Рабочей программы по дисциплине



Скачать 199.53 Kb.
Дата28.04.2016
Размер199.53 Kb.

020400 Биология (профилЬ Биохимия)

Аннотация

рабочей программы по дисциплине



«Физиология (человека и животных, высшая нервная деятельность,

иммунология)»


Дисциплина относится к циклу Б.3 — Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 8 зачётных единиц, 288 академических часов.


Цель дисциплины: приобретение студентами общетеоретических знаний и способности применять основные понятия в области биологии, необходимые для формирования естественнонаучного мировоззрения и практической деятельности.
Задачи дисциплины:

  1. сформировать у студентов понимание особенностей строения и функционирования основных систем органов человека и животных;

  2. дать представление о регуляторных механизмах обеспечения гомеостаза у человека и животных;

  3. раскрыть принципы переработки информации в ЦНС и сенсорных системах человека (анализаторах);

  4. дать представление о физиологии ВНД: памяти, эмоциональных состояний, организации и осуществления движения, принятия решений;

  5. помочь в изучении нейронных механизмов физиологических и психических процессов и состояний, коррекции и восстановлении психического и физиологического здоровья, сущности мышления как высшей формы познавательной деятельности; природы и функции речи, сознания; мозговых механизмов когнитивных функций человека;

  6. сформировать у студентов представление о физиологии иммунитета;

  7. научить использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.


Основные дидактические единицы (разделы):

МОДУЛЬ 1. Введение в физиологию.

Физиология как раздел биологии, изучающий механизмы реализации функций живого организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития. Предмет, метод и задачи физиологии. Физиология в системе наук (физика, химия, общая биология, кибернетика, медицина). Понятие о методологических подходах к предмету физиологии (аналитическая и синтетическая, или интегративная физиология). Элементы истории физиологии как части истории науки. Русские и советские физиологические школы, их истоки, традиции, вклад в развитие мировой науки. История и достижения российской физиологической школы.



МОДУЛЬ 2. Физиология возбудимых тканей. Физиология синапсов. Физиология мышц.

Раздражимость и возбудимость как способность живых систем реагировать на действие факторов внешней среды. Элементы физиологии клетки и внутриклеточные основы возбудимости. Молекулярные и ультраструктурные особенности животной клетки. Строение и функции плазмолеммы возбудимых клеток. Ионные насосы и их функции. Ионные каналы, классификация, строение и функции. Понятия о мембранном потенциале, равновесном ионном потенциале и потенциале покоя. Потенциал действия и его фазы.Возбудимые клетки как проводники электричества. Основы межклеточного взаимодействия в организме.

Классификация нервных волокон. Строение и функциональные особенности электрических синапсов. Роль электрических синапсов в функционировании нервной системы, скелетных, гладких мышц, миокарда. Химические синапсы. Структура и функции возбуждающих и тормозных химических синапсов. Современные подходы к нейрохимии синапсов. Общая характеристика и классификация медиаторов. Механизм возникновения возбуждающего постсинаптического потенциала. Структурно-функциональные особенности нейро-нейронального синапса. Тормозные синапсы. Тормозной постсинаптический потенциал. Механизм пресинаптического и постсинаптического торможения. Свойства химических синапсов (односторонность проведения, синаптическая задержка, лабильность, трансформация ритма).

Классификация мышц по структурным, биохимическим и функциональным критериям. Энергетическое обеспечение мышечного сокращения. Виды и режимы сокращения мышц. Механизм мышечного сокращения в соответствии с теорией скользящих нитей. Белки, принимающие участие в сокращении мышц. Строение мышечной клетки. Протофибриллы. Роль АТФ, кальция и ионных насосов в мышечном сокращении. Электромеханическое сопряжение. Процессы, лежащие в основе расслабления мышц. Двигательная единица и регуляция силы мышечного сокращения. Особенности структуры и функций гладких мышц. Механизмы сокращения и особенности электромеханического сопряжения в гладких миоцитах. Понятие о мышечном тонусе. Роль эндотелия в процессах регуляции сокращения и расслабления сосудистых гладких мышц.



МОДУЛЬ 3. Общая физиология ЦНС. Частная физиология ЦНС. Физиология автономной нервной системы.

Структурно-функциональная организация нейронов и глиальных клеток. Представления о функциональной роли глии. Внеклеточная среда мозга и объемная (диффузная) передача сигнала в нервной системе. Особенности процессов возбуждения и торможения нейронов, механизм проведения возбуждения по отросткам и телу нервной клетки. Понятие о нервном центре, нервной сети. Характеристики интеграции возбуждения в ЦНС. Торможение в ЦНС и его виды. Интегративная деятельность нейрона.

Рефлекторная теория. Компоненты рефлекторной дуги. Постулаты рефлекторной теории. Развитие рефлекторной теории.

Теория функциональных систем П.К. Анохина. Стадии формирования функциональной системы. Схема гомеостатической функциональной системы. Общая архитектура функциональной системы, определяющая на основе внутренней потребности целенаправленную деятельность организма.

Функциональная организация спинного мозга и его роль в координации рефлекторной деятельности центральной нервной системы. Строение спинного мозга, топография структур по Рекседу, локализация и особенности функционирования афферентных, вставочных и двигательных нейронов. Спинальные соматические и вегетативные рефлексы. Моносинаптические и полисинаптические рефлексы. Особенности управления движениями на уровне спинного мозга. Спинальный контроль мышечных сокращений и управление мышечным тонусом. Мышечные веретена и сухожильные рецепторы. Роль возвратного и реципрокного торможения.

Функции продолговатого мозга, топография ядер, регуляция витальных функций. Черепно-мозговые нервы и их значение в процессах жизнедеятельности и сенсорных системах. Роль ретикулярной формации мозгового ствола в регуляции функций. Организация и функции среднего мозга. Мозжечок, строение, связи и регулирующие влияния. Роль ядер таламуса в передаче сигналов с периферии в кору больших полушарий. Подкорковые ганглии, их строение и функции. Пирамидная и экстрапирамидная двигательная системы. Гиппокамп и лимбическая система, их взаимодействие при интеграции сигналов в мозге. Физиология автономной нервной системы. Вегетативная рефлекторная дуга. Мембранные рецепторы, медиаторы и модуляторы синаптической передачи в дуге автономного рефлекса. Центры регуляции автономных функций (спинальный уровень, ствол головного мозга, кора больших полушарий). Гипоталамус как интегративно-координирующий вегетативный центр мозга. Паравертебральные и превертебральные ганглии, их рефлекторная и интегративно-координационная функции.

Симпатическая нервная система. Особенности структурно-функциональной организации. Функциональные особенности парасимпатической нервной системы. Метасимпатическая (интрамуральная) нервная система и ее участие в регуляции функций.

МОДУЛЬ 4. Гормональная регуляция.

Эндокринная система и ее регуляторная роль. Понятия «внутренняя секреция» и «гормон». Функции эндокринной системы у беспозвоночных и позвоночных животных. Элементы эволюции эндокринной системы. Участие желез внутренней секреции в интегративной регуляции деятельности организма. Основные физиологические свойства гормонов. Современные взгляды на механизмы влияния гормонов. Роль эндокринной системы в регуляции процессов роста, развития, размножения, разных форм адаптации, поведения.

Гипоталамо-нейрогипофизарная и гипоталамо-аденогипофизарная системы. Механизмы нейросекреции. Гипоталамические релизинг – факторы (либерины и статины). Структура и функции долей гипофиза, секретируемые тропные и эффекторные гормоны, их роль в организме. Эпифиз и роль мелатонина у животных и человека.

Периферические эндокринные железы позвоночных и секретируемые ими гормоны. Щитовидная железа и тиреоидные гормоны (трииодтиронин и тироксин); околощитовидные железы (паратгормон), ультимабронхиальные клетки (кальцитонин). Эндокринная функция поджелудочной железы и ее гормоны (инсулин, глюкагон, секретин, соматостатин). Гормоны коркового и мозгового слоя надпочечников. Роль надпочечных желез в реализации адаптационно-приспособительной деятельности организма (стресс). Половые железы и их внутренняя секреция. Гормональная функция семенников. Гормональная функция яичников. Половые циклы.

Понятие о диффузной эндокринной системе. Эндокринная функция почек, желудочно-кишечного тракта, сердца. Гормональная функция эндотелия.

МОДУЛЬ 5. Внутренняя среда организма. Понятие об иммунитете.

Кровь, тканевая жидкость, лимфа как внутренняя среда организма. Основные механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма. Состав, общие свойства жидких сред организма у беспозвоночных и позвоночных животных. Транскапиллярный обмен. Лимфа. Образование лимфы. Гистогематические барьеры. Ликвор. Гематоэнцефалический барьер.

Основные функции крови: транспортная, защитная и регуляторная. Плазма, ее минеральный и белковый состав. Гематокрит. Осмотическое и онкотическое давление. Механизмы поддержания кислотно-основного равновесия. Буферные системы крови. Пигменты крови у животных. Строение, состав и свойства эритроцитов. Гемоглобин. Скорость оседания эритроцитов. Гемолиз и его виды. Эритропоэз и его регуляция. Лейкоциты, их виды, роль в организме. Регуляторная функция лейкоцитов (цитокины). Защитная функция крови. Понятие о клеточном и гуморальном иммунитете. Кровяные пластинки (тромбоциты), их строение, функции. Основные факторы, участвующие в свертывании крови (плазменные, тромбоцитарные, лейкоцитарные, тканевые). Фазы свертывания крови. Регуляция процессов свертывания крови и фибринолиза. Свертывающая и противосвертывающая системы. Учение о группах крови. Агглютиногены и агглютинины. Резус-фактор. Структурно-функциональная характеристика органов иммунной защиты. Система антигенного надзора в условиях многоклеточного организма. Механизмы функционирования иммунной системы при разных антигенных воздействиях в норме и при патологии. Физиологическое единство трех интегративных систем (нервной, эндокринной и иммунной) в поддержании гомеостаза в меняющихся условиях внешней и внутренней среды. Сравнительный анализ механизмов распознавания “своё” – “чужое” у животных разных таксонов. Важнейшие феномены и реакции иммунитета. Прикладное значение иммунологии, нарушения в системе иммунитета.

МОДУЛЬ 6. Основы физиология сердца. Биофизические основы проведения возбуждения в сердце. Гемодинамика. Сосудистый тонус.

Развитие механизмов транспорта крови у животных. Эволюционное значение замкнутости сердечно-сосудистой системы.

Сердце позвоночных животных и человека, его отделы. Особенности кровоснабжения и энергетического обеспечения сердца. Биомеханика и динамика сердечного цикла. Функциональная роль предсердий и желудочков, клапанного аппарата. Понятие о систолическом и минутном объемах крови. Динамические изменения внутрисердечного давления. Общие свойства сердечной мышцы: автоматизм, проводимость, возбудимость и сократимость. Механизм автоматии миокарда. Атипичные кардиомиоциты и их электрофизиологические свойства. Механизм медленной диастолической деполяризации. Представление об истинном и латентном водителе ритма. Узлы и пучки проводящей системы сердца. Градиент автоматии. Механизм возбудимости рабочих кардиомиоцитов. Потенциал покоя кардиомиоцитов. Потенциалы действия различных отделов проводящей системы и рабочих клеток миокарда. Рефрактерность сердечной мышцы. Сократимость сердечной мышцы. Электромеханическое сопряжение в кардиомиоцитах. Особенности сокращения сердечной мускулатуры. Методы изучения сердечной деятельности. Электрокардиографический метод и его роль в изучении физиологии сердца и в медицине. Электрокардиограмма и ее компоненты.

Миогенная, нейрогенная и гуморальная регуляция деятельности сердца. Авторегуляторные механизмы сердца. Закон Старлинга. Иннервация сердца, роль симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы в регуляции сокращений сердца. Функциональные особенности различных отделов сосудистого русла. Амортизирующие, резистивные, емкостные и обменные сосуды. Факторы, обеспечиваящие движение крови по сосудам. Закон Пуазейля. Ламинарное и турбулентное движение крови. Кровяное давление и сосудистое сопротивление в артериях, капиллярах и венах. Систолическое и диастолическое давление. Время кругооборота крови. Линейная и объемная скорости движения крови в разных сосудистых бассейнах. Факторы, обеспечивающие венозный возврат крови к сердцу. Капиллярное кровообращение и его особенности. Микроциркуляция. Представление о тонусе сосудов. Нервная и гуморальная регуляция тонуса сосудов. Сосудодвигательный центр. Строение лимфатической системы и ее функции. Транспорт лимфы. Строение и функции лимфангионов. Нейрогуморальная регуляция лимфообразования и лимфообращения.



МОДУЛЬ 7. Физиология дыхания. Газообмен. Регуляция дыхания.

Эволюция типов дыхания (кожное, жаберное, трахейное, легочное). Перенос кислорода кровью у низших позвоночных и беспозвоночных. Дыхание у высших позвоночных: внешнее дыхание, газообмен в легких и тканях, транспорт газов кровью, тканевое дыхание. Особенности легочного дыхания у млекопитающих и птиц.

Вентиляция легких. Механика и динамика дыхательных движений. Внутриплевральное давление и его значение. Роль сурфактанта. Понятие о легочных объемах и емкостях. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Основные принципы обмена газов в легких и тканях. Аэрогематический барьер. Парциальное давление кислорода и диоксида углерода в альвеолярном воздухе, венозной и артериальной крови. Механизм переноса кровью О2. Диссоциация оксигемоглобина в тканях в разных условиях. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Механизм переноса СО2, роль карбоангидразы. Взаимосвязь между дыханием и поддержанием кислотно-щелочного равновесия крови. Центральный дыхательный механизм и формирование ритмики дыхательных движений. Нервные механизмы регуляции дыхания. Защитные и регуляторные дыхательные рефлексы. Периферические и центральные хеморецепторы. Дыхание при физической нагрузке, при повышенном и пониженном атмосферном давлении и измененном составе газовой среды.

МОДУЛЬ 8. Физиология пищеварения. Пищеварение в полости рта и желудке. Пищеварение в кишечнике. Регуляция пищеварения. Обмен веществ и энергии. Питание и терморегуляция.

Особенности пищеварения у представителей различных отрядов млекопитающих (жвачные, хищные, грызуны, приматы). Мускульный и железистый желудок у зерноядных птиц. Типы пищеварения по локализации (внутриклеточное, внеклеточное дистантное и мембранное) и источнику (собственное, симбионтное, аутолитическое) пищеварительных ферментов у животных. Строение и активность железистой клетки. Секреторный цикл. Пищеварение в полости рта. Функции слюнных желез, состав и свойства слюны. Регуляция слюноотделения. Пищеварение в желудке. Механизмы желудочной секреции ферментов и соляной кислоты, ее регуляция. Состав желудочного сока у разных видов животных и у человека, его ферменты, кислотность. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Структурные и функциональные особенности мембранного пищеварения. Ферментативный состав и пищеварительные свойства панкреатического сока. Желчь, ее состав и участие в дуоденальном пищеварении. Механизмы образования и регуляция выделения желчи. Барьерная и детоксикационная функция печени. Пищеварение в тощей и подвздошной кишках. Всасывание в пищеварительной системе. Современные представления о механизмах всасывания воды, минеральных веществ, аминокислот, сахаров, жирных кислот и витаминов. Функции толстой кишки. Микрофлора и ее роль в процессах жизнедеятельности. Двигательная активность органов желудочно-кишечного тракта. Гладкомышечный аппарат желудка и кишечника, его иннервация интрамуральными и экстрамуральными нервами. Роль автономной нервной системы в нейро-гуморальной регуляции моторики желудка и кишечника. Бульбарные, гипоталамические и корковые центры, принимающие участие в регуляции пищеварения, всасывания и моторики желудочно-кишечного тракта. Гормоны пищеварительного тракта. Периодическая деятельность пищеварительного тракта. Общее представление об обмене и специфическом синтезе белков, жиров и углеводов в организме. Обмен воды. Минеральный обмен. Основной и рабочий обмен. Физиологическая калориметрия. Дыхательный коэффициент и его значение Суточные, сезонные и экологические изменения основного обмена у представителей разных видов организмов. Пищевые и питательные вещества. Нормы питания. Белковое питание при различных условиях. Значение в питании углеводов и жиров. Вкусовые вещества. Витамины и их роль в обмене веществ. Значение минеральных веществ, микроэлементов и воды для организма. Регуляция водного и солевого обмена. Обмен веществ как источник образования тепла. Животные с переменной и постоянной температурой тела. Эндотермные и эктотермные организмы. Суточный ход изменения температуры тела у человека. Химическая и физическая терморегуляция. Теплопродукция и теплоотдача. Роль отдельных органов в теплопродукции. Нормо-, гипо- и гипертермия. Лихорадка. Центральные и периферические механизмы терморегуляции.



МОДУЛЬ 9. Физиология выделения.

Эволюция выделительных систем у животных. Органы выделения, их участие в поддержании важнейших параметров внутренней среды. Строение почки млекопитающего. Особенности кровоснабжения почки. Нефрон как функциональная единица почки. Основные процессы, протекающие в почке: клубочковая фильтрация, реабсорбция, канальцевая секреция. Механизм образования первичной мочи. Реабсорбция в нефроне и ее механизмы. Поворотно-противоточная система. Механизмы осмотического концентрирования и разведения мочи. Процессы секреции и экскреции в почечных канальцах. Образование конечной мочи, ее состав и свойства. Механизмы регуляции деятельности почек. Гуморальная и гормональная регуляция почечной функции (ренин - ангиотензиновая система, альдостерон, антидиуретический гормон). Мочевыделение. Процесс мочеиспускания, его регуляция. Выделительная функция кожи, легких, желудочно-кишечного тракта.



МОДУЛЬ 10. Физиология анализаторов. Физиология ВНД. Понятие о рефлексах. Физиология памяти и сна.

Структура анализатора по И.П.Павлову (периферический, проводниковый и корковый отделы). Сенсорные системы. Понятие о рецепторах, органах чувств. Классификация рецепторов. Возбудимость рецепторов. Механизм возбуждения рецепторов, рецепторный и генераторный потенциалы, импульсная активность. Кодирование сенсорной информации. Понятие об абсолютном и дифференциальном порогах ощущения. Законы психофизиологии (законы Вебера, Фехнера, Стивенса). Адаптация рецепторов. Процессы регуляции сенсорного входа. Кожные рецепторы: тактильные, температурные, болевые, мышечно-суставная рецепция (проприорецепция). Защитные (ноцицептивные рефлексы). Современные теории боли. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Вестибюлярный анализатор. Структурные и функциональные особенности вкусового и обонятельного анализаторов. Современные подходы к нейробиологическим механизмам поведения. Генетически детерминированные и приобретенные формы поведения. Виды научения. Структура поведенческого акта. Роль эмоций и мотиваций в организации поведения. Элементарная рассудочная деятельность животных, ее определение и методы исследования. Способность к экстраполяции и другие формы поведения у различных представителей таксономических групп. Понятие о врожденном (безусловном) рефлексе. Классификация безусловных рефлексов. Локализация безусловных рефлексов в ЦНС (центры голода, насыщения, жажды, агрессии, ярости и т. д.). Методика самораздражения мозга. Инстинкты. Этологическое направление изучения инстинктов. Условный рефлекс как приспособительный механизм в животном мире. Классические и инструментальные условные рефлексы. Классификация условных рефлексов. Современные представления о механизмах замыкания временной связи. Торможение условных рефлексов, его виды. Физиологическая основа и правила выработки условных рефлексов. Современные представления о видах и механизмах памяти. Регулирование уровня бодрствования. Теории сна. Представление о нейрофизиологических механизмах сна и бодрствования. Бодрствование и ретикулярная формация ствола мозга. Фазы сна: медленноволновый сон, парадоксальный сон. Электроэнцефалографическая характеристика медленноволнового сна и парадоксального сна. Гипотезы о биологическом и физиологическом значении сна.


Формируемые компетенции:

В результате освоения дисциплины у студента должна быть сформирована универсальная компетенция: способность демонстрировать общебиологическую грамотность.



В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

общекультурные компетенции (ОК):

  • приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

  • использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

  • проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);

  • использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Internet, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

  • заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);


профессиональные компетенции (ПК):

  • демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

  • использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

  • демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);

  • демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4);

  • применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);

  • умеет вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14);

  • способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);

  • применяет на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16);

  • понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17);

  • применяет на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-18);

  • пользуется современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрирует знание 5 принципов составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-19);

В результате изучения дисциплины студент должен



знать:

  • теоретические основы и базовые представления физиологических наук;

  • знать основные особенности строения и функционирования систем органов животных и человека;

  • физиологические механизмы регуляция жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза;

  • основные моменты становления различных физиологических функций человека и животных;

  • основные молекулярные механизмы физиологических процессов;

  • принципы ферментативной активности и гормональной регуляции физиологических функции;

  • основные классы биологически активных веществ, механизмы их действия;

  • основные этологические особенности животных и человека;

  • базовые принципы работы физиологических приборов (электрокардиограф, миограф, электроэнцефалограф и пр.).

  • принципы переработки информации в центральной нервной системе человека;

  • физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;

  • мозговые механизмы высших психических функций человека;

  • сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности.

  • природу и функции психики и сознания в жизнедеятельность личности и человеческих общностей;

  • нейронные механизмы физиологических и психических процессов и состояний;

  • методы коррекции и восстановлении психического и физиологического здоровья.

  • организацию иммунной системы, иметь представления об антигенах, антителах, строении и функциях иммуноглобулинов;

  • общие закономерности работы иммунной системы человека и животных;

  • молекулярные механизмы иммунологических процессов;

  • механизмы регуляции поддержания иммунного гомеостаза;

  • роль иммунной системы как системы регуляции, механизмы и эволюцию иммунитета;

  • современные проблемы иммунологии в научном и прикладном аспекте;

  • современные иммунологические методы, технику безопасности при работе с оборудованием и биоматериалом.


уметь:

  • описывать механизмы жизненно-важных физиологических процессов (деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и др. систем);

  • описывать механизмы действия ферментов и гормонов;

  • давать характеристику основным биологически активным веществам;

  • объяснять различия становления и функционирования организма человека и животных;

  • излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;

  • применять полученные теоретические знания для решения профессиональных задач;

  • осуществлять самостоятельную, экспериментальную деятельность на практических занятиях.

  • применять теоретические знания для оценки иммунного статуса живых систем;

  • ориентироваться в основных иммунологических процессах;

  • определять этиологию и патогенез различных заболеваний с точки зрения иммунологии;

  • работать на современном оборудовании для иммунологических исследований;

  • выявлять, анализировать и оценивать научные проблемы иммунологии, используя современные информационные технологии.


владеть:

  • методами экспериментального и клинического исследования, позволяющими оценить физиологические функции организма;

  • знаниями для изучения путей фармакологического регулирования физиологических функций;

  • методами клинического анализа крови (подсчёт форменных элементов, определение количества гемоглобина, расчёт цветного показателя, определение СОЭ, групп крови по системе АВО, резус фактора, времени свертывания крови, подсчет лейкоцитарной формулы);

  • навыками записи и анализа ЭКГ и ЭЭГ;

  • навыками проведения функциональных проб (нагрузочные, ортостатическая) для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и интерпретации полученных данных;

  • навыками спирографии с оценкой минутного объёма дыхания, жизненной емкости лёгких и её составляющих;

  • навыками определения основного и рабочего обмена веществ у человека и интерпретации полученных данных;

  • навыками определения остроты, полей и цветного зрения у человека;

  • навыками психофизиологического исследования свойств личности человека, памяти, активного внимания, определения умственной и физической работоспособности человека и интерпретации полученных данных;

  • комплексом лабораторных методов исследований.

  • методиками выработки торможения условных рефлексов;

  • методиками определения внимания, типов ВНД, объёма памяти;

  • методиками оценки характеристик высших психических функций человека.

  • методиками экспериментальной работы с лабораторными животными и оценки иммунного статуса у человека и животных;

  • методами иммунохимического анализа, используемыми в биологических исследованиях; методами лабораторной диагностики иммунных заболеваний;

  • информационными технологиями для изучения теоретических иммунологии и решения научных задач.


Виды учебной работы: лекции, лабораторные занятия, семинарские занятия, самостоятельная работа.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в 6-м семестре.

Разработчики:

заведующий кафедрой нормальной физиологии ВолгГМУ

д. м. н. профессор С. В. Клаучек,

к. м. н. доцент Е. В. Лифанова,

д. м. н. доцент Р. А. Кудрин,

к. б. н. ассистент Р. Е. Ахундова,

к. м. н ассистент Г. В. Гончаров,

ассистент О. Н. Москвина,



ассистент Т. С. Пономаренко



Каталог: uploads -> files -> 2014-4
2014-4 -> Основная профессиональная образовательная программа
2014-4 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Аллергология и иммунология»
2014-4 -> Аннотированное содержание программы
2014-4 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Колопроктология»
2014-4 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Стоматология детская»
2014-4 -> Дисциплины «Травматология, ортопедия. Военно-полевая хирургия»
2014-4 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Сердечно-сосудистая хирургия»
2014-4 -> Рабочей программы по дисциплине «Физиология сенсорных систем»
2014-4 -> Тема занятия 10: Цитологические исследования в лабораторной диагностике

Скачать 199.53 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница