Доклад Эксперта: «Преодоление электронно-цифрового разрыва между развитыми и развивающимися государствами в социальной сфере»



Скачать 102.5 Kb.
Дата29.04.2016
Размер102.5 Kb.
ТипДоклад
Модель ООН МГУ им. М.В. Ломоносова 2013

Доклад Эксперта:

«Преодоление электронно-цифрового разрыва между развитыми и развивающимися государствами в социальной сфере»


Оглавление


Введение………………………………………………………………………………………………………….………………………3

Часть 1. Проблема электронно-цифрового неравенства между развитыми и развивающимся государствами………………………………………………………………………………………………4

1.1. Понятия развитых и развивающихся государств…………………………………………………………..…4

1.2. Понятие электронно-цифрового разрыва………………………………………………………………………..5

1.3. Основные опасности информационно-цифрового разрыва…………………………………………..5

Часть 2. Деятельность мирового сообщества по преодолению электронно-цифрового разрыва…………………………………………………………………………………………………………………………………….7

2.1. Международная программа развития коммуникации………………………………….……………….7

2.2. Окинавская Хартия глобального информационного общества………………………………………8

2.3. Проблема информационно-цифрового разрыва и Цели развития тысячелетия…………10

Часть 3. Усилия ЮНЕСКО по преодолению электронно-цифрового разрыва в социальной сфере на современном этапе………………………………………………………………………….…………………….11

3.1. Программа ЮНЕСКО "Информация для всех………………………………………………………………..11

3.2. Деятельность ЮНЕСКО в сфере образования…………………………………………………………….....12

3.3. Деятельность ЮНЕСКО в сфере культуры…………………………………………..………………………….12

3.4. Деятельность ЮНЕСКО в сфере медицины и здравоохранения…………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………………………………………………..…………..17

Введение

Вторая половина XX – начало XXI века характеризуются невиданным до того развитием технологий. Этот небольшой относительно истории человечества временной промежуток характеризуется огромным количеством научных открытий и изобретений, навсегда изменивших жизнь всего человечества. Бурное развитие технологий массовых коммуникаций, связанных с хранением и передачей информации, таких как радио, телевидение, а затем и интернет способствовало переходу человеческого общества на принципиально новый уровень. Представители научного сообщества начали говорить о трансформации индустриального общества в постиндустриальное или информационное общество.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Из большинства определений информационного общества следует, что на этом этапе человеческого развития небывалую роль играет информация и знания. Трудно переоценить, насколько огромные перспективы открылись в сфере образования, культуры, здравоохранения. Новые технологии дают возможность преподавателям и студентам использовать новые технологии, облегчает публикацию материалов на местных языках и содействует созданию и распространению открытых образовательных ресурсов, а для того, чтобы посмотреть на самые знаменитые достояния живописи или архитектуры, достаточно выйти в интернет.

Однако, не все так просто. Какими бы быстрыми темпами не шло развитие новейших технологий передачи информации, большая часть населения Земли все еще не имеет доступа к печатной информации, не говоря уже о возможности выхода в интернет. Эта проблема получила название электронно-цифрового разрыва.


Часть 1. Проблема электронно-цифрового неравенства между развитыми и развивающимся государствами

1.1. Понятия развитых и развивающихся государств.

Прежде чем говорить об электронно-цифровом разрыве между развитыми и развивающимися государствами следует определить, какие государства можно считать развитыми, а какие развивающимися.

Под развитыми странами принято понимать страны, занимающие господствующее положение в мировой экономике. В этих странах проживает 15-16 % мирового населения, но они при этом производят 3/4 валового мирового продукта и создают основную часть экономического и научно-технического потенциала мира. Экс-генеральный секретарь ООН Кофи Анан определял развитую страну, как такую страну, которая даёт возможность всем своим жителям наслаждаться свободной и здоровой жизнью в безопасной окружающей среде.

Развивающиеся же страны характеризуются низким уровнем социально-экономического развития. Несмотря на огромную территорию и численность населения (порядка 80% населения Земли), на эти государства приходится менее трети Валового мирового продукта.

Основные признаки развивающейся страны - колониальное или полуколониальное прошлое, аграрно-сырьевая направленность экономики, многоукладность экономики: доиндустриальный тип производства соседствует с индустриальным и постиндустриальным, неоднородность социальной структуры общества, низкое качество рабочей силы, социальное напряжение.

В Организации Объединенных Наций нет каких-либо четко установленных правил для определения «развитых» или «развивающихся» стран или регионов. Отмечается, что обозначения «развитая» и «развивающаяся» страна служат лишь для статистического удобства и не обязательно несут суждение об этапе, достигнутом в конкретной стране или области, в процессе развития

Тем не менее, Статистический отдел ООН признает, что в обычной практике Япония в Азии, Канада и США в Северной Америке, Австралия и Новая Зеландия в Океании и Европа считаются «развитыми» регионами и областями, Южноафриканский таможенный союз также относится к развитым регионам, а Израиль к развитым странам; Африка, Центральная и Южная Америка , страны Карибского региона, Азия и Океания относятся к развивающимся регионам, страны бывшей Югославии рассматриваются в качестве развивающихся стран; а государства Восточной Европы и СНГ в Европе не включены в списки ни развитых, ни развивающихся регионов.

1.2 Понятие электронно-цифрового разрыва

Электронно-цифровой разрыв, цифровой барьер, цифровое неравенство, информационное неравенство (digital divide) - ограничение возможностей социальной группы из-за отсутствия у неё доступа к современным средствам коммуникации. Это понятие широко используется с конца 1990-х годов политическими объединениями и административными структурами разных стран для обозначения проблемы неравномерного развития современного общества. Неравномерность проявляется в том, что люди, обладающие достаточным образованием и материальным благосостоянием, имеют доступ к информационным технологиям, которые позволяют им эффективно осуществлять социальную коммуникацию и быстро интеллектуально развиваться, что выражается в общем повышении качества жизни; люди же, живущие в неразвитых странах, или те, для которых высокие технологии недоступны, развиваются медленно, и качество жизни у них низкое. На возможности людей, проживающих в развивающихся странах влияют отсутствие или ограниченный доступ к телевидению, интернету, телефонной связи (мобильной и стационарной), радио. Все это ограничивает их возможности в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене и может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования.



1.3. Основные опасности информационно-цифрового разрыва

По мере перемещения значительной части информации и услуг в онлайн социально-экономические преимущества информационного общества стремительно возрастают. А в то время как данная тенденция укрепляется, страны, не включенные в цифровую экономику, оказываются во все более невыгодном положении.

Преодоление цифрового разрыва входит в интересы коммерческих предприятий и общества. Экономика будущего является цифровой. Сегодня трудно представить себе работу, где знание компьютера и Интернета не было бы полезным. Предполагается, что к 2015 г. для выполнения 90% всех работ будет требоваться некоторый уровень компьютерной грамотности.

Из этого следует, что усугубление электронно-цифрового разрыва может еще больше расширить экономическую пропасть между развитыми и развивающимися государствами. цифровой разрыв не только является отражением существующего социально-экономического неравенства, но и усиливает и даже порождает его. Сегодня социально-экономическая ценность доступа к информации гораздо выше, чем 20 лет назад. Неравенство в плане доступа к знаниям, информационным сетям и возможностям участвовать в работе этих сетей в долгосрочном плане приведет к еще большей маргинализации бедных стран и бедных социальных групп. Как это ни парадоксально, но за такой маргинализацией стоит сам Интернет, хотя, как предполагается, он должен быть самым дешевым и наиболее действенным способом обмена информацией и знаниями в мире. Поскольку информационная технология оказывает серьезное воздействие на экономический рост и конкурентоспособность, нет сомнений в том, что это новый фактор в политике в области развития. Вот почему в последние годы все больше внимания уделяется причинам и последствиям цифрового разрыва. Например, в докладе Программы развития Организации Объединенных Наций о развитии человека за 2001 год основное внимание было сконцентрировано именно на этих проблемах; они также находились в центре внимания участников проходившей в 2003 году в Женеве Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества.

Стоит рассматривать электронно-цифровой разрыв не просто как технологическое явление с точки зрения доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Этот разрыв является разновидностью социального расслоения в связи с неравными возможностями доступа, применения и формирования знаний путем использования ИКТ.

Часть 2. Деятельность мирового сообщества по преодолению электронно-цифрового разрыва

2.1. Международная программа развития коммуникации (МПРК)

К концу 70-х годов XX века на международном уровне начинается обсуждение назревших к тому времени проблем развития информации и коммуникации в мире, необходимости установления нового международного информационного порядка (НМИП) как важной и неотъемлемой части общего процесса перестройки международных отношений на справедливой, демократической основе. Эти идеи особенно активно поддерживались развивающимися странами, исходившими из того, что после завоевания ими политической независимости процесс дальнейшей деколонизации, освобождение от информационной, культурной и духовной зависимости не могут быть успешно завершены без глубокой, всесторонней перестройки международных отношений также и в области информации.

К тому времени в основном была закончена работа созданной ЮНЕСКО Международной комиссии по изучению проблем массовой информации и коммуникации. Комиссия подготовила доклад о состоянии и перспективах развития средств информации и коммуникации в мире, обосновала необходимость установления НМИП, определила его принципы.

Важнейшим этапом в решении этих проблем являлось принятие на упомянутой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Декларации об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне — первого в истории международных отношений акта, четко и недвусмысленно ориентирующего СМИ на служение делу мира, независимости народов, сотрудничества стран различных континентов.

Вопиющий контраст, разрыв между странами и целыми географическими регионами в информационной сфере обнаружился уже в 70-е годы. Отсутствие равновесия в распространении информации в мировом масштабе, неравенство в области информации и коммуникации, попытки некоторых бывших стран-метрополий сохранить свое духовное, если не господство, то влияние на население развивающихся стран через СМИ стали острейшими проблемами в международных отношениях.

К началу 80-х годов 80% всех новостей, распространявшихся в мире, передавались из индустриально развитых стран и лишь 8—20 % — из развивающихся государств. Эти государства, в которых проживало 70% населения планеты, имели в распоряжении ничтожную долю средств информации и коммуникации: 17% наименований распространяемых в мире газет и 22% выпущенных книг, 27% радиопередатчиков, 18% радиоприемников, 5% телевизионных станций и 12% телевизоров.

21-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшаяся Белграде (октябрь—ноябрь 1980 г.), приняла резолюцию 4/21, одобрив представленную ей рекомендацию и учредила в рамках ЮНЕСКО Международную программу развития коммуникации (МПРК).

В резолюциях ЮНЕСКО и уставных документах МПРК говорится, что целями организации являются: оказание содействия развивающимся странам в разработке и осуществлении их планов развития информации, создание инфраструктур различных видов коммуникации с целью социального и культурного развития, улучшения международного обмена информацией, принятие мер для преодоления политических, экономических, торговых, финансовых и технических трудностей, которые мешают более свободному и сбалансированному обмену информацией; обеспечение развивающихся стран консультативными и другими услугами в области развития СМИ; поощрение сотрудничества и координации усилий в этих сферах всех, кто заинтересован в развитии национальной или международной коммуникации; содействие заключению соглашений об обмене информацией, опытом, о сотрудничестве СМИ и журналистов; мобилизация государственного и частного финансирования проектов развития коммуникации; содействие деятельности независимой и плюралистической прессы развивающихся стран, помощь в определении их потребностей в области коммуникации и оказания им международного содействия в подготовке кадров, обеспечения техникой и оборудованием, передаче технологий.

Рождение МПРК было утверждено резолюцией 37/94 Генеральной Ассамблеи ООН, провозгласившей, что эта программа “является важным шагом на пути к установлению нового международного порядка в области информации и коммуникации”.

2.2. Окинавская Хартия глобального информационного общества

Сложившаяся к началу 21 века в мире ситуация, когда информационные технологии начинают играть всё большую роль в мировой экономике, и при этом информационно-цифровая пропасть между развитыми и развивающимися государствами лишь усиливается, не могла не обратить на себя внимание лидеров наиболее развитых государств «Большой восьмёрки». Необходимо было не только в очередной раз указать мировому сообществу на возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и связанные с переходом к информационной экономике проблем, но и определить основные методы решения сложившихся проблем, в том числе и информационно-цифрового разрыва. Результатом стала принятая 22 апреля 2000 года странами «Большой восьмёрки» Окинавская Хартия глобального информационного общества.

Окинавская Хартия признает информационно-коммуникационные технологии одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Подчеркивается важность ИКТ в экономическом, культурном развитии, в образовании, установлении гражданского общества. Статья 5 Хартии провозглашает, что «Настоящая Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах, ликвидировать международный разрыв в области информации знаний». И действительно, проблеме информационно-цифрового разрыва в Хартии уделено большое внимание.

Хартия признает, что каждый человек должен иметь возможность доступа к информационным и коммуникационным сетям. И страны «Большой восьмёрки предлагают конкретные меры по преодолению электронно-цифрового разрыва. Предлагается:



  • содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению услуг в области коммуникаций;

  • изыскивать дополнительные возможности, включая доступ через учреждения, открытые для широкой публики;

  • уделять приоритетное внимание совершенствованию сетевого доступа, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;

  • уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, пользующимся меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью, а также пожилых граждан, и активно осуществлять меры, направленные на предоставление им более легкого доступа;

  • содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования», «беспрепятственных» технологий, включая мобильный доступ к сети Интернет, а также более широкое использование бесплатного, общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.

Так же в Окинавской хартии уделено внимание дальнейшему решению этой проблемы. Приветствуется усилия по преодолению международного электронно-цифрового разрыва посредством двусторонней помощи в области развития и по линии международных организаций и частных групп. Страны «Большой восьмерки» обещают работать над тем, чтобы развивающиеся страны в партнерстве с другими участниками могли получать финансовое, техническое и политическое обеспечение в целях создания благоприятного климата для использования информационных технологий.

Окинавская Хартия учредила группу по возможностям информационной технологии (Группа ДОТ). Эта группа была создана для того, чтобы объединить усилия в целях формирования широкого международного подхода, изучать наилучшие возможности подключения к работе всех участников.

Рассмотрение проблемы «цифрового разрыва» между высокоразвитыми и развивающимися странами заняло неотъемлемое место в повестке дня последующих встреч лидеров стран большой «восьмерки». Так, на саммите стран большой «восьмерки» 20-22 июля 2001 года в Генуе был подписан план действий, призванный ликвидировать так называемое «цифровое неравенство»

2.3. Проблема информационно-цифрового разрыва и Цели развития тысячелетия

В 2001 году, признавая необходимость более активно оказывать помощь беднейшим нациям, государства-члены ООН на Саммите Тысячелетия в 2000 году приняли Декларацию тысячелетия ООН, в которой были представлены восемь целей, так называемых Целей развития тысячелетия (ЦРТ). Цель ЦРТ — ускорение развития путем улучшения социальных и экономических условий в беднейших странах мира.

Всего целей 8, и восьмая цель – это формирование всемирного партнерства в целях развития. Одной из задач, выполнение которых должно привести к осуществлению восьмой цели развития тысячелетия является принятие мер в сотрудничестве с частным сектором к тому, чтобы все люди могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационно-коммуникационных технологий.

Не малую роль преодоление информационно-цифрового разрыва должно сыграть и в осуществлении второй цели развития тысячелетия, а именно в обеспечение всеобщего начального образования.

Тунисская программа для информационного общества 2005 года, принятая в рамках всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, подтвердила курс мирового сообщества на преодоление электронно-цифрового разрыва. Программа сосредотачивала внимание на финансовых механизмах для преодоления "цифрового разрыва", на управлении использованием Интернет и связанных с этим вопросах.

Приложение к программе определяло и основные направления деятельности органов ООН на пути решения данной проблемы. Основными направлениями деятельности ЮНЕСКО указывались культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент и средства массовой информации.



Часть 3. Усилия ЮНЕСКО по преодолению электронно-цифрового разрыва в социальной сфере на современном этапе

3.1. Программа ЮНЕСКО "Информация для всех"

В 2000 году Юнеско была разработана программа под названием «Информация для всех» Принимая эту программу, правительства государств-членов ЮНЕСКО обязались использовать новые возможности информационного века, чтобы создавать справедливое общество посредством расширения доступа к информации. Особое внимание в Программе уделяется всеобщему доступу к информации и знаниям.

Программа направлена на решение сложных современных проблем – борьба с бедностью, здоровье человека, качественное образование, предотвращение катастроф, управление и охрана окружающей среды – путем сокращения неравенства между информационно бедными и информационно богатыми сообществами.

Программа "Информация для всех" была реакцией ЮНЕСКО на проблемы, порождаемые информационным обществом, и на те возможности, которые это общество предоставляет.

В октябре 2008 г. на 180-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО был рассмотрен и одобрен доработанный Стратегический план действий Программы «Информация для всех» на 2008-2013 гг. В Плане подчеркивается важнейшая роль Программы в деле достижения Целей развития тысячелетия и задач Всемирного саммита по информационному обществу.

В ближайшие годы деятельность Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» будет главным образом направлена на достижение следующей всеохватывающей цели: "помогать государствам-членам в создании и реализации политики в области информации и стратегии развития знаний в мире, в котором во все большей степени используются информационные и коммуникационные технологии". Тем самым Программа «Информация для всех» может сделать значительный вклад в решение проблем, связанных с развитием ИКТ, и "созданием информационного общества для всех", помогая государствам-членам разрабатывать и внедрять концептуальные основы информационной политики.

Кроме того в Стратегическом плане были определены следующие пять приоритетов, в соответствии с которыми Программа будет осуществлять свою деятельность в следующие пять лет:


  • информация в целях развития;

  • информационная грамотность;

  • сохранение информации;

  • информационная этика;

  • доступность информации.

3.2. Деятельность ЮНЕСКО в сфере образования

Согласно недавно опубликованному отчету Комиссии ООН по вопросам широкополосной связи, она содействует сокращению неравенства в образовании, преобразованию процесса обучения и совершенствованию навыков, необходимых в условиях глобализации экономики, при том что доступность к ней обеспечивается правительствами. Кроме того, широкополосная связь дает возможность преподавателям и студентам использовать новые технологии, облегчает публикацию материалов на местных языках и содействует созданию и распространению открытых образовательных ресурсов.

В докладе Комиссии, работающей под патронажем ЮНЕСКО, подчеркивается важная роль использования широкополосной связи как средства ускорения движения ко всеобщему начальному образованию – одной из Целей развития тысячелетия и задачи программы «Образование для всех». Несмотря на то, что до срока достижения этих целей осталось менее двух лет, 61 миллион детей младшего школьного возраста и 71 миллион детей возраста низшей ступени среднего образования всё ещё не посещают школу. По оценкам, для достижения целей всеобщего начального образования необходимо дополнительно 1,7 миллиона учителей. Помимо того, в мире насчитывается около 793 миллиона неграмотных взрослых, 64% из которых составляют женщины. Самый высокий уровень неграмотности отмечается в странах Африки к югу от Сахары, а также в Южной и Западной Азии.

«Были достигнуты большие успехи на пути к целям всеобщего образования до 2015 года, однако ситуация во многих странах остается неудовлетворительной», – заявила Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО. – «В этом отношении «цифровой разрыв» продолжает оставаться одной из характерных черт неравенства в развитии. Происходящая в наши дни информационная революция, обязанная мобильной связи и Интернету, открывает беспрецедентные возможности всем странам, особенно развивающимся и наименее развитым. Мы должны максимально использовать потенциал широкополосной связи для расширения доступа к качественному образованию каждому человеку и для развития у всех граждан знаний, навыков и ценностей, необходимых для успешной жизни и работы в эпоху цифровых технологий».

В докладе отмечено, что участие в мировой экономике все больше зависит от умения ориентироваться в «цифровом мире». Однако авторы доклада с беспокойством отмечают, что традиционные учебные программы до сих пор направлены скорее на накопление знаний, чем на их практическое применение, и не способны привить учащимся навыки в области ИКТ, необходимые для успешного трудоустройства в условиях экономики, основанной на знаниях.

Несмотря на быстрое расширение доступа к услугам стационарной и мобильной широкополосной связи, «цифровой разрыв» остается значительным. По оценкам Международного союза электросвязи, на конец 2012 года доступ к Интернету имели около 2,5 миллиардов человек, однако в развивающихся странах Интернет-пользователи составляли лишь четверть населения. В наименее развитых странах их доля еще ниже – всего 6%. Данные последнего отчета МСЭ «Измерение информационного общества» свидетельствуют о существенном неравенстве на мировом и региональном уровне в отношении как уровня развития ИКТ, так и ежемесячной стоимости доступа к широкополосной связи, которая в 17 странах до сих пор превышает среднюю месячную зарплату.

В то время как во многих странах основную долю высокоскоростного Интернета обеспечивает стационарная широкополосная связь, наиболее быстрый рост наблюдается в сфере услуг мобильной широкополосной связи. По данным МСЭ, в 2011 году темп роста услуг мобильной широкополосной связи составил 40% по всему миру и 78% в развивающихся странах, где такая связь зачастую является единственно возможным способом подключиться к Интернету.

Отчет Комиссии ООН по вопросам цифровых технологий для развития широкополосной связи формулирует ряд стратегий, которых правительства и органы руководства образованием, особенно в развивающихся странах, должны придерживаться для наиболее эффективного использования ИКТ:



  • Расширять доступ к ИКТ и широкополосной связи. Руководящие органы призываются к дальнейшему внедрению межсекторальной политики, направленной на обеспечение недорогого и справедливого доступа к ИКТ и широкополосной связи для всех граждан, в частности, для женщин и девочек из маргинализированных групп населения.

  • Использовать ИКТ при профессиональной подготовке и непрерывном образовании. Принимая во внимание быстрый темп технического прогресса и такие проблемы, как высокая безработица среди молодежи, правительства должны предусматривать финансовое стимулирование в целях внедрения ИКТ и широкополосной связи во все виды деятельности для создания новых рабочих мест и осуществления непрерывной профессиональной подготовки.

  • Прививать навыки в области ИКТ и добиваться «цифровой грамотности» у всех преподавателей и учащихся. Правительства должны поставить преобразование системы образования с целью ее адаптации к «цифровой революции» на первое место. Развитие у преподавателей и учащихся навыков эффективного использования ИКТ является ключевым фактором совершенствования образования и оценки результатов обучения.

  • Содействовать обучению с использованием мобильной связи и открытых образовательных ресурсов. Руководящим органам следует разработать систему поощрений, способствующих распространению открытых образовательных ресурсов. Кроме того, использование мобильной связи должно поощряться на любом уровне и при любой форме образования в целях облегчения доступа к высококачественному образованию.

  • Поддерживать развитие образовательных материалов, адаптированных к местным условиям и языкам. Простая установка ИКТ-оборудования недостаточна – необходимо также выделение средств для создания среды онлайновых образовательных приложений и услуг с местным содержанием и на местных языках.

  • Сократить «цифровой разрыв». Руководящим органам рекомендуется проводить дальнейшую работу по сокращению «цифрового разрыва» между развитыми и развивающимися странами путем поддержки международного сотрудничества и партнерства.

3.3. Деятельность ЮНЕСКО в сфере культуры

Помимо образования и научной сферы, чьи возможности новейшие информационные технологии делают поистине безграничными, немалый вклад ИКТ способны внести и в развитие современной культуры. Помимо того, что широкополосная связь позволяет людям по всему миру слушать музыку самых прославенных композиторов, оценивать полотна самых известных художников, в один миг узнавать новое о культуре многовековой человеческой цивилизации, интернет порождает и свою особую культуру, которая уже давно стала неотъемлемой частью массовой культуры.

Преодоление электронно-цифрового разрыва позволило бы внести неоценимый вклад в культурный фонд человечества. Для множества талантливых людей из неблагополучных стран интернет мог бы стать потрясающей возможностью выразить себя, добавить свое творчество в копилку человечества.

Помимо этого, преодоление информационного-цифрового разрыва может способствовать диалогу и взаимопроникновению различных национальных культур , что сыграло бы свою роль в решении одной из главных задач ООН – установлении мира на нашей планете

ИКТ открывают беспрецедентные возможности для совместного использования информации, а также для содействия языковому разнообразию и сохранению языков, которым в противном случае грозило бы исчезновение. Сегодня, когда в Интернете по-прежнему отсутствует информация на многих тысячах языков мира, обеспечение всеобщего доступа в цифровой форме дало бы представителям всех общин возможность создания своего собственного содержательного наполнения информации на своих языках.

34. Деятельность ЮНЕСКО в сфере здравоохранения

Немалую роль преодоление цифрового разрыва играет и в медицине. Помимо того, что с появлением интернета

Предоставление информации, связанное с рациональным здравоохранением на базе веб-технологий, а также обучение и интерактивное консультирование по вопросам образа жизни породили новую индустрию – электронное здравоохранение.

Международные данные позволяют утверждать, что электронные медицинские услуги в значительной мере способствуют планированию здравоохранения будущего и развитию новых средств за счет повышения эффективности системы предоставления медицинских услуг и обеспечения создания технологий здравоохранения для домашнего использования и мобильных технологий. В результате электронное здравоохранение превращается в новую независимую индустрию.

Проекты, финансируемые правительством и/или рыночными силами, разнообразны и включают как простейшие базы данных лекарств, так и разработки на основе нанотехнологий и даже создание единой базы историй болезни в масштабах страны.

В области здравоохранения в (ближайшем) будущем могут произойти крупные изменения, такие как налаживание сотрудничества между медицинскими учреждениями и даже создание «единого пространства электронного здравоохранения», обеспечивающего взаимодействие систем разных стран.

ИКТ в здравоохранении призваны существенно повысить качество, эффективность и всеобщую доступность медицинских услуг для населения. Европа занимает передовые позиции в области внедрения региональных сетей здравоохранения, первичной медицинской помощи, электронного диспансерного учета и введения карт медицинского страхования. Это привело к появлению индустрии электронного здравоохранения, которая оказалась достаточно эффективной, чтобы занять третье место после фармацевтической промышленности и индустрии медицинских инструментов и оборудования для получения диагностических изображений. Согласно прогнозам, к 2010 г. финансирование отрасли электронного здравоохранения составит 5% от общих затрат государств – членов ЕС на здравоохранение.

Ожидается, что к 2050 г. число граждан старше 65 лет увеличится вдвое. Большему количеству пожилых людей будет необходимо долгосрочное медицинское обслуживание для поддержания самостоятельной жизни. Кроме того, наблюдается рост хронических заболеваний и, соответственно, связанных с ними расходов.

Традиционные учреждения здравоохранения предоставляли медицинские услуги, основываясь на лечении симптомов болезни. В результате система оказывалась дорогостоящей и снижалось качество жизни пациентов. Хотя преимущества профилактического здравоохранения широко известны и признаны, лишь небольшая доля бюджета систем здравоохранения стран – членов ОЭСР расходуется на профилактические меры. При этом медицинские услуги по большей части предоставляются в учреждениях здравоохранения, что порождает существенные затраты, поскольку значительное количество мест занято пациентами с хроническими заболеваниями. В связи с этим встает вопрос об эффективном удаленном учете и наблюдении за пациентами.

Концепция индивидуализированных медицинских систем разрабатывается для предотвращения заболеваний и контроля над ними. Возможны различные варианты использования, например, в форме имплантов, которые крепятся к телу, или переносных систем. Они позволят гражданам принимать активное участие в поддержании собственного здоровья и получать информацию, связанную с заболеванием. С помощью таких систем становится возможным постоянный удаленный мониторинг и облегчение состояния пациентов, дистанционное ведение больных с хроническими заболеваниями. Индивидуализированные медицинские системы во многом могут способствовать активному долголетию и самостоятельной жизни.



Заключение

Новые технологии открывают перед человечеством немыслимые ранние возможности. Однако при этом неравномерное развитие этих технологий может привести к очень печальным политическим и экономическим последствиям.

Именно поэтому проблема электронно-цифрового с конца прошлого века является для мирового сообщества одной из основных. Немалую роль в преодолении этой проблемы играет Организация Объединенных Наций. С начала 80-х годов мировым сообществом было проделано немало усилий по преодолению этого разрыва.

Так как одной из основных целей ЮНЕСКО является содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры, проблема преодоления электронно-цифрового разрыва для ЮНЕСКО одна из наиболее приоритетных. Ведь интернет дает возможности представителям различных народов лучше понимать друг друга, обмениваясь информацией, взаимообогащать культуры друг друга, делится новейшими открытиями в области науки и образования.



ЮНЕСКО было проделано не мало усилий по преодолению разрыва. Однако, несмотря на явные успехи и в целом положительную тенденцию, проблема электронно-цифрового разрыва, поставленная на повестку дня в конце 70-х - начале 80-х годов все еще остаётся нерешенной. Остается надеется, что в целом положительная тенденция в будущем не только сохраниться, но темпы преодоления этого разрыва будут ускоряться, и каждый человек смог реализовать свое право на получение знаний и информации.


Каталог: attachments
attachments -> Дневник здоровья
attachments -> Влияние сотового телефона на здоровье человека
attachments -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 40 «Урология» по медицинским наукам
attachments -> Тесты I уровня по вопросам первичной медицинской помощи
attachments -> Методические рекомендации по организации паллиативной помощи
attachments -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 07
attachments -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению пагубного употребления психоактивных веществ

Скачать 102.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница