Рабочая программа учебной дисциплины



Дата02.05.2016
Размер234 Kb.
ТипРабочая программа

Государственное автономное образовательное учреждение


Среднего профессионального образования

«Энгельсский медицинский колледж»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕКА

по специальности среднего профессионального образования

31.02.03 Лабораторная диагностика

базовый уровень подготовки

2014 г.



СОГЛАСОВАНО

Цикловой методической комиссией

«Общепрофессиональных дисциплин»

Протокол № _____

«____» _________________ 20___г

Председатель ЦМК

____________________ П.М.Фролова


УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по учебной работе

_______________ Э.В. Никитина
«____» _______________20 г

Рабочая программа ОПОП СПО базовой подготовки учебной дисциплины Анатомия и физиология человека разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.03 Лабораторная диагностика


Разработчик:

Типаева Е.И., преподаватель ГАОУ СПО « ЭМК»

Рецензенты:

Дралина О.И., к.м.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин Саратовского филиала медицинского института «Реавиз».

Никитина Э.В., преподаватель анатомии и физиологии высший квалификационной категории ГАОУ СПО «ЭМК».

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины……………………..4

Область применения программы……………………………………..4

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы………………………………………….4

Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины …………………………………………………………...4

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины… 5


Структура и содержание учебной дисциплины…………………………..5

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы…………….....5

Тематический план и содержание учебной дисциплины……………6
Условия реализации учебной дисциплины………………………………..20

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……………………………………………………………………….20

Информационное обеспечение обучения……………………………..21
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………………..22
Приложение………………………………………………………………….23

Перечень формируемых компетенций

Тематика аудиторных занятий


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и физиология человека


    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Энгельсский медицинский колледж» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по специальностям Лабораторная диагностика, а также при подготовке специалистов по профессии Младшая медицинская сестра.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в состав дисциплин профессионального цикла.


    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели дисциплины:

- Формирование общих и профессиональных компетенций

Формирование знаний по важнейшим разделам анатомии и физиологии человека.

Формирование понимания физиологических процессов, идущих в организме человека.

Формирование интереса к изучению организма человека, к пониманию проблем, возникающих при патологии того или иного органа.

Формирование умений использовать теоретические знания при решении проблемных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

использовать знания анатомии и физиологии при взятии биологических материалов для лабораторных исследований.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

структурные уровни организации человеческого организма;

структуру функциональных систем организма, его основные физиологические функции и механизмы регуляции;

количественные и качественные показатели состояния внутренней среды организма, механизмы ее регуляции и защиты;

механизмы взаимодействия организма человека с внешней средой.


    1. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;

самостоятельная работа обучающегося 50 часов.

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы





Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:




теоретические занятия

20

практические занятия

80

Самостоятельная работа обучающегося (работа с учебной литературой, написание рефератов, подготовка докладов, составление словаря латинских терминов, зарисовка в альбом, составление схем, презентаций и тд.)

50

Итоговая аттестация в форме экзамена:

1) решения заданий в тестовой форме;

2) демонстрация практических умений.







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, семинарско-практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНАЯ

САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА.

9




Тема 1.1.

Анатомия и физиология как предмет. Основы цитологии и гистологии.

Содержание учебного материала

Введение. Анатомия и физиология как предмет. Связь анатомии и физиологии с другими дисциплинами.


Клетка определение, строение, функции. Ткань определение, классификация. Связи организма с окружающей средой.

Части тела, отделы головы, туловища, конечностей. Полости тела человека, в которых расположены органы. Плоскости, оси вращения; условные линии живота и грудной клетки. Основные анатомические и физиологические термины.

Орган, системы органов, аппараты, организм человека. Эпителиальная ткань расположение, виды, функции. Классификация покровного эпителия.

Соединительная ткань расположение, функции, строение, классификация.

Мышечная ткань – специфическое свойство, функции, виды. Гладкая и исчерченная мышечная ткань. Сердечная мышечная ткань, функциональная анатомия.

Нервная ткань – расположение, строение (нейроны, макро - и микроглия). Строение нейрона, виды нейронов. Нервные волокна, виды, строение. Нервные окончания.



9

2

Практическое занятие

Тема:


Основы гистологии. Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная).

4




Самостоятельная работа обучающихся


Работа с учебно-методической литературой, сборником тестовых заданий по теме «Клетка. Ткани», с электронно-образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту книги.

Зарисовка основных структур мышечной и нервной ткани.

Составление сравнительной таблицы по теме «Клетка. Ткани».

Составление графологической структуры «Строение соединительной и эпителиальной ткани»
Составление кроссвордов с использованием цитологических понятий.

Схематическое изображение разновидностей тканей.

Создание презентаций.


3




Раздел 2.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

21




Тема 2.1.

Процесс движения. Костная и мышечная система.


Содержание учебного материала

Опорно-двигательный аппарат-понятие. Пассивная и активная части опорно-двигательного аппарата. Скелет понятие, отделы, функции. Кость как орган, химический состав, виды костей, строение.

Соединения костей, их разновидности. Строение суставов, их классификация. Виды движения в суставах. Строение сустава.

Скелет туловища. Позвоночный столб, отделы, изгибы, строение и соединения позвонков. Строение грудины, ребер, соединения. Грудная клетка в целом, формы грудной клетки.

Отделы скелета верхней конечности, кости и суставы. Отделы скелета нижней конечности, кости и суставы.

Большой и малый таз, половые отличия таза.

Череп, отделы, кости и их соединения. Череп в целом.

Мышцы, мышечное волокно, виды мышц, вспомогательный аппарат.

Скелетные мышцы, топография, значение, мышечные группы.

Мышцы головы: жевательные, мимические. Мышцы шеи, группы, функции.

Мышцы туловища: спины, груди, живота. Области спины, груди, живота, белая линия живота.

Мышцы верхней и нижней конечностей.


21

2


Практическое занятие

Тема:

Функциональная анатомия аппарата движения. Остеология (кости черепа, туловища, конечностей и их соединения).

Функциональная анатомия аппарата движения. Миология (мышцы головы, шеи, виды движений).

Функциональная анатомия аппарата движения. Миология (мышцы туловища, конечностей, виды движений).



12





Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Зарисовка в тетрадь строения кости как органа, особенностей взаимоотношения губчатого и компактного вещества, возрастных особенностей костного мозга.

Составление таблиц по классификации видов костей и суставов и взаимосвязи между формой сустава и количеством осей вращения.

Выписывание латинских названий костей и суставов скелета человека, химического состава кости.

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц по топографии различных групп мышц,

классификации мышц.

Работа с атласам по анатомии: зарисовка видов мышц, групп мышц.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке.

Создание презентации



7




Раздел 3.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

15




Тема 3.1.

Нервная система.


Содержание учебного материала

Общие принципы строения нервной системы. Классификация нервной системы. Виды нейронов. Рефлексы – понятие, виды. Рефлекторная дуга.

Строение и функции спинного мозга, расположение в позвоночном канале Нервные центры спинного мозга. Оболочки спинного мозга.

Составные части периферической нервной системы. Ветви спинномозговых нервов, сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, зоны иннервации задних ветвей.

Общая характеристика головного мозга. Строение, расположение и функции отделов головного мозга: продолговатый мозг, задний мозг, средний, промежуточный и конечный мозг. Оболочки и полости мозга. Проекционные зоны коры.

Черепные нервы, их характеристика. Зоны иннервации черепных нервов.

Структуры мозга, осуществляющие высшую нервную деятельность.

Классификация вегетативной нервной системы. Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы. Отличия вегетативной нервной системы от соматической, симпатической нервной системы от парасимпатической. Симпатические стволы и нервные сплетения. Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность внутренних органов.



15

2

Практическое занятие

Тема:

Анатомия и физиология спинного и головного мозга.

Спинномозговые и черепные нервы. Вегетативная нервная система.


8







Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Работа с атласом по анатомии: зарисовка горизонтального среза спинного мозга, звеньев рефлекторной дуги, синапса.

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц по отделам нервной системы, по строению и функциям спинного мозга, по сплетениям спинномозговых нервов.

Составление схем и таблиц отделов головного мозга, хода черепных нервов, вегетативной нервной системе

Составление и решение кроссвордов.

Работа с атласом по анатомии: зарисовка отделов головного мозга, черепных нервов, по вегетативной нервной системы.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке.

Создание презентации.


5




Раздел 4.

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА.

9




Тема 4.1.

Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.




Содержание учебного материала

Понятие о сенсорной системе, ее значение. Анализатор: отделы, виды. Органы чувств, их значение в познании внешнего мира.

Обонятельная сенсорная система: вспомогательный аппарат, обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы.

Вкусовая сенсорная система: вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и корковый центры вкуса

Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат. Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Подкорковый и корковый центры зрения.

Слуховая сенсорная система. Отделы уха. Наружное, среднее, внутреннее ухо, строение, функции. Костный и перепончатый лабиринт. Кортиев орган улитки, проводниковый отдел, центральный отдел.

Вестибулярная сенсорная система. Рецепторы, локализация, проводниковый отдел, центральный отдел.

Кожа, строение, функции, виды кожных рецепторов. Производные кожи: волосы, ногти. Отделы и строение проприоцептивной сенсорной системы. Корковые отделы анализаторов.



9

2

Практическое занятие

Тема:

Органы чувств (зрения, слуха и равновесия).



4




Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Работа с атласом по анатомии: зарисовка органов вкуса, обоняния, зрения.

Составление схем и таблиц по органам вкуса, обоняния, зрения.

Составление и решение кроссвордов.

Работа с атласам по анатомии: зарисовка органов слуха, равновесия и осязания.

Составление схем и таблиц по органам слуха, равновесия и осязания.

Зарисовка общего плана строения органа зрения, слуха и равновесия.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке.

Создание презентации.


3




Раздел 5.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭНДОКРИННЫХ ЖЕЛЕЗ.

9





Тема 5.1.

Эндокринная система человека.


Содержание учебного материала

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Виды гормонов. Понятие органов-мишеней. Гипоталамо-гипофизарная система. Морфология, расположение, функции эпифиза, гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, половых желез, поджелудочной железы, тимуса. Нарушения деятельности желез внутренней секреции.



9

2

Практическое занятие

Тема:

  1. Эндокринная система. Железы внутренней секреции.

4





Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Работа с атласом по анатомии по зарисовке желез внутренней секреции.

Составление схем и таблиц по железам внутренней секреции.

Составление и решение кроссвордов.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке.

Создание презентации.



3




Раздел 6.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ

КРОВООБРАЩЕНИЯ. ИММУННАЯ СИСТЕМА.

26




Тема 6.1.

Анатомия и физиология кровообращения.

Содержание учебного материала

Процесс кровообращения, определение, сущность. Строение сосудов, их разновидности, функции.

Сердце – расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки. Камеры сердца, отверстия сердца, клапаны сердца. Строение стенки сердца. Физиологические свойства миокарда. Проводящая система сердца. Электрические явления в сердце, их регистрация. Сердечный цикл, его фазы. Сердечный толчок. Перкуссия и аускультация сердца. Механизмы регуляции деятельности сердца. Венечный круг кровообращения.

Основные показатели кровообращения. Сосуды малого круга кровообращения: легочный ствол, легочные артерии, легочные вены.

Сосуды большого круга кровообращения. Артерии большого круга кровообращения: аорта, ее отделы, артерии головы и шеи, артерии верхних и нижних конечностей. Артерии грудной и брюшной части аорты, артерии таза. Артериальный пульс, характеристика, подсчет, оценка. Артериальное давление крови, определение, оценка.

Вены большого круга кровообращения. Критерии оценки процесса кровообращения. Причины движения крови по сосудам. Система верхней полой вены. Система нижней полой вены. Система воротной вены.

Строение системы лимфообращения. Состав лимфы, ее образование. Функции лимфатической системы. Строение стенки лимфатических сосудов. Отличие лимфатического капилляра от кровеносного. Основные лимфатические сосуды и группы лимфоузлов. Строение лимфатического узла, его функции. Строение и функции селезенки.

Понятие иммунитета. Центральные и периферические органы иммунной системы.



26

2

Практическое занятие

Тема:

Анатомия и физиология сердца.

Артериальная система кровообращения.

Венозная система кровообращения.

Лимфатическая система. Органы иммунитета.


16







Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Работа с атласом по анатомии: зарисовка строения сердца и сосудов, кругов кровообращения.

Составление схем и таблиц по анатомии и физиологии сердца

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц по отделом малого и большого кругов кровообращения.

Составление схем и таблиц по лимфатической системе и органам иммунной системы.

Работа с атласом по анатомии: зарисовка отделов лимфатической системы и органов иммунной системы.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке.

Создание презентации.



8




Раздел 7.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

9




Тема 7.1.

Анатомия и физиология органов дыхания.

Содержание учебного материала

Верхние и нижние дыхательные пути. Строение носа, носовой полости, гортани, хрящи гортани. Трахея, бронхи, легкие, ацинус. Слизистые оболочки дыхательных путей.

Плевра, ее отделы.

Средостение, границы, отделы.

Потребность дышать: структуры организма человека, ее удовлетворяющие. Значение кислорода и углекислого газа для человека.

Процесс дыхания – определение, этапы. Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами.

Механизм вдоха и выдоха, 1-го вдоха новорожденного.

Дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы.

Регуляция дыхания – дыхательный центр, его уровни.


9

2

Практическое занятие

Тема:

1. Анатомия и физиология органов дыхания.



4




Самостоятельная работа обучающихся

Работа со сборником тестовых заданий по теме:

«Морфофункциональная характеристика органов дыхания»

Работа с электронными образовательными ресурсами

Составление кроссвордов по теме: «Анатомия и физиология органов дыхания»

Составление словаря терминов по тексту книги

Зарисовка общего плана строения дыхательной системы.

Составление сравнительной таблицы содержания кислорода и углекислого газа в дыхательных средах организма.

Составление схемы регуляции дыхания.

Составление графологических структур по расположению и строению органов дыхания.

Выписывание показателей внешнего дыхания, легочных объемов.

Просмотр видеофильма «Тело человека».

Создание презентаций по темам: «Заболеваниях органов дыхания», «О вреде курения», «Защита атмосферы от промышленных загрязнении»

Создание презентации



3




Раздел 8.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ.

21




Тема 8.1.

Анатомия и физиология пищеварительной системы. Обмен веществ

и энергии.


Содержание учебного материала

Анатомия пищеварительной системы.

Пищеварительный тракт - отделы, особенности строения, функции.

Полость рта, отделы, строение, органы полости рта. Глотка, строение, расположение. Пищевод, строение, расположение, отделы. Желудок, топография, строение. Тонкая и толстая кишка, отделы, расположение, строение. Сфинктеры пищеварительной трубки. Брюшина, строение, складки, расположение относительно органов брюшной полости.

Большие слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные. Слюна, состав, свойства.

Поджелудочная железа - строение и расположение. Состав и свойства поджелудочного сока.

Печень – расположение, макро- и микроскопическое строение. Функции печени.

Желчный пузырь- расположение, строение. Желчь, состав, свойства, механизм образования и отделение желчи.

Физиология пищеварительной системы. Пищеварение в полости рта, состав и свойства слюны, всасывание в полости рта, образование пищевого комка, акт глотания.

Пищеварение в желудке. Моторная функция желудка. Фазы желудочной секреции. Состав желудочного сока. Всасывание в желудке.

Пищеварение в тонкой кишке: полостное и пристеночное. Состав кишечного сока. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке. Эвакуация пищи в толстую кишку. Пищеварение в толстой кишке. Состав кишечного сока, микрофлора кишечника. Формирование и состав каловых масс. Моторная функция толстой кишки. Акт дефекации: произвольный и непроизвольный.

Регуляция пищеварения: центральные и местные механизмы. Пищеварительный центр. Голод, аппетит, насыщение.

Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен. Основной обмен; факторы, на него влияющие. Азотистый баланс: положительный, отрицательный, азотистое равновесие. Белки – биологическая ценность, суточная потребность, состав, заменимые и незаменимые аминокислоты. Конечные продукты обмена белков. Жиры – биологическая и энергетическая ценность, суточная потребность. Ненасыщенные жирные кислоты. Конечные продукты расщепления жиров, выведение из организма. Углеводы – биологическая и энергетическая ценность, суточная потребность, конечные продукты обмена углеводов.

Водно-электролитный обмен. Биологическая ценность воды, микроэлементов, минеральных веществ. Витамины, их значение для жизнедеятельности человека.

Рациональное питание, режим питания. Диетическое питание. Терморегуляция: теплообмен, теплоотдача.


21

2

Практическое занятие

Тема:


14




Анатомия и физиология органов пищеварительного канала.

Анатомия и физиология больших пищеварительных желез.

Обмен веществ и энергии в организме человека.











Самостоятельная работа обучающихся

Работа с текстом учебника, составление конспекта прочитанного, зарисовка желез желудка, кишечника, больших пищеварительных желез.

Составление словаря терминов.

Зарисовка границ зева, небных миндалин, как области для забора мазка на микрофлору, общего плана строения пищеварительной системы.

Определения места открытия выводного протока околоушной слюнной железы, служащее для забора слюны с целью лабораторных исследований

Составление схемы «Регуляция пищеварения»

Создание презентации


7




Раздел 9.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ

ВЫДЕЛЕНИЯ. СИСТЕМА ОРГАНОВ РЕПРОДУКЦИИ.

15




Тема 9.1.

Анатомия и физиология органов мочеполовой системы.

Содержание учебного материала

Органы выделения (почки, легкие, кожа, кишечник). Экскреты, выделяемые с мочой, калом, потом, при дыхании. Мочевая система, органы ее образующие.

Почки - морфологическое строение. Строение нефронов, их виды.

Мочеточники - расположение, строение, функция.

Мочевой пузырь - расположение, строение, функция.

Женский и мужской мочеиспускательные каналы. Произвольный и непроизвольный сфинктеры мочеиспускания. Строение мочеполовой диафрагмы.

Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Количество и состав первичной мочи. Количество и состав конечной мочи. Водный баланс. Суточный диурез. Регуляция мочеобразования и мочевыделения.

Количество и состав первичной мочи. Количество и состав конечной мочи. Минеральный состав мочи, плотность мочи, рН мочи, наличие клеток эпителия, лейкоцитов, эритроцитов, белка, сахара, как свидетельство патологических процессов в организма.

Понятие о полиурии, анурии, олигурии, уремии, глюкозурии, пиурии, гематурии. Суточный диурез. Регуляция мочеобразования и мочевыделения произвольный и непроизвольный акты мочеиспускания.

Процесс репродукции, его значение для сохранения вида; структуры организма человека, его осуществляющие.

Строение женских половых органов (яичники, матка, маточные трубы, влагалище, девственная плева, большие и малые половые губы, лобок, половая щель, клитор).

Молочные железы – расположение, строение.

Строение мужских половых органов (яичко, придаток яичка семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, бульбоуретральные железы, половой член и мошонка).

Сперма – образования состав, пути движения из яичек в мочеиспускательный канал. Выведение спермы. Половые реакции человека. Мужской половой цикл.



15

2

Практическое занятие

Тема:

Анатомия и физиология мочевыделительной системы.

Анатомия и физиология мужской и женской репродуктивных систем.


8

2




Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Зарисовка нефрона, указание его частей.

Зарисовка общего плана строения: мочевыделительной и половых систем.

Составление сравнительной таблицы по связи органов выделения с вырабатываемыми ими секретами, таблицы первичных и вторичных половых признаков




5




Раздел 10.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ.

15




Тема 10.1.

Гомеостаз. Состав, свойства и функции крови.

Содержание учебного материала

Понятие о внутренней среде организма. Состав и функции внутренней среды организма. Понятие гомеостаза. Основные физиологические константы внутренней среды. Нервный и гуморальный механизмы саморегуляции гомеостаза.

Состав и функции крови. Константы крови. Плазма крови, состав и функции. Форменные элементы крови, виды, строение, функции, количество. Гемолиз, его виды. Приборы, используемые для подсчета форменных элементов крови, определение гемоглобина, СОЭ.

Гемостаз, определение, механизмы. Факторы и механизмы свертывания крови. Противосвертывающая система. Гемолиз, агглютинация.

Группы крови системы АВО, их определение, резус-фактор. Переливание крови, донорство. Совместимость крови донора и реципиента. Причины резус-конфликта и АВ0-конфликта.


15

2

Практическое занятие

Тема:

Кровь. Состав и функции.

Группы крови системы АВО, резус-фактор. Свертывание крови.


8







Самостоятельная работа обучающихся

Работа со сборником тестовых заданий по теме «Внутренняя среда организма», электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов

Зарисовка форменных элементов крови.

Составление сравнительной таблицы по видам гемолиза

Составление схемы гемопоэза, свертывания крови.

Составление схем определение группы крови

Заполнение «Лейкоциторной формулы Шиллинга»

Составление кроссвордовов


5







ВСЕГО

150







  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии человека».


Оборудование учебного кабинета:

Доска классная (меловая или маркерная), мел или маркеры

Стол и стул для преподавателя

Столы и стулья для студентов

Шкафы для хранения учебно-наглядных пособий, приборов, раздаточного материала

Тумбочки для ТСО

Стеллажи для муляжей и моделей

Плакаты


Схемы

Рисунки


Таблицы

Скелеты


Наборы костей

Модели


Фантомы

Муляжи
Технические средства обучения:



  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • фильмоскоп

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

  1. Атлас анатомия человека: Учебное пособие для медицинских учебных заведений. – М.: РИПОЛ классик, 2010.

  2. Самусев Р., Липченко В. Атлас анатомии человека. – М.: ОНИКС 21 век – Мир и образование, 2009 г.

  3. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003, 2007, 2009, 2010, 2011г.г.

  4. Сапин Н.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека – УМО, 2010 г.

  5. Николаев В.Т. Анатомия человека: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г.

  6. Георгиева С.А. Физиология: Учебник для медицинских училищ. – Москва; Медицина, 2011 г.

  7. Самусев Р.П., Селин Ю.М. Анатомия человека: Учебник для медицинских училищ. – Москва ОНИКС 21 век Мир и Образование, 2009 г.

Дополнительные источники:



1. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 г.

2. Гаврилов Л.Ф., Татаринов В.Г. Анатомия: Учебник. – М.: Медицина, 2012 г.

3. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека: Учебник для вузов. – М.: ОНИКС / Мир и Образование / Мн.: Харвест, 2009 г.

4. Топоров Словарь терминов по клинической анатомии. – М.: Медицина, 2009 г.

5. Дегторев Нормальная физиология учебник Медвуз. – М.: Медицина, 2010 г.

6. Сапин М.Р. Атлас анатомии человека в 3 х томах. – М.: Медицина, 2010 г.

7. Сапин М.Р. Анатомия человека для медицинских училищ. – М.: Медицина, 2011 г.

8. Швырев А.А. Малый анатомический атлас. – Ростов-на Дону: Феникс, 2013 г.

9. Борисевич А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека. – М.: Высшая школа, 2010г.

10. Боянович Ю.В. Анатомия человека: Атлас. – М.: ЭКСМО, 2011г.

11. Фейц О. Наглядная анатомия: Учебник. – М.: ГЭОТАР – медиа, 2009г.

12. Горелова Л.В. Анатомия в схемах и таблицах: Учебник. – Ростов-на Дону: Феникс, 2009г.

13. Гайворовский И.Анатомия и физиология человека: Учебник. – М.: Академия 2009 г.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

1

2

Освоенные умения:

использовать знания анатомии и физиологии при взятии биологических материалов для лабораторных исследований.



Усвоенные знания:

структурных уровней организации человеческого организма;

структуры функциональных систем организма, его основные физиологические функции и механизмы регуляции;

количественных и качественных показателей состояния внутренней среды организма, механизмы ее регуляции и защиты;

механизмов взаимодействия организма человека с внешней средой.


Рекомендуются различные формы и методы контроля освоения дисциплины:

самоконтроль и самооценка (тестирование, заполнение немых схем, таблиц);

контроль преподавателя:

а) по форме: устный и письменный (тестирование, графические диктанты, контрольные работы),

б) по виду: индивидуальный, групповой, комбинированный, фронтальный;

внешний контроль независимыми экспертами или с помощью средств автоматизации (тестирование, экзамен).






1

2

Освоенные умения:

использовать знания анатомии и физиологии при взятии биологических материалов для лабораторных исследований.



Усвоенные знания:

структурных уровней организации человеческого организма;

структуры функциональных систем организма, его основные физиологические функции и механизмы регуляции;

количественных и качественных показателей состояния внутренней среды организма, механизмы ее регуляции и защиты;

механизмов взаимодействия организма человека с внешней средой.


Рекомендуются различные формы и методы контроля освоения дисциплины:

самоконтроль и самооценка (тестирование, заполнение немых схем, таблиц);

контроль преподавателя:

а) по форме: устный и письменный (тестирование, графические диктанты, контрольные работы),

б) по виду: индивидуальный, групповой, комбинированный, фронтальный;

внешний контроль независимыми экспертами или с помощью средств автоматизации (тестирование, экзамен).



Освоенные умения:

использовать знания анатомии и физиологии при взятии биологических материалов для лабораторных исследований.



Усвоенные знания:

структурных уровней организации человеческого организма;

структуры функциональных систем организма, его основные физиологические функции и механизмы регуляции;

количественных и качественных показателей состояния внутренней среды организма, механизмы ее регуляции и защиты;

механизмов взаимодействия организма человека с внешней средой.


Рекомендуются различные формы и методы контроля освоения дисциплины:

самоконтроль и самооценка (тестирование, заполнение немых схем, таблиц);

контроль преподавателя:

а) по форме: устный и письменный (тестирование, графические диктанты, контрольные работы),

б) по виду: индивидуальный, групповой, комбинированный, фронтальный;

внешний контроль независимыми экспертами или с помощью средств автоматизации (тестирование, экзамен).




Приложения

Перечень формируемых компетенций

- общие компетенции

- профессиональные компетенции





Код компетенции

Содержание компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4.


Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые задания и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество


Тематика аудиторных занятий



Тема

Часы

1.

Анатомия и физиология как предмет. Основы цитологии и гистологии. Эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани.

2

2.

Процесс движения. Костная и мышечная системы

2

3.

Нервная система.

2

4.

Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.

2

5.

Эндокринная система человека.

2

6.

Анатомия и физиология кровообращения

2

7.

Анатомия и физиология органов дыхания

2

8.

Анатомия и физиология органов пищеварения.

2

9.

Анатомия и физиология органов мочеполовой системы

2

10.

Гомеостаз. Состав, свойства и функции крови.

2




Всего:

20




Практические занятия.




1.

Основы гистологии. Ткани (эпителиальная соединительная, мышечная и нервная).

4

2.

Функциональная анатомия аппарата движения. Остеология (кости черепа, туловища, конечностей и их соединения).

4

3.

Функциональная анатомия аппарата движения. Миология (мышцы головы, шеи, виды движений).


4

4.

Функциональная анатомия аппарата движения. Миология (мышцы туловища, конечностей, виды движений).


4

5.

Анатомия и физиология спинного и головного мозга.


4

6.

Спинномозговые и черепные нервы. Вегетативная нервная система.

4

7.

Органы чувств (слуха, зрения и равновесия).

4

8.

Эндокринная система человека. Железы внутренней секреции.

4

9.

Анатомия и физиология сердца

4

10.

Артериальная система кровообращения.

4

11.

Венозная система кровообращения

4

12.

Лимфатическая система. Органы иммунитета.

4

13.

Анатомия и физиология органов дыхания.

4

14.

Анатомия и физиология органов пищеварительного канала.

4

15.

Анатомия и физиология больших пищеварительных желёз.

4

16.

Обмен веществ и энергии в организме человека.

4

17.

Анатомия и физиология мочевыделительной системы.

4

18.

Анатомия и физиология мужской и женской репродуктивных систем.

4

19.

Кровь. Состав и функции

4

20.

Группы крови системы АВО, резус-фактор. Свёртывание крови.

4




Всего:

80


.


Каталог: userfiles -> file
file -> Ьное государственное бюджетное учреждение «научный центр психического здоровья» российской академии медицинских наук
file -> «Доброкачественная гиперплазия предстательной железы»
file -> Руководство для врачей / под ред. В. И. Мазурова. Спб.: СпецЛит, 2009. 192 с.
file -> Методические рекомендации по применению в невролгии, при заболеваниях суставов, позвоночника, спинного мозга и лечению послеоперационных осложнений
file -> Вопросы Ответы
file -> Перечень работ я услуг, выполняемых и оказываемых за плату некоторыми учреждениями, подведомственными Министерству сельского хозяйства и пищевой промышленности Государственная республиканская инспекция по защите растений
file -> 14 потребитель 9 октября 2009 год №41 (663)


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница