Преподаватель – к.б.н. Грибкова О.В.
Аттестации по дисциплине «Нейрофизиология»
по направлению бакалавр психологии
Дисциплина изучается в течение одного семестра. Во время изучения дисциплины каждый студент обязан усвоить теоретическое содержание дисциплины, выполнить задания, предусмотренные планом практических занятий. Тематика практических занятий считается освоенной, если студент успешно отвечает на вопросы устных и письменных опросов. К итоговой аттестации допускаются только те студенты, которые предоставили отчет о выполненных практических занятиях. В противном случае студент к итоговой аттестации не допускается.
Итоговая аттестация осуществляется в форме зачёта.
Содержание учебного курса
Тема 1. Общая физиология ЦНС
Предмет и задачи нейрофизиологии. Значение нейрофизиологии для понимания механизмов психики. Клиническая нейрофизиология. Функции ЦНС и методы их изучения. Функции нейроглии. Основные физиологические свойства нейрона.
Тема 2. Процесс нервного возбуждения
Характеристика возбуждения как основного нервного процесса. Потенциал покоя. Потенциал действия. Распространение нервного импульса по нервным волокнам. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам.
Тема 3. Процесс нервного торможения
Характеристика торможения как основного нервного процесса, его физиологическое значение. Открытие центрального торможения (опыт Сеченова И.М.). Тормозные нейроны и синапсы. Медиаторы тормозных синапсов. Первичное и вторичное торможение в ЦНС.
Тема 4. Синапсы
Синапс как основной вид межнейронного взаимодействия в ЦНС (Шеррингтон Ч., Экклс Дж.). Возбуждающие синапсы и медиаторы. Особенности проведения возбуждения через химический синапс. Многообразие нейромедиаторных систем. Нейропептиды (роль тахикининов и опиоидов). Последствия нарушения синаптической передачи в ЦНС. Эфапс.
Тема 5. Рефлекторная деятельность ЦНС
Развитие представлений о механизмах деятельности мозга. Рефлекс как основной принцип деятельности ЦНС (Р. Декарт, И. Прохазка, И.М. Сеченов, И.П. Павлов). Рефлекторная дуга. Рецептивное поле рефлекса. Время рефлекса. Рефлексометрия. Виды рефлексов.
Тема 6. Нервный центр и координация деятельности ЦНС
Понятие о нервном центре (И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский). Основные свойства нервных центров. Реакция мозга на гипоксию и асфиксию. Координация рефлекторной деятельности ЦНС: механизм обратной связи, принцип реципрокной иннервации (Н.Е. Введенский, Ч. Шеррингтон), принцип доминанты (А.А. Ухтомский).
Самостоятельное изучение тем:
1. Последствия нарушения синаптической передачи в ЦНС.
2. Реакция мозга на гипоксию и асфиксию.
3. Классификации рефлексов.
Вопросы к зачету
1. Функции ЦНС. Принципиальные отличия деятельности спинного и головного мозга.
2. Методы изучения функций ЦНС.
3. Физиологические свойства нейрона.
4. Понятие о процессе возбуждения, его характеристика и отличия от торможения. Признаки возбуждения.
5. Мембранно-ионная теория возбуждения.
6. Потенциал действия, ионная природа.
7. Структурно-функциональная классификация нервных волокон.
8. Механизмы распространения нервного импульса по безмякотным и мякотным нервным волокнам.
9. Механизм и особенности проведения возбуждения через химический синапс, значение данного явления. Эфаптическая передача возбуждения в ЦНС.
10. Понятие о процессе торможения и его значение в деятельности ЦНС.
11. История развития представлений о биоэлектрических явлениях. Открытие центрального торможения. Опыт Сеченова.
12. Виды торможения в ЦНС. Механизмы первичного торможения.
13. Виды торможения в ЦНС. Механизмы вторичного торможения.
14. Развитие представлений о рефлекторной деятельности ЦНС.
15. Рефлекторная теория И.П. Павлова (принципы).
16. Рефлекс как основной принцип деятельности ЦНС. Рецептивное поле рефлекса. Рефлекторная дуга. Время рефлекса.
17. Классификации рефлексов.
18. Понятие о нервном центре. Общие свойства нервных центров.
19. Принципы, лежащие в основе координации рефлекторной деятельности ЦНС.
20. Доминанта как механизм координации рефлекторных реакций и поведения, пути прекращения доминанты.
Поделитесь с Вашими друзьями: |