МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ
|
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
профессор, С.Т. Сохов
« 03 » июня 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Курс _3_, семестр _5_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:
-
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)
-
Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6
Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
«____»___________20 ___ года Протокол №___
Зав. кафедрой, профессор __________________В.Л. Малыгин
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии
« 23 » мая 2013 года Протокол № 9
Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета
« 30 » мая 2013 года Протокол № 34
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
Введение
Перинатальная психотерапия (ПП) — новое направление психотерапии, складывающееся под влиянием бурного развития перинатальной психологии. Основываясь на понимании психотерапии как «системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного». Перинатальная психология можно определить как систему лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка в антенатальном, интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организмы женщины и ребенка. Из данного определения очевидна разница взглядов на длительность перинатального периода в П.П., в перинатальной психологии с одной стороны и в акушерстве, неонатологии с другой.
Данная программа посвящена изучению следующих тем: предмет и задачи курса, перинатальная психология: история становления, область исследования, узкое и широкое значение определения «перинатальная психология». Отрасли психологии, занимающиеся перинатальной психологией и психологией родительства: общая психология и психология личности, психология развития, клиническая психология, педагогическая психология. Современное состояние психологических исследований и практики в области перинатальной психологии. Основные направления практической психологической работы в этой области. Особенности клинической работы в перинатальной психологии.
Программа рассчитана на 97 часов, из них 20 часов лекционного материала, 48 – практических занятий и 29 часа на самостоятельную работу. В данной программе используются последние данные и исследования, посвященные данной теме. В этой программе уделено внимание взаимоотношениям, складывающимся в семье, ожидающей ребенка. Во многом они определяются особенностями психологического компонента гестационной доминанты женщины. На практических занятиях демонстрируются последние психотерапевтические методики, инновационные технологии в области перинатальной психологии.
-
Цель и задачи дисциплины.
Цель состоит в подготовке специалистов-психологов для практической и исследовательской работы в области перинатальной психологии и психологии родительства.
Задачами являются:
-
дать студентам знания о психическом развитии ребенка в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периоде развития;
-
дать студентам знания о психологических подходах к изучению родительства и его связи с развитием ребенка;
-
дать студентам представление о содержании, психофизиологических особенностях, эволюционных и культурных основах материнства и отцовства;
-
сформировать у студентов представление об онтогенетических этапах и закономерностях формирования родительства;
-
познакомить студентов с методами диагностики развития ребенка в раннем онтогенезе, содержания и развития родительской сферы;
-
Дать студентам представления и практические знания о психологии и психофизиологии зачатия, беременности, родов и послеродового периода в норме и при нарушениях;
-
познакомить студентов с формами и способами психологической работы с семьей в период планирования и раннего развития ребенка в условиях лечебно-профилактических учреждений материнства и детства.
-
-
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
а) Студент должен знать и уметь использовать
-
Особенности, функциональные обязанности, задачи и принципы организации рабочего места перинатального психолога
-
Основные теоретические подходы отечественной и основных зарубежных школ к анализу пренатального развития
-
Принципы непрерывности, стадийности, системности, эпигенеза, пластичности, саморазвития, многоуровневости и полифункциональности развития человека.
-
Методы исследования психических особенностей детей в младенчестве и раннем возрасте, методы диагностики и коррекции психического развития.
-
Принципы акушерско-гинекологической и психологической периодизации беременности.
-
Этапы становления материнской и родительской сфер.
-
Методы диагностики материнского отношения, сформированности материнской сферы, ценностных ориентаций беременных.
-
Психологические особенности женщин при нарушениях в репродуктивной сфере
-
Этапы становления семейной системы, стили семейного взаимодействия и родительского воспитания, методы диагностики семейных процессов
-
Основы ухода и воспитания ребенка с рождения
б) Студент должен иметь навыки:
-
Организации работы перинатального психолога в медицинских и социально-психологических учреждениях
-
Критического анализа теоретических подходов к изучению перинатального развития.
-
Оценки результатов экспериментальных исследований с точки зрения различных подходов к изучению перинатального развития
-
Диагностики и основы коррекционной работы с беременными, консультирования семьи в период ожидания ребенка
-
Применения базовых методов экспериментального и психодиагностического исследования детей раннего возраста, семейной системы, стилей материнского и родительского отношения
-
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам:
- для психологов: - анатомии ЦНС, введению в профессию, введению в общую психологию, математике, возрастной психологии.
- для врачей психиатров, психотерапевтов: по физиологии, анатомии, общей психологии, психиатрии, внутренние болезни.
-
Уровень компетентности
Организация работы перинатального психолога в медицинских и социально-психологических учреждениях
-
Коммуникативность
Знать и понимать о психическом развитии ребенка в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периоде развития
5.Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | |
Общая трудоемкость дисциплины
|
97
|
-
|
Аудиторные занятия:
-
лекции
-
практические занятия (ПЗ)
-
самостоятельная работа (СР)
|
97
|
20
48
29
|
Формы текущего контроля
|
|
Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения).
Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.
Выполнение упражнений и супервизия.
|
Вид итогового контроля
Зачет
|
|
|
6.Содержание дисциплины6
6.1.Разделы дисциплины и виды занятий
«ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА»
№
| Темы | Объем в аудиторных часах |
Всего
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Самостоятельная работа
|
|
Введение.
Предмет и задачи, история, теоретические основы и основные области приложения.
|
2,5
|
0,5
|
1
|
1
|
Раздел 1. Перинатальная психология.
|
1
|
Теоретические подходы к перинатальному развитию в психологии
|
5
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Развитие психики и базовых личностных образований в ранние периоды онтогенеза
|
4,5
|
0,5
|
2
|
2
|
3
|
Развитие психики ребенка в пренатальном периоде
|
3,5
|
0,5
|
1
|
2
|
4
|
Развитие психики ребенка в перинатальном периоде
|
4
|
1
|
1
|
2
|
5
|
Развитие психики ребенка в неонатальном периоде
|
4
|
1
|
1
|
2
|
6
|
Развитие психики ребенка младенческого возраста
|
4
|
1
|
1
|
2
|
7
|
Развитие психики ребенка раннего возраста
|
4
|
1
|
1
|
2
|
Раздел 2. Психология родительства.
|
1
|
Теоретические подходы к психологии родительства. Материнские и отцовские функции и их роль в раннем онтогенезе.
|
5,5
|
0,5
|
3
|
2
|
2
|
Родительская мотивационно-потребностная сфера Онтогенез родительской сферы
|
5,5
|
0,5
|
3
|
2
|
Раздел 3. Психологическая работа с семьей
в период ожидания и раннего развития ребенка
|
1
|
Принципы и задачи психологическая работы с семьей в клинической практике
|
4,5
|
0,5
|
2
|
2
|
2
|
Организация и содержание психологической работы с женщиной и семьей в период ожидания и раннего развития ребенка.
|
7
|
1
|
2
|
4
|
3
|
Методы диагностики и практические приемы работы в перинатальной психологии
|
9
|
1
|
4
|
4
| Итого: |
63
|
10
|
24
|
29
|
6.2.Содержание разделов дисциплины:
ВВЕДЕНИЕ
Предмет и задачи курса. Перинатальная психология: история становления, область исследования, узкое и широкое значение определения «перинатальная психология». Отрасли психологии, занимающиеся перинатальной психологией и психологией родительства: общая психология и психология личности, психология развития, клиническая психология, педагогическая психология. Современное состояние психологических исследований и практики в области перинатальной психологии. Основные направления практической психологической работы в этой области. Особенности клинической работы в перинатальной психологии.
РАЗДЕЛ 1. ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Тема 1. Теоретические подходы к перинатальному развитию в психологии.
Основные теоретические подходы, обращающиеся к изучению раннего развития психики ребенка. Значение раннего онтогенеза для развития личности, взгляды на движущие силы, механизмы и условия развития психики в раннем онтогенезе. Психоанализ: классическая схема развития личности, дифференциации потребностей и смены объекта влечения З. Фрейда; роль матери и отца в становлении базовых личностных образований и личностных конфликтов. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона: роль матери в становлении базовых форм отношений ребенка с миром; базовая вера и надежда. Трансперсональная психология: «перинатальные матрицы» С. Грофа; «утробная война» С. Фанти; психотерапевтические модели работы с перинатальными проблемами. Теория объектных отношений: диадический подход Р. Шпица; современные направления теории объектных отношений (Д. Винникотт, М. Кляйн, Д. Пайнз, М. Малер и др.); рабочая модель «Я-Другой», диадические проблемы и их проявление в развитии личности. Теория привязанности: классические исследования Х. Харлоу, Дж. Боулби и М. Айнсворт; современные направления теории привязанности; рабочая модель «Я-Мир»; качество привязанности и периоды развития привязанности в раннем онтогенезе; проблемы нарушений формирования привязанности и их проявление в развитии личности. Теория социального научения: теоретические основы и их приложение к раннему развитию диадических отношений (Р. Сирс, С. Тревартен, А. Фогель, Д. Штерн и др.); развитие взаимодействий в диаде. Психиатрия раннего детского возраста: психический диатез и патогенные условия развития психики ребенка; роль материнского отношения в формировании нарушений психического и физического развития ребенка; психосоматические нарушения у детей в раннем онтогенезе. Отечественная возрастная психология: Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др. о раннем развитии ребенка и роли взрослого в становлении базовых личностных образований; концепция развития общения М.И. Лисиной и ее современные направления; когнитивная психология. Прикладные исследования: оптимизация раннего развития ребенка при помощи психологической подготовки к родительству и коррекции родительского отношения; пренатальное развитие и воспитание; психотерапия и психокоррекция нарушений раннего развития личности.
Тема 2. Развитие психики и базовых личностных образований в ранние периоды онтогенеза
Особенности развития психики в онтогенезе человека: прижизненное формирования содержания всех психических процессов, их связь с функциональным развитием мозга. Конкретно-культурное содержание потребностей и способов их удовлетворения. Различные критерии периодизации психического развития и основные периоды раннего развития психики ребенка: пренатальный, перинатальный, натальный, неонатальный, младенчество, ранний возраст. Критические (революционные) и эволюционные периоды развития. Сензитивные периоды развития. Понятие новообразований в психическом развитии ребенка.
Роль матери, отца и других взрослых в развитии психики ребенка и становлении личности. Взаимодействие матери с ребенком. Базовые личностные образования: эмоциональное благополучие; рабочая модель «Я-Мир»; модель объектных отношений «Я-Другой»; привязанность; Я-концепция; мотивация достижений.
Тема 3. Развитие психики ребенка в пренатальном периоде
Критические периоды пренатального периода: подготовка к зачатию; оплодотворение; имплантация; появление чувствительности; начало психического взаимодействия с матерью; роды. Развитие сенсорно-перцептивных систем: вестибулярной, кожно-кинестетической, проприоцептивной, ольфакторной, слуховой, зрительной. Пренатальный опыт и его влияние на ранний постнатальный онтогенез и развитие базовых личностных образований. Роль матери и отца в развитии психики ребенка в пренатальном периоде. Взаимосвязь матери с ребенком в пренатальном периоде развития. Культурные традиции оформления зачатия и периода беременности.
Тема 4. Развитие психики ребенка в перинатальном периоде
Особенности перинатального периода развития и его периодизация (предродовый период, роды, послеродовый период). Подготовка к рождению. Особенности развития детей, рожденных досрочно. Рефлексы, обеспечивающие активность ребенка в родовом процессе и неонатальную адаптацию к новым условиям взаимодействия с матерью. Когнитивные и эмоциональные процессы в натальном периоде. Послеродовый период как период острой адаптации. Роль послеродового взаимодействия матери с ребенком в развитии материнско-детской привязанности и потребностно-мотивационной сферы ребенка. Необходимость воссоединения с матерью после родов для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Роль родов и раннего послеродового периода в развитии базовых личностных образований. Функции матери и отца, роль других близких взрослых в перинатальном периоде развития ребенка. Культурные традиции оформления родов и родовспоможения.
Тема 5. Развитие психики ребенка в неонатальном периоде
Границы неонатального периода (периода новорожденности). Когнитивное и эмоциональное развитие в неонатальном периоде. Переживание напряжения потребностей и их удовлетворения во взаимодействии с матерью. Освоение новых способов взаимодействия с матерью. Новообразования периода новорожденности: развитие потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, появление комплекса оживления, семиотической функции плача, социальной улыбки, сенсорно-перцептивное развитие. Роль матери и ее эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком в неонатальном периоде. Роль неонатального периода в развитии личности. Распределение материнских функций, роль матери, отца и других взрослых в развитии базовых личностных образований в неонатальном периоде. Культурные традиции в оформлении периода новорожденности.
Тема 6. Развитие психики ребенка младенческого возраста
Периодизация младенчества. Основные новообразования младенчества: появление потребности в получении положительных эмоций от взрослого, развитие потребности в общении, совместно-разделенная со взрослым деятельность, появление дифференцированной реакции на запрещение и поощрение, развитие первичных и вторичных привязанностей, появление поведения привязанности, появление дифференцированного отношения к знакомым и незнакомым взрослым, эмоциональная избирательность, развитие речи и самосознания, развитие объектных отношений, развитие когнитивной сферы. Кризис первого года. Роль периода младенчества в развитии личности. Распределение материнских функций, роль матери, отца и других взрослых в развитии базовых личностных образований в младенчестве. Культурные традиции регуляции детско-родительских отношений в младенчестве.
Тема 7. Развитие психики ребенка раннего возраста
Периодизация раннего возраста. Когнитивное и эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте. Завершение развития базовых личностных образований в раннем возрасте: привязанности и поведения привязанности; появление внутреннего «Я»; завершающая стадия сепарации в развитии диадических отношений; развитие мотивации достижений. Интенсивное развитие активной речи. Появление символической функции в мышлении и речи. Завершение формирования индивидуальных особенностей эмоционального благополучия. Кризис трех лет. Роль раннего детства в развитии личности. Распределение материнских функций, роль матери, отца и других взрослых в развитии базовых личностных образований в раннем возрасте. Культурные традиции регуляции детско-родительских отношений и воспитания ребенка в раннем возрасте.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА.
Тема 1. Теоретические подходы к психологии родительства. Материнские и отцовские функции и их роль в раннем онтогенезе.
Представления о роли матери и отца в развитии ребенка, различии и специфике материнских и отцовских функций: психоанализ и психология личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фром, А. Маслоу, К. Хорни, К. Роджерс и др.); теория социального научения (Р. Сирс, Дж. Роттер, Д. Штерн, и др.); теория привязанности (Дж. Боулби, М. Айнсворт); отечественная детская психология (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.); теория объектных отношений (Д. Винникот, М. Кляйн и др.) прикладная психология и психотерапия (А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга, А.Д. Кошелева и др.). Взгляды на роль матери и отца в психическом развитии ребенка и отношение к ним в обществе (традиции, культурные модели материнства и отцовства). Роль матери в обеспечении потребностей ребенка, его эмоционального благополучия, развития потребностно-мотивационной сферы. Материнские функции, носители материнских функций, распределение материнских функций в семье и обществе. Изменение материнских функций в разные возрастные периоды развития ребенка. Роль отца и его функции в разные периода развития ребенка. Проблемы материнства и отцовства в современном обществе.
Тема 3. Родительская потребностно-мотивационная сфера. Онтогенез родительской сферы.
Родительская потребностно-мотивационная сфера как часть репродуктивной сферы. Специфика материнской сферы. Структура материнской потребностно-мотивационной сферы. Содержание потребностно-эмоционального блока: потребность во взаимодействии с ребенком, потребность в заботе и охране, потребность в материнстве. Содержание операционального блока: операции по уходу за ребенком и операции общения с ребенком. Содержание ценностно-смыслового блока: ценность ребенка и ценность материнства. Реакция матери на компоненты гештальта младенчества и их возрастную динамику. Эмоциональное сопровождение матерью процесса взаимодействия с ребенком. Особенности отцовской сферы и ее содержание.
Биологические и социально-культурные основы материнства и отцовства. Формирования содержания родительской потребностно-мотивационной сферы, отвечающей конкретно-культурным задачам воспитания ребенка.
Общие представления об онтогенезе репродуктивной сферы. Особенности онтогенеза материнской и отцовской сфер. Этапы развития материнской сферы в онтогенезе человека. 1 этап (взаимодействие с собственной матерью): формирование реакции на компоненты гештальта младенчества и эмоционального смысла ситуации материнско-детского взаимодействия. 2 этап (игровой): объединение компонентов гештальта младенчества на объекте-модели (кукле), отработка операционального состава и элементов ценностно-смыслового блока в сюжетно-ролевой игре. 3 этап (няньчание): образование объекта деятельности (ребенка), формирование основ потребности в заботе и потребности в материнстве, а также основ интерференции ценностей материнской сферы с ценностями других сфер. 4 этап (половое созревание): дифференциация половой и материнской сфер, образование конкретно-культурной модели репродуктивной сферы. 5 этап (беременность, роды, взаимодействие с ребенком - младенцем): различные периоды этого этапа и их роль в динамике материнской сферы. 6 этап (после раннего возраста): образование личностной связи с ребенком и устойчивого типа материнско-детского взаимодействия. Развитие отцовской сферы в онтогенезе. Основные этапы и их содержание.
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ
В ПЕРИОД ОЖИДАНИЯ И РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Тема 1. Принципы и задачи психологической работы с семьей в клинической практике
Основные проблемы родительства и детско-родительских отношений в практической работе психолога: осложнения зачатия и беременности; кризис семейных отношений при рождении ребенка; кризисные периоды развития ребенка; проблемы адаптации детей к новым ситуациям; девиантные формы родительского отношения; дети с проблемами развития (инвалиды, умственно отсталые, имеющие уродства, одаренные дети и т.п.). Вспомогательные репродуктивные технологии. Проблемы усыновления детей. Организация работы психолога в клинических условиях. Принципы и задачи работы. Взаимодействие с лечащим врачом.
Тема 2. Организация и содержание психологической работы с женщиной и семьей в период ожидания и раннего развития ребенка.
Необходимость психологической помощи по проблемам родительства и раннего развития ребенка. Особенности организации психологической помощи родителям и ребенку за рубежом и в нашей стране. Основные направления работы: государственные (психологические центры и консультации при лечебных и научно-исследовательских учреждениях; психолог в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства; психолог в центрах социальной работы с населением; психолог в образовательном учреждении) и негосударственные (психологические центры и консультации; школы и центры подготовки к родительству и помощи родителям и семье; добровольные родительские сообщества). Индивидуальная и групповая работа с родителями, ребенком и семьей. Психологическое просвещение, психологическая коррекция, психологическое сопровождение родительства, психотерапия.
Тема 3. Методы диагностики и практические приемы работы в перинатальной психологии
Психологические проблемы родителей и ребенка, их взаимосвязь. Особенности диагностики и практики в перинатальной психологии. Ограничения для применения ряда психологических и психотерапевтических приемов. Необходимость использования проективных методов диагностики. Обзор методик, используемых для диагностики родительской сферы и раннего развития ребенка. Принципы и задачи диагностики.
Диагностика психического развития ребенка. Диагностика родительской потребностно-мотивационной сферы. Особенности психологической работы с семьей, имеющей ребенка разного возраста и с разными проблемами.
4.4. Тематический план практических занятий (практикумы).
1.Ознакомление с психологическими методиками для диагностики психологического состояния женщины во время беременности; диагностика эмоциональной, волевой и когнитивной составляющей контроля поведения во время беременности; диагностика материнского отношения и типов идентификации беременности.
2. Ознакомление с диагностическими методиками для диагностики материнской сферы женщины, изучение материнского отношения до и после рождения ребенка, определение стилей переживания беременности и отношения к ребенку на разных стадия развития материнской сферы.
3. Изучение психологических методик для изучения родительского отношения и стилей семейного воспитания (PARI, АСВ, методика А.Я Варги) и материнского отношения (Интервью, проективные методики). Изучение алгоритмов диагностики семейной системы и семейного консультирования, изучение психологических методик для диагностики семейной сплоченности и дезадаптации, изучение проективных методик, основные направления психокоррекционной работы с семьей, формирование отношения к будущему ребенку.
4. Диагностики психического состояния во время беременности (тревожность, стрессоустойчивость), определение психологических причин нарушения в течении беременности, разработка психокоррекционной программы для проблемных ситуаций беременности.
5. Диагностика новорожденного: ознакомление с диагностическими методиками, определяющими уровень развития различных сфер психики ребенка (моторики, активации НС), диагностика темперамента, отработка навыков диагностики младенцев, ознакомление с особенностями взаимодействия с родителями во время тестирования ребенка, составление психологического заключения и рекомендаций для родителей.
6. Психологическое сопровождение родов: составление планов тренинговых занятий для школы будущих мам по подготовке к родам; освоение дыхательной гимнастики; отработка основных навыков расслабления (медитации) на основе элементов аутотренинга; разработка практических рекомендаций парам по подготовке к совместным родам.
7. Развитие навыков контакта с беременными и членами их семей в условиях стационара или женской консультации, применения диагностических методик, направленных на изучение семейных отношений во время беременности, а также разработка психокоррекционных рекомендаций на основе полученных данных с целью гармонизации психологического состояния женщин и их семейных отношений.
8. Применение на практике основных этапов консультирования, умение работать с запросом, подбор диагностических методик в соответствии с этапом развития семьи и запросом женщин или членов их семей, применение на практике метода генограммы, разработки рекомендаций на основе диагностических данных.
9. Применение на практике основных этапов консультирования, знания особенностей коммуникации с родителями во время тестирования ребенка, способов предоставления информации родителям и организации помощи ребенку в случае необходимости, применение на практике этических принципов в работе детского и пренатального психолога.
6.5. Самостоятельная работа студентов
№ п/п
|
Наименование темы
|
Содержание
самостоятельной работы
|
Вид контроля
|
Часы
|
1.
|
Введение.
Предмет и задачи, история, теоретические основы и основные области приложения.
|
1. Работа с литературой
2. Теория объектных отношений: диадический подход Р. Шпица; современные направления теории объектных отношений (Д. Винникотт, М. Кляйн, Д. Пайнз, М. Малер и др.)
|
Собеседование.
|
3
|
2.
|
Теоретические подходы к перинатальному развитию в психологии
|
1. Работа с литературой.
-
Подготовка докладов по материалам лекций и дополнительной литературы.
|
Собеседование, представление докладов.
|
2
|
3.
|
Развитие психики и базовых личностных образований в ранние периоды онтогенеза Развитие психики ребенка в пренатальном, перинатальном неонатальном периодах
|
1. Работа с литературой.
2. Роль матери и ее эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком в неонатальном периоде.
|
Собеседование
|
6
|
4.
|
Развитие психики ребенка младенческого возраста Развитие психики ребенка раннего возраста
|
1.Работа с литературой.
2.Распределение материнских функций, роль матери, отца и других взрослых в развитии базовых личностных образований в раннем возрасте.
|
Собеседование,
обсуждение
|
4
|
5.
|
Теоретические подходы к психологии родительства Родительская мотивационно-потребностная сфера.
|
1.Работа с литературой.
2.Особенности онтогенеза материнской и отцовской сфер.
|
Собеседование, обсуждение
|
4
|
6.
|
Принципы и задачи психологическая работы с семьей в клинической практике
|
1. Работа с литературой.
2 Девиантные формы родительского отношения
|
Собеседование, представление рефератов.
|
6
|
7.
|
Организация и содержание психологической работы с женщиной и семьей в период ожидания и раннего развития ребенка
|
1.Работа с литературой.
2. Диагностика родительской потребностно-мотивационной сферы.
|
Собеседование
|
4
|
Всего
|
. 29
|
7. .Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.
Общие:
-
Выделение специфики психологических исследований пренатального периода развития и беременности.
-
Методологический анализ теоретических подходов к детерминации пренатального развития.
-
Анализ основных экспериментальных исследований беременности, пренатального развития, семейной системы в период ожидания ребенка, развития ребенка раннего возраста.
-
Выбор критериев для классификации универсальных и индивидуальных пренатального развития.
-
Выбор конкретных методик исследования и диагностики психологического состояния во время беременности, материнской сферы, семейных отношений, детей раннего возраста.
-
Выбор критериев для классификации нормального и аномального протекания беременности, состояния материнской сферы, функционирования семьи, развития новорожденного ребенка.
Конкретные знания:
-
Принципов диагностики, консультирования во время беременности
-
Принципов организации подготовки к родам, подготовки будущих отцов к совместным родам.
-
Особенностей взаимодействия с медицинским персоналом пренатального центра или родильного дома.
-
Периодизаций перинатального развития.
-
Описание основных этапов протекания беременности.
-
Определение факторов риска для благополучного протекания беременности.
-
Психологических особенностей женщины во время беременности, их связь с функционированием сознания в этот период, личностными качествами, уровнем развития материнской сферы.
-
Этапов и условий развития материнской сферы и материнского отношения.
-
Принципов функционирования семейной системы, родительского отношения и стилей семейного воспитания.
-
Особенностей семьи при планировании и в период ожидания ребенка.
-
Оценки индивидуального развития (темперамента, уровня психического развития) детей раннего возраста
-
Особенностей ухода за новорожденным.
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
8.1. Литература.
Основная литература:
-
Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.
-
Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.
Дополнительная литература:
-
Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.
8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
-
Учебные комнаты.
-
Учебно-методическая литература.
-
Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.
9.Материально-техническое обеспечение.
-
Учебные классы
-
Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном, для просмотра учебных видеофильмов
-
Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.
10.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.
Практическое занятие состоит из следующих этапов:
-
проверка исходных знаний;
-
выполнение диагностики и упражнений, обсуждение;
-
подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы курсантов.
Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой).
Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Перинатальная психология» составлена профессором кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Филипповой Г.Г. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».
Поделитесь с Вашими друзьями: |