Психосоматические заболевания



Дата13.09.2017
Размер34.7 Kb.

Психосоматика (др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. В рамках психосоматики исследовались и исследуются связи между характеристиками личности  и тем или иным соматическим заболеванием. Популярно мнение , что все болезни человека возникают по причине психологических несоответствий и расстройств, возникающих в душе, в подсознании, в мыслях человека.

Собственные отрицательные эмоциональные реакции у некоторых детей могут проявляться в виде напряженности, тревоги, непоседливости, страшных снов, некоторых дурных привычек (кусание ногтей, сосание пальца), в трудностях разговорной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических припадках. Негативные реакции имеют не только психические, но и физические проявления. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это - психосоматические заболевания, когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний. 
Первые проявления психосоматических состояний человека, как правило, имеют корни в детском возрасте. У каждого пятого ребенка неустойчиво артериальное давление, и это нередко начало гипертонической или гипотонической болезни взрослого; каждый четвертый ребенок нуждается в наблюдении кардиологов, гастроэнтерологов, пульмонологов и эндокринологов с риском перехода с этими нарушениями под наблюдение взрослой поликлиники. Атеросклероз сосудов начинается нередко в 12-14 лет, а вегетативная дистония (психовегетативный синдром) омрачает детство многих детей и каждого третьего подростка.
Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Генетическая предрасположенность, вредные воздействия в первые месяцы беременности, когда формируются внутренние органы, стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни, тонкие эндокринно-гормональные и биохимические сдвиги в организме играют важную роль в данной проблеме. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной. Однако во всех случаях при психосоматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников, и тягостные переживания, психическая травматизация.

В самом общем виде основная причина психосоматических заболеваний ребенка связана с неправильным воспитанием и неблагоприятными условиями его жизни. На ребенка, как и на взрослого, воздействует пресс психоэмоциональных перегрузок, характерный для нашего века: нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок; напряжен темп жизни родителей - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Имеют место и специфические тенденции века. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и появление компьютеров. Дети проводят за партой, письменным столом, электронными играми восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для «медлительных», ослабленных и уставших детей. Жесткая оценка успехов, разделение детей на "способных" и "малоспособных" вносят в жизнь ребенка конкурсную гонку, нервозность, честолюбивые переживания, порождая нередко озлобленность или депрессивность, чувство вины.
Усложняются семейные отношения, увеличивается число разводов, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых. Растет ответственность за поступки, и с детей спрашивают за провинности без учета их возраста, детской живости, эмоциональности и непосредственности, без учета неспособности ребенка предвидеть последствия своих поступков.

В школе и семье не учитывается индивидуальность ребенка, и его реакции. Поведение всех детей пытаются стандартизировать, что однозначно ведет к ломке их натуры, и как следствие - к болезням души и тела. Информационный шквал, истязающий психику даже взрослых людей, тем более непосилен для психики ребенка.
Каждый педагог требует успешного усвоения своего предмета, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой - перед уроком литературы или физкультуры. Перед детьми встают недетские проблемы, при том, что переживаются они инфантильно. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более, чем взрослые. И они самолюбивы, и у них есть чувство достоинства. Оно врожденно. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.
Ко всему этому ребенку уделяется все меньше внимания. Его кормят, о нем как будто заботятся, но его не понимают и не уделяют достаточного внимания его проблемам и переживаниям, которые представляются взрослым мелкими, несерьезными. Однако для ребенка это тяжкие проблемы и переживания. И у детей все чаще отмечаются случаи ожесточения, агрессивности или чувства одиночества, тоски и вины, унижения, отчаяния, неудачливости, депрессии и даже попыток самоубийства.
Одни дети протестуют, отказываются посещать дошкольное учреждение или школу, агрессивны в семье. Другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль "несчастья семьи, дурачка". Третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого. 
Недооценка психического состояния ребенка, его переживаний недопустима. Без понимания и учета этих переживаний невозможна профилактика психосоматических болезней и их преодоление. Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства "для желудка", держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни - переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание, поскольку это не желудок плохо переваривает пищу, а ребенок «ест себя поедом».
К возникновению психосоматического риска ведет, прежде всего, неправильное воспитание. Это, во-первых, дети, ставшие жертвами - и другого слова не найдешь - эгоцентрического воспитания. Им привили мысль, что они способнее, умнее других, а потому имеют право на большее. На вопрос, кем они хотят стать, такие дети убежденно заявляют: космонавтами, командирами, артистами, писателями. Другое для них неприемлемо. Обычный мальчишка хочет стать шофером, и верх его честолюбия - стать шофером пожарной машины. Обычная девочка, как правило, искренне смущается при таком вопросе, ибо не задумывалась над ним, или робко говорит о намерении стать врачом, учительницей, воспитательницей в детском садике. Дети же, воспитывающиеся эгоцентрически, ожесточенно соперничают со сверстниками, начиная с детского садика (чаще девочки). Мальчики, как правило, позднее включаются в подобную борьбу.  У таких детей завышена неосознаваемая самооценка. Они страдают, если воспитательница редко хвалит их, а за порицание и низкую оценку их усилий непримиримо, не по-детски не любят ее, завидуя тем и всерьез враждуя с теми, кто их опережает. В школе соперничество становится еще острее, неудачи переживаются глубже, особенно на фоне удач и успехов соперников.
Данный вариант формирования личности более всего характеризуется неутолимым честолюбием. Чем слабее способности, тем ожесточеннее в таких случаях борьба и тем сокрушительнее психосоматические последствия. Довлеет одна сверхустановка: "Все равно докажу, что я способнее, сильнее, лучше". Эти дети – максималисты. Их удовлетворят только первые места. Болезнь не останавливает их. Усомнившийся в их способностях, как и опережающий, особенно если успех дается ему легко, - непримиримый враг. Каждая неудача переживается как катастрофа, запуская механизмы болезни, а локализация болезни - ослабленная система организма.
