ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс всемирной музыкальной литературы предусматривает последовательное изучение длительного исторического пути развития музыкального искусства. Эта наука дает музыкально-исторические сведения о жизненном пути и творческой деятельности композиторов, раскрывает соотношения традиционного и новаторского в музыке композиторов различных школ и творческих группировок.
Курс всемирной музыкальной литературы связан с целенаправленным анализом мелодического, гармонического и структурного своеобразия разбираемых сочинений, определением их стилевых и жанровых особенностей. Программа курса предусматривает изучение музыкального искусства в связи с социально-историческими процессами, а также на широком историко-культурном фоне, включающем как собственно музыкальные, так и нравственно эстетические проблемы.
Одними из важнейших задач курса являются приобщение учащихся к широким художественным и философским обобщениям, формирование эстетического и музыкального вкуса, а также способность самостоятельно оценивать произведения искусства.
В процессе изучения дисциплины «Всемирная музыкальная литература» должны применяться технические средства (аудио и видеотехника, мультимедиа и другие), что, несомненно, повышает интерес к изучаемой дисциплине, а также дает возможность не только услышать, но и «увидеть» музыкальные произведения (фрагменты оперных и балетных спектаклей, фольклорных действ, художественных фильмов о композиторах, нотный текст, партитуры и т.п.).
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
-
Семестр
|
Кол-во
недель
|
Кол-во часов
|
1
|
19
|
19
|
2
|
20
|
20
|
3
|
18
|
28
|
4
|
20
|
31
|
5
|
18
|
36
|
6
|
15
|
30
|
7
|
18
|
36
|
8
|
14
|
28
|
ВСЕГО 228
|
Тематический план
Раздел, тема
|
Количество часов
|
Всего
|
Практических
|
І курс 1 семестр
|
Раздел 1. Зарубежная музыкальная литература.
|
|
|
1.1. Развитие западноевропейской музыки до середины XVIII в.
|
1
|
1
|
1.2. И.С.Бах – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
1.3. И.С.Бах – органная музыка.
|
2
|
2
|
1.4. И.С.Бах – инструментальная музыка. Сюиты ХТК.
|
2
|
2
|
1.5. И.С.Бах – вокально-хоровое творчество.
|
2
|
2
|
1.6. Венская классическая школа. Сонатно-симфонический цикл.
|
2
|
2
|
1.7. И.Гайдн – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
1.8. В.А.Моцарт – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
1.9. В.А.Моцарт – симфоническое творчество. Симфония №40.
|
2
|
2
|
1.10. В.А.Моцарт – инструментальное творчество. Реквием.
|
2
|
2
|
|
19ч.
|
19ч.
|
І курс 2 семестр
|
Раздел 2. Зарубежная музыкальная литература.
|
|
|
2.1. Л.В.Бетховен – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
2.2. Л.В.Бетховен – фортепианное творчество. Соната № 8, 14, 23.
|
2
|
2
|
2.3. Л.В.Бетховен – симфоническое творчество.
|
2
|
2
|
2.4. Романтизм в западноевропейской музыке.
Ф. Шуберт – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
2.5. Ф.Шуберт – инструментальная музыка. Симфоническое творчество.
|
2
|
2
|
2.6. Р.Шуман – жизненный и творческий путь.
|
1
|
1
|
2.7. Р.Шуман – сюита «Карнавал».
|
1
|
1
|
2.8. Ф.Шопен – жизненный путь. Общая характеристика творчества.
|
2
|
2
|
2.9. Ф.Шопен – фортепианное творчество.
|
2
|
2
|
2.10. Ф.Лист – жизненный и творческий путь.
|
1
|
1
|
2.11. Ф.Лист – фортепианное творчество.
|
2
|
2
|
Обязательная контрольная работа.
|
1
|
1
|
|
20ч.
|
20ч.
|
ІІ курс, 3 семестр
|
Раздел 3. Зарубежная музыкальная литература.
|
|
|
3.1. Ж.Бизе – жизненный и творческий путь.
|
1,5
|
1,5
|
3.2. Ж.Бизе – опера «Кармен».
|
2
|
2
|
3.3. Дж.Верди – жизненный и творческий путь.
|
1,5
|
1,5
|
3.4. Дж.Верди – оперное творчество.
|
1,5
|
1,5
|
3.5. Дж.Верди – опера «Аида».
|
2
|
2
|
3.6. Дж.Верди – опера «Риголетто».
|
2
|
2
|
3.7. Э.Григ – жизненный и творческий путь.
|
1,5
|
1,5
|
3.8. Э.Григ – сюита «Пер Гюнт».
|
2
|
2
|
3.9. Э.Григ – фортепианное творчество.
|
2
|
2
|
3.10. Импрессионизм в западноевропейской музыке. К.Дебюсси – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
3.11. Музыкальная культура ХХ столетия (1-ая половина).
|
2
(1+1)
|
2
(1+1)
|
3.12. Музыкальная культура Германии, Австрии.
|
1,5
|
1,5
|
3.13. Музыкальная культура Франции.
|
1,5
|
1,5
|
3.14. Музыкальная культура США и стран Латинской Америки.
|
2
(1+1)
|
2
(1+1)
|
3.15. Музыкальная культура ІІ-ой половины ХХ столетия.
|
2
(1+1)
|
2
(1+1)
|
|
27ч.
|
27ч.
|
ІІ курс 4 семестр
|
Раздел 4. Русская музыкальная литература.
|
|
|
4.1. Развитие музыкальной культуры I половины ХІХ века. Русские композиторы А.Алябьев, А.Гурилёв, А.Варламов.
|
1,5
|
1,5
|
4.2. М.И.Глинка – жизненный и творческий путь.
|
1,5
|
1,5
|
4.3. М.И.Глинка – оперное творчество. Опера «Иван Сусанин».
|
1,5
|
1,5
|
4.4. М.И.Глинка – симфоническое и вокальное творчество.
|
1,5
|
1,5
|
4.5. А.Даргомыжский – жизненный и творческий путь.
|
1,5
|
1,5
|
4.6. А.Даргомыжский – романсы и песни – вокальное творчество.
|
1,5
|
1,5
|
4.7. Русская музыка 60-х годов ХІХ века. «Могучая кучка».
|
1,5
|
1,5
|
4.8. А.П.Бородин – жизненный и творческий путь.
|
1,5
|
1,5
|
4.9. А.П.Бородин – опера «Князь Игорь».
|
1,5
|
1,5
|
4.10. А.Бородин – симфоническое, вокальное творчество.
|
1,5
|
1,5
|
4.11. М.П.Мусоргский – жизненный и творческий путь.
|
1,5
|
1,5
|
4.12. М.П.Мусоргский – оперное творчество. Опера «Борис Годунов».
|
1,5
|
1,5
|
4.13. М.П.Мусоргский – «Картинки с выставки».
|
1,5
|
1,5
|
4.14. Н.А.Римский-Корсаков – жизненный и творческий путь.
|
1,5
|
1,5
|
4.15. Н.А.Римский-Корсаков – оперное творчество. Опера «Снегурочка».
|
1,5
|
1,5
|
4.16. Симфоническое творчество Н.А.Римского-Корсакова. Сюита «Шехеразада».
|
1,5
|
1,5
|
4.17. П.И.Чайковский – жизненный и творческий путь.
|
1,5
|
1,5
|
4.18. П.И.Чайковский – оперное творчество. Опера «Евгений Онегин».
|
1,5
|
1,5
|
4.19. П.И.Чайковский – фортепианное и вокальное творчество.
|
2
|
2
|
4.20. П.И.Чайковский – балетное творчество.
|
2
|
2
|
|
31ч.
|
31ч.
|
ІІІ курс 5 семестр
|
Раздел 5. Русская музыкальная литература.
|
|
|
5.1. Русская музыка конца XIX в. – начала ХХ в.
|
2
|
2
|
5.2. А.Скрябин – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
5.3. А.Скрябин – симфоническое и фортепианное творчество.
|
2
|
2
|
5.4. С.В.Рахманинов – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
5.5. С.В.Рахманинов – симфоническое творчество.
|
2
|
2
|
5.6. С.В.Рахманинов – опера «Алеко», вокальное творчество.
|
2
|
2
|
5.7. С.В.Рахманинов – произведения для фортепиано.
|
2
|
2
|
5.8. И.Стравинский – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
5.9. И.Стравинский – ранние балеты.
|
2
|
2
|
5.10. Итоговое занятие по разделу «Русская музыкальная литература».
|
2
|
2
|
Раздел 6. Советская музыкальная литература.
|
|
|
6.1. Обзор развития советской музыки.
|
2
|
2
|
6.2. Массовая песня в годы Гражданской войны, 20-30-е годы.
|
2
|
2
|
6.3. Массовая песня в годы Великой Отечественной войны.
|
2
|
2
|
6.4. Массовая песня в послевоенный период.
|
2
|
2
|
6.5. С.С.Прокофьев – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
6.6. С.С.Прокофьев – балетное творчество. Балет «Ромео и Джульетта».
|
2
|
2
|
6.7. С.С.Прокофьев – опера «Война и мир».
|
2
|
2
|
6.8. С.С.Прокофьев – кантата «Александр Невский».
|
2
|
2
|
|
36ч.
|
36ч.
|
ІІІ курс 6 семестр
|
Раздел 7. Советская музыкальная литература.
|
|
|
7.1. Д.Д.Шостакович – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
7.2. Д.Д.Шостакович – симфоническое творчество. Симфония №7.
|
2
|
2
|
7.3. Д.Д.Шостакович – опера «Екатерина Измайлова». Вокально-хоровое творчество.
|
2
|
2
|
7.4. А.Хачатурян – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
7.5. А.Хачатурян – балетное творчество.
|
2
|
2
|
7.6. Дм. Кабалевский – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
7.7. Дм. Кабалевский – песни для детей и юношества.
|
2
|
2
|
7.8. Г.В.Свиридов – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
7.9. Г.В.Свиридов – вокально-хоровое творчество. Кантатно-ораториальное творчество.
|
2
|
2
|
7.10. Т.Хренников – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
7.11. Р.Щедрин – жизненный и творческий путь.
|
2
|
2
|
7.12. Обзор творчества современных композиторов России. Московская композиторская школа.
|
4
|
4
|
7.13. Обзор творчества современных композиторов России. Петербургская композиторская школа.
|
2
|
2
|
|
30ч.
|
30ч.
|
|
|
IV курс 7 семестр
|
Раздел 8. Белорусская музыкальная литература.
|
|
|
8.1. Этапы развития белорусской музыкальной культуры Х-ХІХ вв. Музыкальная культура Х–ХІІІ вв.
|
2
|
2
|
8.2. Музыкальная культура XIV – 1-ой половины XVI вв.
|
2
|
2
|
8.3. Музыкальная культура 2-ой половины XVI в. – 1-ой половины XVIII в.
|
2+2
|
2+2
|
8.4. Музыкальная культура 2-й половины XVIII в.
|
2+2
|
2+2
|
8.5. Музыкальная культура ХІХ столетия.
|
4
|
4
|
8.6. Этапы развития белорусской музыкальной культуры ХХ столетия.
|
2
|
2
|
8.7. Характеристика творчества Н.Чуркина.
|
2
|
2
|
8.8. Характеристика творчества Н.Аладова.
|
2
|
2
|
8.9. Характеристика творчества Ев.Тикоцкого.
|
2
|
2
|
8.10. Характеристика творчества А.Туренкова, Г.Пукста.
|
2
|
2
|
8.11. Творческие портреты Н.Равенского, Н.Щеглова, В.Золотарёва.
|
2
|
2
|
8.12. Творческие портреты М.Крошнера, Дм.Лукаса.
|
2
|
2
|
8.13. Характеристика творчества А.Богатырёва.
|
2
|
2
|
8.14. Характеристика творчества П.Подковырова.
|
2
|
2
|
8.15. Характеристика творчества Л.Абелиовича.
|
2
|
2
|
|
36ч.
|
36ч.
|
IV курс 8 семестр
|
Раздел 9. Белорусская музыкальная литература.
