Рабочая программа дисциплины по выбору



Скачать 472.2 Kb.
страница1/3
Дата01.05.2016
Размер472.2 Kb.
ТипПротокол
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра философии и культурологии


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«19» июня 2014 г.

Протокол № 11

Зав. кафедрой


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ

Мировая художественная культура

Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование


Уровень образования: бакалавриат
Профильная направленность: все профили

Челябинск, 2014




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина по выбору «Мировая художественная культура» относится к вариативной части образовательной программы Блока 1. Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы.

МХК – это знакомство с историей мировой художественной культуры, как общемировой, так и российской способствует расширению мировоззренческого кругозора будущих педагогов, дает возможность лучше ориентироваться в современном мультикультурном пространстве, понимать искусство современности и прошлых веков. Курс помогает осознавать философские и мировоззренческие истоки определенных художественный тенденций, закономерности художественного и эстетического восприятия, возможности использования художественного компонента в воспитательном процессе. Моделирование различных исторических и региональных систем мировосприятия в курсе МХК определяет огромный развивающий потенциал данного курса. Образность и эмоциональность изучаемого «материала» позволяет использовать внерациональные пути педагогического воздействия, что компенсирует неизбежную односторонность рационального познания.



Цель учебной дисциплины по выбору «Мировая художественная культура» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями:

способностью использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1);

способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6);

способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7).

Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения:

знать:


  1. место художественной культуры и искусства в социуме, морфологию искусства;

  2. типы культуры, особенности исторически сложившихся стилей и направлений искусства;

  3. выдающиеся достижения искусства разных стран и эпох;

уметь:

  1. соотносить художественные артефакты с социальным, духовным, мировоззренческим контекстом соответствующей эпохи;

  2. работать с гуманитарными текстами;

  3. анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, выраженные в художественной форме;

владеть:

  1. способами самостоятельного восприятия и осмысления художественных артефактов;

  2. способами поиска информации о художественной культуре;

  3. способами выражения эстетических впечатлений и знания художественной культуры.

Соотнесение целей и результатов обучения дисциплине «Мировая художественная культура» представлено в Таблице 1.

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения

п/п


Компетенция

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

1.

ОК-1

З.1

У.1

В.1


2.

ОК-6

З.2

У.2


В.2

3.

ОК-7

З.3


У.3

В.3


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа по дисциплине «Мировая художественная культура» содержит учебные материалы для аудиторной и самостоятельной работы. Он состоит из трех разделов, каждый из которых дает целостное представление об определенной тематической области предмета изучения.

Изучение дисциплины предполагает следующие виды учебной деятельности: Курс включает в себя следующие виды деятельности: лекции с мультимедийным сопровождением; практические занятия в форме семинаров; приобщение к актуальной художественной культуре через посещение театров, музеев, библиотек и просмотр художественных фильмов; написание рецензий на просмотренные фильмы и театральные постановки; самостоятельное изучение учебной и научной литературы с написанием соответствующего отчета, конспекта; самостоятельное написание словаря терминов; подготовку электронной презентации по темам раздела; сдачу зачета.

Промежуточная аттестация проводится в два этапа. Первый этап проводится форме контрольного on-line тестирования. Второй этап – собственно зачет, который проводится на последнем занятии. Форма проведения зачета – или собеседование по вопросам дисциплины, или выставление зачета по результатам рейтинга и контрольного тестирования. Единый порядок начисления баллов для промежуточной аттестации устанавливается «Положением о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов освоения основных профессиональных образовательных программ в Челябинском государственном педагогическом университете».

Во время зачетного мероприятия учащимся разрешается пользоваться всеми материалами, представленными в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины» настоящей рабочей программы.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2.

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности



п/п

Наименование раздела (темы)


Виды учебной деятельности

(в часах)

Л

ПЗ

СР

Всего




Раздел 1. Мировая художественная культура и культурология. Типы культуры.

6

5

12

23




Раздел 2. Развитие европейской художественной культуры.

8

5

12

25




Раздел 3. Развитие отечественной художественной культуры.

6

6

12

24

Всего:

20

16

36

72


Таблица 3.

Содержание Раздела 1

Раздел 1. Мировая художественная культура и культурология. Типы культуры.

ОК-1: З.1; У.1; В.1;

ОК-6: У.2; У.2; В.2;

ОК-7: З.3; У.3; В.3.


Содержание раздела

Темы лекций и семинарских занятий

Мировая художественная культура и культурология.

Типы культуры.



Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Самопроверка знания содержания лекций.

Работа с учебником.

Терминологический минимум (подготовка к понятийному диктанту).


Письменная работа (реферат, эссе), выступление, презентация на семинарском занятии, конференции по предлагаемым темам.


Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции

Оценочное средство

ОК-1: З.1;

ОК-6: З.2;

ОК-7: З.3;


Письменная работа (диктант), участие в семинаре.

Выступление с докладом, презентацией; участие в дискуссиях.



ОК-1: У.1;

ОК-6: У.2;

ОК-7: У.3;


Выступление с докладом, презентацией.

Участие в дискуссиях, собеседование по проблемам.



ОК-1: В.1;

ОК-6: В.2;

ОК-7: В.3;


Собеседование (по содержанию лекции или текстов).

Письменная работа (эссе) по проблемам и художественным произведениям




Таблица 4.

Содержание Раздела 2

Раздел 2. Развитие европейской художественной культуры.

ОК-1: З.1; У.1; В.1;

ОК-6: У.2; У.2; В.2;

ОК-7: З.3; У.3; В.3.


Содержание раздела

Темы лекций и семинарских занятий

Античная художественная культура.

Художественная культура Средних веков и Возрождения.

Художественная культура 17-18 вв.

Художественная культура 19-20 вв.



Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Самопроверка знания содержания лекций.

Работа с учебником.

Терминологический минимум (подготовка к понятийному диктанту).


Письменная работа (реферат, эссе), выступление, презентация на семинарском занятии, конференции по предлагаемым темам.


Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции

Оценочное средство

ОК-1: З.1;

ОК-6: З.2;

ОК-7: З.3;


Письменная работа (диктант), участие в семинаре.

Выступление с докладом, презентацией; участие в дискуссиях.



ОК-1: У.1;

ОК-6: У.2;

ОК-7: У.3;


Выступление с докладом, презентацией.

Участие в дискуссиях, собеседование по проблемам.



ОК-1: В.1;

ОК-6: В.2;

ОК-7: В.3;


Собеседование (по содержанию лекции или текстов).

Письменная работа (эссе) по проблемам и художественным произведениям




Таблица 5.

Содержание Раздела 3

Раздел 3. Развитие отечественной художественной культуры.

ОК-1: З.1; У.1; В.1;

ОК-6: У.2; У.2; В.2;

ОК-7: З.3; У.3; В.3.


Содержание раздела

Темы лекций и семинарских занятий

Развитие отечественной художественной культуры до 18 в.

Художественная культура России 18-19 вв.

Художественная культура России в 20 в.


Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Самопроверка знания содержания лекций.

Работа с учебником.

Терминологический минимум (подготовка к понятийному диктанту).


Письменная работа (реферат, эссе), выступление, презентация на семинарском занятии, конференции по предлагаемым темам.


Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции

Оценочное средство

ОК-1: З.1;

ОК-6: З.2;

ОК-7: З.3;


Письменная работа (диктант), участие в семинаре.

Выступление с докладом, презентацией; участие в дискуссиях.



ОК-1: У.1;

ОК-6: У.2;

ОК-7: У.3;


Выступление с докладом, презентацией.

Участие в дискуссиях, собеседование по проблемам.



ОК-1: В.1;

ОК-6: В.2;

ОК-7: В.3;


Собеседование (по содержанию лекции или текстов).

Письменная работа (эссе) по проблемам и художественным произведениям




СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ
Раздел 1. Мировая художественная культура и культурология.

Типы культуры.
1.1. Самопроверка содержания лекций (3 ч.)

Мировая художественная культура и культурология (содержание лекции).

Цель и задачи курса. Феномен культуры. Культура как смысловой мир человека. Структурная целостность культуры. Функции культуры.

Хронотоп культуры. Типология культуры.

Массовая и элитарная культура. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Массовая культура. Состав и содержание массовой культуры. Ее формирование и функционирование. Искусство в эпоху технической воспроизводимости. Гипертрофия развлекательной, компенсаторной, гедонистической, суггестивной (внушающей) функций искусства. Имиджи и стереотипы массовой культуры. Социальные функции массовой культуры.

Элитарная культура как антипод массовой культуры.

Искусство в системе культуры. Художественная культура как составная часть социокультурного пространства.

Проблема происхождения искусства. Социокультурное значение искусства. Искусство как чувственный образ мира, способ отражения действительности, форма общественного сознания и коммуникации. Функции искусства в культуре: познавательная, информативная, коммуникативная, компенсаторная, гедонистическая, идеологическая, эстетическая и др.

Основные типы культуры.

Основные этапы развития мировой художественной культуры.
Типы культуры (содержание лекции).

Индо-буддийский тип культуры. Особенности природы и истории Индии. Веды. Йога как практическая основа философских воззрений Индии. Древнеиндийские представления о сущности и строении человека, его посмертной судьбе и законе воздаяния.

Буддизм. Его основные ценности и методы достижения спасения. Литература Древней Индии. «Махабхарата» и «Рамаяна», «Бхагавадгита». Храмовая и дворцовая архитектура Индии.

Конфуцианско-даосистский тип культуры. Особенности социально – экономического уклада жизни китайцев в древности и средневековье.

Даосизм. Учение о дао, инь, ян, дэн. Учение о бессмертии и путях его достижения. Даосская алхимия. Учение о совершенномудром человеке. Проявление даосских идеалов в искусстве.

Классификационные системы художественных ценностей: двоичная (инь – ян), троичная (Небо, человек, Земля), пятиричная (у син).

Конфуцианство. Учение о совершенном человеке и идеальном обществе. «Достойный муж» как идеал в искусстве. «Пять красот» достойного мужа: доброта, но не расточительность, трудолюбие, отсутствие гордыни, наличие силы, но не свирепости и т.д. Принцип гуманности и уважения к старшим. Этикет. Дидактика в искусстве конфуцианства.

Христианский тип культуры. Социально-экономические условия возникновения и идейные предпосылки христианства.

Христианское учение о боге, мироустройстве, человеке и его предназначении. Учение о спасении. Нравственные ориентиры христианства. Язык изобразительного искусства христианства. Храмовая культура. Монументальная церковная живопись. Иконопись.

Мусульманский тип культуры. Социокультурные предпосылки становления ислама. Личность Мухаммеда. Учение ислама о мире, бог и человек. Культовые установления и бытовые предписания ислама. Художественные традиции исламского мира.


1.2. Подготовка к семинарским занятиям (3 ч.)
Мировая художественная культура и культурология (план семинара).

Феномен культуры. Культура как смысловой мир человека. Понятие художественной культуры.

Искусство как элемент художественной культуры. Классификация искусств.

Основные этапы истории мировой художественной культуры.


Учебная литература
Васильев В. М. Культурология: учеб. пособие. М.: МГИУ, 2007.

Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие. М.: Акад. проект: Трикста, 2008.

Культурология. История мировой культуры: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Культурология: конспект лекций. М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб: Сова, 2010.

Культурология: учебник. СПб: Питер, 2012.

Эренгросс Б.А. и др. Мировая художественная культура: учеб. пособие: в 2 ч. М.: Высшая школа, 2005. Ч.1. С. 3-82.


Дополнительная литература
Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2004

Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб, 1999.


Типы культуры (план семинара)

Проявление картины мира и системы ценностей индо-буддийской культуры в искусстве.

Картина мира и система ценностей Древнего Китая. Влияние философий конфуцианства и даосизма на художественную культуру Китая.

Христианское учение о Боге и человеке. Образы, сюжеты и ценности христианства в церковном и светском искусстве Европы.

История становления арабо-мусульманской художественной культуры. Особености картины мира и ценностей мусульманской культуры и их проявление в художественной культуре.
Учебная литература
Васильев В.М. Культурология: учеб. пособие. М.: МГИУ, 2007.

Васильев Л.С. История религий Востока: учеб. пособие. М.: Университет, 2006.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие. М.: Академия, 2005.

Кравцова М.Е. История культуры Китая: учеб. пособие. СПб.: Лань, 1999.

Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие. М.: Акад. проект: Трикста, 2008.

Культурология. История мировой культуры: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Культурология: конспект лекций. М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб: Сова, 2010.

Культурология: учебник. СПб: Питер, 2012.

Львова Е.П. и др. Мировая художественная культура: от зарождения до 17 века: очерки истории. СПб.: Питер, 2008.

Эренгросс Б.А. и др. Мировая художественная культура: учеб. пособие: в 2 ч. М.: Высшая школа, 2005. Ч.1. С. 3-82.


Дополнительная литература
Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб.: Петерб. востоковедение, 2000

Бачинин В.А. Религиоведение: энцикл. слов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

Ильин И.А. Основы христианской культуры. М.: Эксмо, 2011.

Комт Ф. Христианская цивилизация: энцикл. слов. М.: Лори, 2006.

Мень А.В. Человечество на пути духовного преображения: по работам православ. священника А. Меня. М.: ПИК, 2006.

Православие: слов.-справ. М.: Даръ, 2010.

Розанов В.В. Религия и культура. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.

Свенцицкая И.С. Изгои Вечного города: первые христиане в Древнем Риме. М.: Вече, 2006

Флоренский П.А. Христианство и культура. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2001.

Флоренский П.А. Философия культа: (опыт православной антроподицеи). М.: РОССПЕН, 2010.

Хопко Ф. Основы православия. М.: б.и., 2006..

Христианство: энцикл.словарь: В 2 т. М. : Большая рос. энцикл., 1993.

Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. СПб.: Алетейя, 2001.

Бородулина Н.В. Энциклопедия великих цивилизаций прошлого: тайные города, древ. предсказания, утрач. знания. Ростов н/Д: Владис, 2011.

Будда и его учение. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2005.

Буддизм: каноны, история, искусство. М.: Феория: Дизайн. Информация. Картография, 2006.

Бхагавадгита. СПб.: A-cad, 1994.

Китайская мифология: энциклопедия. М.: ЭКСМО; СПб.: Мидгард, 2007.

Конфуций. Беседы и суждения Конфуция. СПб.: Кристалл, 1999.

Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М. Вост. лит. РАН, 2001.

Малявин В.В. Конфуций. М.: Мол. гвардия, 2010.

Махабхарата. Рамаяна. М.: АСТ: НФ «Пушкин. б-ка», 2004.

Михайлов Ю.А. Пора понимать Коран. М.: Ладомир, 2007.

Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007.

Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Пророк Мухаммед. Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Пророк Мухаммад: отрывки из Корана. М.: Амонашвили, 1997.

Самозванцев А.М. Мифология Востока. М.: Алетейа, 2000.

Торчинов Е.А. Даосизм. Дао-Дэ цзин. СПб.: Петерб. востоковедение, 1999.

Ульциферов О.Г. Культурное наследие Индии: мифология, религия, философия, литература, искусство, обряды и обычаи. М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.

Фишер А. Религии мира: история и святыни. М.: Контэнт, 2010.

Шомали М.А. Ислам: основы вероучения, религиозная практика и мораль. Казань: Исток, 2008.
1.3. Терминологический минимум (Диктант) (3 ч.)

Этнос, этнология, антропогенез, этногенез, фольклор, этнокультурная ассимиляция, культура, культурология, массовая и элитарная культура, исторический тип культуры.

Художественная культура, стиль, направление художественной культуры, морфология искусства.

Арии, Веды, брахманизм, йога, веданта, каста, сансара, майя, карма, Брахман, брахман, буддизм, Хинаяна, Махаяна, дхарма, нирвана, ламаизм, чань-буддизм, индуизм, Брахма, Шина, Вишну, Махабхарата, Рамаяна, Бхагавадгита, ступа, чайтья, бардо, аватара, реинкарнация.

Поднебесная, даосизм, дао, инь, ян, дэн, даосская алхимия, совершенномудрый, цигун, Лао-Цзы, конфуцианство, цзюнь-цзи, жень, ли, сяо, «Дао дэ цзин», пагода.

Иудаизм, Палестина, сионизм, антисемитизм, Яхве, Иегова, Элохим, Саваоф, Эдем, Моисей, скрижаль, грехопадение, Страшный суд, искупление, боговоплощение, Богочеловек, ипостась, триединство Бога, вознесение, спасение, Библия, Священное Писание, Священное Предание, Евангелие, апостол, Апокалипсис, таинство, причащение, крещение, соборование, елеосвящение, помазание, Пасха, католицизм, православие протестантизм.

Ислам, Аллах, Мекка, хиджра, Коран, Сунна, хадис, сура, Шариат, намаз, садака, хадж, умра, Кааба, рамазан, ураза, Навруз, Курбан-байрам, Ураза-байрам, шиизм, суннизм, ваххабизм, суфизм.
1.4. Темы докладов и презентаций по 1 разделу (3 ч.)


  1. Культура как социальная память человечества

  2. Типология культур. Диалог культур.

  3. Искусство в системе культуры.

  4. Фольклор как форма художественного творчества.

  5. Катарсическая функция искусства.

  6. Проблемы восприятия художественных произведений

  7. Искусство как игра.

  8. Морфология искусства.

  9. Мифология как явление культуры.

  10. Архитектура как вид искусства.

  11. Скульптура как вид искусства.

  12. Живопись как вид искусства.

  13. Музыка как вид искусства.

  14. Литература как вид искусства.

  15. Танец как вид искусства.

  16. Театр как вид искусства.

  17. Кино как вид искусства.

  18. Первобытная художественная культура

  19. Культура Древнего Египта.

  20. Художественная культура Индии.

  21. Философия любви и радости в культуре Индии.

  22. Н. Рерих и «Живая этика».

  23. Художественная культура Китая.

  24. Чань – буддизм в современном мире.

  25. Древне - японское искусство.

  26. Христианская концепция человека.

  27. Библейские образы и сюжеты в мировой культуре.

  28. Мусульманские представления о прекрасном.

  29. Суфийское искусство.



Каталог: upload
upload -> Тесты для оценки функционального состояния Заболевания сердечно-сосудистой системы
upload -> Конкурсного собеседования при поступлении в ординатуру по специальности
upload -> Секция авиации и космической техники «физика космоса»
upload -> Методические рекомендации организация деятельности по резервам финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
upload -> Кардиоренальные взаимоотношения и качество жизни при лечении больных хронической сердечной недостаточностью с сопутствующим сахарным диабетом 2 типа 14. 00. 06 Кардиология

Скачать 472.2 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница