ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
Анатомия
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)
060101 Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника специалист
-
Цели и задачи дисциплины:
Цель – формирование у студентов знаний по анатомии человека и топографической анатомии, как организма в целом, так и отдельных органов и систем, на основе современных достижений макро- и микроскопии; умений использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также в будущей профессиональной деятельности врача.
Задачи:
-
изучение студентами строения, функций и топографии органов человеческого тела, анатомо-топографические взаимоотношения органов, их рентгенологическое изображение, индивидуальные и возрастные особенности строения организма, включая пренатальный период развития (органогенез), варианты изменчивости отдельных органов и пороки их развития;
-
формирование у студентов знаний о взаимозависимости и единстве структуры и функции как отдельных органов, так и организма в целом, о взаимосвязи организма с изменяющимися условиями окружающей среды, влиянии экологических, генетических факторов, характера труда, профессии, физической культуры и социальных условий на развитие и строение организма;
-
формирование у студентов комплексного подхода при изучении анатомии и топографии органов и их систем; синтетического понимания строения тела человека в целом как взаимосвязи отдельных частей организма; представлений о значении фундаментальных исследований анатомической науки для прикладной и теоретической медицины;
-
формирование у студентов умений ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела, т.е. владению «анатомическим материалом» для понимания патологии, диагностики и лечения;
-
воспитание студентов, руководствуясь традиционными принципами гуманизма и милосердия, уважительного и бережного отношения к изучаемому объекту – органам человеческого тела, к трупу; привитие высоконравственных норм поведения в секционных залах медицинского вуза.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
-
в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;
-
в цикле математических и естественнонаучных дисциплин в том числе: физика, математика; химия; биология; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология.
Является предшествующей для изучения дисциплин: нормальная физиология; топографическая анатомия и оперативная хирургия; патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия, клинические дисциплины.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31).
Знать:
-
методы анатомических исследований и анатомических терминов (русские и латинские);
-
основные этапы развития анатомической науки, ее значение для медицины и биологии;
-
основные направления анатомии человека, традиционные и современные методы анатомических исследований;
-
основы анатомической терминологии в русском и латинском эквивалентах;
-
общие закономерности строения тела человека, структурно-функциональные взаимоотношения частей организма;
-
значение фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины.
-
анатомо-топографические взаимоотношения органов и частей организма у взрослого человека, детей и подростков;
-
основные детали строения и топографии органов, их систем, их основные функции в различные возрастные периоды;
-
возможные варианты строения, основные аномалии и пороки развития органов и их систем;
-
прикладное значение полученных знаний по анатомии взрослого человека, детей и подростков для последующего обучения и в дальнейшем – для профессиональной деятельности.
Уметь:
-
правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем и др.);
-
находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, правильно называть их по-русски и по-латыни;
-
ориентироваться в топографии и деталях строения органов на анатомических препаратах; показывать, правильно называть на русском и латинском языках органы и их части;
-
находить и выделять методом препарирования мышцы и фасции, крупные сосуды, нервы протоки желез, отдельные органы;
-
находить и показывать на рентгеновских снимках органы и основные детали их строения;
-
находить и прощупывать на теле живого человека основные костные и мышечные ориентиры, наносить проекцию основных сосудисто-нервных пучков областей тела человека; правильно называть и демонстрировать движения в суставах тела человека;
-
пользоваться научной литературой;
-
показывать на изображениях, полученных различными методами визуализации (рентгеновские снимки, компьютерные и магнитно-резонансные томограммы и др.) органы, их части и детали строения
Владеть:
-
базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах по анатомии человека;
-
медико-анатомическим понятийным аппаратом;
-
простейшими медицинскими инструментами – скальпелем и пинцетом.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет __ зачетных единиц.
Вид учебной работы
|
Всего
часов
|
Семестры
|
I
|
II
|
Аудиторные занятия
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
Самостоятельная работа (СРС)
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
|
экзамен
|
|
экзамен
|
Общая трудоемкость
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование
раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1.
|
Введение
|
Содержание предмета. История анатомии. История отечественной анатомии. Развитие человека. Общая структура развития тела человека. Понятие об органах и системах органов. Положение человека в природе. Анатомическая терминология.
|
2.
|
Опорно-двигательный аппарат
|
Остеология: кости осевого скелета, скелет конечностей. Артрология: соединение костей туловища и черепа, соединения конечностей. Миология: мышцы и фасции туловища, груди, живота, шеи, головы, конечностей.
|
3.
|
Спланхнология
|
Пищеварительная система. Дыхательная система. Мочевая система. Половые системы.
|
4.
|
Органы иммунной системы и пути оттока лимфы
|
Общие закономерности строения. Первичные и вторичные органы иммунной системы. Лимфатические капилляры, сосуды, стволы и протоки. Лимфатические узлы: строение и топография.
|
5.
|
Эндокринные железы
|
Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, эндокринная часть поджелудочной железы и половых желез.
|
6.
|
Сердечно-сосудистая система
|
Сердце. Артерии малого круга кровообращения. Артерии большого круга кровообращения: артерии головы и шеи, туловища и конечностей. Вены.
|
7.
|
Неврология
|
Общее строение. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг: конечный мозг, полушария большого мозга. Ствол мозга. Промежуточный мозг. Средний мозг. Перешеек ромбовидного мозга. Задний мозг. Мост, мозжечок, продолговатый мозг, ромбовидная ямка. Проводящие пути центральной нервной системы. Оболочки спинного и головного мозга. Периферическая нервная система. Черепные нервы, спинномозговые нервы. Шейное, плевое, поясничное и крестцовое сплетения. Автономная нервная система: симпатическая и парасимпатическая части.
|
8.
|
Эстезиология
|
Глаз, ухо, органы обоняния и вкуса. Кожа.
|
9.
|
Топография сосудов и нервов в различных частях тела человека
|
Взаимоотношения сосудов и нервов в стенках тела человека, конечностях и органах. Анатомия фасций, каналов, борозд, треугольников, в которых располагаются сосуды и нервы.
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№
п/п
|
Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
|
№№ разделов данной дисциплины,
необходимых для изучения обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
Нормальная физиология
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4.
|
Клинические дисциплины
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
ЛЗ
|
С
|
СРС
|
Всего часов
|
1.
|
Введение
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Опорно-двигательный аппарат
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
Спланхнология
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Органы иммунной системы и пути оттока лимфы
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Эндокринные железы
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Сердечно-сосудистая система
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Неврология
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Эстезиология
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Топография сосудов и нервов в различных частях тела человека
|
|
|
|
|
|
|
6. Лабораторный практикум:
Лабораторные работы не предусмотрены.
7. Практические занятия (семинары).
№
п/п
|
№ раздела
дисциплины
|
Тематика практических занятий
(семинаров)
|
Трудоемкость (час.)
|
I
|
II
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |