ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
Патофизиология, клиническая патофизиология
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
060101 Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника «специалист»
-
Цели и задачи дисциплины:
Цель - формирование у обучающихся умения эффективно решать профессиональные врачебные задачи на основе патофизиологического анализа данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях с использованием знаний об общих закономерностях и механизмах их возникновения, развития и завершения, а также формулировать принципы (алгоритмы, стратегию) и методы их выявления, лечения и профилактики.
Задачи:
-
ознакомить студентов с основными понятиями и современными концепциями общей нозологии;
-
обучить умению проводить анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, готовить обзоры научной литературы / рефераты по современным научным проблемам; участию в проведении статистического анализа и подготовка докладов по выполненному исследованию; соблюдать основные требования информационной безопасности;
-
изучить этиологию, патогенез, принципы выявления, лечения и профилактики наиболее социально значимых заболеваний и патологических процессов;
-
обучить умению проводить патофизиологический анализ данных о патологических синдромах, патологических процессах, формах патологии и отдельных болезнях;
-
сформировать методологические и методические основы клинического мышления и рационального действия врача;
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Патофизиология, клиническая патофизиология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
-
в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (философия, биоэтика; правоведение; история медицины; латинский язык);
-
в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология;
-
в цикле профессиональных дисциплин: гигиена; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.
Является предшествующей для изучения дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; эпидемиология; медицинская реабилитация; дерматовенерология; психиатрия, медицинская психология; оториноларингология; офтальмология, судебная медицина; акушерство и гинекология; педиатрия; факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; инфекционные болезни; фтизиатрия; поликлиническая терапия; анестезиология, реанимация, интенсивная терапия; факультетская хирургия, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия; онкология, лучевая терапия; травматология, ортопедия, пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; общая хирургия, лучевая диагностика; стоматология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способности и готовности использовать методы управления; к организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способности и готовности проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);
способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
способности и готовности использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);
способности и готовности изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 31).
В результате освоения дисциплины «Патофизиология, клиническая патофизиология» студент должен:
-
основные понятия общей нозологии;
-
роль причин, условий, реактивности организма в возникновении, развитии и завершении (исходе) заболеваний;
-
причины и механизмы типовых патологических процессов, состояний и реакций, их проявления и значение для организма при развитии различных заболеваний;
-
причины, механизмы и основные проявления типовых нарушений органов и физиологических систем организма;
-
этиологию, патогенез, проявления и исходы наиболее частых форм патологии органов и физиологических систем, принципы их этиологической и патогенетической терапии;
-
значение физического и формализованного (не физического) моделирования болезней и болезненных состояний, патологических процессов, состояний и реакций для медицины и биологии в изучении патологических процессов;
-
роль различных методов моделирования: экспериментального (на животных, изолированных органах, тканях и клетках; на искусственных физических системах), логического (интеллектульного), компютерного, математического и др. в изучении патологических процессов; их возможности, ограничения и перспективы;
-
значение патофизиологии для развития медицины и здравоохранения; связь патофизиологии с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами.
Уметь:
-
решать профессиональные задачи врача на основе патофизиологического анализа конкретных данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях;
-
проводить патофизиологический анализ клинико-лабораторных, экспериментальных, других данных и формулировать на их основе заключение о наиболее вероятных причинах и механизмах развития патологических процессов (болезней), принципах и методах их выявления, лечения и профилактики;
-
применять полученные знания при изучении клинических дисциплин в последующей лечебно-профилактической деятельности;
-
анализировать проблемы общей патологии и критически оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине;
-
планировать и участвовать в проведении (с соблюдением соответствующих правил) эксперименты на животных; обрабатывать и анализировать результаты опытов, правильно понимать значение эксперимента для изучения клинических форм патологии;
-
интерпретировать результаты наиболее распространенных методов диагностики;
-
решать ситуационные задачи различного типа;
-
регистрировать ЭКГ и определять по ее данным основные виды аритмий, признаки ишемии и инфаркта миокарда;
-
оценивать клеточный состав воспалительного экссудата и фагоцитарной активности лейкоцитов;
-
анализировать лейкоцитарную формулу нейтрофилов и на этой основе формулировать заключение об изменениях в ней;
-
формулировать заключение по гемограмме о наличии и виде типовой формы патологии системы крови;
-
анализировать показатели коагулограммы и на этой основе формулировать заключение об изменениях в ней;
-
определять типовые формы нарушения газообменной функции легких по показателям альвеолярной вентиляции, газового состава крови и кровотока в легких;
-
дифференцировать патологические типы дыхания и объяснять механизмы их развития;
-
давать характеристику типовых нарушений функций почек по данным анализов крови, мочи и клиренс-тестов;
-
дифференцировать различные виды желтух;
-
оценивать показатели кислотно-основного состояния (КОС) и формулировать заключения о различные видах его нарушений;
-
дифференцировать различные виды гипоксии;
-
определять типовые нарушения секреторной функции желудка и кишечника по данным анализа желудочного и кишечного содержимого;
-
интерпретировать результаты основных диагностических аллергических проб;
-
обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний.
Владеть:
-
навыками системного подхода к анализу медицинской информации;
-
принципами доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений;
-
навыками анализа закономерностей функционирования отдельных органов и систем в норме и при патологии;
-
основными методами оценки функционального состояния организма человека, навыками анализа и интерпретации результатов современных диагностических технологий
-
навыками патофизиологического анализа клинических синдромов, обосновывать патогенетические методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.
|
Вид учебной работы
| Всего часов | Семестры |
| 5 | 6 | 7 |
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
|
|
|
экзамен
|
зачет
|
Общая трудоемкость
|
|
|
зачетные единицы
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |