Рабочая программа дисциплины «перинатальная психология» Курс 3, семестр 5, форма обучения очная



Дата23.04.2016
Размер144 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Курс _3_, семестр _5_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор __________________В.Л. Малыгин

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич


Введение

Перинатальная психотерапия (ПП) — новое направление психотерапии, складывающееся под влиянием бурного развития перинатальной психологии. Основываясь на понимании психотерапии как «системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного». Перинатальная психология можно определить как систему лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка в антенатальном, интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организмы женщины и ребенка. Из данного определения очевидна разница взглядов на длительность перинатального периода в П.П., в перинатальной психологии с одной стороны и в акушерстве, неонатологии с другой.

Данная программа посвящена изучению следующих тем: предмет и задачи курса, перинатальная психология: история становления, область исследования, узкое и широкое значение определения «перинатальная психология». Отрасли психологии, занимающиеся перинатальной психологией и психологией родительства: общая психология и психология личности, психология развития, клиническая психология, педагогическая психология. Современное состояние психологических исследований и практики в области перинатальной психологии. Основные направления практической психологической работы в этой области. Особенности клинической работы в перинатальной психологии.

Программа рассчитана на 97 часов, из них 20 часов лекционного материала, 48 – практических занятий и 29 часа на самостоятельную работу. В данной программе используются последние данные и исследования, посвященные данной теме. В этой программе уделено внимание взаимоотношениям, складывающимся в семье, ожидающей ребенка. Во многом они определяются особенностями психологического компонента гестационной доминанты женщины. На практических занятиях демонстрируются последние психотерапевтические методики, инновационные технологии в области перинатальной психологии.




  1. Цель и задачи дисциплины.


Цель состоит в подготовке специалистов-психологов для практической и исследовательской работы в области перинатальной психологии и психологии родительства.

Задачами являются:

  • дать студентам знания о психическом развитии ребенка в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периоде развития;

  • дать студентам знания о психологических подходах к изучению родительства и его связи с развитием ребенка;

  • дать студентам представление о содержании, психофизиологических особенностях, эволюционных и культурных основах материнства и отцовства;

  • сформировать у студентов представление об онтогенетических этапах и закономерностях формирования родительства;

  • познакомить студентов с методами диагностики развития ребенка в раннем онтогенезе, содержания и развития родительской сферы;

  • Дать студентам представления и практические знания о психологии и психофизиологии зачатия, беременности, родов и послеродового периода в норме и при нарушениях;

  • познакомить студентов с формами и способами психологической работы с семьей в период планирования и раннего развития ребенка в условиях лечебно-профилактических учреждений материнства и детства.



  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


а) Студент должен знать и уметь использовать

  • Особенности, функциональные обязанности, задачи и принципы организации рабочего места перинатального психолога

  • Основные теоретические подходы отечественной и основных зарубежных школ к анализу пренатального развития

  • Принципы непрерывности, стадийности, системности, эпигенеза, пластичности, саморазвития, многоуровневости и полифункциональности развития человека.

  • Методы исследования психических особенностей детей в младенчестве и раннем возрасте, методы диагностики и коррекции психического развития.

  • Принципы акушерско-гинекологической и психологической периодизации беременности.

  • Этапы становления материнской и родительской сфер.

  • Методы диагностики материнского отношения, сформированности материнской сферы, ценностных ориентаций беременных.

  • Психологические особенности женщин при нарушениях в репродуктивной сфере

  • Этапы становления семейной системы, стили семейного взаимодействия и родительского воспитания, методы диагностики семейных процессов

  • Основы ухода и воспитания ребенка с рождения


б) Студент должен иметь навыки:

  • Организации работы перинатального психолога в медицинских и социально-психологических учреждениях

  • Критического анализа теоретических подходов к изучению перинатального развития.

  • Оценки результатов экспериментальных исследований с точки зрения различных подходов к изучению перинатального развития

  • Диагностики и основы коррекционной работы с беременными, консультирования семьи в период ожидания ребенка

  • Применения базовых методов экспериментального и психодиагностического исследования детей раннего возраста, семейной системы, стилей материнского и родительского отношения

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.


г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам:

- для психологов: - анатомии ЦНС, введению в профессию, введению в общую психологию, математике, возрастной психологии.

- для врачей психиатров, психотерапевтов: по физиологии, анатомии, общей психологии, психиатрии, внутренние болезни.


  1. Уровень компетентности

Организация работы перинатального психолога в медицинских и социально-психологических учреждениях




  1. Коммуникативность

Знать и понимать о психическом развитии ребенка в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периоде развития




5.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов


Общая трудоемкость дисциплины

97

-

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • практические занятия (ПЗ)

  • самостоятельная работа (СР)

97

20

48



29

Формы текущего контроля




Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения).

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Выполнение упражнений и супервизия.


Вид итогового контроля

Зачет









6.Содержание дисциплины6

6.1.Разделы дисциплины и виды занятий

«ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА»



Темы

Объем в аудиторных часах

Всего

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа




Введение.

Предмет и задачи, история, теоретические основы и основные области приложения.



2,5

0,5

1

1

Раздел 1. Перинатальная психология.

1

Теоретические подходы к перинатальному развитию в психологии

5

1

2

2

2

Развитие психики и базовых личностных образований в ранние периоды онтогенеза

4,5

0,5

2

2

3

Развитие психики ребенка в пренатальном периоде

3,5

0,5

1

2

4

Развитие психики ребенка в перинатальном периоде

4

1

1

2

5

Развитие психики ребенка в неонатальном периоде

4

1

1

2

6

Развитие психики ребенка младенческого возраста

4

1

1

2

7

Развитие психики ребенка раннего возраста

4

1

1

2

Раздел 2. Психология родительства.

1

Теоретические подходы к психологии родительства. Материнские и отцовские функции и их роль в раннем онтогенезе.

5,5

0,5

3

2

2

Родительская мотивационно-потребностная сфера Онтогенез родительской сферы

5,5

0,5

3

2

Раздел 3. Психологическая работа с семьей

в период ожидания и раннего развития ребенка

1

Принципы и задачи психологическая работы с семьей в клинической практике

4,5

0,5

2

2

2

Организация и содержание психологической работы с женщиной и семьей в период ожидания и раннего развития ребенка.

7

1

2

4

3

Методы диагностики и практические приемы работы в перинатальной психологии

9

1

4

4
Итого:

63

10

24

29

6.2.Содержание разделов дисциплины:
ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи курса. Перинатальная психология: история становления, область исследования, узкое и широкое значение определения «перинатальная психология». Отрасли психологии, занимающиеся перинатальной психологией и психологией родительства: общая психология и психология личности, психология развития, клиническая психология, педагогическая психология. Современное состояние психологических исследований и практики в области перинатальной психологии. Основные направления практической психологической работы в этой области. Особенности клинической работы в перинатальной психологии.


РАЗДЕЛ 1. ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Тема 1. Теоретические подходы к перинатальному развитию в психологии.

Основные теоретические подходы, обращающиеся к изучению раннего развития психики ребенка. Значение раннего онтогенеза для развития личности, взгляды на движущие силы, механизмы и условия развития психики в раннем онтогенезе. Психоанализ: классическая схема развития личности, дифференциации потребностей и смены объекта влечения З. Фрейда; роль матери и отца в становлении базовых личностных образований и личностных конфликтов. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона: роль матери в становлении базовых форм отношений ребенка с миром; базовая вера и надежда. Трансперсональная психология: «перинатальные матрицы» С. Грофа; «утробная война» С. Фанти; психотерапевтические модели работы с перинатальными проблемами. Теория объектных отношений: диадический подход Р. Шпица; современные направления теории объектных отношений (Д. Винникотт, М. Кляйн, Д. Пайнз, М. Малер и др.); рабочая модель «Я-Другой», диадические проблемы и их проявление в развитии личности. Теория привязанности: классические исследования Х. Харлоу, Дж. Боулби и М. Айнсворт; современные направления теории привязанности; рабочая модель «Я-Мир»; качество привязанности и периоды развития привязанности в раннем онтогенезе; проблемы нарушений формирования привязанности и их проявление в развитии личности. Теория социального научения: теоретические основы и их приложение к раннему развитию диадических отношений (Р. Сирс, С. Тревартен, А. Фогель, Д. Штерн и др.); развитие взаимодействий в диаде. Психиатрия раннего детского возраста: психический диатез и патогенные условия развития психики ребенка; роль материнского отношения в формировании нарушений психического и физического развития ребенка; психосоматические нарушения у детей в раннем онтогенезе. Отечественная возрастная психология: Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др. о раннем развитии ребенка и роли взрослого в становлении базовых личностных образований; концепция развития общения М.И. Лисиной и ее современные направления; когнитивная психология. Прикладные исследования: оптимизация раннего развития ребенка при помощи психологической подготовки к родительству и коррекции родительского отношения; пренатальное развитие и воспитание; психотерапия и психокоррекция нарушений раннего развития личности.


Тема 2. Развитие психики и базовых личностных образований в ранние периоды онтогенеза

Особенности развития психики в онтогенезе человека: прижизненное формирования содержания всех психических процессов, их связь с функциональным развитием мозга. Конкретно-культурное содержание потребностей и способов их удовлетворения. Различные критерии периодизации психического развития и основные периоды раннего развития психики ребенка: пренатальный, перинатальный, натальный, неонатальный, младенчество, ранний возраст. Критические (революционные) и эволюционные периоды развития. Сензитивные периоды развития. Понятие новообразований в психическом развитии ребенка.

Роль матери, отца и других взрослых в развитии психики ребенка и становлении личности. Взаимодействие матери с ребенком. Базовые личностные образования: эмоциональное благополучие; рабочая модель «Я-Мир»; модель объектных отношений «Я-Другой»; привязанность; Я-концепция; мотивация достижений.

Тема 3. Развитие психики ребенка в пренатальном периоде


Критические периоды пренатального периода: подготовка к зачатию; оплодотворение; имплантация; появление чувствительности; начало психического взаимодействия с матерью; роды. Развитие сенсорно-перцептивных систем: вестибулярной, кожно-кинестетической, проприоцептивной, ольфакторной, слуховой, зрительной. Пренатальный опыт и его влияние на ранний постнатальный онтогенез и развитие базовых личностных образований. Роль матери и отца в развитии психики ребенка в пренатальном периоде. Взаимосвязь матери с ребенком в пренатальном периоде развития. Культурные традиции оформления зачатия и периода беременности.


Тема 4. Развитие психики ребенка в перинатальном периоде

Особенности перинатального периода развития и его периодизация (предродовый период, роды, послеродовый период). Подготовка к рождению. Особенности развития детей, рожденных досрочно. Рефлексы, обеспечивающие активность ребенка в родовом процессе и неонатальную адаптацию к новым условиям взаимодействия с матерью. Когнитивные и эмоциональные процессы в натальном периоде. Послеродовый период как период острой адаптации. Роль послеродового взаимодействия матери с ребенком в развитии материнско-детской привязанности и потребностно-мотивационной сферы ребенка. Необходимость воссоединения с матерью после родов для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Роль родов и раннего послеродового периода в развитии базовых личностных образований. Функции матери и отца, роль других близких взрослых в перинатальном периоде развития ребенка. Культурные традиции оформления родов и родовспоможения.



Тема 5. Развитие психики ребенка в неонатальном периоде


Границы неонатального периода (периода новорожденности). Когнитивное и эмоциональное развитие в неонатальном периоде. Переживание напряжения потребностей и их удовлетворения во взаимодействии с матерью. Освоение новых способов взаимодействия с матерью. Новообразования периода новорожденности: развитие потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, появление комплекса оживления, семиотической функции плача, социальной улыбки, сенсорно-перцептивное развитие. Роль матери и ее эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком в неонатальном периоде. Роль неонатального периода в развитии личности. Распределение материнских функций, роль матери, отца и других взрослых в развитии базовых личностных образований в неонатальном периоде. Культурные традиции в оформлении периода новорожденности.

Тема 6. Развитие психики ребенка младенческого возраста


Периодизация младенчества. Основные новообразования младенчества: появление потребности в получении положительных эмоций от взрослого, развитие потребности в общении, совместно-разделенная со взрослым деятельность, появление дифференцированной реакции на запрещение и поощрение, развитие первичных и вторичных привязанностей, появление поведения привязанности, появление дифференцированного отношения к знакомым и незнакомым взрослым, эмоциональная избирательность, развитие речи и самосознания, развитие объектных отношений, развитие когнитивной сферы. Кризис первого года. Роль периода младенчества в развитии личности. Распределение материнских функций, роль матери, отца и других взрослых в развитии базовых личностных образований в младенчестве. Культурные традиции регуляции детско-родительских отношений в младенчестве.

Тема 7. Развитие психики ребенка раннего возраста


Периодизация раннего возраста. Когнитивное и эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте. Завершение развития базовых личностных образований в раннем возрасте: привязанности и поведения привязанности; появление внутреннего «Я»; завершающая стадия сепарации в развитии диадических отношений; развитие мотивации достижений. Интенсивное развитие активной речи. Появление символической функции в мышлении и речи. Завершение формирования индивидуальных особенностей эмоционального благополучия. Кризис трех лет. Роль раннего детства в развитии личности. Распределение материнских функций, роль матери, отца и других взрослых в развитии базовых личностных образований в раннем возрасте. Культурные традиции регуляции детско-родительских отношений и воспитания ребенка в раннем возрасте.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА.
Тема 1. Теоретические подходы к психологии родительства. Материнские и отцовские функции и их роль в раннем онтогенезе.

Представления о роли матери и отца в развитии ребенка, различии и специфике материнских и отцовских функций: психоанализ и психология личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фром, А. Маслоу, К. Хорни, К. Роджерс и др.); теория социального научения (Р. Сирс, Дж. Роттер, Д. Штерн, и др.); теория привязанности (Дж. Боулби, М. Айнсворт); отечественная детская психология (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.); теория объектных отношений (Д. Винникот, М. Кляйн и др.) прикладная психология и психотерапия (А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга, А.Д. Кошелева и др.). Взгляды на роль матери и отца в психическом развитии ребенка и отношение к ним в обществе (традиции, культурные модели материнства и отцовства). Роль матери в обеспечении потребностей ребенка, его эмоционального благополучия, развития потребностно-мотивационной сферы. Материнские функции, носители материнских функций, распределение материнских функций в семье и обществе. Изменение материнских функций в разные возрастные периоды развития ребенка. Роль отца и его функции в разные периода развития ребенка. Проблемы материнства и отцовства в современном обществе.



Тема 3. Родительская потребностно-мотивационная сфера.

Онтогенез родительской сферы.

Родительская потребностно-мотивационная сфера как часть репродуктивной сферы. Специфика материнской сферы. Структура материнской потребностно-мотивационной сферы. Содержание потребностно-эмоционального блока: потребность во взаимодействии с ребенком, потребность в заботе и охране, потребность в материнстве. Содержание операционального блока: операции по уходу за ребенком и операции общения с ребенком. Содержание ценностно-смыслового блока: ценность ребенка и ценность материнства. Реакция матери на компоненты гештальта младенчества и их возрастную динамику. Эмоциональное сопровождение матерью процесса взаимодействия с ребенком. Особенности отцовской сферы и ее содержание.

Биологические и социально-культурные основы материнства и отцовства. Формирования содержания родительской потребностно-мотивационной сферы, отвечающей конкретно-культурным задачам воспитания ребенка.

Общие представления об онтогенезе репродуктивной сферы. Особенности онтогенеза материнской и отцовской сфер. Этапы развития материнской сферы в онтогенезе человека. 1 этап (взаимодействие с собственной матерью): формирование реакции на компоненты гештальта младенчества и эмоционального смысла ситуации материнско-детского взаимодействия. 2 этап (игровой): объединение компонентов гештальта младенчества на объекте-модели (кукле), отработка операционального состава и элементов ценностно-смыслового блока в сюжетно-ролевой игре. 3 этап (няньчание): образование объекта деятельности (ребенка), формирование основ потребности в заботе и потребности в материнстве, а также основ интерференции ценностей материнской сферы с ценностями других сфер. 4 этап (половое созревание): дифференциация половой и материнской сфер, образование конкретно-культурной модели репродуктивной сферы. 5 этап (беременность, роды, взаимодействие с ребенком - младенцем): различные периоды этого этапа и их роль в динамике материнской сферы. 6 этап (после раннего возраста): образование личностной связи с ребенком и устойчивого типа материнско-детского взаимодействия. Развитие отцовской сферы в онтогенезе. Основные этапы и их содержание.




РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ

В ПЕРИОД ОЖИДАНИЯ И РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Тема 1. Принципы и задачи психологической работы с семьей в клинической практике

Основные проблемы родительства и детско-родительских отношений в практической работе психолога: осложнения зачатия и беременности; кризис семейных отношений при рождении ребенка; кризисные периоды развития ребенка; проблемы адаптации детей к новым ситуациям; девиантные формы родительского отношения; дети с проблемами развития (инвалиды, умственно отсталые, имеющие уродства, одаренные дети и т.п.). Вспомогательные репродуктивные технологии. Проблемы усыновления детей. Организация работы психолога в клинических условиях. Принципы и задачи работы. Взаимодействие с лечащим врачом.



Тема 2. Организация и содержание психологической работы с женщиной и семьей в период ожидания и раннего развития ребенка.

Необходимость психологической помощи по проблемам родительства и раннего развития ребенка. Особенности организации психологической помощи родителям и ребенку за рубежом и в нашей стране. Основные направления работы: государственные (психологические центры и консультации при лечебных и научно-исследовательских учреждениях; психолог в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства; психолог в центрах социальной работы с населением; психолог в образовательном учреждении) и негосударственные (психологические центры и консультации; школы и центры подготовки к родительству и помощи родителям и семье; добровольные родительские сообщества). Индивидуальная и групповая работа с родителями, ребенком и семьей. Психологическое просвещение, психологическая коррекция, психологическое сопровождение родительства, психотерапия.


Тема 3. Методы диагностики и практические приемы работы в перинатальной психологии
Психологические проблемы родителей и ребенка, их взаимосвязь. Особенности диагностики и практики в перинатальной психологии. Ограничения для применения ряда психологических и психотерапевтических приемов. Необходимость использования проективных методов диагностики. Обзор методик, используемых для диагностики родительской сферы и раннего развития ребенка. Принципы и задачи диагностики.

Диагностика психического развития ребенка. Диагностика родительской потребностно-мотивационной сферы. Особенности психологической работы с семьей, имеющей ребенка разного возраста и с разными проблемами.



4.4. Тематический план практических занятий (практикумы).

1.Ознакомление с психологическими методиками для диагностики психологического состояния женщины во время беременности; диагностика эмоциональной, волевой и когнитивной составляющей контроля поведения во время беременности; диагностика материнского отношения и типов идентификации беременности.

2. Ознакомление с диагностическими методиками для диагностики материнской сферы женщины, изучение материнского отношения до и после рождения ребенка, определение стилей переживания беременности и отношения к ребенку на разных стадия развития материнской сферы.

3. Изучение психологических методик для изучения родительского отношения и стилей семейного воспитания (PARI, АСВ, методика А.Я Варги) и материнского отношения (Интервью, проективные методики). Изучение алгоритмов диагностики семейной системы и семейного консультирования, изучение психологических методик для диагностики семейной сплоченности и дезадаптации, изучение проективных методик, основные направления психокоррекционной работы с семьей, формирование отношения к будущему ребенку.

4. Диагностики психического состояния во время беременности (тревожность, стрессоустойчивость), определение психологических причин нарушения в течении беременности, разработка психокоррекционной программы для проблемных ситуаций беременности.

5. Диагностика новорожденного: ознакомление с диагностическими методиками, определяющими уровень развития различных сфер психики ребенка (моторики, активации НС), диагностика темперамента, отработка навыков диагностики младенцев, ознакомление с особенностями взаимодействия с родителями во время тестирования ребенка, составление психологического заключения и рекомендаций для родителей.

6. Психологическое сопровождение родов: составление планов тренинговых занятий для школы будущих мам по подготовке к родам; освоение дыхательной гимнастики; отработка основных навыков расслабления (медитации) на основе элементов аутотренинга; разработка практических рекомендаций парам по подготовке к совместным родам.

7. Развитие навыков контакта с беременными и членами их семей в условиях стационара или женской консультации, применения диагностических методик, направленных на изучение семейных отношений во время беременности, а также разработка психокоррекционных рекомендаций на основе полученных данных с целью гармонизации психологического состояния женщин и их семейных отношений.

8. Применение на практике основных этапов консультирования, умение работать с запросом, подбор диагностических методик в соответствии с этапом развития семьи и запросом женщин или членов их семей, применение на практике метода генограммы, разработки рекомендаций на основе диагностических данных.

9. Применение на практике основных этапов консультирования, знания особенностей коммуникации с родителями во время тестирования ребенка, способов предоставления информации родителям и организации помощи ребенку в случае необходимости, применение на практике этических принципов в работе детского и пренатального психолога.


6.5. Самостоятельная работа студентов


п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1.

Введение.

Предмет и задачи, история, теоретические основы и основные области приложения.



1. Работа с литературой

2. Теория объектных отношений: диадический подход Р. Шпица; современные направления теории объектных отношений (Д. Винникотт, М. Кляйн, Д. Пайнз, М. Малер и др.)



Собеседование.

3

2.

Теоретические подходы к перинатальному развитию в психологии

1. Работа с литературой.

  1. Подготовка докладов по материалам лекций и дополнительной литературы.

Собеседование, представление докладов.

2

3.

Развитие психики и базовых личностных образований в ранние периоды онтогенеза Развитие психики ребенка в пренатальном, перинатальном неонатальном периодах

1. Работа с литературой.

2. Роль матери и ее эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком в неонатальном периоде.




Собеседование

6

4.

Развитие психики ребенка младенческого возраста Развитие психики ребенка раннего возраста

1.Работа с литературой.

2.Распределение материнских функций, роль матери, отца и других взрослых в развитии базовых личностных образований в раннем возрасте.



Собеседование,

обсуждение

4

5.

Теоретические подходы к психологии родительства Родительская мотивационно-потребностная сфера.

1.Работа с литературой.

2.Особенности онтогенеза материнской и отцовской сфер.




Собеседование, обсуждение

4

6.

Принципы и задачи психологическая работы с семьей в клинической практике

1. Работа с литературой.

2 Девиантные формы родительского отношения




Собеседование, представление рефератов.

6

7.

Организация и содержание психологической работы с женщиной и семьей в период ожидания и раннего развития ребенка

1.Работа с литературой.

2. Диагностика родительской потребностно-мотивационной сферы.



Собеседование

4

Всего

. 29


7. .Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

Общие:


  1. Выделение специфики психологических исследований пренатального периода развития и беременности.

  2. Методологический анализ теоретических подходов к детерминации пренатального развития.

  3. Анализ основных экспериментальных исследований беременности, пренатального развития, семейной системы в период ожидания ребенка, развития ребенка раннего возраста.

  4. Выбор критериев для классификации универсальных и индивидуальных пренатального развития.

  5. Выбор конкретных методик исследования и диагностики психологического состояния во время беременности, материнской сферы, семейных отношений, детей раннего возраста.

  6. Выбор критериев для классификации нормального и аномального протекания беременности, состояния материнской сферы, функционирования семьи, развития новорожденного ребенка.

Конкретные знания:

  1. Принципов диагностики, консультирования во время беременности

  2. Принципов организации подготовки к родам, подготовки будущих отцов к совместным родам.

  3. Особенностей взаимодействия с медицинским персоналом пренатального центра или родильного дома.

  4. Периодизаций перинатального развития.

  5. Описание основных этапов протекания беременности.

  6. Определение факторов риска для благополучного протекания беременности.

  7. Психологических особенностей женщины во время беременности, их связь с функционированием сознания в этот период, личностными качествами, уровнем развития материнской сферы.

  8. Этапов и условий развития материнской сферы и материнского отношения.

  9. Принципов функционирования семейной системы, родительского отношения и стилей семейного воспитания.

  10. Особенностей семьи при планировании и в период ожидания ребенка.

  11. Оценки индивидуального развития (темперамента, уровня психического развития) детей раннего возраста

  12. Особенностей ухода за новорожденным.


8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

8.1. Литература.

Основная литература:



  1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

  2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.

Дополнительная литература:



  1. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.



8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные комнаты.

  2. Учебно-методическая литература.

  3. Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.

9.Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном, для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.

10.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:


  • проверка исходных знаний;

  • выполнение диагностики и упражнений, обсуждение;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы курсантов.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой).



Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Перинатальная психология» составлена профессором кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Филипповой Г.Г. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».




Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Министерство здравоохранения и социального развития
fac -> Примерная программа дисциплины неврология для студентов обучающихся по
fac -> Кафедра патологической физиологии лечебного факультета
fac -> Примерная программа дисциплины внутренние болезни клиническая фармакология
fac -> Примерная программа дисциплины акушерство для студентов, обучающихся по
fac -> Об охране здоровья граждан
fac -> Примерная программа дисциплины общая хирургия, хирургические болезни
fac -> Врачебная тактика при фибрилляции предсердий на догоспитальном этапе
fac -> М. А. Мещерякова Материалы к изучению дисциплины «Технологии профессионально-ориентированного обучения в медицинских вузах»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница