2
Учебная программа составлена на основе ОСВО 1-31 01 01-2013 и учебных планов УВО № G 31-132/уч. 2013 г., № G 31-133/уч. 2013 г.,
№ G 31з-157/уч. 2013 г., № G 31з-159/уч. 2013 г.
СОСТАВИТЕЛЬ: Василий Сергеевич Панкратов, младший научный сотрудник лаборатории нехромосомной наследственности ГНУ «Институт генетики и цитологии НАН
Беларуси», кандидат биологических наук.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОЙ:
Кафедрой генетики Белорусского государственного университета
(протокол № 9 от 18 декабря 2015 года)
Учебно-методической комиссией биологического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 5 от 23 декабря 2015 года)
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Популяционная и эволюционная генетика» относится к специальным дисциплинам по выбору студента цикла специальных дисциплин учебных планов и составлена на основе образовательного стандарта высшего образования первой ступени по специальности 1-31 01 01 «Биология (по направлениям)».
Популяционная генетика, изучающая генетическую структуру популяций и ее динамику, и эволюционная генетика, изучающая изменение генетического материала живых организмов в ходе эволюции, позволяют ответить на ряд важных фундаментальных и прикладных вопросов. С одной стороны, изучение общих и частных проблем эволюции, в
том числе механизмов и закономерностей эволюционного процесса и эволюции отдельных систематических групп, невозможно без привлечения генетической теории и методологии. С другой стороны, популяционно-генетические подходы используются в медицинской и судебной генетике, а также в работах по сохранению биологического разнообразия. И, хотя основы популяционной генетики были заложены еще в
первой половине 20 века, развитие молекулярной биологии и сравнительной геномики не только привело к появлению принципиально новых методологических подходов, но и существенно изменило теоретические представления, сформировавшиеся в рамках синтетической теории эволюции.
Поэтому популяционная и эволюционная генетика представляет собой интенсивно развивающуюся область биологии, что должно быть отражено в материалах соответствующего учебного курса.
Основной целью учебной дисциплины является формирование у
студентов четкого представления об основных методах и подходах, используемых в современных популяционно-генетических и эволюционно-генетических исследованиях, а также об основных результатах таких исследований, касающихся общих и частных вопросов эволюции и изучения генетической структуры популяций.
В
результате изучения дисциплины обучаемый должен:
знать: - основные понятия и теоретические положения современной популяционной и эволюционной генетики;
- основные методы, применяемые для изучения генетической структуры популяции и сравнения популяций между собой, изучения действия факторов эволюции на генетическом уровне, филогенетического анализа, решения прикладных популяционно-генетических задач, например, поиска генов, отвечающих за те или иные фенотипические проявления;
- основные методы и результаты изучения эволюционной генетики человека;
уметь: - грамотно интерпретировать результаты популяционно-генетических и эволюционно-генетических исследований;
4
- применять простейшие методы анализа популяционно-генетических данных, рассчитывать базовые популяционно-генетические параметры, использовать простейшие подходы для поиска локусов, подверженных действию отбора, проводить филогенетический
анализ последовательностей нуклеиновых кислот и белков;
владеть: - простейшими методами анализа популяционно-генетических данных;
- методами расчета базовых популяционногенетические параметров;
- методами поиска локусов, подверженных действию отбора;
-
методами филогенетического анализа последовательностей нуклеиновых кислот и белков;
Изучение учебной дисциплины «Популяционная и эволюционная генетика» должно обеспечить формирование у студента следующих компетенций:
АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.
АК-3. Владеть исследовательскими навыками.
АК-4. Уметь работать самостоятельно.
АК-5.
Быть способным вырабатывать новые идеи
(обладать креативностью).
АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с
компьютером.
АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.
ПК-7. Осуществлять поиск и анализ данных по изучаемой проблеме в научно-технических и других информационных источниках.
Программа учебной дисциплины составлена с учетом межпредметных связей и программ по смежным дисциплинам биологического профиля
(«Генетика», «Молекулярная биология гена», «Теория эволюции», «Генетика онтогенеза», «Функциональная геномика» и др.).
В соответствии с учебными планами дневной формы получения образования программа рассчитана на 50 часов, из
них аудиторных 30 часов. Распределение по видам занятий: лекции – 28 часов, аудиторный контроль управляемой самостоятельной работой – 2 часа. Форма текущей аттестации по учебной дисциплине – зачет в 6 семестре.
В соответствии с учебными планами заочной формы получения образования программа рассчитана на 50 часов, из них аудиторных 8 часов (лекционных).
Форма текущей аттестации по учебной дисциплине – зачет в 7 семестре.