1
|
К чьим полномочиям относится обустройство и содержание объектов утилизации биологических отходов (скотомогильников) и сибиреязвенных захоронений.
|
Департаментом ветеринарии Республики Саха (Якутия) (далее – Департамент) с 2010 года ведется работа над законопроектом «О наделении органов местного самоуправления поселений Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по защите населения от болезней, общих для человека и животных (в части обустройства и содержания сибиреязвенных захоронений (скотомогильников) и объектов для сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Республики Саха (Якутия). До настоящего времени законопроект не принят по нескольким причинам, и в первую очередь отсутствием на федеральном уровне разграничения полномочий органов власти.
В связи с правовым пробелом указанные скотомогильники и объекты для сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Республики Саха (Якутия) в настоящее время не имеют собственников и эксплуатирующих организаций и в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации признаются бесхозяйными.
Данная ситуация, как и во многих субъектах России возникла по следующим причинам:
- до 1990 годов информация по указанным объектам была засекречена;
- отсутствие на федеральном уровне взаимосвязанных нормативных правовых актов, касающихся вопросов в сфере ветеринарии, в том числе отсутствия законодательного самого понятия «биологические отходы» и четкого разделения полномочий.
В соответствии с «Ветеринарно – санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 05 января 1996 года № 1005 и опубликованных в "Российских вестях" N 35, 22.02.1996:
пунктом 5.1 предусмотрено, что «выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора»;
пунктом 6.10 – «ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты».
Строительство и содержание скотомогильников и ям имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких явлений, как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
Федеральный законот 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" четко не регламентирует указанный вопрос, что приводит к двоякому трактованию, достаточно просмотреть судебную практику.
Решение Верховного суда РФ от 11 апреля 2006 г. N ГКПИ06-139к вопросам местного значения поселения и муниципального района относит участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района.
Так:
согласно пункту 5 части 3 статьи 50указанного Федерального закона в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 15указанного Федерального закона полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 14 апреля 2010 года № 32-810-5, основываясь на нормах указанного Федерального закона (согласно статьям 5 и 6 Федерального закона), отметил, что полномочиями в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, на основании судебных решений объекты утилизации биологических отходов признаются собственностью субъекта РФ и в последующем государственные полномочия по содержанию скотомогильников и сибиреязвенных захоронений передаются нормативными правовыми актами соответствующего субъекта РФ органам местного самоуправления. Но указанные объекты, как было указано выше, не имеют статуса государственного имущества Республики Саха (Якутия). Механизм принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей определен частью 3 статьи 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пунктами 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580: органы местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, должны обратиться в территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества.
Более того, необходимо отметить, что в настоящее время орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного.
|
2.
|
О противоэпизоотических мероприятиях при чуме собак.
|
Чума плотоядных - острая контагиозная болезнь, вызываемая фильтрующимся вирусом. К чуме плотоядных восприимчивы лисицы, песцы, норки, соболи, собаки и другие плотоядные животные.
На основании положительного результата экспертизы ветеринарно-испытательной лаборатории, согласно статье 17 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» распоряжением главного ветеринарного инспектора РС(Я) устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин) по чуме плотоядных животных на территории муниципального образования и данную территорию признают неблагополучным по чуме плотоядных животных.
Ограничительные мероприятия (карантин) по чуме плотоядных животных устанавливаются до истечения 30 дней после последнего случая выздоровления или падежа животных от чумы плотоядных, при условии выполнения запланированных противоэпизоотических мероприятий.
Согласно Инструкции по борьбе с чумой плотоядных животных для предупреждения заболевания плотоядных животных чумой руководители и ветеринарные специалисты хозяйств, занимающихся разведением и содержанием пушных зверей, собак и других плотоядных животных, обязаны обеспечить на каждой звероферме и в каждом собакопитомнике строгий ветеринарно-санитарный режим.
С этой целью необходимо:
а) запретить посещение звероферм (питомников для собак) посторонними лицами, а также установить контроль за ввозом на территорию ферм грузов и животных;
б) принять меры, исключающие возможность появления на территории зверохозяйств (питомников для собак) бродячих собак и диких плотоядных животных;
в) за две недели до щенения, а также перед отсадкой зверей продезинфицировать гнезда, домики, клетки, кормушки, поилки и другой инвентарь с одновременным обеззараживанием спецодежды обслуживающего персонала; дезинфекцию помещений и инвентаря в питомниках для собак проводить не реже одного раза в месяц;
г) установить повседневный контроль за состоянием пушных зверей, собак и других плотоядных животных, а в случае обнаружения больных своевременно их изолировать;
д) всех вновь поступивших в хозяйство пушных зверей содержать в карантине 30 дней, а служебных собак - 21 день и допускать их в общее стадо после карантина только с разрешения ветеринарного врача или фельдшера, обслуживающего хозяйство;
е) при входе и въезде на территорию хозяйства, фермы (двора) оборудовать дезбарьеры и дезковрики, заправленные 2-процентным раствором едкого натра;
ж) заготовку кормов, а также закупку животных для звероферм и питомников служебных собак осуществлять только в хозяйствах, благополучных по чуме плотоядных.
Граждане, имеющие в личной собственности плотоядных животных, обязаны своевременно извещать местное ветеринарное учреждение (или ветеринарных специалистов хозяйств, в которых они работают или проживают) о приобретении ими плотоядных животных, о заболевании или падеже принадлежащих им животных и строго выполнять указания ветеринарных специалистов по их содержанию.
Плотоядных животных подвергают профилактической иммунизации против чумы в соответствии с наставлением по применению соответствующей вакцины. Всех плотоядных животных, подлежащих вывозу из хозяйств для племенных целей, подвергают вакцинации против чумы за 16 - 30 дней до вывоза, независимо от проведенных ранее прививок против этой болезни.
По условиям карантина запрещаются:
ввод и ввоз в неблагополучный пункт восприимчивых к чуме плотоядных животных, а также вывод и вывоз их за пределы неблагополучного пункта;
взвешивание зверей, татуировка, дегельминтизация, вычесывание меха и другие мероприятия, могущие повести к распространению инфекции в хозяйстве, населенном пункте. В случае возникновения чумы на звероферме в период гона спаривание клинически здоровых зверей разрешается производить через 14 дней после прививки животных против чумы плотоядных.
|