Программа «школы материнства»



страница1/2
Дата02.01.2020
Размер77.5 Kb.
ТипПрограмма
  1   2


ОБУЗ «ОБЛАСТНОЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
ОБУЗ «ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ»

Комитета здравоохранения Курской области

Методический материал по организации «школ материнства» в родильных отделениях родильных домов, отделениях «патологии беременности» и в отделениях новорожденных.

Курск 2010
ПРОГРАММА «ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА» ДЛЯ СТАЦИОНАРА РОДИЛЬНОГО ДОМА
I. Цели и задачи «школы материнства».
Гигиеническое обучение родильниц преследует основную цель способствовать снижению заболеваемости и смертности новорожденных и матерей, и является обязательным разделом работы родильного стационара.

Гигиеническое обучение в родильном доме – логическое продолжение такого обучения в женской консультации.

Это обучение ставит перед собой основные задачи:


  1. Обучение матери правилам гигиенического ухода за ребенком и его вскармливания – мать не может быть выписана с ребенком домой, до тех пор, пока она не получила минимум знаний и навыков по этим вопросам;

  2. Обучение женщины правилам гигиены послеродового периода.


II. Учебный план.


п/п


ТЕМА

Кол-во занятий

Теоретич.

Практич.



Гигиена женщины в первые дни после родов.

Профилактика трещин сосков и мастита.



1

2



Вскармливание новорожденного ребенка.

1

1



Гигиена послеродового периода.

1






Уход за новорожденным ребенком.

1

1




ВСЕГО:

4

4


III. Содержание занятий.
Занятие 1-е. Гигиена женщины в первые дни после родов.
Профилактика трещин сосков и мастита. Основные моменты гигиенического поведения женщин в первые дни после родов, значение постельного режима, специальной гимнастики. Основные правила прикладывания ребенка к груди. Значение прикладывания ребенка к груди в родильном зале.
Уход за сосками и молочными железами в период нагрубления.
Практические занятия преследуют 2 цели:

  1. Обучить каждую мать правилам прикладывания ребенка к груди (как дать ребенку сосок, как вынуть из рта заснувшего ребенка и пр.).

  2. Обучить каждую мать сцеживанию молока с момента нагрубления молочных желез.


Занятие 2-е. Вскармливание новорожденного.
Грудное вскармливание – основа здоровья новорожденного. Режим кормления ребенка и его обоснование. Основные правила грудного вскармливания (подготовка рук и молочной железы к кормлению, наиболее удобное положение при кормлении, правила кормления одной грудью поочередно; после кормления сцеживание остатков молока и пр.).

Срыгивание ребенка – причины и профилактика. Питье ребенка. Пустышка.


Занятие 3-е. Гигиена послеродового периода.
Анатомо-физиологические особенности течения послеродового периода. Правила личной гигиены женщины в это время (уход за ребенком, молочными железами, наружными половыми органами, одежда и пр.). Значение специальной гимнастики. Половая жизнь. Контрацепция после родов.

Режим для родильницы дома. Сон и его значение для быстрейшего восстановления сил женщины для лактации. Роль свежего воздуха для здоровья родильницы. Питание. Причины появления трещин на сосках, кровянистых выделений, повышение температуры и пр. и поведение женщины при этом.

Роль медицинского наблюдения за здоровьем родильницы в женской консультации.

Законодательные права материнства.


Занятие 4-е. Уход за новорожденным.
Гигиена жилища ребенка (влажная уборка, проветривание, свет и пр.). Уголок новорожденного. Оборудование кроватки (матрац, подушка, постельное белье, клеенка и пр.).

Белье ребенка, правила его хранения, стирка. Ежедневный туалет ребенка. Газоотводная трубочка. Прогулки. Клизма.

На профилактических занятиях каждая мать должна получить первые навыки по уходу за ребенком. Она должна посмотреть, а затем попробовать сама.


  1. Подготовить ватные фитильки, масло для смазывания, как закрыть бутылочку, как поставить кипятить, ватные шарики и пр.

  2. Сделать ежедневный туалет ребенка на кукле (умыть, смазать ножные складки, подмыть и т.д.).

  3. Запеленать куклу.




  1. Методические указания.




  1. В основе гигиенического обучения родильниц должен быть положен принцип своевременного последовательного получения женщинами всех необходимых сведений и знаний. Поэтому сроки занятий с женщинами должны соответствовать физиологическому течению послеродового периода. Так, 1-я тема должна быть пройдена с родильницами в 1-2 день после родов; вторая тема – не позже 2-3 дня, а две последние – на 5-7-8, когда женщины уже освоятся с новым положением матери, научаться кормить ребенка, справляться с нагрублением молочных желез и перед ними вплотную встанут вопросы ухода за ребенком и личной гигиены дома.

Если такого принципа не придерживаться, теряется смысл гигиенического обучения родильниц, так как свои знания они должны применять еще в период пребывания в родильном доме

Для организации такого своевременного последовательного обучения в родильных домах имеются все условия – женщины постоянно находятся в палатах и, следовательно, не требуется собирать их на занятия. В большинстве родильных домов практикуется циклическое заполнение палат, в которых можно проводить занятия сразу со всеми женщинами. Но даже в тех родильных домах, в которых палаты заполняются не циклически, ни в коем случае нельзя последовательность ставить в зависимость о свободного времени медицинского персонала (расписывать занятия по дням недели, как практикуется в некоторых родильных домах и т.д.). Там где циклического заполнения палат нет, следует проводить беседы с небольшими группами одновременно родивших женщин, или, если это возможно, организовать индивидуальную работу с каждой женщиной. Гигиеническое обучение – один из методов медицинского обслуживания родильниц и оно должно проводиться также своевременно, как и все другие медицинские мероприятия.



  1. При организации гигиенического обучения родильниц необходимо учитывать физиологическое состояние женщин и их нагруженный режим дня. Занятия по первой теме, которые проводятся в 1-2 день после родов, должны быть предельно краткими (по 5-10 минут, но повторяющимися; практическое обучение – по нескольку раз, при каждом кормлении ребенка).

По второй теме занятие может проводиться 15-20 минут, а последующие и дольше (до 25-30 минут).

  1. Гигиеническое обучение должна пройти каждая родильница, поступившая в данный родильный дом.

  2. Вести занятия в палатах обязаны палатные врачи (теоретические). Медицинские сестры (акушерки) практические. Врачи акушеры-гинекологи, ведут занятия по 1-й и 3-й темам, врачи-педиатры по 2-й и 4-й. Палатные медицинские сестры (акушерки) практически обучают матерей сцеживанию молока, а медицинские сестры детского отделения (палаты) – технике прикладывания ребенка к груди и уходу за ним.




Каталог: attachments -> article -> 303
article -> Влияние сотового телефона на здоровье человека
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 40 «Урология» по медицинским наукам
article -> Тесты I уровня по вопросам первичной медицинской помощи
article -> Методические рекомендации по организации паллиативной помощи
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 07
article -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению пагубного употребления психоактивных веществ
303 -> В поисках калипсо Кого-то манит золото Эльдорадо, кого-то синяя птица, а нас увлекла, поманила за собой и не отпускает «та, которая скрывает»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




©zodomed.ru 2024


    Главная страница