Естественно, такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый. У него головные боли, бессонница. Жизнь и устремления, переживания не по возрасту приводят к недомоганиям, характерным для работающего сверх сил взрослого человека. Такой ребенок может быть и трудным: вспыльчивым, требовательным, конфликтным, злым на язык, и родители опасаются его как трудного взрослого члена семьи и уступают ему во всем, чтобы не навлечь на себя гнев, а то и недетскую вражду. Эти дети «взрослоподобны». Уже в трехлетнем возрасте такие дети самолюбивы, завистливы, испытывают чувство враждебности. Умны, и весьма, дети с пяти с половиной лет. В первом-третьем классах школы бушуют такие страсти, особенно среди девочек, что писатель мог бы найти здесь сюжет для подлинной трагедии. Вот насколько серьезна проблема детской нервности или трудности.
Второй вариант пути к психосоматическому риску чаще всего обусловлен воспитанием по типу неприятия. Оно формирует заниженную неосознаваемую самооценку. Однако в данном случае ребенок не примиряется с ней. Напротив, ощущение ущербности ожесточает его, вызывает чувство протеста. То же самое может наблюдаться при наличии объективного психофизического дефекта. И «непринимаемый» ребенок осознанно или неосознанно стремится доказать, но - в отличие от первого варианта - уже самому себе, что он стоит большего признания. 
У него подавлен инстинкт самосохранения, обострено до болезненности чувство достоинства. Он мучительно самолюбив как раз от переживания ущербности. И не завидует одаренным, но признает их преимущество. Он не враждует, а стремится не уступить, догнать, обойти. Признавая свою слабость, он руководствуется установкой: "Я слабее, но буду бороться, не жалея себя, и докажу, что достоин уважения". В детском возрасте все это выражено смутно, не оформлено, выступает во многом как неосознаваемое переживание уже со старшей группы детского сада и обостряется в первых классах школы. Максимальное самоутверждение необходимы ему, чтобы достичь, в первую очередь, самоуважения, а уже потом уважения со стороны других. В конце концов, переживания, неудачи надламывают его. Он устает, надрывается.
Третий вариант пути к психосоматическому риску имеет место при сверхсоциализации ребенка. Ребенок принял установки родителей на социальный успех как самодовлеющую ценность. Он запрограммирован как робот на роль пай-мальчика или пай-девочки и перепрыгивает через детство. Детства нет, сверстники "плохие, глупые", и он общается только со взрослыми или со столь же "серьезными" однолетками, как и он. Речь идет не о честолюбии. Такой ребенок просто не мыслит другого пути. Он чрезмерно ответственен. Все у него «взрослоподобное» - устремления, переживания, реагирование. И у него болезни взрослого возраста. «Сильный» дети успешно следует по жестко предписанной дороге к социальному успеху; «слабый» же начинает испытывать трудности с пятого класса и с этого времени попадает в группу психосоматического риска. Внутреннее напряжение, недетские переживания приводят такого ребенка к нервности еще в старшей группе детского сада. Если что-то не удается, противоречит его настроенности, и он раздражается, страдает от бессонницы. У него чаще всего общие нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, неустойчивость артериального давления, намечаются предвестники нарушений со стороны сердца, вегетативная дистония.
И, наконец,  тревожно-мнительное воспитание.  В случае следования по пути психосоматического риска наблюдается тревожное восприятие неудач, мнительность в отношении сверстников, воспитателей, учителей. Такой ребенок не честолюбив и не завистлив. Он как известный пескарь, который дрожал всю жизнь; он тревожен, мнителен, боязлив, принимает все близко к сердцу, ждет неприятностей, бед. Он опасается сверстников, боясь унижения, и школы, где ожидает неудач. Чтобы обезопасить себя от неприятностей, он старается больше всех, готов не спать, чтобы все успеть. Его гонит страх осрамиться, и он пытается превзойти самого себя. Этот ребенок в группе риска по сердечнососудистым заболеваниям, болезням почек и легких.


Что же следует предпринять родителям? Они должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя. Других путей нет. Психотерапевтические воздействия вытекают из описания механизмов возникновения психосоматических состояний. Чтобы понять эти механизмы, предотвратить психосоматическое развитие у детей, следует более углубленно вникнуть в эту проблему.
Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев, например, разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль - легкие, тревога - сердце, страх - почки и т.д. Современная психосоматическая медицина безоговорочно признает пагубное влияние отрицательных эмоций на внутренние органы, и причина большинства болезней человека прямо или косвенно связана с тягостными переживаниями.
Разумное, трезвое восприятие неприятного  - это культура здоровья. В воспитании ребенка, особенно нервного и трудного, львиная доля усилий родителей и педагогов должна направляться на формирование способности жить среди людей, руководствуясь истинной добротой, но, не поступаясь достоинством. Следует научить ребенка отличать злую критику от справедливой, серьезное - от суетного, стремление обидеть - от шутки. Научить умению цивилизованно выражать свои эмоции и без истеричности и крайностей, достойно, взвешенно и с чувством меры уметь постоять за себя.  А нервные и трудные дети, впадая в гнев, нередко ведут себя как дикари, разрушительно для себя и других, или по ничтожному поводу впадают в тоску, уныние и страх, видят стремление обидеть там, где его нет и в помине. Сегодня они дети и последствия их отрицательных эмоций и отсутствия культуры их выражения незначительны, но эти последствия растут вместе с ними и горе, если сегодняшние нервные и трудные дети, повзрослев, не научаться достойно, цивилизованно жить среди людей. Тогда их проблемы будут велики и исказят судьбу, поскольку отрицательные эмоции подобны злому джину, который, будучи выпущенным из бутылки, в первую очередь пожирает как раз того, кто дал ему свободу.
Самое важное в профилактике психосоматических болезней - предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности. И основа профилактики болезнетворной неудовлетворенности - воспитание с раннего детства культуры притязаний. Каждый жаждет максимального успеха в жизни и исполнения своих желаний, но добрых волшебников нет, и не каждый достигает желаемого. Каждый жаждет самоутвердиться, многие хотят достичь максимального социального статуса, мечтают о широком признании и даже о славе. Однако притязания должны соответствовать возможностям человека.  Нет ничего опаснее завышенных притязаний ограниченного человека, и хотя обстоятельства могут способствовать их реализации, это всегда кончается трагически для него самого.
К завышенным притязаниям ведет неправильное воспитание, особенно эгоцентрическое, когда ребенку внушают завышенную самооценку, а также пресыщенность, когда ребенок привыкает к "скатерти самобранке", к тому, что все появляется перед ним "по щучьему велению ", а родители усердно и безотказно «выполняют» роль "золотой рыбки". Что будет с таким ребенком, когда он вырастет и из сказки детства шагнет в реальность?  Уже пятилетний ребенок должен знать материальные возможности своих родителей.
К завышенным притязаниям и к психосоматическим болезням приводит  и "стерильность" жизни ребенка, когда он не встречается с "микробами" неудач, трудностей, преград и у него не вырабатывается психологический иммунитет к неудачам, трудностям и способность их преодолевать. Завышенные притязания вытекают из высокомерия, чувства превосходства над другими у детей богатых или высокопоставленных родителей. Когда статус родителей таких детей рушится, когда богатые родители в одночасье становятся бедными, они, эти высокомерные отпрыски, естественно испытывают болезнетворную неудовлетворенность. И для них кончилась сказка. 
Болезнетворная неудовлетворенность придет и к тому ребенку, которого воспитали с установкой на зависть, когда плохо не потому, что действительно плохо, а потому, что другому - лучше. Неудовлетворенность ожидает и того, кто ориентирован на чуждый ему путь, на чуждые его индивидуальности жизнь и профессию. Это бывает, когда ребенок выбирает институт или профессию только потому, что сегодня это престижно.
С целью профилактики психосоматических заболеваний родители должны учить ребенка не создавать проблем на пустом месте, а разрешать их, если они возникают. Это трудно и для взрослого, но в этом состоит умственное воспитание и этому учат с раннего возраста. Речь идет о тех доверительных, добрых и умных беседах с детьми, которые ведет отец с сыном, а мать с дочерью с пяти лет, а иногда и ранее. Беседы базируются на конкретных случаях, которыми так богата жизнь. Это не нравоучения, а доступный ребенку анализ ситуаций. 
Умению разрешать проблемы, конфликты, надо учить уже с колыбели, когда ручку младенца направляют к желаемому предмету и помогают ему. Вся проблема в том, чтобы не делать это молча, а объяснять, как добрый учитель, чтобы не делать за ребенка то, что он способен сделать сам.
Ребенка учат преодолевать препятствия, неудачи и боль. Рыдания, истерические крики пресекаются и порицаются. Не надо кричать и плакать вместе с ним. И это очень серьезно, поскольку речь идет о мужестве или трусости, беспомощности и постыдной слабости. Ребенка учат высказать обиду, и тогда его внимательно и сочувственно слушают. Если же он кричит и крушит все, от него отворачиваются или наказывают тем, что демонстрируют огорчение и недовольство. Его учат выражать гнев словами, а не жестикуляцией. Его учат выбирать слова, чтобы он как можно раньше понял, что слово может ранить сильнее, чем действие. Его учат выражать свои мысли связно и понятно. Это очень важно. Итак, все, что касается здоровья и болезни ребенка, очень непросто. Но любовь к нему рождает в родителях ту мудрость, которую называют мудростью сердца. И поняв дитя сердцем, возможно, не только предотвратить психосоматическое заболевание, но и излечить его.

Тема

«Зависимость психосоматических заболеваний учащихся от типов семейного воспитания»

Шубина Надежда Николаевна

МОУ СОШ №2 г. Истра.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница