Рабочая программа дисциплины «психологическая коррекция аддиктивного поведения» Курс 5, семестр 9, форма обучения очная



Скачать 281.14 Kb.
Дата06.10.2017
Размер281.14 Kb.
ТипРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Курс _5_, семестр _9_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор __________________В.Л. Малыгин

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич



Введение
Аддиктивное (зависимое) поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения, характеризующаяся стремлением уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через прием некоторых веществ (или погружение в определенные виды деятельности, которые вызывают интенсивные эмоции). Актуальность проблемы аддиктивных расстройств связана с значительной распространенностью их в популяции и серьезным ущербом для здоровья многочисленных групп населения. В своей профессиональной деятельности клинические психологи часто сталкиваются с различными проявлениями аддиктивного поведения. В тоже время в настоящий период в рамках учебных программ рассматриваются преимущественно химические аддикции (зависимость от алкоголя или наркотиков). Впервые в настоящую учебную программу включены поведенческие аддикции, в частности патологический гемблинг, зависимость от интернета и компьютерных игр, столь актуальные для современного российского общества.

Впервые в учебной программе для студентов факультета клинической психологии рассматривается систематика химических и нехимических видов зависимого поведения, а также их промежуточных формы, в частности нарушения пищевого поведения. Рассматриваются вопросы критериев диагностики, распространенности и коморбидности их с другими расстройствами.

Значительное время в программе обучения уделяется принципам психологической коррекции аддиктивных форм поведения, обучению студентов умению формировать цели и задачи коррекционной работы.

Одной из инновационных форм обучения является самостоятельная работа студентов по клинико-психологическому исследованию пациента с аддиктивным поведением. Важным в данной работе является умение формировать целостное представление о болезни и личности пациента, в рамках пятиосевой системы диагноза, что позволяет формировать клиническое мышление психолога. Даная работа сдается в письменном виде, с планом разработанной психокррекционной программы.



1. Цель и задачи дисциплины:

Цель дисциплины:

Профессиональная теоретическая и практическая подготовка будущих психологов к проведению психологической диагностики по выявлению факторов риска аддиктивного поведения и психологической коррекции характерологических и личностных свойств, способствующих формированию зависимого поведения.


Задачи дисциплины:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:



  1. Овладение теоретическими основами современной аддиктологии:

- понятие об аддиктивном поведении, химические и нехимические виды зависимостей.

- эпидемиология, значение расовых и гендерных факторов в формирования аддикции.

- роль биологических, макро- и микро- социальных факторов в формировании аддикции.

- характерологические и личностные свойства как факторы риска формирования аддиктивного поведения.

- мотивационная сфера: первичные и вторичные мотивы формирования аддиктивного поведения при химических и нехимических аддикциях.

- особенности копинг-стратегий аддикта.

- психоаналитические и бихевиоральные концепции формирования аддиктивного поведения.

2.Освоение современных методов психологической диагностики социальных и характерологических факторов риска формирования аддиктивного поведения.

3. Принципы психологической коррекции аддиктивного поведения.

- значение психологических защитных механизмов в терапии аддиктивного поведения, принципы коррекции защитных механизмов, препятствующих терапии.

- роль семьи в терапии аддиктивного поведения, понятие о созависимости, психопатологические нарушения у созависимых и их коррекция.

- принципы имажинальной терапии, гипнотические техники, современные психоаналитические, эмотивно-когнитивные и бихевиоральные техники в терапии аддиктивного поведения. Гештальт-терапия , телесно-ориентированная терапия.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


а) Студент должен знать и уметь использовать

  • Особенности, функциональные обязанности, задачи и принципы организации рабочего психолога в наркологической клинике

  • Критерии диагностики и классификацию форм аддиктивного поведения (химические, нехимические и переходные формы зависимого поведения.).

  • Основные теоретические подходы отечественной и основных зарубежных школ к этиологии и патогенезу аддиктивного поведения.

  • Биологические, социальные и личностные факторы риска формирования аддиктивного поведения. Психоаналитические и бихевиоральные теории формирования аддикции.

