствие с потребностями республики.
Все это способствует доступности и повышению качества медицинского обеспечения населения, в том числе проживающего в сельской местности.
Проводится ультразвуковой и биохимический скрининг беременных женщин. С февраля 2012 года в Республике Башкортостан началась реализация пилотного проекта по пренатальной диагностике. Первый пренатальный скрининг беременных, проживающих в Республике Башкортостан, на врожденные пороки развития и хромосомную патологию у плода проводится на экспертном уровне в межрайонных кабинетах пренатальной диагностики в первом триместре.
Во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21 сентября 2006 года № 920-р внедрен и проводится высокотехнологичный вид медицинской помощи «экстракорпоральное оплодотворение» (ЭКО). Всего за счет средств бюджета Республики Башкортостан проведено 300 процедур ЭКО, в том числе в 2011 году – 100 процедур, эффективность составила 32%.
С 2009 года осуществляется мониторинг отказов от новорожденных в родильном отделении, оказание психологической помощи женщинам, отказывающимся от новорожденных. Проводимая работа способствует снижению числа отказов от детей в учреждениях родовспоможения.
Повышение престижа материнства
Важным направлением профилактической работы по повышению престижа материнства и укреплению здоровья детей, снижению заболеваемости родильниц и новорожденных, матерей и детей, снижению материнской и младенческой смертности является внедрение инициативы Детского фонда Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ/ЮНИСЕФ) по поддержке и поощрению грудного вскармливания. Всего в республике международного диплома «Больница, доброжелательная к ребенку» удостоены 54 учреждения детства и родовспоможения (детские поликлиники, женские консультации, родильные отделения) в 21 территории республики.
При тесном межведомственном взаимодействии совершенствуется служба планирования семьи. Всего в республике функционирует 57 кабинетов планирования семьи, в т.ч. 20 действуют вне лечебно-профилактических учреждений (на базе учреждений, подведомственных органам по делам молодежи, в учреждениях культуры).
В Республике Башкортостан по инициативе Минздрава РБ внедрена инициатива ВОЗ/ЮНИСЕФ «Клиника, дружественная к молодежи», работают шесть клиник (в городах Октябрьском, Нефтекамске, Сибай и три клиники в г. Уфе (в поликлинике № 49, детских поликлиниках № 5 и 8). Цель клиник – профилактика социально значимых состояний и заболеваний, охрана репродуктивного здоровья, воспитание у подростков и молодежи принципов сознательного родительства.
В республике функционирует 29 кабинетов, работающих по системе
«Клиника, дружественная к молодежи», где работают 23 врача и 21 медицинская сестра. Имеют звание «Клиника, дружественная к молодежи» шесть лечебно-профилактических учреждений, два готовятся к получению звания.
В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 31 марта 2001 года № УП-142 «О подарочном наборе для новорожденных» все новорожденные при выписке из родильного отделения обеспечиваются подарочными наборами.
Поделитесь с Вашими друзьями: |