|
|
|
9.1. Творческий портрет В.Оловникова.
|
2
|
2
|
9.2. Характеристика творчества Г.Вагнера.
|
2
|
2
|
9.3. Творческий портрет Е.Глебова.
|
2
|
2
|
9.4. Е.Глебов – симфонические и балетные произведения.
|
2
|
2
|
9.5. Характеристика творчества Дм.Смольского.
|
2
|
2
|
9.6. Дм.Смольский – оратории «Мая Радзіма», «Паэт».
|
2
|
2
|
9.7. Творческий портрет Ю.Семеняко.
|
2
|
2
|
9.8. Творческий портрет И.Лученка.
|
2
|
2
|
9.9. Характеристика творчества С.Кортеса.
|
2
|
2
|
9.10. Характеристика творчества А.Мдивани.
|
2
|
2
|
9.11. Белорусская музыка 80-90-х гг. ХХ в. Оркестровая музыка. Хоровая музыка. Камерная музыка. Вокально-песенное творчество.
|
7
|
7
|
Обязательная контрольная работа.
|
1
|
1
|
|
28ч.
|
28ч.
|
Содержание курса
I курс 1 семестр
1.1. Развитие западноевропейской музыки до середины XVIII в.
Зарождение буржуазных отношений. Барокко и классицизм в искусстве. Роль нового выразительного средства –гомофонии. Закрепление ладотональных функций. Развитие инструментальных жанров: сюиты, сонаты, concerto grosso, сольного концерта.
Школа французских клавесинистов. Характерные образы сочинений, сюитные циклы, значение изобразительного начала, программность. Черты галантности в творчестве Куперена и Рамо. Итальянская скрипичная школа. Сонатно-концертные жанры.
Развитие органной музыки в творчестве Фрескобальди, Пахельбеля, Букстехуде.
Возникновение и развитие оперы. Возникновение оперы в Италии. Отражение в ней идеалов позднего Возрождения. Истоки оперы. Флорентийская камерата. Мифологические сюжеты. Речитативный стиль оперы. Опера Монтеверди и Скарлатти. Опера-seria, рождение стиля bel canto. Французская лирическая трагедия Люли. Английская опера: Генри Пёрсел.
А. Вивальди. Цикл «Времена года», концерт для скрипки a- moll: I часть.
Г.Ф. Гендель. Concerto grosso g- moll, оратория «Мессия»
1.2. И.С.Бах – жизненный и творческий путь.
Значение творчества. Биографические сведения. Уникальность личности, отношение современников и потомков. Причины забвения композитора, открытия ХХ в., актуальность творчества Баха в наши дни. Вечные темы творчества. Жанровое разнообразие музыки Баха. Зависимость жанровых пристрастий от образа жизни и занимаемой должности в определённый период творчества. Эстетический идеал эпохи. «Художественное время» музыки Баха, особое значение статики, типичные аффекты, «вышагивание» музыки.
Клавирная музыка. Бах – новатор клавирного исполнительства: усовершенствование техники игры на клавире, введение в употребление 24-х тональностей, разнообразие образного строя. Произведения: французские и английские сюиты, два тома ХТК, инвенции и другие. Символика музыки Баха.
Инструментальная музыка – музыка «дух увеселяющая». «Бранденбургские концерты». Бах – создатель клавирного сольного концерта. Значение концертов Вивальди для Баха, переложение и обработка скрипичных концертов.
Вокально-инструментальная музыка. Основной жанр – кантата. Строение: арии, протестанские хоралы, речитативы, хоры, дуэты. Арии lamento. «Страсти по Матфею» – высшее достижение в жанре «Страстей». Евангельский сюжет. Новаторство образного строя, человечность, сострадание мукам Христа. Месса си-минор. Причины обращения лютеранина-Баха к католической богослужебной музыке. Строение, кульминационные эпизоды. Оратории, Магнификат.
1.3. И.С.Бах – органная музыка.
Бах – величайший органист-импровизатор. Органная музыка – философская глубина, патетика, пафос и лирика, человечность. Два вида органных сочинений: 1)одночастные хоральные прелюдии;2)большие циклы, сложенные из прелюдий, фантазий и токкат с фугами. Хоральные прелюдии. Основные типы обработки хорала. Выразительные средства.
Хоральная прелюдия f-moll. Токката и фуга d-moll- один из наиболее значимых образцов органной музыки.
1.4. И.С.Бах – инструментальная музыка. Сюиты ХТК.
Скрипичные и виолончельные сонаты и партиты соло: принципы цикличности, разнообразие в использовании выразительных и технических возможностей инструмента.
Оркестровая музыка, её роль в творчестве Баха. Бранденбургские концерты – их образы, построение цикла. Оркестр Баха.
Клавирная музыка. Значение творчества Баха в развитии клавирной музыки (расширение ряда выразительных средств, использование новых приёмов игры, обновление традиционных жанров и создание новых, усовершенствование техники игры на клавире, введение в употребление 24-х тональностей, разнообразие образного строя). Символика музыки Баха. Основные группы клавирных сочинений.
Хорошо темперированный клавир. Круг образов. Особенность композиционной структуры. Соотношение прелюдий и фуг. Прелюдия – свободное- импровизационное сочинение, который получает у Баха самостоятельное сочинение.
Французские и английские сюиты.
1.5. И.С.Бах – вокально-хоровое творчество.
Главные достижения вокально-инструментальных жанров – создание монументальных драматических произведений для хора, преимущественно с духовной (религиозной) тематикой: пассионы, кантаты, оратории, мессы, мотеты, Магнификат.
Месса h-moll-выдающийся памятник всемирной музыкальной культуры. Её философская мысль, грандиозные масштабы и исполнительский состав; выход за рамки церковной музыки. Развитие контрастных драматургических сфер, композиция, полифоническое мастерство.
Страсти Матфею. Особенности воплощения евангельской легенды. Особенности жанра страстей. Значение хоров, хоралов, арий. Особенная роль ведущего.
1.6. Венская классическая школа. Сонатно-симфонический цикл.
Зарождение стиля классицизма в творчестве сыновей И.С.Баха – Ф.Э.Баха, И.К.Баха. Новый эстетический идеал эпохи – эпохи Просвещения. Замена полифонического типа фактуры гомофонно-гарминическим. Возрастание значения формообразования, принципы стройности, симметрии, уравновешенности, цельности, гармонии, красоты, совершенства. Рождение новых жанров инструментальной музыки.
Понятия: «сонатная форма», «сонатный цикл», «сонатно- симфонический цикл».
Сонатно-симфонический цикл: строение, образное содержание частей, драматургия цикла. Особенности сонатной формы, конфликтность как стержневая характеристика.
1.7. И.Гайдн – жизненный и творческий путь.
Значение творчества Й.Гайдна. Биографические сведения. Служба у князя Эстергази. Поездки в Лондон. Основные жанры творчества – симфония и квартет.
Гайдн – создатель классической симфонии и квартета. Эволюция жанра в творчестве композитора (симфония №49, «Прощальная», «Парижские» симфонии). 12 «Лондонских» симфоний – высшее достижение Гайдна. Симфония № 104.
Квартетное творчество. Значение композитора в жанре квартета. Характеристика особенностей жанра. «Русские» квартеты – образец зрелого стиля композитора.
Ораториальное творчество. Оратории «Сотворение мира» и «Времена года».
Фортепианные сонаты. Круг образов, родственные симфониям. Особенности фортепианного стиля и особенности сонатных циклов.
1.8. В.А.Моцарт – жизненный и творческий путь.
Значение творчества. Личность Моцарта – проблема оценки. Биографические сведения. Ребёнок-вундеркинд. Значение концертных поездок в разные страны. Значение Мюнхена, Парижа, Мангейма в художественном формировании Моцарта. Разрыв с зальцбургским архиепископом и переезд в Вену. Оперное творчество, его реформистское значение. Создание новых оперных жанровых разновидностей на основе традиционных.
Оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».
1.9. В.А.Моцарт – симфоническое творчество. Симфония №40.
Симфоническое творчество. Драматизм инструментального творчества. Поздние симфонии. Концерты.
Симфония Моцарта - образно-композиционное единство инструментального и оперного творчества. Создание симфонии нового типа. Расширение и углубление содержания, особенности её музыкально- драматической концепции. Новые черты симфонического цикла.
Симфония №40.
1.10. В.А.Моцарт – инструментальное творчество. Реквием.
Оркестр Моцарта.
Концерты для скрипки и фортепиано, их значение в эволюции концертного жанра. Структура концертов.
Фортепианное творчество, его значение в развитии пианизма. Особенности Моцартовского фортепианного стиля. Сонатный цикл и его особенности.
Реквием, его художественное значение. Драматическое содержание. Трактовка традиционного жанра духовной музыки. Развитие традиций Генделя и Баха. Особенности стиля.
І курс 2 семестр
2.1. Л.В.Бетховен – жизненный и творческий путь.
Значение. Периодизация. Ранний период творчества. Связь с эпохой классицизма. Зрелый стиль. Роль французской революции. Поздний стиль и романтизм.
2.2. Л.В.Бетховен – фортепианное творчество. Сонаты № 8, 14, 23.
Фортепианное творчество. Единство Бетховена-композитора и Бетховена-исполнителя. Фортепианные сонаты. Особенности стиля. Оркестральность. Жанр сонаты. Богатство содержания сонат. Эволюция: сонаты классицистские и предромантические. Строение цикла, образное содержание.
Сонаты № 8, 14, 23.
2.3. Л.В.Бетховен – симфоническое творчество.
Симфоническое творчество. Эволюция жанра. Объективное и субъективное в идейно-содержательном наполнении симфоний. Тема борьбы – ключевая тема творчества Бетховена. Бетховен – создатель героико-драматического типа симфонизма. Особенности строения цикла, оркестр, круг характерных интонаций.
Героико-драматические симфонии № 3, 5, 9 и их идейная концепция, конфликтность драматургии, качественно новый подход к сонатной форме и сонатно- симфонического цикла. Новаторская трактовка симфонического жанра в симфонии № 9, утверждение идеи братства народов.
Лирико- жанровые симфонии № 2 ,4 ,6 ,8. Особое место симфонии № 6.
Увертюра «Эгмонт» как пример программного симфонизма.
2.4. Романтизм в западноевропейской музыке. Ф. Шуберт – жизненный и творческий путь.
Ведущее направление западно- европейского искусства XIX столетия. Исторические предпосылки возникновения романтизма. Основные принципы романтической эстетики. Романтизм в литературе, поэзии, живописи, театре.
Музыкальный романтизм и его периодизация.
Самобытность проявления романтизма в разных национальных музыкальных школах. Основные романтические темы и образы. Соотношение жанров романтической музыки. Роль миниатюры крупной одночастной формы, новая трактовка цикла. Обогащение выразительных средств. Обновление формы, разработка новых композиционных принципов.
Ф. Шуберт – великий австрийских композиторов, один из первых представителей романтизма.
Значение творчества Ф.Шуберта. Биографические сведения.
Песня – ведущий жанр творчества композитора. Круг поэтов. Ведущие темы, образы, сюжеты. Объединение песен в вокальные циклы. Особенности стиля. Значение песенного творчества Шуберта в истории мировой музыкальной культуры, последователи в разных европейских странах.
Вокальные циклы и их значение. Трагичность содержания большинства песен сборника «Лебединая песня».
2.5. Ф.Шуберт – инструментальная музыка. Симфоническое творчество.
Шуберт – основатель романтического симфонизма. Песенность – ведущий принцип в драматургической концепции симфоний. Разные типы песенного симфонизма: лирико-драматический (в симфонии №8), лирико-эпический (симфония № 9).
«Незаконченная симфония». Новый в сравнении с классическими симфониями идейный замысел и новый круг образов.
Новая романтическая трактовка циклических форм.
Камерно-инструментальные сочинения, их связь с бытовой музыкой, симфоническим и песенным творчеством Шуберта. Значение фортепианного квинтета «Форель», квартета d- moll.
Фортепианное творчество. Лирическая миниатюра, создание новых жанров - экспромта и музыкального момента.
Новая трактовка сонатного цикла. Соната A – dur.
2.6. Р.Шуман – жизненный и творческий путь.
Значение творчества композитора. Биографические сведения. Шуман – публицист. Создание кружка единомышленников «Давидсбюнд». Основные темы творчества, филистеры и прогрессивное искусство. Образы Флорестана и Эвсебия – две стороны натуры композитора. Роль жены – К.Вик – в творческой деятельности композитора.Вокальное творчество. Песни Шумана и их роль в развитии камерной лирики. Особенности употребления поэтического текста. Особенный тип вокальной мелодики, новая роль фортепианной партии.
Песенные циклы. «Любовь поэта».
Увертюра «Манфред», её значение в развитии лирико – драматического симфонизма.
2.7. Р.Шуман – сюита «Карнавал».
Фортепианное творчество – основная ветвь творчества композитора. Характеристика фортепианного стиля. Основные группы фортепианных сочинений: циклы, объединённые общим вариационно – тематическим развитием; циклы миниатюр; крупные циклические формы.
«Карнавал» - содержание сочинения, его связь с идейными взглядами Шумана, публицистическая направленность. Жанр и композиция. Употребление бытовых жанров.
2.8. Ф.Шопен – жизненный путь. Общая характеристика творчества.
Шопен – классик польской музыки. Биографические сведения. Роль творчества Шопена в утверждении национального самосознания польского народа.
Сочетание лирических и героико-драматических образов.
Музыкальная речь, её национальные истоки. Создание мелодики синтетического типа, самобытной, гармоничного языка.
2.9. Ф.Шопен – фортепианное творчество.
Фортепианное творчество. Шопен-исполнитель. Особенности стиля: фактура, мелодика, гармония. Шопен – создатель новых жанров фортепианной музыки. Образ Родины – центральный образ творчества композитора. Лирика, эпос, героика. Мазурки, их содержательная разноплановость. Полонезы блестяще-праздничные и героико-трагические. Лирические миниатюры. Прелюдия – по существу, новый жанр. Цикл шопеновских прелюдий и традиций Баха. Тональный план. Прелюдии этюдные, жанровые, трагические. Ноктюрн – новая трактовка жанра. Типовая форма (3-х частная). Ноктюрны фильдовского типа. Ноктюрны, построенные на противопоставлении контрастных образов. Вальсы лирические и вальсы концертного типа. Этюды. Шопен – основатель нового типа этюда. Богатство образного содержания. Баллады, связь с поэзией А.Мицкевича. Баллада №1, её образное содержание, программность. Сонаты – новая трактовка сонатной формы. Соната №2 Скерцо. Концерты.
2.10. Ф.Лист – жизненный и творческий путь.
Лист – классик венгерской музыки. Творческий облик, социальные и эстетические взгляды. Биографические сведения. Годы детства. Лист в Париже. Годы странствий. Поездки в Венгрию и Россию. Веймарский период. В Риме. Последние годы.
Создание новых жанров симфонической и фортепианной музыки. Лист – основатель нового жанра программной симфонической музыки – симфонической поэмы. Новые драматургические и композиционные принципы: сочетание одночастности и цикличности, монотематизм.
Прелюдии – характерный образец жанра симфонической поэмы.
Песни – круг образов и выразительных средств. Соотношение вокальной и фортепианной партии.
2.11. Ф.Лист – фортепианное творчество.
Фортепианное творчество. Лист – пианист. Особенности стиля. Эволюция. Основные жанры фортепианного творчества: 1)транскрипции и парафразы; 2)самостоятельные фортепианные сочинения – программные пьесы, этюды. Рапсодии – новый жанр в фортепианной музыке, фантазия на народные темы. Отражение в них рисунков народной жизни Венгрии. «Годы странствий» - сборник программных фортепианных пьес. Новаторский тип программности. Композиция пьес. Монотематизм. Соната h-moll – шедевр фортепианной романтической музыки. Содержание сонаты - внутренней противоречивый мир человеческой личности середины XIX столетия.
Этюды.
ІІ курс, 3 семестр
Поделитесь с Вашими друзьями: |