Автор-составитель представленных материалов: Мишакова В.Н., методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ
НОУ по биологии
(образовательная программа по биологии для учащихся
старших классов в условиях дополнительного образования).
Пояснительная записка
Программа НОУ по биологии предназначена для подготовки учащихся старших классов к предметным олимпиадам, к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения. Изучение программы проводится в течение 2 лет, в её содержание включены основы различных областей биологии.
Программу отличает целостность, главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразие жизни на Земле, взаимосвязи этих процессов и роли их в культуре человека. Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества.
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе изучения учащимися биологии растений, животных, человека, общей биологии и экологии, являются хорошей мотивационной основой для обучения предмета, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.
Цели:
1.обеспечение учащихся знаниями по основным разделам биологии:
-
особенности строения и жизнедеятельности растений, животных и человека;
-
сущность основных законов и закономерностей общей биологии, экологии;
-
понимания роли биологии в современной культуре в процессе формирования мировоззрения ;
-
сформирование интереса и мотивации к изучению биологии;
-
развитие познавательных универсальных компетентностей в исследовательской деятельности.
Задачи: 1. Углубить знания по биологии растений и животных; Человек и
его здоровьё; Общая биология; Экология.
2. Закрепить навыки решения задач по общей биологии;
3. Закрепить и развить систему биологических понятий, законов и зако-
мерностей.
4. Привить культуру исследовательской деятельности;
5. Формировать навыки практической деятельности и профориентации школьников.
6. Подготовить учащихся к сдаче выпускных экзаменов по биологии за курс средней школы в форме ЕГЭ.
Предусматривается реферативная работа с учащимися и индивидуальная работа по выходу из затруднений по отдельным темам.
НОУ по биологии в сш. 48 г. Оренбурга
Одной из нетрадиционных форм организации внеклассной работы со школьниками является НОУ - научное общество учащихся.
Научное общество учащихся - это добровольное творческое объединение учащейся молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством ученых и педагогов.
НОУ - это более высокая по сравнению с кружком организационная форма внеклассной работы, и для его создания должны быть предпосылки.
Рекомендации по организации НОУ для начинающих учителей биологии:
В школе в течении ряда лет должен успешно работать кружок по предмету, например биологический.
Когда разнообразие работы членов кружка, их интересы не укладываются в рамки работы одного кружка, можно задуматься о создании НОУ.
К этому времени у учителя должно быть накоплено много методических наработок по организации творческой, исследовательской деятельности учащихся.
Сам учитель должен быть одержим идеей творчества, исследования быть грамотным во всех областях биологии и "видет" далеко за рамками школьного предмета.
Создавать НОУ следует из учащихся старших классов с оформившимся, устойчивым интересом к биологическим наукам.
Численность учащихся не имеет принципиального значения, если число членов НОУ большое, то оно (НОУ) может иметь в своем составе различные секции.
При создании НОУ, организуется оргкомитет или актив из числа активных учащихся старших классов, склонных к организаторской деятельности.
Оргкомитет совместно с учителем разрабатывает проект устава или положения о НОУ, дает название НОУ, планирует работу на длительный период.
Устав общества и план работы окончательно принимается на организационном собрании всеми членами НОУ.
При организации и работе НОУ, учителю не следует ограничивать активность, самостоятельность и самодеятельность учащихся. Ему следует занять позицию помощника и консультанта, старшего товарища, выполнять творческую, исследовательскую работу учащиеся должны самостоятельно и под руководством учителя, научных консультантов.
При работе НОУ следует поддерживать отношения с родителями, научными организациями, трудовыми коллективами, студентами (они же могут входить в состав общества).
Любая работа, выполненная членами общества, должна быть обсуждена на его заседаниях, конференциях и т.д. Защиту можно проводить по принципу докладчик - оппонент.
Можно придумать ритуал награждения, принятия в члены общества, поощрения, знаки отличия, для детей подросткового возраста элементы игры не могут помешать серьезной работе над биологическим образованием.
Членам НОУ следует организовать выступления и другие виды работы с остальными учащимися школы.
При школьном научном обществе полезно организовать библиотеку, она составляется из школьных книг, книг, журналов, принесенных учащимися рефератов учащихся, исследовательских работ; а для работы с литературой выбрать библиотечного сектора.
Желательно организовать редакционно-издательскую работу: выпуск газет, бюллетеней, журналов. Газеты могут быть приурочены к теме школьного курса, к юбилейным датам, конференциям, олимпиадам и т.д.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ
1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
-
Научное общество учащихся - добровольное творческое объединение учащихся 10-11кл. естественнонаучное направление.
Цель: совершенствование знаний и исследовательских навыков в области биологии и экологии; изучение природы родного края, ее охрана, пропаганда бережного отношения к ней.
1.2. Основными задачами, стоящими перед школьным научно-исследовательским обществом является:
-
Усиление интеллектуальной насыщенности образовательной среды школы.
-
Формирование единого школьного сообщества со своими традициями.
-
Раннее раскрытие детей, склонных к умственной и поисковой деятельности.
-
Повышение качества образования путем углубления теоретической и прикладной подготовки школьников.
-
Вовлечение учащихся старших классов в работу исследовательского характера, ознакомление их с методами и приемами научного исследования, выработка необходимых для этого качеств: настойчивости, наблюдаемости, дисциплины.
-
Профессиональная ориентация учащихся.
-
Пропаганда достижений наук биологии, экологии..
1.3. В своей деятельности НОУ руководствуется Уставом школы и настоящим Положением.
11. Содержание и формы работы.
Организация и проведение исследовательских работ.
Создание кружков, секций внутри НОУ и объединение учащихся по интересам.
Организация лекций по отдельным вопросам науки, тематических выставок.
Проведение научных конференций.
Организация стенной печати.
Создание библиотеки НОУ.
ПЛАН РАБОТЫ НОУ в сш. 48г. г. Оренбурга
I. ОБЩИЕ ЗАНЯТИЯ:
Проведение научной конференции "Итоги летних исследований".
Экологическая ситуация в г.Оренбурге.
Флора Оренбургской области.
Фауна Оренбургской области.
Редкие виды растений и животных Оренбуржья и их охрана.
Памятники природы Оренбургской области.
Охраняемые территории Оренбургской области.
Методы и методики проведения полевых исследований.
Конференция НОУ по биологии в сш. 48 г. Оренбурга
II. СЕКЦИЯ БИОЛОГОВ: /занимается по плану./
Бионика.
Законы Менделя.
Гены и хромосомы.
Нейронные сети.
Научный эксперимент.
III. СЕКЦИЯ "ЛИХЕНОЛОГ": /занимается по плану /
Анатомия, морфология и систематика лишайников.
Эволюция лишайников.
Экологические аспекты изучения лишайников.
Лихеноиндикация.
IV. СЕКЦИЯ "ЭКОЛОГ":
Обработка и оформление в коллекции, гербарии летнего полевого материала.
Экологический мониторинг пришкольного участка.
Работа с литературой, первоисточниками, подготовка, планирование рефератов, исследовательских работ в текущем учебном году.
Качественный анализ снежного покрова. Экологический мониторинг школы.
Проведение зимнего маршрутного учета птиц.
Определение животных по следам их жизнедеятельности, контурам, внешним признакам - на местности.
Биоценотическая роль наземных позвоночных животных.
Участие во Всероссийской операции "Подснежник".
Позвоночные животные основных мест обитания
VУЧАСТИЕ В МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ:
Декада биологии "Неделя биоразнообразия".
Лекции для учащихся 10-11кл. "Новое в науке".
Операция "Живи, Земля".
Шефская работа с учащимися 1-3кл.
Экскурсии вкраеведческий музей города.
Подготовка и участие в олимпиадах, районной, областной конференциях.
Устный журнал для 6-7кл. "По страницам Красной книги".
День птиц.
День Земли.
Декада экологии.
Фотовыставка "Город, в котором я живу".
Подготовка, организация и проведение экологического лагеря "Экос".
Участие в областном экологическом слете.
Учебно-тематический план
№ пп
|
Темы занятий
|
Количество часов
|
Дата
проведения
|
|
|
Всего
|
Теор.
|
Практ.
|
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
|
1 год обучения
Биология животных и растений
Вводное занятие. Отличие живого от неживого. Основные признаки живого организма.
Различие и сходства в строении клетки животных и растений. Органоиды животной и растительных клеток, их строение и функции.
Энергетический и пластический обмен животной клетки.
Фотосинтез . Его роль для нашей планеты.
Оплодотворение у цветковых растений. Мейоз. Митоз. Образование плодов, семян.
Основные этапы развития растительного мира
Растительные сообщества. Оренбургский степной заповедник.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и в жизни человека.
Грибы. Шляпочные, плесневые. Лишайники. Мутуализм.
Классификация растений и животных.
Внешнее строение животных
Эволюция нервной системы
Эволюция пищеварительной системы
Эволюция кровеносной системы
Эволюция скелета
Эволюция половой системы и выделительной системы
Эволюция дыхательной системы
Животные Оренбургской области
Контрольная работа
Анализ затруднений
Реферативная работа
Человек и его здоровье
Общий план строения нервной системы.
Строение и функции головного мозга.
Строение и свойства спинного мозга.
Опора и движение.
Кровь. Состав и функции.
Иммунитет. СПИД – сущность заболевания.
Кровообращение. Сердечно-сосудистые заболевания.
Общий план строения дыхательной системы.
Общий план строения пищеварительной системы.
Железы внутренней секреции..
Кожа. Строение, функции, гигиена.
Общий план строения выделительной системы.
Органы чувств. Шумовые загрязнения.
Высшая нервная деятельность человека.
Валеология – наука о здоровье.
Основные теории возникновения жизни на планете.
Основные положения учения Чарльза Дарвина.
Макроэволюция, ее доказательства.
Главные направления эволюции органического мира.
Происхождение человека.
Контрольная работа
Контрольная работа
Анализ затруднений
Реферативная работа
Индивидуальная работа
2 год обучения
Общая биология
Первый закон Менделя. Второй закон Менделя.
Закон Г.Х. Моргана
Решение задач по генетике на моно- гибридное скрещивание.
Решение задач по генетике на дигибридное скрещивание
Решение задач по генетике пола.
Селекция растений и животных.
История экологии, ее взаимосвязь с другими науками.
Закон оптимума, его универсальность.
Факторы среды: свет, температура, влажность, воздух, почва.
Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды. Живые организмы как среда обитания.
Понятие о популяции в экологии. Популяционная структура вида. Биологическая, половая, возрастная структура популяций. Пространственная экологическая структура популяций. Динамика и гомеостаз популяций.
Биогеоценоз. Пространственная, видовая, экологическая структура. Отношения организмов в биоценозе.
Экологическая ниша.
Регуляция численности популяций в биоценозе.
Экосистема. Биогеоценоз. Поток энергии.
Биосфера. Распределение жизни в биосфере. Биологическая продуктивность экосистемы.
Круговорот веществ в природе
Экология и практическая деятельность.
Глобальные проблемы экологии.
Реферативная работа
Индивидуальная работа
Итого за 2 года обучения
|
3
15
12
6
6
12
15
3
6
12
6
6
6
6
6
6
6
6
3
6
21
3
3
3
3
3
12
3
3
3
3
3
3
12
3
3
12
3
3
12
3
3
3
36
36
3
3
3
3
3
3
3
3
12
12
6
3
3
6
6
3
12
3
36
36
|
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |