Глава 6. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКА. РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ.
|
Раздел 1. Физиологические и психологические особенности
пуберантного периода.
В период полового созревания (пуберантный период) происходит биологическая и психическая перестройка твоего организма, ведущая к зрелости. Происходит очень быстрое биологическое созревание организма. Некоторые исследователи сравнивают эти изменения с "физиологической бурей". Природа словно торопится завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много недоработок - черты человека обозначены резкими штрихами. Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого могут болеть мускулы, что удивляет и пугает подростка и его родителей.
Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, долговязой, руки и ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими. Многие начинают стесняться своего роста, так как на фоне одноклассников вдруг оказываются выше всех, одни начинают сутулиться, пытаясь уменьшить рост; другие, наоборот, комплексуют по поводу маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом деле в большинстве случаев все эти явления временного порядка, которые исчезнут через некоторое время
Важнейшее влияние на облик подростка в период взросления начинают оказывать гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые гормоны у мужчин и женщин. Исключение составляют половые железы: у мужчин - яички, продуцирующие половые гормоны - андрогены (преимущественно тестостерон), а у женщин - яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон. Помимо секреции специфических половых гормонов, половые железы выполняют и другую функцию: в них созревают половые клетки - сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Процесс созревания половых клеток во многом зависит от продукции половых гормонов.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Внешне это проявляется, в первую очередь, скачком роста, изменением фигуры, появлением вторичных половых признаков.
Период полового созревания у девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т. е. несколько раньше, чем у мальчиков (13-14). Подросток быстро растет и набирает вес. Англичане называют прибавку в весе в это время "щенячьим жиром", и большинство людей с возрастом его теряют. Значительная часть избыточного жира затем замещается мышечной тканью.
Советы семейной медицинской сестры при беседе с подростком:
-
нельзя увлекаться сладким и жирным
-
необходимо заниматься физкультурой
-
спать не менее 8 часов
-
Все это поможет твоему телу и коже. Тебе нужно бережно и уважительно относиться к себе и к своему телу - оно становятся взрослым, а это непросто. Каждый человек уникален, неповторим в своем роде, это нужно понимать и ценить. Каждый человек (со всеми достоинствами, особенностями, недостатками) - единственный, точно такого же второго нет. И к своей индивидуальности надо относиться с уважением.
Младший подростковый возраст находится в пределах физического возраста детей от 10 до 12 лет, что составляет возраст учащихся 4-6-х классов общеобразовательной школы. Подростковый возраст называют переходным возрастом, т.к. в этот период происходит как бы взросление ребенка т.е. переход его от детского состояния к более взрослому к отрочеству т.е. к некоторым более зрелым степеням развития. В этом отношении младший подростковый возраст можно считать полувозрастным, т.е. детство уже ушло, но физическая, психическая и эмоциональная зрелость еще не наступила. Этот период отражается на всех сторонах развития подростка.
Это в 1-ю очередь его анатомо-физиологические, эмоциональные и интеллектуальные стороны развития. С 4-го класса начинается систематическое изучение основ наук, что требует более высокого уровня эмоционального и интеллектуального развития.
У школьников существенно меняется его положение в коллективе, общественные позиции, к нему предъявляются более серьезные требования со стороны семьи, школы, коллектива и со стороны взрослых. В этом возрасте происходит анатомо-физиологическая перестройка организма, которая имеет свои физиологические особенности. Кроме того в эмоциональной сфере и психологических особенностях имеются своеобразные, присущие только данному возрасту, черты. Со стороны физического развития происходит неравномерный но бурный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет интенсивное окостенение скелета, причем среди девочек этот процесс происходит раньше чем среди мальчиков. Непропорционально и неравномерно растут отдельные части тела: вытягиваются руки, ноги; возникает впечатление угловатости (синдром "гадкого утенка") в этот период в эмоциональной сфере также происходит ломка привычных старых стереотипов и подросток начинает осознавать свою угловатость, стесняется, пытается как то сгладить свою нескладность. Это вызывает эмоциональные переживания, недовольство собой, неуверенность. Иногда происходит акцентирование на определенных частях тела, лица. Ему не нравится что-то в своей внешности и ему не переносима сама мысль о том, что он может быть смешон в глазах других, что также может вызвать эмоциональные срывы, не адекватное поведение. Младший подросток не может переносить даже малейшей шутки в свой адрес. В этот период наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечнососудистой системы. Сердце значительно увеличивается в своем объеме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, отсюда возникают некоторые сбои в кровообращении, повышается кровяное давление, напрягается сердечная деятельность... В связи с этим у подростков возникают головные боли, головокружение, раздражительность, нервность, эмоциональные срывы, быстрая утомляемость. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, вспыльчивость, что выражается в бурных проявлениях в эмоциональной сфере, в резких реакциях типа аффектов. Нервная система подростка не всегда способна выдержать сильные монотонно действующие раздражители под влиянием которых он приходит или в состояние торможения или в состояние возбуждения. Под влиянием сильных впечатлений, нервных встрясок, неожиданной радости или огорчения одни подростки становятся вялыми, безучастными, рассеянными, а другие становятся раздражительными, нервозными, нарушают дисциплину. Поэтому к подростку должно быть особенно бережное отношение, т.к. несмотря на все это подростковый возраст является возрастом кипучей энергии, и обострения всех эмоциональных проявлений. Это необходимо учитывать при организации учебно - воспитательного процесса.
Основным фактом физического развития подростка является половое созревание. Это зависит конечно от индивидуально от особенностей каждого ребенка, т.е. от состояния его здоровья, питания, окружающей обстановки и т.д. В среднем оно начинается у мальчиков к 12-13 годам, у девочек к 11-12 годам. Но не смотря на это, что организм становится половозрелым, а зрелости физической, эмоциональной, идейной, гражданской говорить еще рано, т.к. она далеко не совершенна.
В связи с половым созреванием в эмоциональной сфере подростка естественно появляются неожиданные для них ранние переживания, т.е. влечение к другому полу, возникновение специфического интереса, чувство влюбленности, внимание к соответственному содержанию книг, фильмов эротической направленности.
Советы семейной медицинской сестры при беседе с подростком и его родителями, педагогами:
Задача взрослых, педагогов, семьи на данном этапе добиваться того чтобы этот интерес не приобретал нездоровый характер и не был связан с нежелательными эмоциональными проявлениями. Необходимо переключать внимание подростка на интересную занимательную деятельность, увлечение спортом, музыкой и т.д. В младшем подростковом возрасте существенно перестраивается и характер учебной деятельности. Вместо одного учителя в начальных классах появляются несколько учителей предметников у которых разные требования, подходы к учащимся, стиль в работе, разное отношение к учащимся. Подростки с трудов воспринимают монотонные, подробные объяснения учителя, вызывают равнодушие к предмету. Они стараются выразить свое эмоциональное отношение к материалу. Открывая для себя мир они считают, что должно быть только так как он воспринимается только ими. Здесь особенно проявляется подростковый максимализм. В связи с расширением связи с окружающим миром, личные интересы и увлечения непосредственно снижают интерес подростков к учебе.
Подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится более значительным и переоценивая свои возросшие возможности они претендуют чтобы взрослые относились к ним как к равным. Отсюда возникает противоречие между потребностью подростков и несоответствие этому их реальных возможностей. Отсюда их повышенная эмоциональность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых умалить их достоинство, понизить их взрослость. Младший подросток стремится к тому, чтобы взрослые считались с его мыслями, эмоциями, уважали их. Это проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, в наличии собственных взглядов и суждении, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. Что иногда носит и отрицательный характер. “Отрицательные проявления в эмоциональной сфере подростка выражаются в том, что они сопротивляются влиянию старших, не признают их авторитет, игнорируют предъявляемые ими требования, критикуют поступки и действия родителей и учителей. Поэтому нужно не уничтожать это здоровое и ценное в своей основе чувство взрослости, а стараться ввести в правильное русло...”. Постепенно и разумно перестраивая взаимоотношение с подростком, признавая их правила на относительно большую независимость и самостоятельность, но не отменяя контроль и руководство со стороны взрослых. Здесь речь идет о разумных и твердых требованиях и об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувство собственного достоинства и самоуважение подростка.
Что такое пуберантный период? Когда он начинается у мальчиков? Почему у девочек он начинается раньше? (при ответе вспомните акушерство и гинекокологию). Какие гормоны отвечают за половое созревание? Как в пуберантный период изменяется костно - мышечныя система организма? Какие клинические симптомы могут возникнуть при неравномерном развитии сердечнососудистой системы? Какие советы может дать семейная медсестра при беседе с подростком, родителями, педагогами?
Лена П.12 лет. Первая подростковая влюбленность в Сашу Н. Лена П. в домашней ситуации воспитывается мамой (без отца) и бабушкой. Мама работает официанткой. Бабушка интеллигентный человек, музыкант, играет на фортепиано, преподаватель музыкального училища. Бабушка имеет сильный властный характер, которая руководит воспитанием девочки. По указанию бабушки, девочка занимается в музыкальной школе, в ансамбле бального танца, гимнастикой, английским языком и в компьютерном классе. Прилежно учится в школе (на 8 и 9) и выполняет все указания бабушки, т.к. очень любит ее. Внешне она симпатична, аккуратная, обаятельная. Но несколько строга и кажется высокомерной. В 12 лет ей очень понравился мальчик Саша Н. Поскольку она интеллектуально развита на высоком уровне, по рекомендации бабушки она прочитала книгу “Мастер и Маргарита” Н. Булгакова. Случилось так, что ее подруга Света Б.- девочка с ранним половым развитием, с развязанными манерами больше привлекала внимание Саши Н. В результате этого Лена очень эмоционально переживала свое состояние первой влюбленности, т.к. ей было не с кем было поделится своими эмоциями. С мамой у нее не было близкого и теплого контакта, а бабушка у нее была слишком строга и никаких чувств по отношению к мальчикам в этом возрасте не признавала, о чем неоднократно повторяла Лене. В результате всех этих состояний у девочки случился эмоциональный срыв, наступила депрессия. В результате прочтения вышеуказанной книги, она стала как бы слышать голоса призывающих ее в космосе. Проводником для нее служил кот - Бегемот, который проектировался на мягкие вещи. Бабушка обратилась к семейной медицинской сестре. Что произошло с девочкой? Какова по-вашему должна быть помощь семейной медицинской сестры?
Раздел 2. Группирование со сверстниками как ведущий
поведенческий фактор
Важной особенностью подросткового возраста является формирование чувства взрослости, когда подросток считает что он уже не ребенок, а взрослый. Он начинает искать свое место в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.
В подростковом возрасте очень ярко проявляется эмоциональное стремление к общению с товарищами на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. Это является и привлекательностью школы для подростков в том, что они имеют широкий круг возможностей такого общения. Психологическая основа - это чувство товарищества, дружба, чувство коллективизма. Дружба эмоционально охватывает более узкий круг лиц. Она более избирательна, интимна, предполагает личную симпатию, привязанность, доверительность отношений. Дружеские отношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально напряженный характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается подростком очень болезненно. Дружеские отношения среди младших подростков не всегда носят и положительный характер. Иногда дружба возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого время препровождения. Иногда возникает паразитическая форма дружбы по расчету.
Встречаются в этом возрасте случаи дружбы между девочками и мальчиками. К таким проявлениям нужно относиться очень тактично и осмотрительно. Нельзя запрещать эту дружбу, грубо высмеивать. И наоборот нужно тактично добиваться того, чтобы влияние друг на друга было только положительным.
Чтобы подростки под воздействием взаимной симпатии становились чище, лучше, скромнее. Особенно остро в этот возрастной период встает вопрос о половом воспитании. Тактично и ненавязчиво нужно воспитывать правильное отношение к лицам другого пола, т.е. воспитывать благородство у мальчиков и женское достоинство у девочек. Большое значение имеют хорошо продуманные, тактичные индивидуальные беседы взрослого с подростком в атмосфере доброжелательности, искренности и сердечности.
Небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводит к тому, что подростки начинают заниматься самовоспитанием. Они начинают устраивать над собой всевозможные эксперименты: перетерпливают боль, задерживают дыхание под водой, не уступают никому в драке, в ссоре, считая, что таким образом они самоутверждаются и воспитывают себя. Поэтому в формировании личности подростка семейная медицинская сестра должна опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально окрашенное стремление активно учувствовать в жизни коллектива, быть замеченным, общественно значимым. Нередко влечение подростков выражается в том, что они организуют уличные, дворовые компании. Большая часть этих групп представляют собой устойчивые образования, которыми руководят более старшие ребята, юноши. Не всегда такие компании носят отрицательный характер, но взрослым необходимо присмотреться к ним, пронаблюдать и постараться вовлечь их в сферу.
Советы семейной медицинской сестре при беседе с подростками и их родителями:
-
Общий совет для случаев хулиганских подростковых разборок, вымогательств и прочих корыстных преступлений - научите подростка жертвовать малым ради сохранения главного. Малое - это деньги, одежда, ценности, самолюбие. Главное - здоровье и жизнь, в том числе и его друзей. Одна из аксиом физического выживания, хотим мы того или нет, гласит: трус гораздо более живуч, чем герой. Или, как говорит народная пословица: лучше один раз быть трусом, чем всю жизнь покойником. Увы, практика выживания это подтверждает.
-
Если взрослого грабят в присутствии ребенка, следует не оказывать сопротивления. Картина избиения папы для психики ребенка может иметь гораздо более тяжелые последствия (даже в случае его победы), чем утрата тем же папой кошелька или части одежды. Кроме того, в подобной драке взрослый может легко проиграть: достаточно взять в заложники его ребенка, чтобы нейтрализовать всякое сопротивление.
-
Универсальный и для героев, и для трусов совет. При выяснении отношений “на кулачках” желательно присутствие подле места событий друзей. Не стоит, изображая из себя супермена, отправляться на бой с превосходящими силами противника в одиночку. В конце концов даже на дуэли было принято являться в сопровождении секундантов. И никто ничего зазорного в том не видел. Выполнение дуэльного кодекса как минимум гарантирует подростку дополнительную защиту, моральную поддержку и какую-никакую медицинскую помощь, а вам - относительный покой.
-
Иначе обстоит дело с участием подростков в различных полупреступных и территориально-молодежных группировках. Здесь играть в воспитание опасно. Пока вы размышляете о допустимости применения травмирующих с точки зрения развивающегося сознания мер воздействия, из подростка могут сделать малолетнего преступника, и тогда его недозревшее сознание столкнется уже с не самой гуманной следственно-карательной государственной машиной. Тут уж лучше самим поторопиться
-
Любое резкое изменение поведения подростка должно насторожить родителей, особенно если район, где они живут, неблагополучен с точки зрения молодежных движений. Предпочтение одной одежды другой, какие-то особенные нашивки, детали гардероба, подавленное иди, наоборот, чрезмерно возбужденное настроение, пропажа денег из родительских кошельков и домашних вещей или, наоборот, жизнь не по средствам, систематические синяки под глазами, рваная одежда - все это повод, для размышления. Возможно, именно в эти дни вашего ребенка вовлекают в ряды “организации”.
-
Противостоять хорошо отработанной системе психологического закабаления (через запугивание, лжеромантику и лжегеройство, через совместное участие в противоправных действиях и пр.) подростку самостоятельно крайне трудно. В жестко действующих, курируемых взрослыми преступными “авторитетами” группировках - почти невозможно.
Известно множество примеров, когда подобные шалуны-подростки, объединяясь фактически в бандформирования, терроризировали целые городские районы. И родители, чтобы их детей не “забирали”, были вынуждены платить главарям откупные. И платили, потому что других способов уберечь свои чада от принудительной мобилизации в ряды “бойцов” не видели. Или деньги на стол, или систематические кровавые избиения “дезертира”. В такой крайней ситуации родители уже могут помочь своим детям, только опираясь на мощь государственных правоохранительных органов. В более легких случаях все зависит от бдительности старших членов семьи. Чем раньше родители спохватываются, тем легче им вытянуть пока еще “чистого” подростка из положившего на него глаз “движения”.
Отсюда особую значимость приобретает информационный контроль родителей. Вплоть до слежки. Если родители не могут дознаться до истины, беседуя со своим ребенком по душам или разговаривая с его друзьями, значит, уподобляясь Шерлоку Холмсу, они должны узнать правду с помощью дедуктивно-сыскных методов или обратиться в милицию.
Во всех случаях изменения поведения ребенка родителям следует подозревать худшее - что их сынок или дочка прибились к компании, где балуются наркотиками. Обязательно подозревать. Потому что наркотические компании в отличие от просто компаний забирают ребенка быстро и навсегда.
Семейная медицинская сестра должна объяснить родителям, что существуют наркотики, привыкание к которым развивается после нескольких “пробных” приемов. Так что в данном конкретном случае лучше проявить “неуместную” подозрительность, чем чрезмерное благодушие. Статистика утверждает, что среди современных старшеклассников наркотики пробовал каждый третий! Родителей необходимо настроить на постоянный поиск доказательств возможного пагубного пристрастия своего ребенка. Посоветуйте родителям осматривать и обнюхивать вещи подростка при каждом возвращении в дом. Подмечать любые неадекватные реакции. Проверять его карманы на предмет обнаружения таблеток, шприцев, пакетиков с непонятного вида порошками, денег, которых родители ему не давали.
Если родители заподозрили, что подросток употребляет наркотики, они немедленно должны обратиться к специалистам-наркологам, в общества борьбы с наркоманией. Там им дадут самые полные инструкции.
Половое созревание.
Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развития вторичных сексуальных признаков (появление усов, бороды, развитие грудных желез и т.д.). У девочек этот процесс начинается примерно на 2 года раньше и длится в течении несколько более короткого периода (3-4 года, а не 4-5 лет). Выработка андрогенов (половых мужских гормонов) возрастает у всех детей в период от 8 до 10 лет. Однако пик интенсивности выработки этих гормонов приходится на подростковый возраст. Причем это более значительно выражено у мальчиков. Соответственно подростковый возраст считается периодом выраженного увеличения желаний либидо, особенно у мальчиков. Среди них одним из наиболее загадочных явлений является тот факт, согласно которому дети раньше других достигшие половой зрелости имеют и более высокий уровень интеллектуального развития.
Мальчики, раньше достигнувшие половой зрелости, имеют и личные особенности эмоционального развития. Они более популярны, более добродушны и более уравновешенные ребята. Форма проявления сексуальных желаний в подростковом возрасте зависит от социально- культурных и семейных обстоятельств и ограничений. Они тоже стремятся объединиться в компании, но уже с привлечением девочек – сверстниц, к которым испытывают симпатию. В этот период происходит начало времени назначения свиданий и первых поцелуев. Сексуальные установки также различны. Девочки ищут более романтичные отношения, а мальчиков гораздо больше привлекают сексуальные приключения. Как правило, такие компании собираются с определёнными целями совместного времяпровождения: от походов в кино до сексуальных игр и совместной выпивки.
Половым воспитанием девочек занимаются все: учителя, медицинские работники, родители. Девочкам подробно объясняют физиологические процессы, направляют для обследования к гинекологу, помогают справляться с болезненными менструациями, готовят к будущему материнству. Мальчикам зачастую объясняют способы контрацепции, оставляя их наедине с половыми проблемами. Поэтому семейной медицинской сестре половому воспитанию мальчика следует уделить особое внимание.
Половое воспитание мальчика должно являться общей составной частью воспитательного процесса, обеспечивающего правильное развитие личности ребенка как представителя сильного пола. Родители должны помогать ребенку овладеть нормами взаимоотношений с представителями другого пола. Задача семейной медицинской сестры помочь родителям научить мальчика тем нормам поведения, которые приняты в обществе, прививать ему уверенность в том, что он — защитник и будущий глава семьи.
В личности подростка особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Чрезвычайно важно, чтобы правильное представление о половом развитии и гигиенических навыках он также получал от родителей, а не от случайных уличных знакомых или старших, более опытных, товарищей. Если родители не могут перешагнуть барьер ложной стыдливости, эту функцию должна взять на себя семейная медицинская сестра. Прежде всего в период полового созревания мальчиков следует подготовить к появлению поллюций, т. к. наступление первых поллюций часто застает их врасплох и вызывает ряд неприятных или трагических последствий (если мальчик принимает поллюции за венерическое заболевание). Мальчики должны знать, что поллюции — это закономерное, естественное явление, при котором необходимо соблюдать элементарные правила гигиены.
В период полового созревания надо стараться оберегать мальчиков от излишне преждевременного пробуждения чувственности. В этом основную роль играют условия жизни в семье, на улице, в школе. Если в семье процветает пьянство, скандалы, брань и потасовки, то у ребенка формируется распущенность, неуважение к женщине, цинизм. Точно так же действуют на ребенка эротические сцены в фильмах, порнографическая литература. Совершенно недопустим для мальчика алкоголь, крайне пагубно влияющий на развивающийся организм подростка.
Одним из трудных вопросов, с которыми приходится сталкиваться родителям и многим педагогам, — вопрос об онанизме (половом самоудовлетворении). Конечно, понятна тревога матери, когда она узнает, что ее сын занимается таким «постыдным делом». Если ребенок занимается онанизмом, то это ведет к повышению выработки половых гормонов, что в свою очередь заставляет видеть многие предметы и явления окружающей жизни в определенном сексуальном цвете, а это вызывает психическое напряжение и может привести к неврозу. В основном онанизм наблюдается в пуберантном периоде, т. е. во время полового созревания, и прекращается с началом половой жизни. Следует объяснить в первую очередь родителям, что для здоровья ребенка онанизм не представляет никакой угрозы. Раньше считали, что он ведет к слепоте, глухоте, бешенству, но это заблуждение в настоящее время рассеяно.
Онанизм — явление не патологичное. Угроза патологии возникает в том случае, когда мастурбация (онанизм) становится привычкой и появляется навязчивое желание заняться этим. Ребенок может заниматься этим в классе, на людях и это начинает мешать его интеллектуальной или физической деятельности. Меняется характер ребенка. Он становится раздражительным, легко возбудимым, избегает общества, стремится к уединению. Часто такой ребенок страдает депрессией. Когда возникает привычка к онанизму, то избавиться от нее бывает очень трудно. От этого с трудом отучаются даже женатые мужчины, особенно когда им приходится воздерживаться от половых сношений долгое время. Нередко онанизм вызывается чрезмерной секрецией половых желез. Причиной его могут быть глистные инвазии, геморрой, экзема. Если привычка к мастурбации сохраняется у молодых людей, достигающих совершеннолетия, то это говорит об отсутствии нормальных связей с друзьями, родителями, учителями и коллегами по работе. Нередким бывает страх в отношении противоположного пола. Юноши, не зная как вести себя с этими странными существами, с которыми у них вроде бы нет ничего общего, замыкаются в себе.
Обычно первые акты полового самоудовлетворения совершаются мальчиком под влиянием каких-то неясных побуждений, но в дальнейшем подросток уже четко понимает, чего он хочет. Большое значение в возникновении полового желания имеют сексуальные фантазии, которые у мальчиков развиты гораздо сильнее, чем у девочек. Бывают случаи, когда сила полового желания у мальчика настолько велика, что превалирует над всеми прочими чувствами и ощущениями. Ребенок забрасывает учебу, перестает слушаться родителей, вступает в конфликт с преподавателями.
Родители в этом случае бросаются в две крайности — или прибегают к карательным мерам и грозят ребенку «страшными последствиями», либо «прячут голову под крыло», стараясь не замечать предосудительных действий ребенка. И та и другая тактика родителей неверна. В этом случае семейной медицинской сестре необходимо вмешаться. Следует научить отца беседовать с сыном о физиологии и анатомии человека, о взаимоотношениях полов. Обычно такие беседы дают хороший результат. Кроме того, отцу надо привлекать мальчика к физическому труду, составить ему жесткий режим дня, четко ограничить время занятий и отдыха. Различные спортивные секции, хорошая художественная литература, нормальная обстановка в семье — все это ведет к гармоническому развитию ребёнка.
Еще один вопрос, постоянно волнующий родителей, — дружба между мальчиком и девочкой. Если в пубертатном периоде развития (с 10 до 17 лет) ребенок получил хорошую психологическую подготовку от родителей, усвоил азы сексуального поведения, то бояться нечего — никаких неприятных последствий такая дружба (или даже первая любовь) не принесет. Мальчики уже в 14-15 лет становятся чрезвычайно влюбчивыми. Пределом мечтаний в этом возрасте является чаше всего поцелуй или экскурсия в кино, однако сила чувства от этого не снижается. Мальчики присматриваются к девочкам, стараются выглядеть солидней, перенимают привычки взрослых, даже вредные (алкоголь, курение, нецензурные выражения и т. д.), становятся раздражительными и непослушными. Это и есть переломный возраст, который является очень трудным рубежом, который приходится преодолевать родителям и детям в своих взаимоотношениях.
При возникновении таких проблем в семье семейной медицинской сестре следует объяснить родителям, что предупредить и сдержать половое чувство — вовсе не значит подавить его вообще. Основная цель воспитания подростков научиться сознательно управлять половым чувством, воспитать в них моральную устойчивость ко всякого рода развращающим влияниям окружающего мира. Половое воспитание подростков старшего школьного возраста и юношей включает раскрытие нравственных, социальных и гигиенических аспектов взаимоотношения полов, ознакомление с основами гигиены и физиологии половой жизни.
Почему в подростковом возрасте люди стремятся объединиться в компании? Какие советы по воспитанию подростков может дать семейная медицинская сестра родителям? Почему очень важен контроль за подростком в отношении наркотиков? Отчего подростковый возраст считают пиком возникновения либидо? По каким причинам семейная медицинская сестра должна уделять половому воспитанию мальчиков особое внимание? Что должен знать подросток о поллюциях? Что такое онанизм? Какие сведения должна донести семейная медицинская сестра до родителей, какие до самого подростка? Что самое главное в половом воспитании мальчика – юноши?
Отец Миши Г. заявил в присутствии сына: “ Мой мальчик не мужчина, а какой-то хлюпик. В школе он плохо успевает, спортом не занимается”. Не зная истинной причины, он в присутствии коллектива детей и учителей сильно ранил эмоциональную сферу подростка. Прошло несколько дней. И вот семейной медицинской сестре сообщили, что Миша спустился по водосточной трубе с 3-го этажа, причем спустился в присутствии многих одноклассников. Семья просит помочь предупредить подобные поступки сына. Что произошло с Мишей? На что должна быть направлена консультативная помощь семейной медицинской сестры?
Раздел 3. Деформированные стили семейного воспитания
Есть несколько довольно резко очерченных деформированных стилей семейного воспитания, нередко приводящих к определенным вариантам патохарактерологических развитий личности.
Воспитание ребенка по типу “кумира семьи”. Все родственники ребенка с раннего возраста неуемно и бурно восторгаются им: их умиляет, как он двигается, говорит, носит одежду, овладевает различными знаниями и умениями. Все, что ни делает ребенок, оценивается окружающими как исключительное и неповторимое явление.
Воспитание ребенка по типу “Золушки”. Другими словами такое воспитание можно назвать деспотическим. За любую шалость, провинность, за нежелательное для родителей намерение ребенка следует тяжелое и жестокое наказание. Дети не встречают эмоциональной поддержки, поощрения за любые свои успехи и достижения. Часто такой стиль воспитания окружает “ эмоционально отверженных”, нежелательных в семье детей, либо детей “запланированных”, от которых родители ожидают только радости и удовольствия и поэтому находятся как бы в постоянной претензии к ребенку за то, что он не оправдывает их надежд.
Стиль семейного воспитания по типу гиперопеки. Подобный тип воспитания может проявляться либо в чрезмерном стремлении родителей к ограждению ребенка от любых возможных опасностей и неприятностей, из-за чего родители постоянно сопровождают ребенка, вмешиваются в его дела, замучивая бесконечными настойчивыми советами, предостережениями и запретами. Либо гиперопека сопровождается резким подавлением у ребенка его собственных желаний, побуждений с навязыванием ему родительских установок и стремлений по принципу: “Ты еще мал, жизни не знаешь, горя не хлебнул, а мы знаем жизнь, поэтому не перечь, делай, как тебе говорят”. И в том и в другом случае ребенок становится безвольным, безинициативным, способным лишь следовать за лидером, не имея сил и возможностей самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи и утопая в вечных сомнениях и неудовольствие собой по этому поводу.
Стиль семейного воспитания по типу гипоопеки. Если ребенок, живя в семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиваться
“тепла под солнцем” собственными силами. Мир взрослых людей оказывается для него чуждым. Он отвергает их ценности, нормативы поведения, запреты и нередко примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и учат жить по законам своей групповой этики. Там он находит то “тепло” и “заботу”, которых ему так недоставало в семье. Отсюда вытекают и особенности их поведения и черт характера, формирующихся при длительных неблагоприятных обстоятельствах жизни: отрицание социально положительных авторитетов, неподчинение режимным ограничениям, необузданное стремление к свободе от всяких нормативов поведения, от общественно полезного труда.
Акцентуированные личности.
Крайним вариантом нормы или переходным вариантом от нормы к патологии являются акцентуированные личности. Эти люди обладают какими-либо утрированными, обостренными чертами характера, но, в отличии от психопатов, такие особенности не приводят к глобальной дисгармонии личности, к постоянной дезадаптации и не являются необратимыми. Лишь при определенных обстоятельствах жизни, провоцирующих актуализацию обостренных черт характера, наступает дезадаптация акцентуированной личности. Например, человек с тревожно-мнительными чертами характера может не проявлять их до тех пор, пока не окажется в ситуации повышенной ответственности за свои действия. К. Леонгард, предложивший называть таких людей акцентуированными, выделил ряд разновидностей акцентуаций:
1. Демонстративные личности - легко вживаются в необходимые для них жизненные роли, ничего не взвешивая, реагируют на все импульсивно и непосредственно, сами себя хвалят, самонадеянны, кичливы и честолюбивы, самоуверенны.
2. Педантичные личности - нерешительны, бесконечно взвешивающие всевозможные решения перед тем, как начать действовать. Они крайне старательно, тщательно и добросовестно выполняют все свои дела. Аффекты их нестойки.
3. Застревающие личности - злопамятны, мстительны, дают стойкие аффекты, заносчивы, самонадеянны и крайне честолюбивы. Они подозрительны к окружающим, если возникают препятствия в достижении их целей.
4. Возбудимые личности - их поступки зачастую в большей степени управляются влечением, чем логикой и благоразумием. Нетерпимы к противостоянию, импульсивны. Они обстоятельны и медлительны в умственных действиях и в поведенческих реакциях.
Проблема отграничения врожденной умственной отсталости от пограничных с ней клинических проявлений
При рассмотрении пограничных состояний в психопатологии проблема отграничения врожденной умственной отсталости от пограничных с ней клинических проявлений оказывается не менее актуальной, чем диагностика психопатологий и акцентуаций характера.
Под «задержкой психического развития» понимается сборная по клиническим признакам группа различных вариантов отставаний в психическом развитии, не обладающих характером общего психического недоразвития, но имеющих такие особенности интеллекта и личности, которые прежде всего не позволяют детям современно и качественно овладевать элементарными школьными знаниями.
И это является трудностями в развитии и воспитании младших подростков, которые обуславливают эмоциональные срывы и несоответствие в поведении. Наиболее часто встречающиеся варианты задержек психического развития (ЗПР):
1. ЗПР с церебрастеническим синдромом.
2. Психофизический инфантилизм.
3. ЗПР с невропатическим синдромом.
4. ЗПР с психопатоподобными синдромами.
5. ЗПР при детских церебральных параличах.
6. ЗПР при общем недоразвитии речи.
7. ЗПР при тяжелых дефектах слуха.
8. ЗПР при тяжелых дефектах зрения.
Отдельно следует выделить ЗПР при семейно-бытовой запущенности. Рассмотрим несколько из них:
1. Задержка психического развития с церебрастеническим синдромом.
Среди возможных причин, приводящих к данной патологии, чаще всего обнаруживаются частые или тяжелые истощающие заболевания и травмы черепа в течение первых лет жизни ребенка. Нередко эти факторы сочетаются с неблагоприятными условиями воспитания в семье (конфликтующие семьи, распавшиеся семьи, семьи с родителями алкоголиками).
Учителя массовых школ отмечают, что дети с первых этапов обучения обнаруживают свою несостоятельность в овладении навыками чтения, письма и счета. На уроках концентрируют внимание на 10-15 минут. После чего, утомляясь, становятся либо вялыми, сонливыми, рассеянными, сидят в расслабленной позе, ложатся на парту, зевают. Либо становятся суетливыми, раздражительными, капризными, чрезмерно отвлекаются. К концу занятий в школе дети практически утрачивают работоспособность, жалуются на слабость, головную боль, плачут, отказываются от продолжения занятий. Попытка учителей массовых школ не знакомых с данной категорией детей, проводить с этими учениками дополнительные занятия после уроков, как и стремление родителей интенсифицировать их занятия дома (нередко в сочетании с наказанием за “лень”) еще больше усугубляют ситуацию. Как правило, дети, глубоко переживая свою неуспеваемость и безуспешно пытаясь ее ликвидировать, постепенно утрачивают интерес к учебе. Они начинают отрицательно относится к школе, учителям, хорошо успевающим ученикам, ищут пути самоутверждения в играх во дворе, начинают убегать из школ, интернатов, из дома, знакомятся на улице с ребятами, предпочитающими свободное времяпрепровождение учебным занятиям, и за мелкие правонарушения, совершаемые в таких компаниях, оказываются на учете в детских комнатах милиции .
2.Психофизический инфантилизм. В подростковом возрасте выражается иногда в том, что они любят выделиться каким-то образом, причем не только перед окружающими, но и перед самим собой. Позируя перед людьми младший подросток первоначально приноравливает свое поведение к поведению взрослых людей, но когда цель достигнута позирование становится эмоционально привлекательным и из средства превращается в самоцель. И с этого момента младший подросток перестраивает картину поведения в соответствии с той ролью, которую он для себя выбрал. Потребность эта настолько значима для подростка, что оказывает влияние на все стороны его жизни. Стремление воплотить эту цель в реальность может вылиться в другие формы поведения. Но не при каких обстоятельствах не адаптируется подросток к положению “худшего”. И , взрослые, избавляя его от угрозы оказаться в таком положении “худшего” открывают путь к установлению эмоционального контакта с ним.
3. ЗПР при семейно-бытовой запущенности. Неблагоприятная семейная ситуация тоже может способствовать отставанию психического развития ребенка. Семья с бессодержательным, бездуховным бытом, с алкоголизмом, распадающиеся семьи с частыми скандалами, порождают явление безнадзорности к своему ребенку. У таких детей в младшем подростковом периоде не формируется чувства ответственности за свои действия. Они руководствуются в различных ситуациях своим эмоциональным настроением. Они нетерпеливы, непоседливы, стремятся к получению удовольствий. Возникновение трудностей при обучении в школе вызывают у них негативное отношение к процессу обучения. Тогда настает общий дефицит необходимой информации, что еще больше тормозит развитие интеллектуальных процессов.
Этим детям может помочь медико-психологическая педагогическая деятельность. Когда биологическая терапия сочетает в себе общеукрепляющие, стимулирующие и седативные средства. А педагогическая коррекционная работа ведется с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности интеллекта, и эмоциональной сферы детей.
Эмоциональные расстройства могут существовать и во многих других нормах. К их числу относятся абсессивно-компульсивные, ипохондрические состояния и реакции “истерической конверсии”. Это может выразиться и в навязчивых мыслях и в эмоциях.
Возникнув, навязчивое состояние становится средством контроля покоя семьи. В этом случае реакция семьи в отношении поведения ребенка должна быть изменена. Это невротическое расстройство, в основе которого лежит слишком сильное эмоциональное состояние тревоги, проявлением которой и являются симптомы нарушенного поведения.
Реакциями “истерической конверсии” называются расстройства в которых физические симптомы возникают на психологической основе. Переживаемые человеком тревожные состояния были превращены в физические симптомы. В действительности большинство детей с истерическими конверсивными реакциями, проявляют черты сильной тревоги и страданий, хотя их отношение к физическим симптомам часто может быть и безразличным.
В качестве последнего можно рассмотреть ипохондрический синдром. Этот синдром проявляется в неоправданных или преувеличенных жалобах на физическое состояние. Чаще всего это жалобы на боли в голове, животе, спине. Так, например, подросток может усвоить то, что жалуясь на боли в животе можно пропускать занятия в школе, или вызвать усиленное материнское внимание. Эти факторы обнаруживают связь с психическими осложнениями эмоциональной сферы подросткового возраста.
Разумное и правильное семейное воспитание, в достаточно благополучной семье, с разумными требованиями и наказаниями, с уважением к личности подростка приносят свои положительные результаты в эмоциональном, психофизическом и гармоническом развитии личности подростка.
Что такое «кумир» семьи? Что включает в себя воспитание по типу «золушки»? Какие черты характера приобретает ребёнок при стиле воспитания гиперопеки? Гипоопеки? Акцентуированная личность – это норма или патология? Какие виды акцентуации личности Вы знаете? Что следует понимать под выражением «задержка психического развития»? Какие виды ЗПР могут возникнуть при семейно-бытовой запущенности? Какие осложнения эмоциональной сферы подросткового возраста Вы можете назвать?
Ситуация 1 Отец Коли Б. отличался повышенной требовательностью, переходящей в жестокость к сыну, За малейшее неповиновение или неуспехи в учебе он наказывал его физически, т.е. избивал. Мальчик естественно панически боялся отца, а именно этих наказаний. Стал лживым, делал все, чтобы малейшая жалоба на него не дошла до отца. В то же время мать очень жалела его и покрывала все его проступки, чтобы избежать наказаний сына. В школе Коля вел себя примерно также как и вел себя его отец. Он был агрессивен, избивал более младших и слабых, грубил учителям, подделывал оценки и подписи в дневнике т.к. учился он плохо. В дворовой компании он также отличался жестокостью по отношению к младшим и быстро попал в зависимость к преступным элементам, которые заставляли его сначала воровать деньги у матери, а затем, принимать участие в разбойных нападениях. По отношению к отцу он был послушным ребенком, не вызывающим в отце беспокойства. Отношения с матерью были совершенно другими. Он грубил ей, не выполнял ее требования, знал о том, что она его любит и скроет все его дела от отца. В результате в компании, при ограблении на улице, он был задержан милицией за преступление. Какой тип воспитания использует отец для воспитания Коли? Почему, по - Вашему Коля оказался в плохой компании?
Ситуация 2. Аня К. 12 лет. Воспитывается в благополучной семье, родители которой государственные служащие. В достаточной мере серьезно и внимательно они относятся к воспитанию дочери. Но не всегда это происходит при наличии должного эмоционального контакта. Они придерживаются стиля воспитания, который строится на внушении девочке норм поведения и правил, принятых в обществе, считая ее еще маленькой. В кругу своих сверстников, где идет тенденция к тому, что они уже “взрослые”, она ведет себя совершенно по другому, чем дома. Обучение в школе у нее достаточно успешное и не вызывает тревог у родителей. Дружескими ее общениями и контактами вне дома они интересуются не достаточно серьезно. Аня К. в нешкольное время познакомилась с более старшими девочками, интересы которых определялись тем, что носили развлекательный, нездоровых характер. Они курили, употребляли алкоголь, наркотики, водили ее в сомнительные компании. В результате родители стали замечать неадекватное поведение девочки. Иногда она была чересчур возбуждена, оживлена, отличалась жизнерадостностью, повышенным аппетитом, что в общем-то по стилю характера за довольно сдержанной девочкой не замечалось. В другие дни у нее наступали признаки необычайной раздражительности, грубости по отношению к матери, которые заканчивались истерикой, беспричинными слезами и депрессивным состоянием. Какого типа воспитания придерживается семья Тани? Как такой тип воспитания отразился на Тане? Что лежит в основе неадекватного поведения Тани? Что следует предпринять?
Раздел 4. Дивиантное поведение
В литературе о переходном возрасте часто фигурирует понятие “трудный” подросток. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Проблемное поведение часто называют дивиантным, отклоняющимся.
Дивиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали.
Дивиантное поведение подразделяется на 2 большие категории:
Во-первых - это поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии или пограничного с ней состояния.
Во-вторых - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.
Существует понятие психической нормы, при которой наблюдается максимальное приближение субъективных образов к отраженным объектам действительности. Эмоциональный он при этом не страдает. Имеются адекватные реакции, способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций, происходит самоутверждение в коллективе без ущерба для его остальных членов. При психических заболеваниях в силу патологической деятельности мозга, нарушается регуляция адекватной действительности поведения человека.
Однако между нормой и болезнью располагаются такие состояния людей, которые не могут полностью удовлетворить ни критериям нормы, ни понятиям болезни. Например, поведение человека в период возрастного кризиса нередко резко отличается от того, как он вел себя в недавнем прошлом и как он будет себя вести в недалеком будущем. В кризовые моменты жизни способ действий человека часто характеризуется неадекватностью и неадаптивностью, так как прошлые формы реагирования и поведения “устарели”, а новые еще не сформировались. Но в то же время возрастные кризы наблюдаются в относительно кратковременные периоды жизни у всех людей и болезнью не считаются.
В настоящее время группа ученых психологов и психиатров, глубоко изучая так называемые трудности подросткового возраста, выявили несколько пограничных состояний между психической нормой и болезнью, которые заключаются в психопатиях и акцентуациях личности трудного подростка. А также речь идет и о задержках психического развития, обусловленных разными причинами. В зависимости от этиологии психопатий выделяют в основном три группы:
1) конституционные или “ядерные” психопатии;
2) “органические” психопатии или психоподобные изменения личности в силу органического поражения головного мозга;
3)патохарактерологические развития личности или“краевые” психопатии.
Рассмотрим варианты психопатических личностей внутри указанных классификационных групп. При этом следует иметь в виду, что мы опишем не все варианты психопатий, а лишь основные, которые чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте и с которыми чаще всего может столкнуться семейная медицинская сестра.
Конституционные или “ядерные” психопатии
В этой группе наиболее отчетливо представлены следующие формы психопатий.
а) Гиперетимные психопаты - это люди, которые с раннего возраста обращают на себя внимание слегка приподнятым фоном настроения. Они редко огорчаются, и если такое случается, то ненадолго. Обычно они энергичны, инициативны, предприимчивы. У них имеется масса интересов, желаний и планов, которые идут друг за другом неупорядоченно и, нередко, внахлест. Берясь за многие дела одновременно, они, как правило, не доводят до конца большинство замыслов. Эти дети нетерпеливы, неусидчивы, любят заниматься в различных кружках, но до тех пор, пока не потребуется систематический и упорный труд. Они во многих вопросах дилетанты. В подростковом возрасте любят проводить время в веселых компаниях, склонны к азартным играм, приключениям, риску.
Из любопытства могут рано познакомиться с алкоголем, курением, наркотиками, сексуальной жизнью. Алкоголизация представляет для гипертимов серьезную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компаниях с приятелями. Предпочитают неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регулярных выпивок.
Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где "кипит жизнь", они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу. Всюду они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду, модные "хобби".
б) Гипотимные психопаты. Иначе их называют “конституционально депрессивные” психопатические личности. Это люди, которые с раннего возраста чаще всего пребывают в сниженном настроении, поэтому много брюзжат, ворчат, выказывают неудовольствие по любому поводу, омрачают любую радость и праздник окружающих людей. Они не умеют и не хотят радоваться чему-либо и даже в какой-то степени боятся этой радости, так как считают, что за то, что им сейчас хорошо, в дальнейшем будет еще хуже. Это лица глубоких интересов и взглядов, но неисправимые пессимисты в учебе, работе, семейной жизни. Они обычно старательны, исполнительны, аккуратны. Друзей имеют мало. В дружбе, вкусах и увлечениях отличаются постоянством. В школе учатся спокойно, ровно, стабильно по всем предметам.
в) Эмоционально неустойчивые психопаты. С дошкольного возраста они обнаруживают беспричинные колебания настроения даже в течение одного дня. Их активность, желания, интересы и планы идут как бы вслед за настроением и столь же внезапно переменчивы. В периоды хорошего настроения они принимают решения и совершают поступки, в которых в период сниженного настроения раскаиваются, хотя обьективно ничего дурного не совершали. В школе учатся неровно по одному и тому же предмету, так как занимаются то с желанием и успешно, то утрачивают интерес, не верят в собственные способности и не видят смысла в занятиях. Перепады в установках, интересах, оценках людей делают их трудными в общении, дружбе, в жизни, в коллективе.
г) Возбудимые психопаты. Обычно это люди с холерическим темпераментом, и их характер во многом соответствует этому типу темперамента. Они стремительны, порывисты, плохо переносят ситуации ожидания. Легко дают аффекты гнева по малозначительным поводам, но аффекты их непродолжительны и часто заканчиваются чувством вины, раскаянием, когда они просят прощения за свое поведение, обещают больше так не поступать, однако через некоторое время все повторяется сначала.
д) Взрывчатые или “эпилептоидные” психопаты. Как правило, эти люди неторопливы в движениях, мыслях и действиях. Они сдержаны, сохраняют невозмутимость во многих эмоционально насыщенных ситуациях. Аккуратны, обстоятельны до мелочности и педантизма. Любят порядок во всем и неукоснительно требовательны в этом отношении к другим и к себе. Это люди жестких привычек, правил, шаблонов и умеренности во всем. Однако их невозмутимость в кризисных ситуациях сменяется мощным и длительным гневом с разрушительными и агрессивными действиями, во время которых могут страдать и невинные люди. Они долго помнят нанесенную им обиду и отличаются мстительностью.
е) Психопаты склонные к порождению сверхценных идей. Для них характерно то, что содержание сверхценных идей и направленность усилий по реализации идей редко меняются в течении жизни. В зависимости от содержания моноидей стоит и конкретное название психопатии.
ж) Астеничная форма психопатии. С раннего возраста они боятся препятствий в достижении целей. Им плохо дается преодоление любых трудностей, мобилизация усилий. Они считают себя хрупкими, болезненными и полагают, что если бы не это, то все бы у них получилось как нужно.
з) Психопаты-психоастеники. Самым трудным для них в жизни является процесс принятия решений. Они в течении всей жизни постоянно сомневаются в выборе целей и средств для их достижения. Причем, одни из них мучаются борьбой мотивов сами, другие же, будучи несамостоятельными, вновь и вновь обращаются за советами к окружающим. Обычно они робки и застенчивы.
и) Истероидные психопаты. Одним из центральных свойств личности истероидных психопатов является эгоцентризм и стремление любой ценой быть в центре внимания окружающих. Находясь в любом коллективе, они стремятся к лидерству. Причем в зависимости от интересов группы, они и выполняют соответствующую роль, поэтому из них вырастают люди при искусстве, при науке, при спорте. Реальные же успехи в деятельности их мало волнуют, так как им важно показаться для окружающих кем-либо, а не быть таковыми на самом деле. Им необходима атмосфера обожания, восхищения и поклонения, тогда они могут приложить и усилия для достижения реальных успехов. Среди них встречаются патологические лгуны, которые всю жизнь любят фантазировать и обманывать окружающих. Причем делают это достаточно бескорыстно. Таких психопатов называют псевдологами. Но среди истероидных психопатов есть лгуны, которые и сами начинают верить в собственную ложь, подменяя реальную жизнь вымышленными событиями, о чем убежденно и искренне сообщают окружающим. Таких людей называют “фантастами”.
“Органические” психопатии
Вторая группа психопатий представлена психоподобными изменениями личности вследствие органического поражения головного мозга. Если повреждение мозга произошло внутриутробно или в первые годы жизни, то идет процесс формирования психопатических черт личности.
Среди этой группы психопатий наиболее отчетливо выступают две их формы: безтормозная и возбудимая:
а) Безтормозные или неустойчивые психопаты. Этим личностям свойственно, прежде всего, стремление к удовольствиям, которые можно получить без особых усилий. У них наблюдается жажда сенсорных впечатлений при отсутствии глубины анализа воспринимаемых явлений.
б) Возбудимые психопаты. В первые десятилетия двадцатого века таких людей называли “социопатами”, или “врагами общества”. Роль инстинктов в их жизни резко усилена. Будучи голодными, они отбирают еду у окружающих, а при сопротивлении избивают жестоко, часто садистски. В драках они безудержны, причем повод для драки не ищут, а без разбора могут напасть на любого, кто в данный момент будет проходить мимо них.
“Краевые” психопатии
Третья группа психопатий представлена патохарактерологическими развитиями личности. Формируется эта группа из-за длительно существующих неблагоприятных условий воспитания. Этот вариант отклонений в развитии можно лишь условно отнести к психопатиям, так как при благоприятной микросреде и достаточном развитии самоанализа и самоконтроля в дальнейшей жизни возможна коррекция дисгармонических свойств личности и исчезновение нежелательных характерологических проявлений.
Поделитесь с Вашими друзьями: |