ОБУЗ «ОБЛАСТНОЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
ОБУЗ «ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ»
Комитета здравоохранения Курской области
Методический материал по организации «школ материнства» в родильных отделениях родильных домов, отделениях «патологии беременности» и в отделениях новорожденных.
Курск 2010
ПРОГРАММА «ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА» ДЛЯ СТАЦИОНАРА РОДИЛЬНОГО ДОМА
I. Цели и задачи «школы материнства».
Гигиеническое обучение родильниц преследует основную цель способствовать снижению заболеваемости и смертности новорожденных и матерей, и является обязательным разделом работы родильного стационара.
Гигиеническое обучение в родильном доме – логическое продолжение такого обучения в женской консультации.
Это обучение ставит перед собой основные задачи:
Обучение матери правилам гигиенического ухода за ребенком и его вскармливания – мать не может быть выписана с ребенком домой, до тех пор, пока она не получила минимум знаний и навыков по этим вопросам;
Обучение женщины правилам гигиены послеродового периода.
II. Учебный план.
№
п/п
|
ТЕМА
|
Кол-во занятий
|
Теоретич.
|
Практич.
|
|
Гигиена женщины в первые дни после родов.
Профилактика трещин сосков и мастита.
|
1
|
2
|
|
Вскармливание новорожденного ребенка.
|
1
|
1
|
|
Гигиена послеродового периода.
|
1
|
|
|
Уход за новорожденным ребенком.
|
1
|
1
|
|
ВСЕГО:
|
4
|
4
|
III. Содержание занятий.
Занятие 1-е. Гигиена женщины в первые дни после родов.
Профилактика трещин сосков и мастита. Основные моменты гигиенического поведения женщин в первые дни после родов, значение постельного режима, специальной гимнастики. Основные правила прикладывания ребенка к груди. Значение прикладывания ребенка к груди в родильном зале.
Уход за сосками и молочными железами в период нагрубления.
Практические занятия преследуют 2 цели:
Обучить каждую мать правилам прикладывания ребенка к груди (как дать ребенку сосок, как вынуть из рта заснувшего ребенка и пр.).
Обучить каждую мать сцеживанию молока с момента нагрубления молочных желез.
Занятие 2-е. Вскармливание новорожденного.
Грудное вскармливание – основа здоровья новорожденного. Режим кормления ребенка и его обоснование. Основные правила грудного вскармливания (подготовка рук и молочной железы к кормлению, наиболее удобное положение при кормлении, правила кормления одной грудью поочередно; после кормления сцеживание остатков молока и пр.).
Срыгивание ребенка – причины и профилактика. Питье ребенка. Пустышка.
Занятие 3-е. Гигиена послеродового периода.
Анатомо-физиологические особенности течения послеродового периода. Правила личной гигиены женщины в это время (уход за ребенком, молочными железами, наружными половыми органами, одежда и пр.). Значение специальной гимнастики. Половая жизнь. Контрацепция после родов.
Режим для родильницы дома. Сон и его значение для быстрейшего восстановления сил женщины для лактации. Роль свежего воздуха для здоровья родильницы. Питание. Причины появления трещин на сосках, кровянистых выделений, повышение температуры и пр. и поведение женщины при этом.
Роль медицинского наблюдения за здоровьем родильницы в женской консультации.
Законодательные права материнства.
Занятие 4-е. Уход за новорожденным.
Гигиена жилища ребенка (влажная уборка, проветривание, свет и пр.). Уголок новорожденного. Оборудование кроватки (матрац, подушка, постельное белье, клеенка и пр.).
Белье ребенка, правила его хранения, стирка. Ежедневный туалет ребенка. Газоотводная трубочка. Прогулки. Клизма.
На профилактических занятиях каждая мать должна получить первые навыки по уходу за ребенком. Она должна посмотреть, а затем попробовать сама.
Подготовить ватные фитильки, масло для смазывания, как закрыть бутылочку, как поставить кипятить, ватные шарики и пр.
Сделать ежедневный туалет ребенка на кукле (умыть, смазать ножные складки, подмыть и т.д.).
Запеленать куклу.
Методические указания.
В основе гигиенического обучения родильниц должен быть положен принцип своевременного последовательного получения женщинами всех необходимых сведений и знаний. Поэтому сроки занятий с женщинами должны соответствовать физиологическому течению послеродового периода. Так, 1-я тема должна быть пройдена с родильницами в 1-2 день после родов; вторая тема – не позже 2-3 дня, а две последние – на 5-7-8, когда женщины уже освоятся с новым положением матери, научаться кормить ребенка, справляться с нагрублением молочных желез и перед ними вплотную встанут вопросы ухода за ребенком и личной гигиены дома.
Если такого принципа не придерживаться, теряется смысл гигиенического обучения родильниц, так как свои знания они должны применять еще в период пребывания в родильном доме
Для организации такого своевременного последовательного обучения в родильных домах имеются все условия – женщины постоянно находятся в палатах и, следовательно, не требуется собирать их на занятия. В большинстве родильных домов практикуется циклическое заполнение палат, в которых можно проводить занятия сразу со всеми женщинами. Но даже в тех родильных домах, в которых палаты заполняются не циклически, ни в коем случае нельзя последовательность ставить в зависимость о свободного времени медицинского персонала (расписывать занятия по дням недели, как практикуется в некоторых родильных домах и т.д.). Там где циклического заполнения палат нет, следует проводить беседы с небольшими группами одновременно родивших женщин, или, если это возможно, организовать индивидуальную работу с каждой женщиной. Гигиеническое обучение – один из методов медицинского обслуживания родильниц и оно должно проводиться также своевременно, как и все другие медицинские мероприятия.
При организации гигиенического обучения родильниц необходимо учитывать физиологическое состояние женщин и их нагруженный режим дня. Занятия по первой теме, которые проводятся в 1-2 день после родов, должны быть предельно краткими (по 5-10 минут, но повторяющимися; практическое обучение – по нескольку раз, при каждом кормлении ребенка).
По второй теме занятие может проводиться 15-20 минут, а последующие и дольше (до 25-30 минут).
Гигиеническое обучение должна пройти каждая родильница, поступившая в данный родильный дом.
Вести занятия в палатах обязаны палатные врачи (теоретические). Медицинские сестры (акушерки) практические. Врачи акушеры-гинекологи, ведут занятия по 1-й и 3-й темам, врачи-педиатры по 2-й и 4-й. Палатные медицинские сестры (акушерки) практически обучают матерей сцеживанию молока, а медицинские сестры детского отделения (палаты) – технике прикладывания ребенка к груди и уходу за ним.
Поделитесь с Вашими друзьями: |