  • Методы психологической диагностики личностных факторов риска формирования аддиктивного поведения.

  • Особености семейного воспитания аддиктивной личности. Понятие о дисфункциональной семье и созависимости.

  • Особенности клиники и течения зависимости при различных формах зависимости.

  • Принципы психотерапевтической интервенции на различных этапах течения зависимости.

  • Основные психотерапевтические подходы к коррекции аддиктивного поведения.

  • Понятие о психологических защитах, динамике копинг-стратегий зависимой личности. Преодоление сопротивления, договор на лечение (комплаенс).

б) Студент должен иметь навыки:

  • Психологической диагностики личностных особенностей пациента с аддиктивным поведением. Оценки макро и микро социальных факторов риска формирования аддиктивного поведения.

  • Сбора анамнеза, его анализа и оформления истории болезни в рамках клинической психологии.

  • Выявления целей-мишеней психокоррекионной работы.

  • Использования основных техник преодоления сопротивления лечению.

  • Освоить основные навыки психокоррекции аддиктивного поведения в рамках эмоционально-когнитивной терапии, транзактного анализа, гештальт-психологии, психосинтеза, символодрамы. Освоить приемы суггестивной терапии.

Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
в) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

  • Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: анатомии ЦНС, введению в профессию, введению в общую психологию, математике, возрастной психологии


3. Уровень компетентности:
Целостное представление о принципах и задачах аддиктологии, как области знаний о зависимом поведении; об основных методологических подходах психологической коррекции аддиктивного поведения.
4. Коммуникативность:
Знать и понимать роль клинического психолога в профилактике и коррекции аддиктивных форм поведения.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.



Вид учебной работы

Всего часов

По семестрам


Общая трудоемкость дисциплины




IX




120

120

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • практические занятия (ПЗ)

68

20

48



68

20

48



Самостоятельная работа (СР)

52

52

Формы текущего контроля




Формы текущего контроля:

Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

Собеседование

Предоставление протокола мотивационного консультирования.

Супервизия практической работы, выполняемой студентами по парам или в группе.

Супервизия практической работы с клиентами и пациентами, выполняемой студентами.

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Предоставление рефератов. Составление протокола психологического исследования больного. Составление плана психокоррекционных мероприятий.



Вид итогового контроля

Экзамен









  1. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего

Лекции

ПЗ

СР

1.

Понятие об аддиктивном поведении. Современная классификация видов аддиктивного поведения. Эпидемиология, значение культуральных и гендерных факторов в формирования аддикции.

4




2




2.

Роль биологических, макро- и микро-социальных факторов в формировании аддикции. Характерологические и личностные свойства как факторы риска формирования аддиктивного поведения.

4




2




3

Семья, как фактор риска формирования аддиктивного поведения

2




1




4.

Биологические, психоаналитические и бихевиоральные концепции формирования аддиктивного поведения.

2




1




5

Клиника аддиктивного поведения при различных видах зависимости:

4




3




6

Психотерапевтические подходы к коррекции аддиктивного поведения.

4




6




7

Методы психологической диагностики личностных факторов риска аддиктивного поведения и наличной психопатологической симптоматики. Диагностические критерии аддиктивного поведения. Теоретические и практические навыки написания истории болезни.




6

9




8.

Мотивация на лечение. Методы преодоления психологических защит




4

6




9.

Особенности психотерапии химических и нехимических зависимостей. Особенности психотерапии нарушений пищевого поведения.




4

4




10.

Методы транзактного анализа в терапии зависимостей. Психосинтез. Понятие о субличностях. Ценностные ориентации




6

4




11.

Суггестивные методы терапии аддиктивного поведения.




8







12.

Гештальт–терапия. Аддиктивное поведение с позиций гештальт-психологии.




4

6




13.

Эмоционально-когнитивная терапия. Техники АВС Методы предотвращения срыва.




4

4




14.

Телесно-ориентированная терапия. Значение телесного опыта, как составляющей целостности человека.




6

4




15.

Групповые методы терапии аддиктивного поведения. Общественное движение взаимопомощи «Анонимные алкоголики (игроки)» как метод групповой терапии. Программа 12 шагов.




6

2




Отчетность: экзамен
















Итого

20

48

52

120


6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Понятие об аддиктивном поведении.

Современная классификация видов аддиктивного поведения. Химические, переходные (нарушения пищевого поведения) и нехимические виды зависимостей. Эпидемиология, значение культуральных и гендерных факторов в формирования аддикции. Роль биологических, макро- и микро-социальных факторов в формировании аддикции.


Тема 2. Характерологические и личностные свойства как факторы риска формирования аддиктивного поведения.

Динамическое взаимоотношение психологических свойств (эмоциональной, когнитивной и волевой сферы), как факторов риска аддиктивного поведения. Значение духовно-ценностной направленности личности в формировании аддиктивного поведения. Взаимосвязь характерологических свойств, копинг стратегий и защитных механизмов аддикта, их динамика на различных этапах игрового цикла. Культуральные факторы в формировании аддиктивного поведения. Мотивационная сфера: первичные и вторичные мотивы формирования аддиктивного поведения при химических и нехимических аддикциях.


Тема 3. Семья, как фактор риска формирования аддиктивного поведения. Понятие о дисфункциональной семье. Девиации характера и типы воспитания. Понятие о созависимости членов семьи аддикта. Психопатологические нарушения у членов семьи аддикта.
Тема 4. Биологические, психоаналитические и бихевиоральные концепции формирования аддиктивного поведения.
Тема 5. Клиника аддиктивного поведения при различных видах зависимости: химической (наркомания, алкоголизм), нехимической (патологический гемблинг), переходных формах (нервная анорексия, булемия). Особенности динамики психопатологических расстройств на различных этапах игрового цикла. Психотерапевтическая интервенция на различных этапах течения зависимости.
Тема 6. Принципы терапии аддиктивного поведения. Понятие о комплаенсе. Современные психотерапевтические подходы к терапии аддиктивного поведения : суггестивная психотерапия (директиный и недирективный гипноз), имажинальная терапия, техники НЛП, трансактный анализ, символодрама, психосинтез, гештальттерапия, эмоционально-когнитивная терапия, телесно-ориентированная терапия, бихевиоральная терапия. Общественные движения взаимопомощи (анонимные алкоголики, анонимные игроки) в терапии зависимостей Фармакотерапия. Сочетание психотерапии и фармакотерапии.
Тема 7. Теоретические и практические навыки написания истории болезни (в рамках клинической психологии) пациента с аддиктивным поведением. Сбор анамнестических сведений (наследственность, раннее развитие, особенности семейных стратегий и воспитания, пубертатный криз, психосексуальное развитие, мотивация формирования зависимости, течение, этапы болезни). Диагностика наличной психопатологической симптоматики. Диагностика личностных свойств (особенностей или акцентуаций характера, копинг стратегий, механизмов психологической защиты). Понятие об алекситимии и ее диагностика. Диагностика типов отношения к болезни. Пятиосевая система диагноза DSM 3R. Выявление мишений психотерапевтических воздействий. Формирование целей и методов психотерапии.
Тема 8. Мотивация на лечение. Комплаенс (договор с больным). Отрицание болезни, сопротивление лечению. Методы преодоления психологических защит (эмоционально-когнитивные и суггестивные техники).
Тема 9. Особенности психотерапии химических и нехимических зависимостей. Особенности психотерапии нарушений пищевого поведения.
Тема 10. Методы транзактного анализа в терапии зависимостей. Психосинтез. Понятие о субличностях. Ценностные ориентации.
Тема 11. Суггестивные методы терапии аддиктивного поведения. Этические основы суггестивной терапии Директивный и недиррективный гипноз. Понятие об эриксоновском (новом) гипнозе. Имажинальная терапия. Техники НЛП в терапии зависимостей. Аутотренинг, основы саморегуляции. Преимущества и недостатки суггестивной терапии. Анализ ошибок психотерапевта.
Тема 12. Символодрама (метод кататимного переживания образов) в терапии зависимостей. Психоаналитические основы символодрамы. Техники основной ступени символодрамы. Мотивы луга, ручья, дома и горы. Интерпретация продуцируемых образов.

Тема 13. Гештальт-терапия. Аддиктивное поведение с позиций гештальт-психологии. Основные процедуры гештальт-терапии в лечении аддиктивного поведения.
Тема 14. Эмоционально-когнитивная терапия. Техники АВС Методы предотвращения срыва.
Тема 15. Телесно-ориентированная терапия.Значение телесного опыта, как составляющей целостности человека. Тело, как воплощение психологических проблем. Воздействие тела на личность
Тема 16. Групповые методы терапии аддиктивного поведения. Понятие о групповых методах терапии. Динамика группы. Общественное движение взаимопомощи «Анонимные алкоголики (игроки)» как метод групповой терапии. Программа 12 шагов.

6.3.Тематический план лекций по семестрам.
5 курс, 9 семестр.

1. Понятие об аддиктивном поведении. Современная классификация видов аддиктивного поведения по Ц.П. Короленко. Виды химических зависимостей: алкоголизм, наркомания. Психоактивные вещества, их классификация. Психопатологические феномены при употреблении различных психоактивных веществ. Нехимические виды зависимостей. Патологическая азартная игра, аддикция отношений, сексуальная, любовная аддикции, аддикция избегания, работоголизм, аддикция к трате денег, компьютерные зависимости, интернет-зависимость, духовный поиск), «состояние перманентной войны» , зависимость от «веселого автовождения». Промежуточные аддикции: переедание и голодание. Критерии диагностики аддиктивного поведения.


2. Эпидемиология аддиктивного поведения. Распространенность химических видов зависимости и их динамика за последние 15 лет. Патологический гемблинг: распространенность в зарубежных странах и России. Значение культуральных и гендерных факторов в формирования аддикции. Отношение к психоактивным веществам на западе и востоке. Культуральные традиции употребления. Распространееность химических, нехимических и переходных форм аддикций, в зависимости от пола.
3. Роль биологических, макро- и микро- социальных факторов в формировании аддикции. Значение наследственных факторов в формировании различных видов аддикций. Пре- пери- и постнатальные вредности как факторы риска формирования аддиктивного поведения. Темперамент, как билогическая основа характера. Отдельные характерологические свойства (импульсивность, стремление к острым ощущениям, ранимость, обидчивость, повышенная истощаемость, подчиняемость.), способствующиеформированию зависимого поведения. Значение личностных свойств и мотивационной составляющей: духовные ценности, совесть, мораль, гедонизм;: первичные и вторичные мотивы формирования аддиктивного поведения.

. Классификация характера по Леонгарду и Хорни. Характерологические типы с наиболее высоким риском формирования аддиктивного поведения. Динамическое соотношение отдельных психологических свойств (эмоциональных, волевых и когнитивных) как фактор компенсации или декомпенсации.

4. Семья, как фактор риска формирования аддиктивного поведения. Понятие о дисфункциональной семье. Девиации характера и типы воспитания. Диагностика типов воспитания и семейных отношений. Семейная генограмма.

Понятие о созависимости. Психологические роли в созависимой семье. Психопатологические нарушения у членов семьи аддикта. Психотерапевтические тактики помощи созависимой семье.


5. Биологические, психоаналитические и бихевиоральные концепции формирования аддиктивного поведения. Нейрохимические и нейрофизиологические особенности состояния Ц.Н.С. у лиц с зависимым поведение. Проблема генетического наследования осбенностей обмена нейроаминов. Функциональная ассиметрия мозга. Сглаженность ассиметрии. Правшество и левшество. Бихевиоральные концепции формирования аддиктивного поведения Оперантное научение и реактивный импритинг. Психоаналитические теории. Динамика соотношения супер-эго, эго и ид у аддиктов. Эффективность механизмов психологической защиты. Адаптация и дезадаптация.

6. Клиника аддиктивного поведения при различных видах зависимости. Первичные мотивы обращения к психоактивным веществам и к азартной игре. Взаимосвязь характерологических свойств и мотивов обращения к игре. Мотивационная динамика. Психопатологические феномены при различных видах зависимости и их динамика. Фазы игрового цикла. Понятие об абстинентных расстройствах, их особенности при химической и нехимической зависимости. Особенности психотерапевтической интервенции на различных этапах течения зависимости.


7. Психотерапевтические подходы к коррекции аддиктивного поведения. Современные психотерапевтические подходы к терапии аддиктивного поведения : суггестивная психотерапия (директиный и недирективный гипноз), имажинальная терапия, техники НЛП, трансактный анализ, символодрама, психосинтез, гештальттерапия, эмоционально-когнитивная терапия, телесно-ориентированная терапия, бихевиоральная терапия. Общественные движения взаимопомощи (анонимные алкоголики, анонимные игроки) в терапии зависимостей Фармакотерапия. Сочетание психотерапии и фармакотерапии.
6.5. Тематический план практических занятий (диагностическая и психокоррекционная практика).
1. Освоение теоретических и практических навыков написания истории болезни пациента с аддиктивным поведением (в рамках клинической психологии). Обучение сбору анамнестических сведений (наследственность, раннее развитие, особенности семейных отношений стратегий воспитания, пубертатный криз, психосексуальное развитие, особенности мотивации формирования зависимости, течение, этапы болезни). Диагностика наличной психопатологической симптоматики. Диагностика личностных свойств (особенностей или акцентуаций характера), копинг стратегий, механизмов психологической защиты. Понятие об алекситимии и ее диагностика. Диагностика типа отношения к болезни. Обучение обоснованию клинико-психологического диагноза. Пятиосевая система диагноза DSM 3R (клинический диагноз, особенности личностной сферы, соматическая патология, наличие дезадаптации и ее степень.) Практическая работа по обследованию пациента. Выявление мишений психотерапевтических воздействий. Формирование целей и методов психотерапии.
2. Диагностика наличия отрицания болезни и сопротивление лечению. Выявление ведущих психологических защит. Обучение методам преодоления психологических защит (эмоционально-когнитивные и суггестивные и техники). Техники формирования мотивации на лечение. Комплаенс (договор с больным). Особенности психотерапии химических и нехимических зависимостей. Особенности психотерапии нарушений пищевого поведения. Практическая работа с больным.
3. Обучение практическим техникам транзактного анализа в терапии зависимостей. Модель эго-состояний (РВД). Определение эго-состояний. Особенности и динамика эго- состояний у лиц с аддиктивным поведением. Транзакции. Структурирование времени. Жизненный сценарий. Игры и анализ игр. Психосинтез. Понятие о субличностях. Наличие конфронтации субличностей, формирование договора. Ценностные ориентации. Практическая работа с больным.
4. Суггестивные методы терапии аддиктивного поведения. Этические основы суггестивной терапии Директивный и недиррективный гипноз. Обучение техникам присоединения к пациенту. Техники введения в транс. Дегипнотизация. Понятие об эриксоновском ( новом ) гипнозе. Имажинальная терапия, терапия отрицательными образами. Техники НЛП в терапии зависимостей (пошаговый рейфреминг, техники «взмаха»). Цели-мишени суггестивной терапии зависимостей (выведение из транса азартной игры, отделение патологического «Я» игрока, реконструкция личности). Аутотренинг, основы саморегуляции . Преимущества и недостатки суггестивной терапии. Анализ ошибок психотерапевта.
5. Символодрама ( метод кататимного переживания образов) в терапии зависимостей. Психоаналитические основы символодрамы. Техники основной ступени символодрамы. Мотивы луга, ручья, дома и горы. Цели-мишени терапии зависимостей в символодраме (прояснение скрытых мотивов игры, анализ отношений с окружающими миром, реконструкция жизненных целей и формирование новых жизненных целей). Особенности переживаемых образов на различных этапах течения зависимости. Интерпретация продуцируемых образов.
6. Гештальт – терапия. Основные понятия (фигура и фон, сосредоточение на настоящем, защитные функции, зрелость). Аддиктивное поведение с позиций гештальт- психологии. Основные процедуры гештальт-терапии в лечении аддиктивного поведения (расширение осознания, интеграция противоположностей, усиление внимания к чувствам, работа с мечтами, принятие ответственности на себя). Цели-мишени гештальт терапии зависимостей (возвращение в реальность, прояснение функции и интеграция противоположностей, отделение фантазий от мечты, «приземление » мечты). Групповая работа с пациентами.
7. Эмоционально - когнитивная терапия. Техники АВС Методы предотвращения срыва.
8. Телесно-ориентированная терапия. Значение телесного опыта, как составляющей целостности человека. Тело, как воплощение психологических проблем. Воздействие тела на личность. Телесно-ориентированная терапия в коррекции алекситимии.
9. Групповые методы терапии аддиктивного поведения. Понятие о групповых методах терапии. Динамика группы. Общественное движение взаимопомощи «Анонимные алкоголики (игроки)» как метод групповой терапии. Программа 12 шагов. История создания движения и программы. Разбор первых трех шагов. Эффективность групповой терапии в движении «Анонимные алкоголики (игроки)».
6.6. Самостоятельная работа студентов

N

п/п


Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы



Вид контроля

Часы

1.

Понятие об аддиктивном поведении. Современная классификация видов аддиктивного поведения.

Работа с литературой. Написание обзоров, рефератов.

Собеседование, тестовый контроль

2

2.

Роль биологических, макро- и микро-социальных факторов в формировании аддикции. Характерологические и личностные свойства как факторы риска формирования аддиктивного поведения.


Практические навыки сбора анамнеза. Использование диагностических методик в работе с пациентами.

Собеседование, тестовый контроль

2

3.

Семья, как фактор риска формирования аддиктивного поведения

Практические навыки сбора анамнеза. Использование диагностических методик в работе с пациентами и членами семьи.

Собеседование, супервизия.

1

4.

Биологические, психоаналитические и бихевиоральные концепции формирования аддиктивного поведения

Работа с литературой. Написание обзоров, рефератов.

Собеседование

1

5.

Клиника аддиктивного поведения при различных видах зависимости:

Работа с литературой. Психологическое консультирование пациента. Подготовка к супервизии.

Собеседование, супервизия.

3

4.

Методы психологической диагностики личностных факторов риска аддиктивного поведения. Теоретические и практические навыки написания истории болезни.

Работа с методической литературой. Практическая работа с пациентом. Осваивание диагностических методик. Анализ результатов.

Собеседование, разбор больного, истории болезни.

6

5.

Особенности психотерапии химических и нехимических зависимостей. Особенности психотерапии нарушений пищевого поведения.

Работа с литературой. Написание обзоров, рефератов.

Собеседование, доклад, тестовый контроль.

9

6.

Методы транзактного анализа в терапии зависимостей. Психосинтез. Понятие о субличностях. Ценностные ориентации

Работа с литературой. Написание обзоров, рефератов. Психотерапевтическая работа в группе. Подготовка к супервизии.

Собеседованиедоклад, супервизия.

6

7

Суггестивные методы терапии аддиктивного поведения.

Работа с литературой. Написание обзоров, рефератов. Самостоятельная тренировка навыков.

Собеседованиедоклад, супервизия

4

8

Гештальт-терапия. Аддиктивное поведение с позиций гештальт- психологии.

Работа с литературой. Написание обзоров, рефератов. Подготовка к супервизии. Самостоятельная тренировка навыков.

Собеседование, доклад, супервизия

4

9

Эмоционально- когнитивная терапия. Техники АВС Методы предотвращения срыва.


Работа с литературой. Написание обзоров, рефератов. Самостоятельная тренировка навыков.

Собеседованиедоклад, супервизия

6

10

Телесно-ориентированная терапия. Значение телесного опыта, как составляющей целостности человека.

Работа с литературой. Написание обзоров, рефератов.

Собеседование,доклад, супервизия

4

11

Групповые методы терапии аддиктивного поведения. Общественное движение взаимопомощи «Анонимные алкоголики (игроки)» как метод групповой терапии. Программа 12 шагов.

Работа с литературой. Написание обзоров, рефератов.

Собеседованиедоклад, супервизия

4

Всего

52









7. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.
Общие:

  1. Методологический анализ теоретических подходов к аддиктивному поведению.

  2. Критерии диагностики аддиктивного поведения.

  3. Клинические особенности течения аддикции на различных этапах и их диагностика.

  4. Анализ методов исследования факторов риска аддиктивного поведения (биологических, социальных, личностных).

  5. Методологический анализ методов коррекции аддиктивного поведения.



Конкретные знания:

1. Освоение методик диагностики риска аддиктивного поведения (биологических, социальных, личностных). Нейропсихологические методики исследования Ц.Н.С., исследование темперамента, особенностей семейного воспитания, особенностей характера и личностной сферы.

2. Диагностика психопатологических симптомов сопровождающих аддиктивное поведение.

4. Диагностика механизмов психологической защиты и копинг стратегий на различных этапах зависимости.

5. Практические навыки по написанию истории болезни.

6. Практические навыки по индивидуальной и групповой коррекции аддиктивного поведения.


8. Учебно-методическое обеспечение курса.

8.1. Литература.

а) Основная литература:

  1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

  2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.

  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Монография. – СПб.: Речь, 2009. -256с.


б) Дополнительная литература:

  1. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.

  2. Личностные расстройства /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Пособие. СПб.: Питер, 2010. -156с.

  3. Смулевич А.Б. Психопатология личности и коморбидных расстройств: учеб. пособие . – М. : МЕДпресс-информ, 2009. – 208 с. : ил.

  4. Судаков С.А. Кластерный анализ в психиатрии и клинической психологии: руководство + CD-DISK. М.: МИА 2010, 160 c.


8.2. Методологический инструментарий к курсу.

  1. Нейропсихологические методики по исследованию особенностей Ц.Н.С., левшества, правшества.

  2. Диагностика темперамента: тест исследования темперамента по Белову, тест Айзенка.

  3. Диагностика характера: тест Шмишека, тест факторов риска аддиктивного поведения Малыгина-Ежева, поиск острых ощущений Цукермана

  4. Диагностика личностных свойств: Тест Кетелла, ценностные ориентации Рокича, диагностика копинг стратегий Лазаруса, диагностика МПЗ (в адаптации ин-та Бехтерева).

  5. Исследование семейного воспитания: тест АВС

  6. Диагностика психопатологических симптомов: тест выраженности психопатологической симптоматики Дерогатиса.

  7. Методическое руководство по написанию истории болезни.


8.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные комнаты.

  2. Комната для психотерапии

  3. Учебно-методическая литература.


9. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном, для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является специализированным курсом, основанным на общепсихологических и специальных дисциплинах, изучаемых ранее.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:


  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является освоение психотерапевтич6ских методик и техник, набор опыта в работе с пациентами, выполнение которого контролируется на практических занятиях.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводятся зачеты и экзамены.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» составлена профессором кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Малыгиным В.Л. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».








Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Рабочая программа дисциплины «перинатальная психология» Курс 3, семестр 5, форма обучения очная
fac -> Министерство здравоохранения и социального развития
fac -> Примерная программа дисциплины неврология для студентов обучающихся по
fac -> Кафедра патологической физиологии лечебного факультета
fac -> Примерная программа дисциплины внутренние болезни клиническая фармакология
fac -> Примерная программа дисциплины акушерство для студентов, обучающихся по
fac -> Об охране здоровья граждан
fac -> Примерная программа дисциплины общая хирургия, хирургические болезни
fac -> Врачебная тактика при фибрилляции предсердий на догоспитальном этапе

Скачать 281.14 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница