«Основы нейробиологии»
Темы лекций
-
Введение. Предмет нейробиологии. Место нейробиологии среди естественных и гуманитарных наук. Практическое значение нейробиологии. История формирования современных представлений о механизмах работы мозга. Методы изучения деятельности мозга. Методы изучения поведения.
-
Нервная ткань. Глия: классификация, функциональное значение. Нейроны: строение, классификация, функциональное значение. Потенциал покоя и потенциал действия. Синаптическая передача. Гормоны, нейромедиаторы, вторичные посредники.
-
Структурная организация нервной системы. Развитие нервной системы в онтогенезе. Строение периферической и центральной нервной системы. Строение и принципы организации коры больших полушарий. Цитоархитектонические карты.
-
Общие принципы функционирования мозга. Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия. Иерархическая и параллельная организация мозговых процессов. Нейрофизиология мотиваций и эмоций. Нейрофизиология сна и бодрствования, активирующие системы мозга. Нейрофизиология движения.
-
Сенсорная физиология. Нейрофизиология и психофизиология зрения. Нейрофизиология и психофизиология слуха.
-
Обучение и память. Формы обучения: привыкание, сенситизация, импринтинг, подражание, ассоциативное обучение (классические и инструментальные условные рефлексы), когнитивное обучение. Виды и формы памяти. Современные представления о клеточных и молекулярных механизмах памяти.
-
Первая и вторая сигнальные системы по И.П.Павлову. Инстинктивное поведение животных и человека. Коммуникация у животных: врожденные средства обмена информацией с помощью акустических, зрительных, химических, тактильных сигналов. Ритуализация как форма врожденной коммуникации. Врожденная коммуникация у человека. Отличия речи человека (второй сигнальной системы) от врожденной коммуникации.
-
Локализация психических функций в коре больших полушарий мозга человека. История представлений о локализации функций: локализационизм и эквипотенциальность. Межполушарная асимметрия.
-
Физиологические механизмы речи. Основные речевые центры, связи между ними. Модель Вернике-Гешвиндта. Основные формы нарушения речи (афазии).
-
Изучение элементов интеллекта и сознания у животных. Рассудочная деятельность по Л.В.Крушинскому. Орудийная деятельность. Способности к символизации, абстракции и обобщению у животных как предпосылки развития интеллекта человека. Элементы сознания у животных. Обучение человекообразных обезьян языкам-посредникам.
-
Развитие мозга в эволюции человека. Мышление и речь. Развитие мозга в ходе эволюции человека. Формирование мышления, речи, сознания, материальной культуры современного человека.
-
Подведение итогов. Уровни организации работы мозга. Психофизиологическая проблема. Нейрофизиология внимания. Нейрофизиологические подходы к изучению сознания человека.
Литература
Основная:
Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект пресс. 2000
Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. М., 2003
Дополнительная:
Морфология нервной системы. Под ред. Бабминдра В.П. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988
Зорина З. А., Смирнова А. А. О чем рассказали "говорящие" обезьяны. М.: Языки славянских культур, 2006
Зорина З.А. Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М., 2001.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М: Изд-во МГУ. 1973.
Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.
Николлс Дж.Г., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж. и др. От нейрона к мозгу. М.: УРСС, 2003
Смит К. Биология сенсорных систем. М.: Изд-во "Бином", 2005
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. 1976, 1993, 1999, 2003.
Физиология человека. В 3-х томах. Под редакцией Р. Шмитдта и Г. Тевеса. М.: Мир. 1998.
Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Анатомия центральной нервной системы. Ростов-на-Дону, Изд-во "Феникс", 2005
Шеперд Г. Нейробиология. В 2-х томах М: Мир, 1987
Поделитесь с Вашими друзьями: |