для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
«Биология» (программа «Спортивная физиология») Вступительное испытание проводится в форме собеседования. Программа вступительного испытания включает в себя вопросы, позволяющие выявить уровень знаний в области физиологии спорта. В процессе собеседования может быть задано 5 любых из ниже перечисленных вопросов. Вступительное испытание оценивается по стобалльной шкале. Каждый вопрос оценивается максимально в 20 баллов. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, - 40 баллов.
Перечень вопросов для проведения собеседования
Виды и свойства мышечной ткани. Структурные основы сокращения мышц. Современные представления о механизмах мышечного сокращения. Химизм и энергетика мышечного сокращения.
Развитие скелетных мышечных волокон, мышечных и суставных рецепторов. Иннервация мышц. Гетерохронность развития скелетных мышц у детей и подростков.
Двигательная единица. Композиция мышц. Формы и типы мышечного сокращения.
Физиологические закономерности обучения движениям. Особенности обучения движениям детей и подростков.
Принцип сенсорной коррекции в управлении движениями.
Изменение с возрастом сенсомоторных реакций у детей. Появление движений во внутриутробном периоде. Появление двигательных рефлексов у новорожденных.
Безусловные тонические рефлексы в произвольных движениях.
Фазы формирования двигательного навыка. Двигательная память и автоматизация движений. Значение формирования динамического стереотипа и экстраполяции в спортивных двигательных навыках.
Особенность системных механизмов управления движениями. Роль афферентного синтеза и акцептора результатов действия в формировании двигательного навыка.
Гетерохронность развития движений у детей. Возрастные особенности развития двигательных навыков. Роль физических упражнений в развитии двигательной функции у детей разного школьного возраста.
История физиологической систематизации физических упражнений. Физиологические основы классификации физических упражнений.
Позы и статическое напряжение. Феномен статического напряжения. Причины кратковременности работы и быстроты наступления развития утомления.
Локальные, региональные и глобальные физические упражнения. Физиологическая характеристика циклических и ациклических физических упражнений.
Мощность – важнейшая классификационная характеристика физических упражнений. Физиологические механизмы влияния темпов, продолжительности и кислородного режима на эффективность циклических упражнений.
Общая физиологическая характеристика стереотипных и ситуационных ациклических движений.
Классификация физических упражнений по силе мышц. Общая характеристика силовых, скоростно-силовых упражнений и упражнений на выносливость.
Физиологическая характеристика упражнений максимальной, околомаксимальной и субмаксимальной анаэробной мощности.
Психофизиологическая характеристика предстартового состояния. Роль эмоций в формировании предстартовых реакций. Физиологические механизмы формирования предстартовых реакций и их возрастные особенности. Виды предстартовых реакций.
Физиологическое обоснование применения разминки, ее виды и значение. Продолжительность разминки, интервалы отдыха между разминкой и предстоящей работой.
Врабатывание, его фазы и их продолжительность. Возрастные особенности врабатывания у детей и подростков.
Физиологическое обоснование состояния устойчивой работоспособности. «Дрейф» функций, устойчивое состояние «квази».
Определение состояния «усталости» и «утомления». Современные представления о локализации и механизмах утомления. Особенности развития утомления при выполнении статических и динамических физических упражнений различной мощности и энергетического обеспечения.
Характеристика восстановительных процессов и восстановительного периода. Общие закономерности и возрастные особенности восстановления функций после выполнения физических упражнений. Суперкомпенсация и ее значение для развития тренированности.
Кислородный долг и его компоненты. Пути ликвидации кислородного долга и восстановление энергетических резервов. Активный отдых.
Понятие об адаптации к различным факторам среды. Физиологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам. Виды адаптации. Типы индивидуальной адаптации. Роль эндокринной системы в адаптации к физическим нагрузкам. Адаптация кардиореспираторной системы. Адаптация опорно-двигательного аппарата.
Физиологические механизмы развития тренированности. Генетические основы тренируемости. Тренированность и спортивная форма.
Два основных тренировочных эффекта. Диагностика тренированности. Показатели тренированности в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартной и предельной нагрузки.
Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике. Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения упражнения.
Физиологические основы физического воспитания школьников. Половые различия в энергетическом обеспечении мышечной работы.
Урок физической культуры. Физиологическая эффективность школьного урока физической культуры. Моторная плотность урока.
Физиология развития физических качеств. Анатомо-физиологические основы развития максимальной силы (МС). Произвольная сила мышц (МПС) и силовой дефицит. Факторы, определяющие развитие МС И МПС.
Рабочая гипертрофия мышц и ее виды. Роль стероидных гормонов в развитии статической и динамической силы.
Физиологические основы развития скоростно-силовых качеств (силовой и скоростной компоненты мощности).
Физиологические основы развития выносливости. Специфичность выносливости и ее виды. Показатели и критерии выносливости.
Структурные и функциональные основы развития ловкости и гибкости. Сенситивные периоды развития этих качеств у школьников.
Двигательная активность – необходимое условие физического и психического здоровья учащихся. Нормы и методы определения двигательной активности детей и подростков. Гипокинезия и предупреждение ее с помощью физических упражнений.
Физическая работоспособность как интегральный показатель уровня физической и функциональной готовности школьников к выполнению определенного объема физической нагрузки. Методы определения и оценки физической работоспособности у детей и подростков.
Аэробная производительность школьников, методы ее определения. Нормирование физической нагрузки с учетом количественных показателей физической работоспособности и аэробной производительности школьников разного возраста и пола.