РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. Многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. От его соблюдения или несоблюдения прежде всего зависит такой важный показатель состояния организма, как работоспособность.
У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться, то же самое происходит и во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство - защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления. Слова, окрики, упреки не помогают, поскольку дети не отдают себе отчета в том, почему это с ними происходит. Только спланированное переключение с одного вида деятельности на другой может предотвратить утомление и удержать внимание ребенка.
При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности, а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Это только внешние признаки. Одновременно повышается напряжение всех физиологических систем, и если вовремя не уменьшить нагрузки, а продолжать занятия с той же интенсивностью, работоспособность резко падает.
Эти закономерности необходимо учитывать в школе на уроках и дома во время домашних занятий. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности.
Избежать утомления школьников невозможно. Но учебный процесс следует строить так, чтобы отдалить его наступление и предупредить возникновение переутомления. Опасность переутомления в том, что изменения, происходящие в организме, уже не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. Если переутомление входит в фазу хронического, оно сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья. Все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.
Советы по организации режима дня:
1. Поднимайте ребенка за час-полтора до выхода в школу. У него должно быть время на утреннюю зарядку и завтрак (обязательно горячий).
2. Когда ребенок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении - не менее 3-3,5 часов. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребенка этого отдыха, он необходим ему. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучший отдых - полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.
3. Первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях (что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио).
Если ребенок привык спать днем, лучше сохранить дневной сон или хотя бы обеспечивать возможность краткого послеобеденного отдыха.
Ограничьте виды деятельности, возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра и цирка, приглашение гостей и нанесение визитов.
Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше. Хорошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с солями или травами (пустырником, шалфеем).
4. В школе двигательная активность ребенка ограничена. Поэтому очень важно дать ему возможность подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помогают снимать напряжение. Ребенку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной и физической нагрузки, из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления домашних заданий.
5. Очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовое выполнение домашних заданий не только не способствует усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не должна быть больше 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным. Время, отведенное на приготовление уроков, не должно превышать одного часа. Лучше, если ребенок занимается в течение получаса, после чего следует физкультминутка.
6. Обратите внимание на то, как питается ваш ребенок. Питание всухомятку вредно. Обязательно должен быть завтрак, но не через силу, а по желанию. А если ребенок не хочет? Попробуйте поднимать его на 30 минут раньше. Зарядка под музыку не только разбудит ребенка ото сна, но и поднимет аппетит.
В меню 6-7-летнего ребенка обязательно ежедневно должен быть творог. Кисломолочные продукты – источник кальция. Ведь в это время появляются постоянные зубы. Важные поставщики белка, который необходим для роста – мясо и рыба.
7. Желательно ограничить просмотр телевизора и время, проведенное за компьютером. Важно, чтобы ребенок гулял на свежем воздухе. Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным нужно сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лежа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана. Желательно сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.
Поделитесь с Вашими друзьями: |